Открытие Ивана Ложникова

Александр Герзон
               

- Ваше превосходительство, мы выяснили все возможное об этом странном Ложникове, - докладывал жандармский ротмистр Зеленков генерал-майору. - Родился в одна тысяча восемьсот семьдесят девятом году в станице Павловской. Отец – крещеный еврей, мать – казачка.
- Как этот крещеный попал в станицу*
- Он спас будущего тестя в бою на Шипке. Тот лежал на земле, его приняли за убитого. А Ложников услышал стон …
- Откуда вы знаете все эти подробности?
- Ваше превосходительство, я кадровый …
- Ну-ну. Ладно, дальше.
- Ложников – из кантонистов. Родни у него нет. Вот и приехал в станицу …
***
- Перейдем к его сыну, который весьма интересует министр- а.
- Родился двадцать девятого мая одна тысяча семьдесят девятого года. В детстве проявлял недюжинные способности, замеченные местным священником. По его настоянию Иван Ложников был отдан отцом в гимназию.
- В станице была гимназия?
- Шутите, ваше превосходительство?  Мальчик учился в одной из столичных гимназий, а жил у брата своего деда по матери, купца. В возрасте четырнадцати лет убедил купца в том, что преуспел в высшей математике и отправился для продолжения учебы в Геттингенском университете вольнослушателем. Затем …
- Покороче всю эту учебу.
- Хорошо. Посетив ряд университетов Европы, он уезжает в Америку, где знакомится в девяносто пятом году с изобретателем Николой Теслой.
- Тесла. Тесла … Это имя мне знакомо. Впрочем, продолжайте.
***
- Как раз у Теслы сгорело лабораторное здание, он был удручен, но все же Ложников сумел с ним иметь две короткие беседы. После чего возвращается в Россию и на средства своего покровителя создает лабораторию.
- Так, что мы имеем сегодня в этой лаборатории?
- Наш агент сумел постепенно войти к Ложникову в доверие как поставщик пищевых продуктов, вот его сообщение. Агент обнаружил, что в лаборатории имеются еще дав этажа под верхним, видимым. Но туда проникнуть он пока не сумел.
- Надо проникнуть! А что за связи с социалистами у этого Ложникова?
***
- Ваше превосходительство, интерес к социалистам появился у объекта во время его вторичного пребывания в Германии и Швейцарии. Он познакомился с господином Плехановым и госпожой Кларой Цеткин, которые не сумели его очаровать. Познакомился он также и с Владимиром Ульяновым, после разговора с которым уезжает в Россию, разочарованный в социализме.
- Да уж, этот Ульянов …
- После Ульянова объект встретился с Гербертом Уэллсом.
- Вот как! Это с тем, что написал «Машину времени?» Вы читали  эту книгу?
- Так точно. Читал. Понравилось. Но эта встреча …
- Чрезвычайно интересно … Неужели сей муж ученый хочет путешествовать во времени? Затея крайне опасная! И для него – и для всех нас. Дальше!
- Возвратясь в Россию, посещает в Калуге Константина Циолковского …
- Калужского гения? Еще интереснее. Он явно рвется к машине времени, во всяком случае к чему-то подобному и опасному.
- Затем он строит лабораторию.
Последний вопрос, ротмистр: объект женился?
- Так точно. На дочери богатого купца. Семья благонадежная. Влияние на Ложникова = положительное.
- Не обольщайтесь. Мне нужны сведения о нижних этажах этой подозрительной лаборатории. Там могут быть опаснейшие средства для бандитской деятельности боевиков-социалистов. В кратчайшие сроки, в кратчайшие! Докладывать мне ежедневно о ходе дел. Все! Вы свободны, ротмистр. Да, еще одно, дорогой Зеленков: попытайтесь использовать жену Ложникова.
- Каким образом, ваше превосходительство?
- Не мне вас учить! Любым образом!  Любым!
***
Лидия Марковна , жена Ложникова, была женщина довольно образованная, довольно милая внешне и при этом высоконравственная. Все попытки ротмистра и привлеченных лиц добиться ее измены мужу провалились. Поэтому жандарм решил пойти ва-банк.
Встретив ее в Летнем саду как бы нечаянно, он заявил:
- Лидия, вы знаете, кто я?
- Да, вы Зеленков, жандармский ротмистр.
- Вы знаете, в чем заключается моя служба?
- Искать крамолу и измену отечеству.
- Так вот, я узнал, что  боевики эсеров хотят использовать открытия вашего супруга во вред нашей отчизне. Его как ученого я хотел бы избавить от всяких неприятностей, поэтому решил поговорить с вами, не мешая его работе.
- И чего же вы от меня хотите?
- Очень немногого. Мне нужно знать, над чем он работает. Чтобы уберечь и его, и вас,  и народ наш от возможной беды.
- Это невозможно. Я люблю мужа и верю ему. Он никогда ни словом, ни жестом не высказал желания вредить отечеству. И с социалистами он сразу  же порвал, ознакомившись с их идиотскими программами. Нет, я не стану вашим осведомителем, ротмистр. И я  расскажу супругу о ваших подозрениях.
