Конец века, новое тысячелетие

Татьяна Киссель
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?
Кровь-строительница хлещет
Горлом из земных вещей,
Захребетник лишь трепещет
На пороге новых дней.
Осип Мандельштам

Мое поколение, наверное, счастливое. Ведь мы прожили полноценную жизнь в двух веках, двух тысячелетиях! Не всем моим сверстникам, друзьям, коллегам это удалось, царство им небесное.

Помню, что в конце девяностых, мысль о том, что грядет смена дат, которая бывает только раз в тысячу лет, часто приходила в голову.  Обсуждали и на работе и дома, что надо как-то особенно отметить эти даты. Но за текущими делами, горестными событиями уходящего года, как - то забывались благие намерения отметить так, чтобы помнить потом всю жизнь.

В начале 1999 года, в феврале, умер мой отец. Мой любимый отец, полный сил, который в свои 74 года легко поднимался  на пятый этаж  хрущевки с сумками. Отец всегда шел домой с полными сумками. Такова была его натура, так он понимал свой долг главы семьи, кормильца.

Случилась беда, инсульт. Моя бабушка Хася не умела пользоваться телефоном. И когда что-то случалось, выбегала на лестницу и кричала «гвалт»! И кто-то помогал.
Увы, бабы Хаси уже давно не было. И гевалт никто не устроил. Когда мы приехали к родителям, то застали жуткую картину. Праздничный новогодний стол.  Отец, который  еще мог говорить.  Папа знал, что уходит. Так и случилось. Когда сделали томографию, стало понятно, что это конец. Упущено время, и все дальнейшие «подвиги» медиков  результата не дали.

Смерть его стала для меня неутихающей и по сей день болью. А "празднование" нового года - нудной обязаловкой, которой, по возможности, избегаю.....
Теперь это легко, потому что в Израиле новый год вообще в сентябре. Но "наши" с большим энтузиазмом празднуют, особенно старшее поколение.

Последняя  моя встреча с Бен Гурионом была двадцать первой (21) за последние 6 лет! Нет, это не потому, что я такая заядлая путешественница, любительница полетать...Крылья мои - исключительно "Уральские Авиалинии" и маршрут один - маленький уральский городок, затерянный в горах и лесах. Просто так сложилась жизнь.

Возможно, Всевышний решил, что мне надо полетать не только за себя, но и за тех умных еврейский голов, кто так и не смог увидеть Земли Обетованной. Хотя очень хотел. Это были мой Отец, мой Друг, мой Учитель. Они не были ровесниками, но хорошо знали друг друга.....

Планы Отца нарушила ранняя, неожиданная смерть....

Друг был «невыездным» долгие годы. А когда невозможное стало возможным, то дата получения первого в жизни загранпаспорта совпала с датой смерти....

И вот накануне отлета, 21 июня я попрощалась с последним - с Учителем. Ушел из жизни выдающийся ученый, сын своего народа. Израйлевич Иосиф. Учитель и Друг. Пусть земля ему будет пухом.

Быть может там, в Царстве Небесном, они встретятся и вновь будут дружить. Обсудят свои земные и неземные дела и повидают таки Землю Обетованную. Ведь теперь им уже не нужны загранпаспорта.

И откроется им с высоты вид на великий город - Тель Авив. Волшебное зрелище и днем и ночью и в сумерки....Вид Цивилизации к которому невозможно привыкнуть и за 21 раз...

Так как же я таки отметила наступление нового века? Вспомнила. Был жуткий холод в Екатеринбурге, минус 30. Такое частенько бывает под Новый Год. Толя, друг и коллега предложил прогуляться до «общественной» Новогодней Елки  неподалеку. Мол, елка очень красивая, в честь Нового Века...
Пришли, а там никого нет. Только собака черная лохматая, голодная. Обнюхивает нас, тычет мордой в шубу. А мы, гады, с пустыми руками.  Нечего совсем дать ей. Прямо до слез обидно. И тут появилась парочка. Пьяные в стельку, но все мало - еще хотят выпить с нами. И полная сумка жратвы у них. Вот, и у собаки стал праздник - накормили ее. Подвыпившей парочке пес очень приглянулся. Ушли они с ёлки вместе и может быть у собаки появился дом. Так мне хотелось думать....
 
Вспоминаю сейчас - такое событие,  а где же были мои дети? Новый Год всегда у нас связан был с детьми, елками, приглашением пьяненьких Деда Мороза и Снегурочки.  Традиция.

Посчитала годы - а дети - то в это время уже самостоятельно праздновали. Старшая, Анютка уже замужем была, внук Ванюшка рос. А Ольга  на физтехе блистала, мутила головы многочисленным  друзьям. И что странно – девчонки не могли сразу вспомнить, как они отмечали это событие. Может быть,  вспомнят потом – дала им такое задание. Для моей истории, которую пора заканчивать.