Моя Сибириада. Часть 1. Бои не местного значения

Владимир Параносенков 2
            

                Бои не местного значения.


     Дни, месяцы и годы работы в Белоне летели очень быстро.  Там каждый день случалось что-то новое. Служебные задачи приходилось решать круглосуточно во многих регионах России. Мне удалось тогда наладить систему докладов с мест по результатам выполнения служебных задач. Информации поступало много, решения по возникающим многочисленным вводным часто приходилось принимать самому лично. По ряду вопросов, касающихся безопасности бизнеса и повседневной работы компании Белон, действовать приходилось быстро, советоваться зачастую было просто некогда, да особенно и не с кем. А посоветоваться с коллегами по работе хотелось, иногда нужно было - ведь, как говорится в пословице, - одна голова хорошо , а две не дано!

      Много разной информации по безопасности бизнеса приходилось анализировать, фильтровать, некоторую отсеивать, но на большую её часть приходилось реагировать мгновенно, ибо в нашем деле промедление смерти подобно!

      Опыт приходит с годами, но вот в Белоне, как однажды в выступлении отметил губернатор Кемеровской области  Аман Гумирович Тулеев, год работы приравнивается к трём годам, слишком высока интенсивность и напряжённость работы.

      Основное производство компании находилось в Кемеровской области. Добыча угля и его переработка проводились, в основном, в Беловском районе, куда мне частенько приходилось выезжать на служебном автомобиле. Многие вопросы, по которым только я нёс персональную ответственность перед генеральным директором ОАО Белон Андреем Петровичем Добровым, мне приходилось решать лично. Лишь некоторые вводные по работе, с моего согласия, приходилось решать моим заместителям и специалистам службы безопасности совместно с директорами дочерних предприятий.

      Начальников служб безопасности, как и своей служебной охраны в большинстве дочерних организаций, входящих в группу компании Белон,  небыло. Поэтому все вопросы по охране объектов, вопросы защиты информации и взаимодействия с местными органами правопорядка приходилось организовывать и решать мне. Правда, иногда, с местными силовиками, не щадя живота своего и печени, по старой привычке, охотно встречался начальник юридической службы Николай Сергеевич Малыхин.

     ФСБ, МВД, прокуратура, суды разных инстанций, служба судебных приставов, местная милиция - вот объекты совместного взаимодействия по вопросам безопасности нашего бизнеса на Кузбассе. С ними приходилось постоянно встречаться, решать возникающие проблемы и организовывать совместные мероприятия.

     Приведу один пример, когда на территорию наших соседей по шахте Новая в Беловском районе в одну из майских ночей было совершено дерзкое нападение, в результате которого было похищено привезённое для Центральной обогатительной фабрики Беловская и находящееся там на ответственном хранении новое импортное технологическое оборудование, стоимостью более восьми миллионов евро.

     Нравы местных бандитов Кузбасса были крутые, они без лишних заморочек шли на всё. И там, где появлялись большие ценности или деньги, где чуть не так было положено что-то ценное, там сразу же находились любители лёгкой наживы, которые всегда не прочь поживиться на дармовщинку чужим богатством. В выборе методов захвата чужого имущества, денег и ценностей кемеровские бандиты особенно не церемонились. Они местную милицию признавали, но при этом грабить и воровать особенно не стеснялись.

    Ворвавшись  майской ночью на грузовых автомобилях на территорию шахты, охраняемую нанятыми местными чоповцами из города Белова, нападавшие связали безоружных пожилых охранников, заперли в служебное помещение и  предупредили их , чтобы те до утра молчали. Они спокойно и аккуратно погрузили контейнеры и упакованные ящики с оборудованием, с помощью принадлежавшего шахте подъёмного крана, на грузовики и увезли в неизвестном направлении.

     Нам тогда пришлось срочно разрабатывать оперативный план на специальную операцию по поиску похищенного оборудования. Работали днём и ночью совместно с сотрудниками ФСБ по Кемеровской области, привлекли лучших следователей ГУВД областного центра, местных работников правопорядка. Мой заместитель по безопасности бизнеса на Кузбассе, бывший начальник отдела по борьбе с организованной преступностью городского Новосибирского УВД полковник милиции запаса Евгений Смашко по моему поручению неоднократно встречался с местными лидерами преступного мира, просил их по-хорошему вернуть похищенное дорогое оборудование. Давление на преступный мир Беловского района было организовано и долгое время продолжалось по всем направлениям. Расследование этого громкого преступления находилось на личном контроле у губернатора Кемеровской области Амана Гумировича Тулеева и главного куратора силовых структур области генерал-майора запаса Рудого.

      Лишь спустя два месяца и только после нескольких безуспешных попыток бандитов продать похищенное оборудование на шахты Кривого рога и на Урал и осознав своё скорое поражение, преступники анонимно позвонили в Службу безопасности Белона и указали место, где надёжно упрятали похищенное оборудование.

      Более двух месяцев контейнеры и ящики с похищенным оборудованием стояли в рощице посредине огромного поля, засеянного пшеницей. Понимая, что вот-вот всё само по себе решится (в области уже во всю шли уборочные мероприятия ) и контейнеры с оборудованием будут обнаружены, анонимная информация о точном месте нахождения ценного оборудования была передана в службу безопасности Белона.

 Накануне Дня шахтёра похищенное в мае оборудование в полной целостности и сохранности, в исправном состоянии было доставлено для монтажа на Центральную обогатительную фабрику Беловская.

     Казалось бы, как можно в двадцать первом веке, веке открытой и доступной многим людям информации, в веке технического прогресса нагло и открыто похитить оборудование для переработки угля, суметь вблизи города спрятать его посреди пшеничного поля и в течение длительного времени безответственно удерживать в руках преступников. Не иголка ведь в стогу сена! Оказывается - при желании всё можно!

