Древнии космологии как модель реальности

Сергей Поройков
ДРЕВНИИ КОСМОЛОГИИ КАК МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Журнал философских исследований, № 3, 2016.
http://www.naukaru.ru/journal/article/view/20673/

АННОТАЦИЯ:
Работа посвящена анализу космогонических идей, отраженных в философско-религиозных системах, возникших за половину тысячелетия до нашей эры. Системное сравнение представлений об устройстве мироздания в древнегреческой философии, буддизме, даосизме, других концепциях того периода, выявляет целый ряд не противоречащих друг другу положений, находящих свое соответствие в современной естественнонаучной парадигме, что позволяет построить соответствующую модель Вселенной.

     Как известно, в традиционных философско-религиозных системах выделяются схожие положения [10, С. 100]. В полной мере это относится к древним космогониям. Сходные представления о рождении и строении Вселенной содержатся у древнегреческого философа Платона, а также в буддизме, даосизме, иудаизме, христианстве [14, 15, 16, 18].
     Рациональному осмыслению, пожалуй, в наибольшей степени поддаются философско-религиозные системы, зародившиеся около половины тысячелетия до нашей эры – в «Осевое время» по Ясперсу. Причем не только построения древнегреческих философов, основанные на принципах логики, но и такие философско-религиозные системы, как буддизм и даосизм. Подобные концепции провозглашают основной движущей силой мироздания не чудесное вмешательство высших сил, а закономерный ход вещей, что выразилось в представлениях о дао, дхамме, логосе, олицетворяющих определенную систему принципов и законов [15, 16].
     Так, например, Дхаммапада – сборник изречений Будды и Дао дэ Цзин, чье авторство приписывается основоположнику даосизма Лао-цзы, не содержат описания чудесных явлений, связанных с вмешательством высших сил. Тем самым вера в чудо не является необходимым условием формирования религиозного мировоззрения как такового. Об этом достаточно красноречиво свидетельствует высказывание Будды: «Тот, кто стремится совершать чудеса, тот не понял учение» (цит. по 10, С. 229).
     Действительно, одним из ключевых понятий буддизма является «дхамма» (дхарма), означающая закон, принцип, истину [10, С. 101]. Заметим, что согласно Дхаммападе дхамма олицетворяет обезличенный закон, «лишенный души» (Дх. 279), подобно научным физическим законам, которым подчинено мироздание. Идея закономерного и «естественного пути вещей», выражаемая понятием «дао», лежит в основе учения даосов [7, С. 9]. Основоположник даосизма Лао-цзы писал в Дао дэ Цзин: «Земля следует [законам] неба. Небо следует [законам] дао» (ДдЦ. 25). Для сравнения, под «логосом», то есть «словом», в древнегреческой философии со времен Гераклита понимались законы и принципы бытия. В целом учение Гераклита о логосе близко к учению Лао-цзы о дао. Развивая идеи Гераклита, Платон соотнес логос со словом истины, изрекаемым в «самодвижущейся» (саморазвивающейся) Вселенной: «Слово, безгласно и беззвучно изрекаемое в самодвижущемся [космосе], одинаково истинно» [12, С. 476]. Платоновское понимание логоса, как слова истины, впоследствии закрепилось в христианском богословии: «В начале было Слово» (Ин. 1:1). При этом предполагается, что миропорядок зиждется на непреложном законе: «Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф. 5:18).
     Отметим, что данный аспект философско-религиозных учений согласуется с теми современными естественнонаучными представлениями, что процесс рождения и эволюции Вселенной подчинен определенным закономерностям.

Рождение Вселенной

     Древние космогонические системы, включающие в себя определенный набор метафизических идей, носят достаточно умозрительный характер. Вместе с тем подобные умозрительные концепции соотносимы с современной естественнонаучной картиной мира [18]. Так, например, все они содержат представления о рождении Вселенной и ее строении, не противоречащие современной естественнонаучной парадигме [14-16].
Наиболее подробно процесс образования Вселенной описан древнегреческим философом Платоном в «Тимее». По мнению Платона, до появления Вселенной не было как такового пространства, времени и каких-либо вещей. Вселенная изначально не обладает подлинным бытием, а существует лишь в «потенции», в качестве ее прообраза [12, С. 469]. Для древних космогоний в целом характерны те представления, что мир рождается «из ничего» (2 Мак. 7:28); из «неисчерпаемой пустоты» (ДдЦ. 4). Подобные воззрения согласуются с современными естественнонаучными представлениями о рождении Вселенной из точки сингулярности, когда материя возникает вместе с пространством-временем.
     Под изначальной пустотой в буддизме понимается неопределенное состояние, на грани бытия и небытия. С ним ассоциируется не проявленное состояние Вселенной, как одна из четырех последовательных фаз ее эволюции согласно буддийской космогонии – Самвартастхаикальпа, то есть «эпоха длящегося угасания». Подобное состояние характеризуется буддийским термином «несозданное» (Дх. 97). «Несозданное» является как источником всего, обретающего бытие, так и финалом всего, возвращающегося к небытию: «Познавая уничтожение санкхар, ты узнаешь несозданное» (Дх. 383). Сходным образом согласно Лао-Цзы «бытие и небытие порождают друг друга» (ДдЦ. 2). «Бытие рождается в небытии» (ДдЦ. 40), после чего все «снова возвращается к небытию» (ДдЦ. 14).
