Интересно устроен человек, когда набатом - «… все, хватит, довольно с меня, просто нет сил думать, а тем паче, читать о школе», а сам лихорадочно следит за дискуссиями в Интернете, СМИ, после которых в мозгу вспыхивают, плещутся отголоски, мелькают пунктиры событий школьной реформы… Листает, что ни страница, то откровение. Читает и слушает «ради схемы»: без эмоций, без мыслей. И… – настороженность. Видимо, в каждом из нас существует какая - то доминанта, которая бурлит и хохочет в мозгу, шепча: «Как упорно тебе навязывают мнение о школе? Не жуй все, что в рот попадет…».
В обществе сформирован профессиональный стереотип требований к профессии учителя: знания, профессионализм, опыт. Выпускные экзамены в ВУЗах везде одинаковые, предметы разные. А может, надо бы сегодня будущим учителям сдавать экзамен на сострадательность, проходить проверку на душевность и доверие, долготерпение и порядочность?!. Только где найти экзаменаторов? Везде несовершенные люди, воспитывающие подобных?!. Главнейшие душевные человеческие качества разве можно воспитать в ВУЗе? «Революция Духа» (В.В. Маяковский) начинается со стремления быть нужным, с бескорыстной самоотдачи, с «соСЕРДЦАния»?!.
Учитель не просто профессия, а образ жизни. Глаза - в глаза, искры летят. Можно согнуться: жалобы и оправдания, неблагодарность и несправедливость, комиссии, разносы, сплетни, подметные письма, но сломаться - ни за что - с тобой сотни доверчивых глаз, сердец и пытливых умов! Доброта нужна, но стальная, и гуманность не безоглядная: трезвая, зоркая. И Воля! И наступательный порыв! Тебе, Учитель, даровано право! Право тяжелое, ответственное: научить учиться познавать жизнь, отгоняя неудачи, смело идти вперед.
Из века в век ищут современный образ Учителя. А он самый что ни на есть консервативный. Оглянитесь, сколько их по матушке России настоящих Учителей? Они всегда с вами…
Бессонные ночи хороши в молодости – с годами они начинали раздражать ее. Она любила встать пораньше, когда проснувшиеся деревья, независимо от времени года, восхищенно жмурились от солнечной силы, наполняющей струящимся соком жилы – ветви и стволы… Хмельное, задорное Солнце звучало симфонией нового дня и в ней, в конспектах уроков, в стопках тетрадок, лежащих на столе. Стоило ей слегка улыбнуться вместе с солнечными лучами – и глубокая доброта высвечивалась в черточках лица. Она среднего роста. Тонкие волосы, в глазах - ласковые, всё понимающие солнечные искорки, стремительный силуэт носа. В лице что- то вольное. В жестах и словах – нетороплива. Умеет красиво двигаться и красиво сидеть. Всегда естественна, ни в чем никакой натянутости. Крепкая сбалансированность, природная гармоничность характера. Но вдруг – эмоциональная вспышка. Такое присуще хорошим ораторам: загоралась сама и зажигала учеников. Улыбаясь, обаятельно и красиво, разбирала по косточкам Кафку, Достоевского…(критики, уверена, побледнели бы от досады). Ошеломляла, топила…, подталкивая на творческие поиски. Слова, соотнесенные с человеком, временем, вдруг становились живыми. После ее уроков хотелось «выплывать» за пределы заданного: плутали, но появлялась тяга к прочтению. Ее ученикам и ей обоюдно интересно и необходимо было общаться. И все по – доброму, без упрямого напора. Внешне – всегда спокойная, несуетливое приветливое достоинство поражали людей, заставляли к ней тянуться. Не давала себе ни минуты покоя. Тянулась ко всему новому, впитывала, как губка. Информатизация? Да, цифровые образовательные ресурсы, рабочие места детей, интерактивная доска, документ – камера…- все работало на ученика. (После ее ухода на пенсию – это оказалось невостребованным, не рабочим…) И было жалко ее, и нельзя было не преклониться перед ее самоотверженностью. Есть люди сугубо случайные в нашей профессии, а Она – «Остановиться и Оглянуться…».
Оглянулась - уже далеко не полдень, а Солнце, как назло, бушует вовсю: желтое зарево трепещет и только струйки внезапно нахлынувшего дождя – сбивают спесь…
Ей остается, и по сей день, уходить, расставаться, обновляться. Подставлять ветру, струям дождя лицо – и не знать, что там за поворотом. Спотыкаться и падать. Поднимать к немому небу лицо… И помнить, что за облаками есть звезды, и среди них твоя звезда – Учитель!