    Надо сказать, что поиски похищенного оборудования не прекращались ни днём, ни ночью. Но вот самим нам и привлечённым к поиску официальным государственным силовым подразделениям, с которыми мы взаимодействовали, своевременно найти украденное с охраняемого объекта импортное оборудование, тогда не удалось.

    Реконструкция Центральной обогатительной фабрики Беловская по этой причине была перенесена на более позднее время. Об экономических потерях производства можно только догадываться, они огромны ...

     Так, на практике, мы убедились, что искать похищенное имущество - дело не простое. И что под большим вопросом остаётся до сих пор надёжность работы органов полиции, ФСБ и прочих силовых государственных структур. Это лишь только в художественных фильмах и по телевизору всё выглядит гладко и складно, так - будто бы ни одно преступление у нас в стране не остаётся не раскрытым. В жизни всё выглядит по-другому, всё значительно сложнее.

      Один поучительный пример чёткого взаимодействия бизнеса и власти можно привести по расследованию материалов одной странной кражи металла в Липецке. Там тоже в праздничные майские дни начала двадцать первого века милиция Зареченского РОВД Липецкого областного УВД случайно задержала двух водителей грузовиков с украденными со склада Новолипецкого металлургического комбината рулонами металла, принадлежащего Липецкому филиалу ОАО Белон.

      Всё шло гладко до тех пор, пока не вмешались представители местной милиции, которые захотели прибрать к рукам задержанный металл. И как ни странно - им это удалось! Когда на территорию Зареченского райотдела милиции, где были оставлены на ответхранение гружёные ворованным металлом грузовики, прибыл директор нашего Липецкого филиала Игорь Ильич Лазовский и попросил забрать свой металл на склад, ему сотрудники райотдела милиции отказали в этом. Опытный директор филиала сумел тогда настоять и получил от дежурного следователя сохранную расписку на похищенный металл. И дело закрутилось!

     Как чувствовал наш директор филиала, предлагая и требуя вернуть металл на склад Белона, на следующий день автомобили с украденным металлом благополучно и бесследно исчезли с территории районного отделения милиции.

     Волокита с поисками украденного с помощью сотрудников милиции металла в Липецке, продолжалась несколько лет! Куда только мы не обращались! Но победить нашу государственную чиновничью воровскую бюрократию оказалось не так просто.

    По моей письменной просьбе, после устной юридической консультации с бывшим моим учеником, (ныне генерал-майором полиции) к расследованию данного происшествия мы смогли подключить МВД России. В Москве на высокой должности в МВД РФ работал мой бывший подчиненный ученик, который посоветовал подать по данному делу исковое заявление в суд.

    Как мы ни старались, кого только ни подключали для оказания помощи в расследовании кражи металла в Липецке, всё равно сопротивление местной районной и областной Липецкой милиции и прокуратуры, защищавших свой подмоченный и обгаженный мундир, продолжалось несколько лет. Что только они не вытворяли с нашим заявлением, которое по моему настойчивому требованию мы специально подали не от директора местного Липецкого филиала,(его бы там просто съели) а от собственника - от генерального директора ОАО Белон в Новосибирске. Наше заявление несколько раз странным образом терялось, передавалось из одной прокуратуры в другую, от одного следователя к другому и третьему!

    Это был прецендент, в котором столкнулись интересы бизнеса и власти. Не поверите, но это было впервые в нашей стране , когда Российская милиция (ответчиком по суду выступало МВД РФ) проиграла суд и вынуждена была, спустя несколько лет, заплатить деньги за похищенное с их помощью имущество частной коммерческой организации. Мы судились с МВД РФ более трёх лет и всё же, впервые в истории молодой России, суд принял решение в нашу пользу!

Да здравствует наш самый гуманный и самый справедливый суд России!

     В Липецкой области за этот период сменилось областное и районное руководство МВД и прокуратуры, были уволены с занимаемых должностей с десяток офицеров, несколько прокурорских работников тоже лишились тогда своих рабочих мест, но как нам говорили и из Липецка поступала информация, это не было связано с кражей нашего металла.

Да и слава Богу, хоть как-то, не мытьём, так катаньем, но мы в этом противостоянии с государством победили!

     Правда, деньги пришлось выбивать от МВД РФ чуть ли не силой ещё два года! Там тоже пытались переложить платежи по суду на министерство юстиции, пересылая судебный исполнительный лист из одного государственного здания в другое...

     И лишь спустя пять лет после совершения кражи, деньги в сумме триста тысяч рублей (спустя пять лет это, конечно, уже копейки, уже совсем не те деньги!) были получены на счёт головной организации ОАО Белон в Новосибирске. Об этом мне лично доложила начальник отдела юридической службы Белона Марина Бондаренко, которая также активно участвовала в этом неравном бою не местного значения.

Хотелось бы с большой благодарностью вспомнить моих заместителей, коллег по Службе безопасности ОАО Белон Владимира Васильевича Кошелева, Александра Викторовича Васенина, Евгения Михайловича Смашко, Андрея Николаевича Ишалина, Александра Ефимова, Анатолия Колесникова, Николая Малахова, Марата, которые также по первой моей команде вступали в бои местного и не местного значения, внося свою лепту в обеспечение безопасности бизнеса и работы большого коллектива белоновцев.

     ПОБЕДА была достигнута! Справедливость, наконец-то, восторжествовала!!! Это был яркий пример торжества Российского законодательства, пример достижения справедливости и подражания для всех коммерческих структур страны, для всех государственных структур и для всех российских судов.

     Моя личная настойчивость в борьбе с государственными властями разных уровней была успешно удовлетворена и вознаграждена... Морально!

 Вл. Параносенков г. Новосибирск

19.07.2016 года.

(Продолжение следует)