Революция Духа?!

Ирина Маркова 4
Интересно устроен человек, когда набатом -  «… все, хватит, довольно с меня, просто  нет сил думать, а  тем паче, читать о школе»,  а сам лихорадочно  следит за  дискуссиями  в Интернете, СМИ, после  которых в мозгу  вспыхивают, плещутся отголоски,  мелькают пунктиры  событий  школьной реформы…  Листает, что ни страница, то откровение.  Читает  и слушает   «ради схемы»: без эмоций, без мыслей. И… – настороженность. Видимо, в каждом из нас  существует  какая - то доминанта, которая бурлит и хохочет в мозгу, шепча: «Как упорно тебе навязывают мнение о школе? Не жуй все, что  в рот попадет…».
В обществе сформирован профессиональный  стереотип требований к профессии  учителя:  знания, профессионализм, опыт.  Выпускные  экзамены в ВУЗах везде одинаковые, предметы разные.  А может, надо бы сегодня будущим учителям сдавать экзамен на сострадательность, проходить проверку на душевность и доверие, долготерпение  и порядочность?!. Только где найти экзаменаторов? Везде несовершенные  люди, воспитывающие  подобных?!.  Главнейшие душевные человеческие качества разве можно воспитать  в ВУЗе?   «Революция Духа» (В.В. Маяковский) начинается со стремления  быть нужным, с бескорыстной самоотдачи, с «соСЕРДЦАния»?!.
Учитель  не просто профессия,  а образ жизни.   Глаза -  в глаза, искры летят. Можно согнуться: жалобы и оправдания,   неблагодарность и несправедливость, комиссии, разносы, сплетни, подметные  письма, но  сломаться -  ни за что  -  с тобой сотни доверчивых глаз, сердец и пытливых умов!  Доброта нужна, но стальная, и гуманность не безоглядная: трезвая, зоркая. И  Воля!  И наступательный  порыв! Тебе, Учитель, даровано право!  Право тяжелое, ответственное: научить учиться  познавать жизнь,  отгоняя неудачи, смело идти вперед.
Из века в век ищут современный образ Учителя. А он  самый что ни на есть консервативный. Оглянитесь, сколько их по матушке России настоящих Учителей? Они всегда с вами…
Бессонные  ночи хороши в молодости – с годами они начинали раздражать ее.  Она любила встать пораньше, когда  проснувшиеся  деревья, независимо от времени года, восхищенно жмурились  от солнечной силы, наполняющей   струящимся  соком  жилы – ветви  и стволы… Хмельное, задорное Солнце  звучало  симфонией нового дня и  в ней, в конспектах уроков, в  стопках тетрадок, лежащих на столе. Стоило ей  слегка улыбнуться вместе с солнечными лучами – и глубокая доброта высвечивалась  в черточках лица. Она среднего роста. Тонкие волосы, в глазах -  ласковые, всё понимающие солнечные искорки,  стремительный силуэт носа. В  лице что- то вольное.  В жестах и словах – нетороплива. Умеет красиво двигаться и красиво сидеть.  Всегда естественна,  ни в чем никакой натянутости. Крепкая сбалансированность, природная гармоничность характера. Но вдруг – эмоциональная вспышка. Такое присуще хорошим ораторам: загоралась сама и  зажигала учеников. Улыбаясь, обаятельно и красиво, разбирала  по косточкам Кафку, Достоевского…(критики, уверена, побледнели бы от досады). Ошеломляла, топила…, подталкивая на творческие поиски. Слова, соотнесенные с человеком, временем, вдруг становились живыми.  После ее уроков хотелось «выплывать»  за пределы заданного: плутали, но появлялась тяга к  прочтению. Ее ученикам и ей обоюдно интересно и необходимо было общаться. И все по – доброму, без упрямого напора.  Внешне – всегда спокойная, несуетливое приветливое достоинство поражали людей, заставляли к ней тянуться. Не давала себе ни минуты покоя. Тянулась ко всему новому, впитывала, как губка. Информатизация?  Да, цифровые образовательные ресурсы, рабочие места детей, интерактивная доска, документ – камера…- все работало на ученика.  (После ее ухода на пенсию – это оказалось невостребованным,  не рабочим…)  И было жалко ее, и нельзя было не преклониться перед ее самоотверженностью.   Есть люди сугубо случайные в нашей профессии, а Она – «Остановиться и Оглянуться…».
Оглянулась - уже далеко не полдень, а  Солнце, как назло, бушует вовсю: желтое зарево трепещет и только струйки внезапно нахлынувшего дождя – сбивают спесь…
Ей   остается, и  по сей день,  уходить, расставаться, обновляться. Подставлять ветру, струям дождя лицо – и не знать, что там за поворотом. Спотыкаться и падать. Поднимать к немому небу лицо… И помнить, что  за  облаками есть звезды, и среди них твоя звезда – Учитель!