     Представления о первородном хаосе – неопределенном состоянии, из которого образуется упорядоченный мир, отражены в древнегреческой философии. Так, буддийская концепция «несозданного» находит свое соответствие в рассуждениях Платона о «вечно возникающем, но никогда не сущем» – то, что «возникает и гибнет, но никогда не существует на самом деле» [12, С. 469]. Фактически Платон дает философское определение виртуальной реальности – современному научному понятию. Действительно, природа платоновского прообраза вещей ассоциируется с вакуумом, наполненным виртуальной субстанцией [18].
     Виртуальным частицам в полной мере отвечает даосская концепция «скрытых тончайших частиц» ци (ДдЦ. 21), порождаемых дао, которое «неясно и туманно» (ДдЦ. 14). В даосизме под мельчайшими частицами ци, пребывающими в хаосе, понимается первоначальная форма существования дао. Подобные представления согласуются с принципом неопределенности, допускающим существование виртуальной реальности, как бы находящейся на грани бытия и небытия. При этом даосская традиция подразделяет частицы ци на два типа: тяжелые и легкие [7, С. 332]. Сходным образом к виртуальной материи относят массивные виртуальные частицы, такие как кварки, и безмассовые частицы – переносчики взаимодействий, например, виртуальные фотоны. Частицы ци, как и виртуальную материю, невозможно увидеть. По выражению Лао-цзы первоначальное состояние дао «глубоко и темно», однако «в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы» (ДдЦ. 21). В этом смысле на символическом уровне тяжелые и легкие частицы ци подобны массовым и безмассовым виртуальным частицам [16, С. 240].
     Как известно, элементарные частицы и поля представимы в виде искривлений пространства-времени [3]. Подобный подход отвечает материалистическим представлениям о пространстве, как «форме существования материи» [9, С. 541]. В пользу подхода, рассматривающего пространство как материю в форме излучения, в частности, говорит соотношение между частотой микроволнового фонового (реликтового) излучения и средней плотностью фотонов во Вселенной. Установлено, что длина волны микроволнового фонового излучения на максимуме спектра составляет немногим более миллиметра при плотности около пятисот фотонов на кубический сантиметр. Фактически все наблюдаемое пространство Вселенной «упаковано» безмассовыми частицами – фотонами, что позволяет рассматривать пространство как форму существования электромагнитного излучения [16, С. 242]. Подобный взгляд на природу пространства, например, поддерживает Ю.С. Владимиров, считающий обоснованным то предположение, что «электромагнитное излучение ответственно за формирование классического пространства-времени» [4, С. 86-87]. Данная концепция отвечает статистическому подходу к описанию природы пространства [2, С. 22].
     Действительно, из определения вакуума (ассоциирующегося с пространством как таковым), как состояния с нулевым числом частиц вытекает неопределенность напряженности поля в вакуумном состоянии, в частности, невозможность этих напряженностей иметь точно нулевые значения. Невозможность же одновременного равенства нулю числа фотонов и напряженности электромагнитного поля предполагает рассмотрение вакуумного состояния в качестве одного из состояний этого поля [19, С. 265].

Цикличность Вселенной

     Древние космогонии, основанные на представлениях о всеобщем круговороте вещей, предполагают циклическое рождение и уничтожение Вселенной. Предполагается, что Вселенная, как и все тварное, не вечна. Однажды возникнув, затем она исчезнет, после чего родится заново. Так, концепции периодически рождающейся и уничтожаемой Вселенной придерживался ряд древнегреческих философов. Например, Гераклит полагал, что Вселенная периодически уничтожается в мировом пожаре, после чего заново возрождается. Согласно Платону космос обладает лишь «подобием вечности», поскольку все некогда рожденное подвержено «распаду»: «Время возникло вместе с небом, дабы, одновременно рожденные, они и распались бы одновременно» [12, С. 477].
     Согласно даосской концепции мир «рождается дао» (ДдЦ. 51), после чего обращается к своему «истоку» – дао (ДдЦ. 25). Возникнув из небытия, мир вновь возвращается к небытию как «возвращение к своему началу» (ДдЦ. 16). Идеи цикличности Вселенной придерживается буддизм, рассматривающий весь мир как «возникновение и разрушение элементов» (Дх. 374). При этом мир уподобляется «пузырю», который в свое время исчезает, подобно «миражу» (Дх. 170). Для сравнения, Библия содержит указание на то, что в конце времен земля и небеса «разрушатся», а «стихии растают» (2 Пет. 3:10-12). Затем последует рождение «нового неба и новой земли, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (От. 21:1). При этом Бог является тем отправным началом, от которого все исходит и к которому все возвращается – «Альфа и Омега, начало и конец» (От. 1:8).