- А вот этого делать не надо. Поверьте, я склоняю голову перед вашей супружеской верностью, но ему лучше не знать ничего. Он ученый, возможно, даже гениальный ученый. Пусть работает спокойно. После разговора с вами я несколько успокоился. Но его жизнь в опасности: социалисты станут за ним охотиться, чтобы заставить его открыть им тайну своих  работ.  Они ведь любое открытие используют не во благо человека, а для завоевания власти. И если вам потребуется помощь, если вы заметите что-то подозрительное, немедленно со мною свяжитесь.  Завидую вашему мужу, вы зацепили душу мою. Прощайте, Лидия Марковна.
***
Зеленков нашел известного медвежатника, благообразного улыбчивого крепыша, довольно быстро.  Они были знакомы.
- Чем могу быть полезен, господин ротмистр?
-  Твоим искусством.
- Да, моя работа – это искусство. Не всякому дано стать …
- Я прошу тебя, художник-мастер, помочь мне проникнуть в лабораторию врага отечества. Это будет не просто и даже опасно.
- Точно врага отечества?
- Честное слово офицера.
-  Опасности не боюсь, это привычно. Вот только в лаборатории врага вряд ли сумею разобраться и сделать то, что нужно.
- С тобой пойдет ученый-физик, он разберется. Я тоже пойду с вами. Времени у нас будет мало: хозяина  задержат на несколько часов. Его жена, конечно, начнет бить тревогу, дойдет до самого …
- Понял, понял. Что ж, рискнем. Не впервой.
***
Задержать Ложникова не удалось: его не было ни дома, ни в лаборатории.
- Ваше превосходительство, разрешите мне действовать на свой страх и риск! Я боюсь, что промедление недопустимо!
- Хорошо, ротмистр! – ответил генерал, подумав. – Вы уполномочены! Действуйте! И помните: за вашей спиной – отечество.
Зеленков, медвежатник с чемоданчиком и студент-физик вошли в подобие сарая, где размещалась лаборатория Ложникова.
Здесь было несколько столов с ретортами, пробирками и металлическими банками.
- Здесь должна быть подземная часть, - сказал жандарм. – Я подозреваю, что все нами видимое -  лишь для отвода глаз. Надо найти вход в подземную часть.
- Для начала надо сгрести весь мусор с пола, - предложил медвежатник.
Все трое энергично очищали пол – и увидели металлический квадратный люк. Крышка люка была гладкой, и было непонятно, каким  образом можно ее открыть.
***
- Ну, мастер, ваша очередь, - обратился офицер к вору.
Тот вынул из чемоданчика нечто остальным двоим не знакомое. Это был фонендоскоп, только что изобретенный доктором Николаем Коротковым.
Ротмистр знал об этом, но его неприятно удивило то, что и вор знал тоже. Да, интеллигентный вор, - подумал  Зеленков.
Медвежатник приставил мембрану к двери люка и, передвигая ее, постукивал гвоздем по крышке и рядом с ней. Это длилось несколько минут.
- Закрыто на засов, - объявил, наконец, интеллигентный вор.
- Значит, где-то здесь должен быт рычаг или должна быть кнопка для открытия, - решил студент.
- Пожалуй, согласился медвежатник.
- Тогда ищем, - приказал жандарм.
Он тут  же разбил площадь на участки, и поиски начались. Но они оказались безрезультатны.
- Ломаем люк, - решил ротмистр.
- Лучше сдвинуть засов, - почесал в затылке вор-интеллигент. – У меня есть дрель и сверло сверхтвердое.
- Давай, - буркнул офицер.
***
Визжало сверло, медленно продвигаясь вглубь. Наконец, дошло до засова. Вынув из своего чемоданчика какой-то стержень, вор вставил его в отверстие и начал манипулировать. Через пару минут засов был отодвинут, люк с помощь фомки откинут и трое спустились по лестнице в зал, озаренный голубым светом каких-то  ламп.
- Не понимаю. – сказал Зеленков. – Сюда не подведено электричество, а  тем не менее …
- Видимо, ученый сумел овладеть каким-то видом энергии. Еще не известным человечеству. И, возможно, крайне могучим.
- Вы полагаете?
- Абсолютно убежден. Это может быть гравитация, это может быть энергия атомов, это может быть …
- Это опасно или полезно?
- Господин офицер, вы прекрасно знаете, что любое открытие ученых может быть использовано как с пользой для  людей, так и …
- Уж не социалист вы, юноша?
- Нет, я анархист!
- Вроде парижан в семьдесят первом году прошлого века?
- Нет, мы против любой формы власти человека над человеком, против любой формы эксплуатации человека человеком. Мы против всяких привилегий …
***
- Знаю, знаю. Общество должно быть построено на основах личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого. Прекрасная мечта. Но неосуществимая.
- Ошибаетесь. Вполне осуществимая.
