Двойка по географии

Татьяна Шадрина 56
               
               
       На уроке географии в пятом классе новая тема. Аида Михайловна молодая, миниатюрная блондинка, очень строгая и требовательная учительница. На ее уроках стоит необыкновенная тишина. Она умеет заинтересовать учеников темой урока,  сосредоточить их внимание на выполнении заданий, не разрешая никому отвлекаться на пустые разговоры.
      Помогает вести урок деревянная указка, которая нужна, чтобы показывать местонахождение морей и рек, гор, впадин и равнин, и многое другое на географической карте.  Повышая голос, она заостряет внимание учеников на том, как правильно надо вести указкой по течению реки от истока до устья. Показать наоборот нельзя - это серьезная ошибка, из-за которой она обязательно снизит оценку.
      На любом другом уроке пятиклашки могли бы позволить себе пошушукаться или переброситься записками, но только не на уроке географии.
       Тема сегодняшнего урока: Условные знаки, масштаб карты.  Цель урока: научиться наносить на плане местности условные обозначения в выбранном масштабе.
       Слушайте внимательно! – начала урок Аида Михайловна. Сейчас я познакомлю вас с новой темой, а на следующем уроке у вас будет проверочная работа. Из моего личного опыта, могу сказать, что если вы сегодня не усвоите новый материал, то в результате проверки будут двойки. Исправить плохую оценку будет невозможно, так как, на изучение этой темы запланировано всего только два учебных часа.
       Во время объяснения, она дважды отчетливо произнесла слово «масштаб», делая упор на согласный звук «с», который выпадал при беглом произношении слова. Затем она написала его на доске, чтобы предупредить орфографическую ошибку и подчеркнула букву «с». Теперь, когда у нее была уверенность в том, что ученики запомнили это слово на всю жизнь, она начала объяснять им, что же такое масштаб, и каким образом они будут рисовать план местности с условными обозначениями.
       Как и полагается, после объяснения новой темы, шло обобщение материала, потом закрепление и домашнее задание. Надо было начертить в тетради  маршрут от своего дома до школы,  в масштабе, используя условные обозначения, применительно к данной местности.
      После урока мальчишки, перебивая друг друга, обсуждали, как важно знать и уметь читать то, что нанесено на карте местности. Это обязательно пригодится им в походе и в армии. Девочек, наоборот, не очень заинтересовала новая тема. У них были совсем другие интересы. Они держали в портфелях бумажные куклы, которых срисовали с лекала в детском журнале, и теперь хвастались друг перед дружкой их бумажными платьицами.
       Зоя жила от школы дальше всех. Она никогда не задерживалась на школьном дворе после уроков. Спешила домой. Придя, наскоро пообедала и пошла в свою комнату, выполнять домашнее задание. Бабушке сказала, что гулять, сегодня не пойдет. Надо выучить все условные знаки, потому что на следующем уроке будет проверка знаний.
      Она открыла учебник географии и стала срисовывать на черновик условные обозначения дорог, рек, населенных пунктов, рельефа местности и зеленых насаждений. Потом взяла чистый лист и нарисовала на нем маршрут, по которому каждый день самостоятельно добиралась до школы. Аккуратно делала все так, как говорила учительница, и осталась довольной собой.  Пятерку получу! – размечталась она, заранее предвкушая похвалу от мамы и бабушки за результаты предстоящей проверки.
       На следующем уроке ученики достали из своих портфелей чистые листочки с подписанными на них фамилиями, и замерли в ожидании указаний.
       - Сейчас вы будете составлять на своих листочках топографическую карту местности. Начала объяснять им задание учительница. Сначала укажите основные направления сторон света: север – юг, восток – запад, и помедлив немного, продолжила: Поставьте точку посередине листа, отсчитав шесть клеток от нижнего края. Это и есть точка отсчета на вашем плане. Дома вы выучили условные знаки. Сейчас мы выберем масштаб, и после этого под мою диктовку начнем прокладывать направление движения по условной местности.
       Подобные проверочные работы для Аиды Михайловны были наполнены особым смыслом и скорее были похожи на некий ритуал, чем на рутинный труд школьного учителя. Она всегда придавала большое значение качественному преподаванию любимого предмета и за годы работы в школе только укрепила свое убеждение в том, что прочные знания учеников во многом зависят от учителя.
