Как пьяный Черчиль вручил Героя Соцтруда Седpакяну

Григорий Сухман
Биографий у этого феноменального по многим достижениям человека туча. Тут мы расскажем о жизни этого бонвивана под градусом. Очень кратко, просто несколько абзацев о его жизни в тени клубов дыма от кубинских сигар и пищевых добаввок, могущих показаться российскому читателю "родными", с тою разницей, что к качеству напитков Уинстон относился серьёзно и чуть что пенял производителям. Впрочем, это было редко - этикеткам он доверял больше, чем политикам. Итак...

Премьер-министр Великобритании, стратег и оратор, нобелевский лауреат, конструктор, художник, автор пятидесяти восьми исторических сочинений, толстяк, курильщик и остряк Уинстон Черчилль (1874-1965) прославился не только бурной и разнообразной карьерой. Жизнь Черчилля — еще и редкий пример счастливого и мирного алкоголизма, затянувшегося до глубокой старости. Рассказ о личности великого премьера вполне можно было бы составить из одних его цитат. Ну, например: «Реальность — это галлюцинация, вызванная недостатком алкоголя в крови». Или: «Алкоголь — это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь»- тут он просто цитировал своего земляка, гениального писателя Бернарда Шоу... А как вам такое признание:«Я взял от алкоголя больше, чем он забрал у меня». Но так он говорил уже в самом конце жизни, после 85-летия...
    Черчилль был потомком герцога Мальборо, того самого Мальбрука из песни, который по нетрезвости в поход собрался. Уинстон тоже по молодости служил кавалеристом, то есть настоящим гусаром, и привычки имел соответствующие: «Не могу жить без шампанского. После победы я его заслуживаю, а после поражения в нем нуждаюсь». В 25 лет Черчилль уже был членом английского парламента. Он сменил множество государственных постов, был создателем танка, первым из крупных стратегов оценил значимость авиации, выдвинул идею трубопровода под Атлантическим океаном, изобрел навигационный прибор для летчиков, не говоря уже о том, что был одним из двух наших главных союзников в победе над Гитлером. Забавно, что сразу после революции Ленин называл его главным врагом советской власти, а в Москве 20-х годов непременным атрибутом первомайских шествий было чучело Черчилля, по которому били молотом. Тем не менее советский коньяк толстяк любил всегда, заказывая его в Союзе ящиками
Несмотря на бытовое пьянство и пристрастие к кубинским сигарам (его называли человеком с Кубой во рту), Черчилль не был жизнелюбом. У него бывали тяжелые приступы депрессии, которую он называл черным псом. Главным средством борьбы с «черным псом» был, как можно догадаться, алкоголь: «Должен заметить, что мои жизненные правила предписывают в качестве абсолютно священного ритуала курение сигар, а также употребление алкоголя до, после и во время всех трапез, равно как и в перерывах между ними». Доподлинно известно, что премьер выпивал в день по бутылке виски и коньяку (именно «и», а не «или»). Несмотря на политические кризисы и депрессии, Черчилль всегда держался бодрячком и даже после второй отставки, выйдя на пенсию, режимов не соблюдал: «Я много пью, мало сплю и курю одну сигару за другой. Поэтому я на двести процентов в форме». На вопрос о секрете своего долголетия он отвечал: «Никакого спорта!» и «Никогда не стоял там, где можно сидеть, и никогда не сидел там, где можно лежать».
     К 80-летию Черчилля корпорация "ВВС" создала специальную группу для съемок его будущих похорон, но бывший премьер пережил трех членов этой команды!

