Достоевский Ф. М. Дневник писателя

Мария Каштановая
О "Дневнике писателя" я ничего не знала до тех пор, пока случайно не встретила его на полке книжного магазина. Какая удача!

Стоит ли пояснять, что подстегнуло меня приобрести эту книгу? Пожалуй, остановлюсь на этом подробнее.

Вообще с Достоевским, точнее говоря с его творчеством, я, в отличие от прочих людей, познакомилась уже обучаясь в университете. Его книга нашла меня совершенно случайно, и сделала она это точно вовремя. Я в полной мере насладилась "Униженными и оскорбленными", и дальше началась Достоевскомания (если, конечно, можно так выразиться). Я влюбилась в этого Писателя бесповоротно и всё подумывала: как было бы здорово жить в его эпоху, иметь возможность познакомиться с великим писателем лично, отыскивать свежеизданные книги, о которых еще никто не скажет заблаговременно, что Раскольников убьёт старуху-процентщицу, например ... И вот мне попадается "Дневник писателя"! Разумеется я схватила книгу не раздумывая.

Книга эта впоследствии меня нисколько не разочаровала. Как минимум это невозможно по той причине, что писал ее великий мастер своего дела! Но не буду ходить вокруг да около. Поясню, что ждать от нее и почему, может быть, стоит ее читать.

"Дневник писателя" - это, как понятно из названия, сборник воспоминаний и размышлений Фёдора Михайловича. Большее впечатление на меня произвели именно воспоминания, поскольку Достоевский, неспроста, славится своим художественным талантом. Он, точно художник, ясно обрисовал картину, сделал ее до такой степени реалистичной, что читатель словно в машине времени отправляется в прошлое и имеет потрясающую возможность понаблюдать за писателем как бы со стороны. Это, к слову, поразило меня до глубины души. В "Дневнике писателя" Достоевский рассказывает о разнообразных своих знакомствах как с "простыми" людьми, так и с коллегами "по цеху"; вспоминает как о жизни каторжной, так и об особенно торжественном моменте своей жизни, когда по написании "Бедных людей" был признан писателем; делится своими наблюдениями за историями людей, его окружавших.

Как было указано выше, "Дневник писателя" также насыщен размышлениями Достоевского. Без своих глубоких психологических умозаключений он бы не был собой. Он ясно видел потайной смысл как происходящего в России, так и в мире в целом. Писатель анализирует и разъясняет многое, недоступное прямому человеческому взору, в том числе: отношения России с Европой (хотя скорее наоборот), яркие судебные процессы того времени и, даже, некоторые из памятников мировой литературы, признанные на много еще веков величайшим творением.
 
Единственная сложность при прочтении может возникнуть по причине недостаточного знания политической, например, ситуации второй половины 19 века. Но какое-то представление читателю безусловно дается. Также, взявшись за "Дневник писателя", нужно помнить, что это - не современный художественный роман. Тут глубокие мысли (впрочем, как и всё Достоевское), которые, на мой взгляд, следовало бы растянуть во времени - лучше усвоишь психологическую "нить".

Между тем, очень многое можно вынести из прочтения столь необычной книги. Всего не упомнить, да и есть ли смысл, ведь фамилия автора - уже своего рода гарантия неизмеримо высокого качества. Скажу напоследок лишь то, что столь гениальные мысли Федора Михайловича, обличенные, слава Богу, в слова, до сих пор остаются актуальными для русского человека, семьи его, государства целого, да и всего мира заодно. Какое же это счастье, что великий мастер пера удостоил нас с вами такой чести - читать "Дневник писателя"! И какое же это счастье, что, изучая поистине невероятную книгу, мы имеем уникальную возможность познакомиться с Федором Михайловичем Достоевским "лично"!