       Работа выполняется по памяти. Заглядывать в учебники нельзя!  – Давала она последние наставления ученикам. Диктовать буду не очень быстро, поэтому, повторять задание не имеет смысла. Слушайте внимательно! Сосредоточьтесь, не отвлекайтесь! Полная тишина в классе! Начали…
       Заглядывая в листок с заданием, учительница бесшумно двигалась по классу. Задание озвучивала по частям и прерывалась, чтобы глянуть на учеников. Класс работал сосредоточенно,  откладывая расстояния по карте в выбранном масштабе.
     … Три километра на север по грунтовой дороге мимо кустарника. Небольшая пауза. …Пять километров на восток через лиственный лес.  Переходим реку по мосту. Опять пауза.              …Один километр на северо-восток вдоль обрывистого берега реки.
      - Быстрее! Подгоняла она медлительного Юру. Аккуратнее! Не спеши! Тут же советовала шустрому  Алешке! Хорошо! Кивала головой, проходя мимо отличниц  Лены и Юли. Заглядывая в Зоин листок, вдруг сказала  вполголоса: Не правильно! Исправляй, пока не поздно! И отошла от нее.
      Зойка растерялась, отложила карандаш. Как неправильно? Может быть, пропустила что-то? Надо новый листок взять! Нет! Не успею начать сначала! Пусть так будет! Не знаю даже, где исправлять надо?! Нет, я правильно делала! Ей показалось, что учительница хотела сбить ее с толку. В голове зашумело. Одна мысль мешала другой понять, что теперь надо делать? Сквозь этот шум, она едва расслышала следующее задание.
      Аида Михайловна, выдержав паузу, продолжала …Семь километров на северо-запад вдоль излучины реки мимо пастбища. ….Два километра на запад, обходим овраг… Три километра на юго-запад по смешанному лесу. Продолжая диктовать, она опять подошла к Зое, заглянула в листок, нахмурилась и строго сказала: Двойка будет!
     Двойка! Слово эхом отозвалось в голове девчонки. Двойку, как Ване, который не выполняет домашних заданий? Я ведь готовилась!  Что же, всё не так нарисовала? Нет! Не может быть! Тогда почему двойка!!! В сердцах она хотела было смять листок, но какой-то внутренний голос остановил ее. Заканчивай свою работу и сдавай листок на проверку! – сказал он ей.
      На следующей неделе урок географии начался с новой темы. Наверное, никто не ждал так, как Зоя, результатов проверки. Она не очень  внимательно слушала объяснение. Мысль о двойке не давала ей возможности сосредоточиться. Минут за десять до  конца урока учительница достала листочки с оценками и положила их на край стола. Сообщила, что результаты работы класса ее порадовали: двадцать пятерок, восемь четверок, одна тройка и одна двойка!
     Она была удовлетворена своей работой! Разрешила ученикам встать по очереди и подойти к столу, чтобы забрать свои листочки.
      Зоя подошла к столу последней. Молча, взяла листок, тяжело вздохнула и вернулась за свою парту. Хотела сунуть его в портфель, но опять внезапно появившийся внутренний голос заставил ее раскрыть листок и заглянуть в него.
      То, что она увидела, ошеломило ее. Она не верила своим глазам. Уставившись в оценку, едва  справилась с нахлынувшими чувствами. Всё смешалось в ней: удивление, растерянность, радость, сомнение, обида!  Там стояла пятерка! Пятерка!
      Желая убедиться, что учительница не ошиблась, выставив ей самую высокую оценку, она пристально посмотрела на нее. Аида Михайловна как будто не замечала этого  и даже не взглянула на нее. Может быть, она чувствовала себя неловко или  просто забыла, что пророчила Зое двойку?
      В коридоре уже звенел заливистый звонок, возвещавший школьному миру об окончании уроков. Мальчишки и девчонки со всех ног понеслись во двор, расталкивая друг друга локтями. Ура! Домой! Радостно кричали дети. Зоя стояла в раздумьи.
      То, что учителя могут ошибаться, ей никогда раньше не приходило в голову! Они были для нее непререкаемым авторитетом. Так учила ее мама. Но она ведь не послушала учительницу! Сделала по-своему! Как хорошо, быть уверенной в себе! И поразмыслив еще немного, решила: надо верить в себя! Тогда ничего не страшно! Можно победить любые испытания и трудности в жизни!
      Ей было одиннадцать, но этот важный жизненный урок она усвоила, как взрослая, навсегда!
     Зоя не стала беспокоить учительницу вопросами, просто взяла портфель и вышла из класса!