Мальчик 1887–1893 учится в закрытой школе, где слывет самым плохим учеником в классе, хотя знает наизусть Шекспира. На замечание директора «Мы имеем основания быть недовольными вами, Черчилль!» отвечает: «А я — вами, господин директор!» Из записок учителей следует, что еще в юности Уинни стал покуривать и попивать. Во всех аристократических школах он учился плохо, не желая заниматься древними языками, математикой и философией. Любимым его занятием была игра в солдатики, с которыми он разыгрывал целые сражения. В них всегда побеждали англичане.... После школы отец решил отдать его в знаменитое военное училище в Сандхёрсте. Ни на что другое, по его мнению, Уинстон не был способен. Он закончил его, будучи по успеваемости 20-м (из 130 слушателей).В 1895 г. Уинстона постигло большое горе. Умерли его отец и няня. Он стал главой одной из ветвей Черчиллей. Родители промотали все состояние. При этом мать продолжала бездумно тратиться, упрекая... сына в расточительности!
 К 26 годам Черчилль уже побывал на четырех войнах, в частности он принимает участие в крупной кавалерийской битве во время восстания в Судане и лично пристрелил пятерых повстанцев. На англобурской войне попадает в плен, но чудом бежит, спрятавшись между тюками шерсти и провизии, которые направлялись в Восточную Африку. Через двое суток он благополучно покинул бурскую территорию и оказался в Мозамбике. В Англию молодой корреспондент вернулся героем. Много курит,  пристрастившись к кубинским сигарам. Выкуривает по 15 сигар в день - дорогое удовольствие!.
1900–1915 Избран в парламент от консерваторов. Служит министром торговли, потом — внутренних дел, потом — военно-морским министром. Постоянно прожигает пеплом костюмы, так что жена Клементина (с которой он прожил 53 года и родил 3 девочки и мальчика)изобретает для него особый нагрудник. Черчилль имел привычку тратить на один обед среднюю зарплату служащего канцелярии, при этом  казна оплачивает эти счета. Как-то является на прием пьяным и в ответ на обвинение одной дамы отвечает: «У вас ноги кривые пожизненно, а из меня алкоголь завтра выветрится».
1917–1935 Черчилль — министр военного снабжения в кабинете Ллойд Джорджа, потом военный министр, министр авиации и министр колоний. Любит дразнить советскую власть, заказывая себе в России знаменитый коньяк Шустова. Ежегодно Черчиллю отправляют 400 бутылок, в сопроводительных бумагах записанные как «бывший шустовский». Ночью после возлияний так храпит, что леди Черчилль отселяется в отдельную спальню. Как-то на приеме официант случайно обливает лысину Черчилля шампанским. Тот говорит: «Дорогой, ты действительно считаешь, что это самое радикальное средство от облысения?» В 1922-м вылетает из кабинета и следующие 10 лет перебивается незначительными для его статуса министерскими должностями, а также журналисткой работой.
1939–1945 Вторая мировая война — пик карьеры и славы Черчилля, время, когда из героя карикатур, комического толстяка с сигарой в зубах он становится национальным героем. В сентябре 1939 Черчилль назначен, наконец, военно-морским министром в правительстве Чемберлена, а после отставки Чемберлена(он так и не смог уговорить Гитлера не захватывать Польшу) — премьер-министром коалиционного правительства, каковым и остается почти до самого конца войны. Естественно, шесть лет гигантской ответственности и стрессов становятся и пиком алкоголизма премьера. Когда японцы бомбят Перл-Харбор, Черчилль напивается до бесчувствия — от радости, что США придется вступить в войну.Кстати, пропивал он огромные суммы. И они не проходили по статье "банкеты в честь ч/л", Черчиль без устали также тратился на дорогущие кубинские сигары... Совсем недавно исследователи его архива столкнулись с малоизвестным обстоятельством: обнаружили копии чеков того времени на тысячи и тысячи фунтов от...евреев, подарочки! Он и не пытался от них уклоняться - так было принято. А если добавить, что, скажем, газета "Дейли Телеграф", принадлежавшая лорду Кэмроузу, печатала  статьи премьер-министра и расплачивалась с ним, устраивая автору отдых на курортах Великобритании(пустяки, вроде брюликов жене на Рождество, он тоже не за свои покупал)- то вырисовывается не просто не лестная, а по современным понятиям прямо уголовная картина жуликоватого проходимца...Во время войны, несмотря на трудности с зерном, премьер велит продолжать производство виски в Шотландии, и сразу после войны скотч становится одной из основных статей экспорта Великобритании. После победы лейбористов на выборах выходит в отставку и сидит у себя в поместье, где пьет и занимается живописью.
1945–1946 Произносит знаменитую Фултонскую речь, в которой призывает мир к бойкоту СССР, впервые применив термин «железный занавес». В Фултон Черчилль едет в вагоне с Трумэном и всю дорогу учит его «капать немного алкоголя в воду, чтобы убить бактерии». В итоге президент США, накапав лишку, просит мундир проводника и в течение сорока минут яростно свистит в свисток. По приезде Черчилль узнает, что в Фултоне запрещен алкоголь, и впадает в ярость: «Я думал, что мы приехали в штат Миссури, а на самом деле это штат Сахара!» Трумэн отдает приказ доставить военным самолетом из Канады два ящика виски. На банкете после выступления Черчилль набрасывается на черную икру и коньяк со словами: «Теперь Сталин вряд ли будет присылать мне это».
1951–1953 Вторично избирается премьер-министром. Свою победу на выборах отмечает коньяком Louis XIII. В 1953 г получает Нобелевскую премию по литературе за "высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности". Для поддержания имиджа оратора начинает прибегать к использованию бензедрина, стимулятора из амфетаминов. По-прежнему выпивает в день по бутылке коньяка и выкуривает по десятку сигар. Пикантная добавка: на одном из приемов в ответ на замечание, что у него расстегнута ширинка, отвечает: «Мертвая птица из гнезда не вылетит». На миксе бензедрина с алкоголем держится до 1955 года, пока не уходит в отставку.
1955–1965 В Королевской академии организована выставка картин, написанных Черчиллем. Время от времени пенсионер Черчилль наведывается в казино Монте-Карло, где сидит со стаканом коньяка «Наполеон» производства 1918 года, ставя только на номера 18 и 22. Пишет шесть томов «Второй мировой войны» и четыре — «Истории англоговорящих народов». Переносит несколько кровоизлияний в мозг, практически глохнет, но пить - здоровье позволяет!- не перестает: «В молодости я взял за правило никогда не пить крепкого до обеда. Теперь мое правило — не пить до завтрака». В январе 1965 г. умирает в возрасте 91 года, побыв в песпяматстве всего 8 дней, похоронили его в лондонском соборе Св.Павла.

   После того, как в Ялте Сталин предложил Черчиллю рюмку коньяку «Двин», премьер ежедневно выпивал по бутылке армянского нектара. Однажды Черчилль обнаружил, что «Двин» утратил былой вкус и высказал недовольство Сталину. Оказалось, что мастер Маргар Седракян, который занимался купажом «Двина», сослан в Сибирь (за националистическую деятельность). Но международный престиж! Короче, простили ему этот пустяк, восстановили в должности и... дали Героя Соцтруда, а Черчилль стал снова получать «Двин» с правильным вкусом. O tempora,o mores! М-да-а-а...

июль2016