Бессмертный листок на пустом полотне

Локсий Ганглери
Все мы, хотим-не хотим, все чаще задумываемся о смысле и назначении жизни – жизни вообще, нашей жизни. Причем, мысль эта приходит к нам вновь и вновь, независимо от того, успешна ли – в том или ином смысле! – наша прошлая и текущая жизнь…

Давайте, представим себе такую картину:

…в полутемной каморке нижнего этажа живет один художник. Ему уже за шестьдесят, и борода спускается у него с головы сатира на тело гнома. В искусстве, он – неудачник: все собирается написать шедевр, к которому еще даже не приступал: В одном углу двадцать пять лет стояло на мольберте нетронутое полотно, готовое принять первые штрихи шедевра... Всем нам хорошо знаком этот символ «нетронутого полотна» будущих открытий, добрых дел или героических актов!.. Однако, вот уже несколько лет наш старикан и не пишет ничего, кроме вывесок, реклам и тому подобной мазни ради куска хлеба, а если «повезет» – и бутылки виски, дешевого, но крепкого: он пьет запоем, но все ещё говорил о своем будущем шедевре. А в остальном – остальном? – это просто злющий старикашка, который издевается над всякой сентиментальностью…

Ну, скажите мне, какую цель, какое назначение может иметь такая... такое существование? Уверен: десять из десяти легко – пусть и с нелегким сердцем – назовут конец этого старичка, бессмысленный и бесславный!

* * *

Но вот, что случилось на самом деле:
«Утром первого дня швейцар нашёл бедного старика на полу в его комнате. Он был без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лёд. Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь. Потом нашли фонарь, который все ещё горел, лестницу, сдвинутую с места, несколько брошенных кистей и палитру с желтой и зеленой красками. Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана — он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист…»

Вы узнали? Ну конечно, это – из «Последнего листа» О*Генри!
Неожиданно для себя, «бесперспективный» старик написал шедевр – НАСТОЯЩИЙ шедевр: пожертвовал собою ради ближнего. Написал бессмертный листок, без которого – вне всяких сомнений – молодая художница умерла бы наутро.

Вы скажете: «Ну, это проза! В жизни-то – все по-другому…»
В рассказе – в отличии от жизни – акценты расставлены четко, другие планы и пласты не заслоняют от нас фокус: благодаря этому мы и можем узнать о жертве, принесенной человеком ради нас!
В жизни все в лучшем случае ограничивается безотчетно благодарной памятью… Но если взглянуть на жизнь сверху, как бы со спутника, то мы увидим: все одно к одному!
Этот спутник – любовь к Творцу и к ближнему. Она только и может сделать нашими руками то, что мы сами не в состоянии, и не хотим, и когда нам кажется: все! больше ничего!..
А все потому, что со спутника виден и другой берег – Тот Самый Берег, который едва угадывается в тумане близоруких дрязг, во мраке лжебесконечной суеты!..
...Тот Берег, к которому мы, даст Бог, отправимся, без экзальтации, намерений и гордыни, лишь в безотчетном восторге любви.

http://www.proza.ru/2016/07/10/1754 

_______________
иллюстрация - рисунок Нади Рушевой