Драгоценный хлам

Майя Уздина
Драгоценный ХЛАМ

Поэзию и прозу нашего времени и нашей страны  невозможно
представить себе без «Реквиема» Анны Ахматовой, без «Колымских рассказов» Варлама Шаламова, без «Крутого маршрута» Евгении Гинзбург, без «Погруженья во тьму» Олега Волкова...

 Точно так же эпопея гулаговского «Архипелага» останется неполной без истории тюремного искусства, пожалуй, в первую очередь — театрального. Проросшее в неволе, оно - неотъемлемая часть лагерной жизни. Это особый вид «лагкультуры». Давно зрел замысел книги «Театр ГУЛАГа». Над  сбором материалов работали многие люди.  Документов почти не осталось. Важно было сохранить то немногое, что удалось раздобыть у родственников сидельцев, уже почивших. Спасти от забвения. Знают об этой странице немногие.

Я не исключение, узнала о лагерях только в 60-е годы прошлого века. Лично в моей семье никто не пострадал. Да и семья была маленькая. Реабилитированные после ХХ Съезда люди неохотно рассказывали о былом. И я вообще не встречала таких людей. Работала я в то время в библиотеке, среди читателей был писатель Михайловский и его супруга. Мы подружились. Они часто отдавали мне удостоверение, по которому я могла пройти в Дом Литераторов. Там  проводились литературные встречи, там однажды познакомилась я с Марленом Коралловым, недавно реабилитированным. Марлен познакомил меня с членами «Мемориала», заседания которого я тоже стала посещать.

Постепенно узнавала людей, подробности жизни вернувшихся из лагерей бывших заключенных.

С Марленом я общалась долгие годы, постепенно узнавая его историю. Из  МГУ он был взят по доносу однокурсника. Осуждён на 25 лет за организацию покушения на Сталина.  При реабилитации ему показали этот донос.

Отбывал он срок в Карлаге, где были в то время   Аркадий  Белинков , Камил Икрамов.

Несколько публикаций, представляющих собой отрывки из воспоминаний бывших зеков, я поместила в литературном дневнике.

Особый интерес представляет работа Е.Эткинда «Добровольный крест». Рекомендую прочесть обязательно.
В дальнейшем, желающие могут обратиться на сайты:

http://knigki-pro.ru/knigi-pro/60-knigi-pro-gulag.html
http://urokiistorii.ru/node/52785
http://www.memo.ru/history/teatr/

На этих сайтах даны списки произведений о ГУЛАГе.


Примечания: "ХЛАМ" -  художники, литераторы, актеры, музыканты. Драгоценный это ХЛАМ.

На фотографии Татьяна Гнедич.