Подобные космогонические представления отвечают известной концепции периодической Вселенной, описанной Фридманом. В модели циклической Вселенной вначале преобладают силы, ответственные за ее расширение, а затем факторы, приводящие к ее сжатию (коллапсу). Учитывая важность для космологии соответствующей концепции, остановимся на ее возможных механизмах более подробно.
     Как основной фактор расширения Метагалактики, проявляющийся в наблюдаемом эффекте красного смещения, традиционно рассматривается так называемая темная энергия со средней плотностью 7х10-30 г/см3, обладающая отрицательным давлением. В свою очередь, вклад в сжатие Вселенной вносит гравитационное поле наблюдаемого вещества, а также темной (скрытой) материи со средней плотностью 3х10-30 г/см3.
     Свойствами отрицательного давления, например, обладает релятивистский фотонный газ. Однако на современной стадии Вселенной энергии излучения недостаточно для ее расширения. Средняя плотность наблюдаемого излучения 10-33 г/см3 на три порядка меньше плотности вещества, ответственного за ее сжатие. Между тем, в силу закона Стефана-Больцмана (плотность энергии излучения тела Е ~ Т4) излучение должно было играть решающую роль на ранней, «горячей» стадии Вселенной, описанной Г.А. Гамовым. Соответственно, за разбегание вещества рождающейся Метагалактики могло быть ответственно световое давление фотонов в первичной плазме в эпоху рекомбинации. Так, под действием мощного звездного светового давления частицы вещества могли разгоняться вплоть до релятивистских скоростей [17, С. 125]. С учетом закона Клайперона, температура Вселенной падает с ее расширением. При возрасте Вселенной около миллиарда лет, плотность и температура вещества была на порядок больше чем сейчас; соответственно, плотность излучения – на четыре порядка выше. В тот период энергия излучения должна была превалировать над гравитационным притяжением вещества, что согласуется с известной инфляционной моделью расширения Вселенной.
Действительно, установлено, что в дальних областях Метагалактики, на расстояниях порядка десятка миллиардов лет, сверхновые звезды разбегаются с большими скоростями, чем предсказывает закон Хаббла. Свет от столь удаленных звезд доходит до нас со значительной задержкой. На этой основе может быть сделан тот вывод, что на ранней стадии формирования Вселенной звезды разбегались с большими скоростями, чем на современном этапе [16, С. 267].
     Символично, что важную роль света в рождающейся Вселенной отмечает Библия: «Сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1:3). При этом в древнееврейском подлиннике Ветхого Завета употреблено слово «ор», означающее не только свет как таковой, но и свечение вообще, излучение.
     По мере падения плотности излучения в результате охлаждения Вселенной, основной вклад в темную энергию могли вносить иные факторы. Напомним, что материя, отождествляемая с темной энергией, имеет отрицательное давление. Подобный эффект, например, может вызывать межгалактический электронный газ, появившийся вследствие космического ветра, генерируемого звездами. Средняя концентрация электронов в межгалактической среде оценивается в 10-3 на кубический сантиметр. Для сравнения, концентрация молекул водорода на три порядка ниже. Таким образом, межгалактическое пространство заполнено одноименно заряженными, а потому взаимно отталкивающимися частицами. Как известно, сила электромагнитного взаимодействия намного превышает силу гравитационного. Соответственно, несмотря на невысокую плотность межгалактического электронного газа 10-33 г/см3, его вклад в наблюдаемое расширение Вселенной может быть весьма весом.
     Исследования показывают, что процесс звездообразования наиболее интенсивно протекал во Вселенной, когда ее возраст составлял около трех миллиардов лет. Соответственно, рассмотренный фактор мог вносить заметный вклад в расширение Метагалактики уже в тот период. По мере выгорания звезд и их остывания, выброс ими электронов в виде космического ветра должен сменяться их притяжением. Так, с учетом закона сохранения заряда, отрицательный заряд межгалактической среды должен компенсироваться положительным зарядом звезд. Действительно, наблюдаемые на поверхности Солнца протуберанцы – выбросы плазмы в солнечной короне могут быть вызваны силами отталкивания одноименно заряженных частиц – положительных ионов и протонов. Соответственно, концентрация электров в межзвездной среде в перспективе должна снижаться. Подобный механизм говорит в пользу модели периодической Вселенной. О его вероятности свидетельствуют те наблюдения, что процесс звездообразования за последние десять миллиардов лет замедлился на порядок. При этом массивные звезды со временем коллапсируют в черные дыры, которые ничего не излучают. Соответственно, на этапе сжатия Метагалактики роль излучения, как фактора ее расширения, существенно нивелируется в сравнении с этапом рождающейся «горячей» Вселенной.
