Сергей Параджанов и лаборантки

Артэм Григоренц


 Кто хорошо знал Сергея Иосифовича Параджанова, отмечают, что при всей необычности его характера, выделялась особая чуткость, проявляемая в самой неожиданной форме. Этот случай действительно произошел в старой киностудии «Грузия-фильм», и не кем-то выдуман или приписан знаменитому кинорежиссеру, на это нынче нередко жалуются его близкие.  Очевидцем была моя соседка  Седа Мардоян, многие годы проработавшая в проявочной лаборатории, справедливо считавшейся сердцем киносъемочного процесса. Работать лично с Параджановым ей не довелось, но возможно ли было не приметить его, когда появился у них?! Однажды, когда он сосредоточенно просматривал накануне проявленные ленты, несколько лаборанток бурно обсуждали проблему одной из своих коллег. У той серьезно заболел ребенок, и нуждался в каких-то особых препаратах. Кто-то сказал, что лучшее средство –  настоящая черная зернистая икра. Другая коллега сказала, что настоящую икру нынче не достать, кругом подделка, вообще засомневалась в ее эффективности против той болезни, так незачем напрасно тратиться. Оторвавшись от дела, Параджанов включился в разговор. Сказал, что если икра не поможет, то и не помешает. Такой аргумент никто оспаривать не стал. На том обсуждение закончилось, лаборантки продолжили манипуляции над отснятыми операторами киноматериалами.
 В последующие дни Параджанов в студии не появлялся. Говорили, что он в Москве. А когда приехал, в первую очередь зашел в лабораторию.
- Где та женщина, у которой болен ребенок, как он себя чувствует?! - спросил кинорежиссер и положил на стол стеклянную баночку с настоящей зернистой икрой, надёжно закрытой голубой железной крышкой, гарантирующей сохранность, - Я купил ее в Елисеевском магазине!
  Был ли Параджанов правда в Москве? Трудно сказать! Во всяком случае его биографы утверждают, что в тот период он в Москве не был. Но имеет ли это значения?
Артэм Григоренц