- Вот вы какой, господин физик. Жаль, мне вовремя об этом не сказали. Почему?
- Я не афиширую своих взглядов. Но посмотрите – что это?
Странное зрелище  видели они6 в круглой капсуле стоял ученый, глаза его были широко открыты, но он явно не видел гостей, он был словно мертв.
Зеленков окликнул его. Никакой реакции.
- Надо подождать, - предложил студент. – Возможно, он выйдет из этого состояния вскоре.
И, как бы подтверждая его предположение, Ложников заморгал, глубоко вздохнул – и вышел из капсулы.
- Вы как здесь оказались, господа? – спросил он.
- Вас искали, - ответил ротмистр. – Что с вами было? Вы стояли неподвижно в этой бочке с открытыми глазами без признаков жизни.
- Это не бочка. – обиделся ученый, - это капсула перехода в иное время.
- Не понимаю, - схитрил жандарм – поясните.
- С помощью этой капсулы я был только что в будущем. И это меня разочаровало. Оказалось, что переход совершило только мое астральное тело.
- Нельзя ли поподробнее?
***
- По какому праву, господин офицер, вы здесь – и эти люди с вами? Вы вторглись в частную лабораторию …
- Господин Ложников, вы живете в России. Вы ведете тайные опыты с силами, пока еще людям недоступные. Вы понимаете, что ваши опыты могут быть опасны для государства, для населения?
- Ах, вон оно что! Я готов сотрудничать с государством. Ибо я патриот, и все, что я делаю, - это для пользы отечества, уверяю вас.
- Похвально, похвально. Рад  буду с вами сотрудничать. Итак, что же вы обнаружили там, в будущем?
-  Я включил капсулу, какое-то мгновение был как бы без сознания – и вдруг увидел, что стою в какой-то квартире. Здесь было много приборов, мне не известных. Мальчик лет двенадцати сидел перед экраном одного из приборов, пальцы его выстукивали по клавишам, а  не экране появлялись, сменяясь, картины и тексты. Потом он смотрел нечто вроде кинофильма.
***
Я его окликнул. Но он не отозвался. Тогда я, запомнив место, где стоял до этого, подошел к мальчику и хотел взять его за плечо. Но рука моя прошла сквозь его тело. И я понял, почему он не откликался: он меня не видел и не слышал.
Это могло означать только одно: мое тело осталось в моем времени. Здесь моя душа, или астральное тело, или еще что-то, но не мое физическое тело.
- Да-а … А что за приборы там стояли?
= Один из них, большой белый, показался мне рефрижератором, так как мальчик вынул из него стаканчик с мороженым, когда я появился. Второй – с клавиатурой – видимо, был прибор  общения на расстоянии. Мальчик мог общаться с людьми и странами.  Третий прибор был большой экран. На котором сменялись картины, но звук, вероятно, был выключен или его не было. Далее. Чайник со шнуром, воткнутым в стену. Полагаю, это был электрический чайник. Еще один прибор с конфорками показался мне электрической плитой.
Тут я услышал предупреждающий сигнал: через минуту меня мой прибор должен был вернуть в мое время. Я пошел к тому месту, где стоял при своем появлении. Снова как бы потеря сознания – и вот я вернулся и вижу вас.
***
- Господин ученый, а что это за красная кнопка на стене с черепом и костями над ней?
Ложников засмеялся. Потом нахмурился.
- Это очень опасная кнопка. Нажатие на нее приводит в действие разрушительную силу аннигиляции в радиусе более десяти аршин.
Нахмурился и ротмистр:
- Такая страшная сила!  Вы ее открыли недавно?
- Это произошло совершенно случайно, когда я проводил очередной эксперимент. Эта сила способна уничтожить не только нашу планету, но и всю Солнечную систему. Более того, она может…
Бросившись к красной кнопке, студент нажал ее. Грозный гул раздался, и в течение одной секунды лаборатория исчезла. На месте ее был неглубокий кратер в почве, лишенный всякой растительности.
Не получая доклада от ротмистра, генерал выслал агента к лаборатории Ложникова. Тот вернулся и доложил об исчезновении лаборатории. Тогда сам генерал отправился на место.
Увидел кратер, он вынул из портфеля кассету с фотопластинкой и подержал ее пару секунд над почвой. Затем быстро удалился.
***
- Ваше превосходительство, пластинка побывала в чрезвычайно мощном потоке света, - доложил лаборант. Или …
Он замялся.
- Или?
- Или в мощном потоке рентгеновских лучей, возможно …
- Спасибо.
Ему стало ясно, что произошло. Какая трагедия! Потерян  один из лучших офицеров, погиб важный ученый с его открытием! Что доложить наверх?
Подумал.
- Ничего не надо докладывать, - решил твердо и невесело. – Теперь надо замаскировать гибель ротмистра, ученого и студента. Ах, да, там еще был медвежатник! Ну, с этим проще.  А вдову вызвать и строго-настрого предупредить о молчании. Или ликвидировать ее?

                12 июля 2016 года.