ЕГЭизм

Лариса Есина
Если бы мне, когда я была еще школьницей, сказали, что мой ребенок будет сдавать выпускные экзамены НЕ В СВОЕЙ ШКОЛЕ, да еще УЧИТЕЛЯМ, ведущим ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ, что проверять экзаменационные работы будут В ДРУГОМ РЕГИОНЕ СТРАНЫ, я бы сочла этого человека сумасшедшим. Однако реальность оказалась суровее: в Пунктах приема экзамена не достает разве собак и решеток на окнах, а в остальном — все, как на режимном предприятии: проход к аудиториям через рамку металлодетектора, полицейские, призванные следить за общественным порядком, видеокамеры в кабинетах, поход в туалет под «конвоем» наблюдателей...
В такой обстановочке даже если все знал, забудешь от волнения и невольно возникающего чувства вины. К счастью, детская психика более гибкая, и дети легче взрослых справляются со стрессовой ситуацией. А экзамен — это всегда стресс.
Даже десятилетия назад мы волновались, когда на выпускной государственный экзамен в школе шли как на праздник: мальчики в белых рубашечках, девочки - в отутюженных белых фартучках, с бантами и букетами цветов в руках, и нас радушно встречали нарядные преподаватели в кабинетах с накрытым белой скатертью учительским столом... Волновались, какой билет попадется — зазубрить все было практически невозможно. Какие-то вопросы знали лучше, какие-то — хуже. Переписать ответ со шпор — полдела. Нужно было пересказать его устно, а если «повезет», то и ответить на вопросы экзаменационной комиссии. Поэтому даже сам процесс списывания можно было считать подготовкой к ответу. Готовились к экзаменам основательно, на каждом уроке, а по профильным предметам, которые предстояло сдавать потом в ВУЗе — с репетиторами.
В наши дни занятия с репетитором — обязательный атрибут подготовки к ЕГЭ, процедура сдачи которого настолько мудрена, что не каждый учитель-предметник берется за дополнительную подготовку выпускников к итоговой аттестации. Вместе с тем для других педагогов репетиторство вышло на первый план. Не секрет, что в больших школах давно нет «борьбы» за часы, от которых всегда зависела зарплата учителя — зачем напрягаться в школе, пусть даже за хорошую заработную плату, если дома на частных уроках можно заработать в разы больше? Миф, созданный чрезмерной родительской опекой. Ребенок способен освоить предмет самостоятельно, если систематически к нему готовится. Благо, для этого имеется масса возможностей — сборники для подготовки к ЕГЭ по предметам, он-лайн тесты на специальных сайтах. Причем, такие занятия не менее эффективны, так как, занимаясь сам, выпускник учится рассчитывать только на себя. За исключением иностранных языков, когда требуется постановка произношения, языковая практика и прочее. Жизнь доказывает, что количество набранных баллов в ряде случаев зависит не столько от занятий с репетиторами, сколько от способности ученика. Если они невелики, то никакой репетитор их в голову своего протеже не вложит. Если они есть, то непременно проявятся.
Впрочем, как оказалось, не так страшен ЕГЭ, как его малюют. К счастью, старшеклассники суровую обстановку на экзамене воспринимают спокойнее. И шпаргалки, и мобильные телефоны умудряются пронести. Тут вся смекалка русского народа проявляется! В этом году в аудиторию запретили брать с собой ранее разрешаемые шоколадки, а с бутылок с водой заставляли снять этикетки. Оказывается, в прошлом году на оборотной стороне плиток белыми гелиевыми ручками записывали формулы, правила, исторические даты и прочее, а за этикеткой минералки прятали бумажные «шпоры». Вот правила сдачи ЕГЭ и ужесточили! Любопытно, какие строгости будут введены на следующий год по результатам наблюдения за выпускниками 2016-го?
Однако даже все это в ЕГЭ не самое утомительное и волнительное. Помнится, нам казались вечностью те два-три часа, пока выйдет учитель и огласит экзаменационные оценки. А наши дети вместе с нами ждут результатов от 10 и более дней. Вот где серьезное испытание для психики!
Все вышеназванные неудобства имеют благую цель снизить уровень коррумпированности нашего общества. И многие, пройдя огни, воды и медные трубы Государственной Итоговой аттестации в школе и поступив по результатам тестирования в престижные университеты Москвы, Петербурга и крупных краевых центров, действительно поют ЕГЭ осанну! Мол, если б не ЕГЭ, вовек туда не поступили бы. Подавать документы сразу в несколько учебных заведений можно, но, как оказалось, не все так просто. Все чаще сталкиваешься с тем, что все бюджетные места уже заняты «льготниками» - сиротами, инвалидами, бывшими военнослужащими, «целевиками», беженцами с Украины и так далее — куда ни подавай. Бесспорно, им тоже нужно учиться, но что тогда стоят высокие баллы и золотая/серебряная медаль?
С другой стороны, ВУЗы уже в процессе обучения сталкиваются с низкой подготовкой высокобальников. Вопрос остается открытым, как такое может быть при стольких уровнях «защиты от коррупции»? Уже не доверяя результатам ЕГЭ, ВУЗы с этого года ввели обязательные вступительные испытания, особенно на творческие специальности — живопись, журналист, музыкант... А это фактически аннулирует шанс подать документы сразу в несколько ВУЗов, особенно если они к тому же расположены в разных городах. То есть администрации многих университетов и институтов постепенно возвращаются к прежней системе набора студентов, не желая, как говорится, покупать кота в мешке.
Получается, и здесь ЕГЭ не выдерживает испытание временем? Тем не менее отменять его не собираются. Только с каждым годом ужесточаются правила сдачи экзамена. Понятно, что возвращения к старой советской системе образования уже не будет. А жаль! Не зря ведь она до сих пор считается самой эффективной в мире. Но, может быть, взять лучшее из того, что было раньше, и из того, что есть сейчас? Пусть дети сдают выпускные экзамены в своих школах, своим учителям, в радушной доброжелательной атмосфере праздника без искусственно создаваемых стрессовых ситуаций, и пусть они при этом имеют возможность подать документы сразу в несколько высших учебных заведений. Благо, это позволяет технический прогресс. Я, например, искренне верю, что рано или поздно так и будет, а ЕГЭ в памяти русского народа останется как самая большая нелепость или ЕГЭизм тех, кому такая система государственной итоговой аттестации выгодна.