     Влияние межгалактического электронного газа, среди прочего, усматривается в наблюдаемом винтовом (спиральном) движении звезд и галактик вокруг соответствующих центров масс звездных (галактических) скоплений. Символично, что о спиралеобразном движении звезд писал еще Платон: «движение тождественного сообщает звездным кругам спиралеобразный изгиб» [12, С. 478]. Установлено, что практически все спиральные галактики движутся перпендикулярно оси своего вращения со скоростями порядка сотен километров в секунду. Подобное движение, в том числе, спряжено с силами Лоренца. Как уже отмечалось, положительно заряженные звезды движутся в отрицательно заряженной межгалактической среде. При этом спиральное движение галактик, состоящих из электрически заряженных звезд и газопылевых облаков вокруг соответствующих центров масс, сопоставимо с протеканием тока в витках обмотки соленоида, сопряженного с магнитным полем. При этом центробежные силы, возникающие в результате вращения галактик, также могут вносить свой вклад в расширение Вселенной. Напомним, что вращение как таковое играет важную роль в космогонии Платона [12, С. 474-475].
     Предполагается, что основной вклад в сжатие Вселенной вносит не гравитационное поле наблюдаемого вещества, а темная (скрытая) материя. Установлено, что темная энергия концентрируется в гало галактик, влияя на орбитальную скорость вращения их рукавов на периферии. В качестве кандидатов на роль темной материи традиционно рассматриваются такие объекты, как черные дыры и нейтрино.
     Определенный вклад в темную материю также может вносить электронная плазма в гало галактик. Так, галактики, где концентрация звезд (положительно заряженных) и межзвездной плазмы (отрицательно заряженной) намного выше, чем в среднем во Вселенной, могут быть рассмотрены с позиции концепции электронного газа в металлах. Напомним, что электронный газ в металлах стабилизирует противоположно заряженные ионы кристаллической решетки (взаимно отталкивающиеся). В этом смысле галактика подобна металлу сверхнизкой плотности. В подобной системе электростатические силы могут способствовать «сжиманию» разбегающихся звезд. Заметим, что гравитация, как таковая, может носить производный характер от электромагнитного взаимодействия [2, С. 14]. При этом с учетом сил Лоренца, возникающих при вращении спиральных галактик, наблюдаемое замедление вращения их рукавов на периферии может быть связано с переходом энергии вращения галактик в поступательное движение.
     Как уже отмечалось, древние космогонии предполагают, что Вселенная рождается из «неисчерпаемой пустоты», «из ничего», из существующего в «потенции» прообраза, из не проявленного состояния «угасания», когда материя возникает вместе с пространством-временем. Подобное состояние ассоциируется с областью сингулярности планковского масштаба с микроскопической массой около 10-5 г. При этом масса современной Вселенной чрезвычайно велика, порядка 1055 г. Соответственно, древние космогонические представления отвечают модели циклической Метагалактики. При этом Вселенная представима в виде черной дыры, масса и объем которой меняются с течением времени [16, 17].
     Так, гипотеза рождения новой материи при расширении Вселенной была высказана Г. Бонди, Т. Голдом и Ф. Хойлом. Впрочем, модель Бонди-Голда-Хойла, предполагающая постоянство плотности материи во Вселенной, входит в противоречие с общепринятой концепцией «горячей Вселенной» [17, С. 117]. Действительно, на указанной стадии плотность вещества была чрезвычайно высока, многократно превышая плотность материи, наблюдаемую в настоящее время. Впоследствии Ф. Хойл в книге «Иной подход к космологии: от статической Вселенной через Большой Взрыв к Реальности» (2000 г.) предположил, что новое вещество рождается в ядрах галактик. С учетом того, что в центрах большинства галактик обнаружены гигантские черные дыры, концепция Хойла допускает участие черных дыр в формировании материи. Возможно, в образовании вещества Вселенной существенную роль также играют микроскопические черные дыры планковского масштаба – максимоны (фридмоны) [17, С. 124-125].
     Как было показано Фридманом, заполненная тяготеющим веществом Вселенная не может быть стационарной, а потому она должна расширяться, либо сжиматься. По мере смены преобладающего влияния тех или иных факторов, происходит расширение Вселенной, сменяющееся ее сжатием. Однако в любом случае Метагалактика остается нестационарной. Отметим, что идея динамично меняющихся состояний вещей характерна для буддизма [10]. В наиболее концентрированном виде идея «постоянства перемен» нашла свое отражение в древнекитайской Книге перемен (И цзин), оказавшей заметное влияние на даосизм [7].
     С учетом рассмотренных древних космогоний, наблюдаемая Вселенная представима в виде сферического маятника – черной дыры переменной массы, которая циклически увеличивается и уменьшается в объеме. Так, согласно общей теории относительности гравитационный радиус черной дыры, ограничивающий горизонт событий, пропорционален ее массе. На основе данной модели период существования Вселенной может быть оценен в сто миллиардов лет [16, С. 268]. При этом на начальном этапе расширения Вселенная аппроксимируется моделью, в которой масса линейно возрастает со временем [17, С. 197-201]. С позиции буддийской концепции четырехфазной Вселенной, современная стадия расширения Метагалактики соответствует Вивартакальпе – «эпохе эволюции», соответствующей первой четверти цикла ее существования.

Строение Вселенной

     Древние космогонические системы содержат ряд сходных идей об устройстве мира, представляя собой умозрительную модель Вселенной. При этом мироздание традиционно делится на два мира: «небо» и «землю», в том числе, согласно буддийским, даосским, иудео-христианским представлениям [16]. Платон именует соответствующие миры «душа космоса» и «тело космоса» [12, С. 474]. Одновременно указывается на множественность миров. Так, Платон в «Тимее» обосновывает существование пяти миров, сводимых к одному. По мнению Платона, все зависит от точки зрения, или, иными словами, от позиции наблюдателя: «Существует ли один космос или их на самом деле пять… Мы … утверждаем, что существует один космос; но другой, взглянув на вещи иначе, составит себе, пожалуй, иное мнение» [там же, С. 498].
     В буддийской космогонии, изложенной в каноне «Трипитака» и трактате «Абхидхармакоша», выделяются пять миров, относящихся к «сфере форм», так что высший мир объемлет все нижестоящие миры, как бы вложенные друг в друга. Известно, что буддийская традиция впитала в себя более ранние индуистские представления, в том числе, космогонические, согласно которым мироздание разделяется на четыре мира, имеющих единую основу. Сходным образом может быть интерпретировано видение «четырех животных» иудейского пророка Иезекииля, жившего в «Осевое время» по Ясперсу. В нем четверо животных, окружающие престол Бога, циклически двигаются «туда и сюда» в «четыре свои стороны» (Иез. 1:14-17). Подобное видение символизирует процесс управления мирозданием (От. 4:6-9). Учитывая вселенский масштаб видения пророка, движение животных может олицетворять периодическое расширение и сжатие Вселенной, согласованно реализующееся в четырех различных направлениях, представимых в качестве сопряженных пространственно-временных континуумов [16, С. 260].
     Ряд философско-религиозных концепций содержит те представления, что отдельные миры соединены между собой проходами в виде вихрей. Так, Платон в «Федоне» и «Государстве» описывает четыре мира, связанные между собой проходами, названными им «устьями», «истоками», «зевами» и «расселинами». При этом прохождение через эти проходы сопряжено с движением по спирали, подобным «вихрю» [11, С. 706]. В платоновском описании проходы в противоположные миры ведут «по дороге направо, вверх по небу», либо «по дороге налево, вниз» [12, С. 447]. Для сравнения, согласно Библии пророк Илия был взят в «вихре на небо» (4 Цар. 2:11). Путь в Эдемский сад (рай) проходит через «пламенный меч обращающийся» (Быт. 3:24). Сам финал мироздания описан как «сворачивание» неба и земли: «Вначале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, … и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их» (Евр. 1:10-12). В известном даосско-буддийском символе инь-ян, олицетворяющем основной принцип мироустройства, в сферу вписаны две каплевидные формы, как бы закручивающиеся по спирали.
     Иными словами, в строении и эволюции Вселенной прослеживается принцип спирали. Заметим, что данный принцип соотносим с искривлением пространства-времени в общей теории относительности Эйнштейна. При этом пространственная топология космоса в рассмотренных выше древних описаниях согласуется с современной концепцией черных дыр, согласно которой различные области пространства Вселенной связаны между собой проходами – пространственно-временными тоннелями [14].
     Так, рождающийся космос Платона напоминает структуру, состоящую из двух сопряженных вращающихся черных дыр, разделенных горизонтами событий, которые ничто не может преодолеть: «Ничто не выходило за его пределы и не входило в него, откуда бы то ни было» [12, С. 473]. При этом в «Федоне» Платон указывает, что невозможно достичь «крайнего рубежа» – границы, разделяющей миры [11, С. 704], ассоциируемой с горизонтом событий. Также Библия разделяет различные миры непреодолимым барьером: «Утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк. 16:26).
     При описании рождающейся Вселенной Платон использует образ вращающейся сферы, а также кольца, как наиболее «совершенных», по его мнению, фигур [12, С. 474-475]. Для сравнения, форму кольца имеет сингулярность вращающейся (или обладающей зарядом) черной дыры. Пользуясь терминологией Платона, подобная первичная сингулярность выступает в качестве «прообраза» Вселенной. Процесс рождения космоса Платон иллюстрирует на примере двух вращающихся кругов – «внешнего» и «внутреннего». Описание сходной структуры, состоящей из движущихся перекрещенных колец – «колесо в колесе», содержится у Иезекииля (Иез. 1:16-20). При этом два перекрещенных круга, ориентированные в перпендикулярных плоскостях, образуют фигуру наподобие знака бесконечности ;.
     У Платона внутреннее пространство переходит во внешнее, что наглядно иллюстрирует лист Мебиуса. С учетом того, что платоновские круги символизируют земной и небесный миры, фактически двумерные окружности обозначают трехмерные сферы. По существу, Платон пытается передать образ многомерной структуры, напоминающей два сопряженных (перекрученных) тора. Своего рода «двумерным срезом» подобной структуры окажется даосско-буддийский символ инь-ян, олицетворяющий идею дуализма, как единства противоположных начал [16, С. 79].
     В данном символе каждая из двух вписанных в круг сфер обретает каплевидную форму, как бы закручиваясь по спирали и сужаясь к горловине, пронзая центр противоположной сферы в виде точки. С указанных позиций двухчастная мандала инь-ян является символическим отображением концепции платоновского космоса как системы, состоящей из двух сопряженных, переходящих друг в друга вращающихся пространств. При этом платоновское описание рождающегося космоса напоминает многомерную систему, образуемую вращающимися черной и белой дырами, находящимися за горизонтами событий друг друга. Подобно двум сторонам одной медали, черная и белая дыры составляют единое образование в многомерном пространстве-времени, связанное пространственно-временным тоннелем – так называемой кротовой норой [18, С. 154].
     Между белыми и черными дырами существует тесная связь. Как показал Хокинг, малые черные дыры способны изучать больше энергии, чем поглощать. В микромасштабе черную дыру сложно отличить от белой дыры, поскольку и та и другая будут излучать. Как выразился Р. Пенроуз, «белые и черные дыры могут быть похожи, если они малы» [24, С. 153]. При минимальных размерах планковского масштаба белые и черные дыры становятся неразличимы, соответствуя максимонам.
     Ряд ученых полагает, что Вселенная произошла из первичной белой дыры, которая впоследствии распалась на ряд локальных белых дыр. При этом процесс распада черных дыр является обратным во времени по отношению к слиянию черных дыр. В качестве вероятного кандидата на роль белой дыры, породившую Вселенную, рассматриваются квазары – излучающие ядра галактик, одни из самых удаленных, то есть ранних объектов, наблюдаемых в видимой области Метагалактики [17, С. 114].
     С учетом платоновского описания космоса как сферы и сферического даосско-буддийского символа инь-ян, Вселенная представима в виде трехмерной сферы, вращающейся в соответствующих плоскостях. Удобным математическим аппаратом для описания вращений трехмерной сферы являются кватернионы. Напомним, что кватернион представляет собой матричную форму записи операции, описывающей последовательные повороты в ортогональных плоскостях. Учитывая, что рассмотренная выше система включает две сопряженные структуры, соответствующие вращения можно описать в рамках бикватернионов (удвоенных кватернионов).
     Заметим, что подобная концепция многомерной (множественной) Вселенной отвечает многомировой интерпретации квантовой механики, включая ее четырехмировую интерпретацию [13]. Представления о множественности Вселенных развиты в рамках многомерных моделей пространства-времени. Возможность сосуществования двух ортогональных трехмерных пространств обосновывалась, в частности, О.Д. Бартини [1]. Концепция параллельных Вселенных также вытекает из свойств черных дыр. Так, С. Хокингом показана возможность образования из черных дыр целых Вселенных [23].
     Возможность существования параллельных Вселенных, разделенных световым барьером, в частности, следует из кватернионной модели пространства-времени [8, 14]. Соответствующая структура пространства реализуема в системе, состоящей из четырех подпространств, разделенных горизонтами событий. Ее также иллюстрирует система, состоящая из двух сопряженных вращающихся черных дыр, каждая из которых обладает двумя горизонтами событий. Напомним, что согласно теории относительности под действием гравитации происходит искривление пространства-времени, достигающее максимальной величины в области сингулярности (черной дыры). При пересечении горизонта событий пространственноподобные и времениподобные координаты меняются местами, что соответствует повороту пространства на девяносто градусов. Такой поворот, то есть переход к ортогональной координате, алгебраически эквивалентен умножению на мнимую единицу i. В результате ряда последовательных поворотов пространство в итоге переходит само в себя [18].
     В полярной системе координат соответствующие повороты эквивалентны последовательным сдвигам фазы времени на ;/2. Учитывая принцип эквивалентности пространственных и временных координат в теории относительности, пересечение горизонта событий эквивалентно соответствующему сдвигу фазы времени. При этом идею сосуществования настоящего, прошлого и будущего отражает понятие интервала в теории относительности, как аналога расстояния между событиями в четырехмерном пространстве-времени [17]. Три фазы времени, дополнительные по отношению к действительному, возникают в рамках кватернионной концепции пространства-времени [8]. Дополнительные (мнимые) координаты в кватернионной модели ассоциируются с различными фазами времени, отделенными от действительного времени соответствующими горизонтами событий, что отвечает концепции четырехфазной Вселенной [18]. В уравнениях квантовой механики учитываются опережающая и запаздывающая фазы по отношению к действительному времени [13]. Опережающие и запаздывающие фазы также учитывает теория прямого межчастичного взаимодействия Фоккера-Фейнмана [2, 3].
     Идея сосуществования различных фаз времени характерна для целого ряда философско-религиозных систем [16]. Например, буддизм исходит из того, что можно узнать как прошлое, так и будущее (Дх. 419). При этом в буддийской космогонии Вселенная проходит четыре фазы своего развития. В Библии под вечностью понимается совокупность различных фаз времени. Согласно одному из библейских определений вечный Бог «есть, и был и грядет» (От. 1:8). Платон, развивая концепцию времени, «бегущего по кругу согласно законам числа» [12, С. 477], связывает ведомое богам настоящее, прошлое и будущее с вращением «веретена» мировой оси [там же, С. 450].
     Рассмотренная многомерная структура пространства-времени, включающая четыре сопряженных континуума, удобным образом описывается как восьмимерной бикватернионной алгеброй, так и восемью ортогональными координатами в рамках комплексного четырехмерного пространства-времени, соответствующего аппарату квантовой механики [14, С. 157]. Подобной метрике пространства-времени также соответствует общее решение уравнения интервала теории относительности [17, С. 194]. Символично, что Платон подразделяет мироздание на «восемь» сфер [12, С. 449]. Один из основных буддийских символов – дхармачакра изображает восемь спиц (направлений) в колесе, олицетворяющих восьмеричный путь.
     По выражению Платона, растущий космос «получает пищу от своего собственного тления» [12, С. 473]. Иными словами, объем материи Вселенной самопроизвольно возрастает при выполнении известных законов сохранения (энергии, импульса и проч.). Очевидно, что структура Вселенной должна соответствовать определенным требованиям, диктуемым законами физики. Так, все известные законы сохранения выполняются автоматически в случае комплексной (многомерной) структуры пространства-времени [14, С. 156], отвечающей «четерехмировой» интерпретации квантовой механики [13, С. 109]. Символично, что по выражению Платона, из «составных частей числом четыре родилось тело космоса» [12, С. 472].
     Подобная ситуация реализуется при симметричной структуре Вселенной. Напомним, что согласно общепринятым представлениям законы сохранения как «соответствующие симметрии можно рассматривать как симметрии пространства-времени (мира), в котором движутся тела» [19, С. 702]. Так, например, рождение пары частица – античастица отвечает закону сохранения импульса при реализации принципа зеркальной симметрии (пространственной инверсии). Зеркальная симметрия, отвечающая принципу четности, также реализуется в электромагнитных взаимодействиях. Оба приведенных выше примера иллюстрирует СРТ–теорема, предполагающая симметрию заряда С и импульса Р частиц относительно времени Т. Иными словами, квантовая механика допускает симметрию времени.
     Кроме того, одним из следствий теории относительности окажется mЕrg–теорема, допускающая симметрию массы m и энергии Е относительно горизонта событий, ограниченного гравитационным радиусом rg. В основе данного феномена лежит известный квантовомеханический механизм испарения черных дыр, предложенный Хокингом. Напомним, что в результате рождения виртуальных фотонов, один из них в силу принципа неопределенности может пересечь границу горизонта событий черной дыры и унести часть ее энергии. В подобной системе, состоящей из двух сопряженных континуумов, общий баланс энергии сохраняется. В то же время наблюдатель, находящийся за пределами черной дыры, увидит фотон, как бы самопроизвольно рождающийся в его пространственном континууме. В силу принципа эквивалентности энергии и массы в теории относительности, данный механизм также может распространяться на массы. Так, предполагается, что на финальной стадии испарения микроскопических черных дыр по механизму Хокинга может выделяться не только излучение, но и элементарные частицы.
     Исходя из принципа эквивалентности пространственных и временных координат в теории относительности, СРТ–симметрия может быть переформулирована в виде СРr;g–симметрии. Действительно, пересечение двух горизонтов событий r;g, тождественно переходу к противоположной координате, в том числе, временной оси -Т. Учитывая взаимосвязь энергии, импульса и массы, выполнение соответствующих законов сохранения потребует введение в общей сложности четырех сопряженных ортогональных друг другу пространственных континуумов (подпространств), разделенных четырьмя горизонтами событий [13, 18].
     Четыре горизонта событий реализуются в системе, состоящей их четырех сопряженных черных дыр Шварцшильда, обладающих только массой, либо в системах из двух сопряженных черных дыр иного типа: вращающихся черных дыр Керра, заряженных Райснера-Нордстрема, вращающихся и заряженных Керра-Ньюмена. При этом обладающие зарядом и спином (вращением) элементарные частицы представимы в качестве кольцеобразных сингулярностей – микроскопических вращающихся черных дыр. Учитывая, что СРТ (СРr;g) – симметрии реализуются в микромире, особую роль при реализации зеркальных симметрий, проявляющихся в соответствующих законах сохранения, могут играть элементарные частицы. А именно, частицы, обладающие спином, чьи кольцеобразные сингулярности могут выступать в качестве своего рода порталов, через которые туннелируют другие частицы. Действительно, как известно, в квантовых процессах превращения элементарных частиц, а также при рождении и аннигиляции пар задействуются фотоны и нейтрино. Данные частицы (переносчики взаимодействий) обладают спином, но электрически нейтральны, то есть сами они не подвержены СТ–симметрии.
     Сопряженность противоположных пространственно-временных континуумов, среди прочего, позволяет объяснить наблюдаемое вращение космических объектов, от планетарных систем до галактик. Так, в системе, состоящей из «зеркальных» континуумов, автоматически выполняется закон сохранения момента количества движения. Символично, что на одновременное рождение двух противоположных «составов» космоса указывал еще Платон, говоря о «внутреннем» и «внешнем круге», которые вращаются в противоположных направлениях [12, С. 475-476].
     Считается, что процесс рождения виртуальной материи наиболее активно протекает под действием сильных полей, искривляющих пространство-время. Напомним, что согласно Хойлу новое вещество рождается в ядрах галактик, то есть в местах расположения гигантских черных дыр. Согласно теории относительности наибольшая кривизна пространства-времени достигается под действием гравитационных полей наиболее плотных объектов. При этом максимальный градиент гравитационного поля достижим в окрестности микроскопических черных дыр, прежде всего, максимонов планковского масштаба. Так, предполагается, что вещество рождающейся Вселенной на ранней стадии сверхвысоких плотностей могло содержать первичные черные дыры, в том числе, в виде максимонов. Это, в частности, может указывать на важную роль максимонов в образовании вещества Вселенной [17, С. 124-125]. Не обладающий зарядом максимон имеет один горизонт событий в форме сферы Шварцшильда, внутри которой расположена точечная сингулярность. Напомним, что сфера согласно Платону является прообразом Вселенной [12, С. 474]. Участие подобного рода объектов, наряду с рассмотренными выше объектами (микрочастицами) с кольцеобразной сингулярностью, необходимо для одновременной реализации СРТ и mЕrg – симметрий пространства-времени, отвечающих всем известным законам сохранения.
     Одним из нетривиальных следствий симметрии пространства-времени, и одновременно ее обоснованием, является уравнение Шредингера. Как известно, это основное уравнение квантовой механики, постулирующее взаимосвязь энергии квантовых объектов и их потенциальных (вероятностных) состояний, выражаемых посредством комплексно-сопряженных волновых функций. В системе, состоящей из комплексно-сопряженных пространств, то есть обладающих соответствующей симметрией, основное уравнение квантовой механики Шредингера обретает наглядный физический смысл. Среди прочего, в уравнении Шредингера, как одной из форм записи уравнения Эйлера, речь идет о выражении идеи многомерия посредством квантовомеханического математического аппарата [13]. Так, посредством формул, основанных на уравнении Эйлера, выражается идея компактификации дополнительных измерений [3].
     В данном случае две симметричные мнимые составляющие комплексно-сопряженных волновых функций ассоциируются с двумя противоположными подпространствами, ортогональными действительному континууму. При этом время в данных подпространствах имеет опережающую и запаздывающую фазы по отношению к действительному времени, сдвинутые на ;/2 и -;/2 соответственно. Напомним, что в квантовой механике любой квантовый объект представим в виде волнового (колебательного) процесса, что отражает известная формула Е = h;, связывающая энергию частицы Е и частоту ее колебаний ;. При этом энергии, импульсы и другие параметры частиц, находящихся за горизонтом событий относительно наблюдателя, существуют для него лишь «потенциально». Напомним, что идея существования вещей в «потенции», в качестве их прообраза, была выдвинута еще Платоном [12, С. 469]. При этом подобные идеи Платона перекликаются с представления о волновой функции в квантовой механике.
     Концепции многомерия предполагают, что дополнительные координаты не наблюдаемы вследствие их компактификации, то есть «свернутости» в микромасштабе в замкнутые петли. Иными словами, в микромасштабе пространство-время замкнуто само на себя. Впервые идею компактификации выдвинул Эйнштейн совместно с Бергманом в 1938 году. В соответствии с данной концепцией пространство содержит как протяженные (наблюдаемые), так и свернутые (ненаблюдаемые) измерения.
     В этой связи элементарные частицы могут быть рассмотрены как многомерные объекты, представимые в качестве искривлений пространства-времени. При этом в трехмерном действительном пространстве частицы предстают в виде частиц как таковых (корпускул), а ортогональные (дополнительные) измерения проявляются в виде полей [3]. В этом смысле концепция многомерия согласуется с идеей корпускулярно-волнового дуализма, позволяя адекватно интерпретировать ее содержание. Следует отметить, что идею сосуществования параллельных пространств, как в микромасштабе, так и в масштабе всей Вселенной, высказывал еще Платон, соотнося строение «тела» космоса и «души» космоса: «В его центре построивший дал место душе, откуда распространил ее по всему протяжению и в придачу облек ею тело вовне» [12, С. 474]. Иными словами, один континуум не только «облекает» другой извне, но и повсюду пронизывает его изнутри. Подобную топологическую структуру, как уже отмечалось, иллюстрирует символ инь-ян. Напомним, что фактически речь идет об искривленном четырехмерном пространстве-времени, представимом как многомерное. При этом посредством дополнительных измерений учитывается искривление пространства-времени, то есть его поворот – переход к ортогональным координатам.
     В подобной системе, соответствующей статистическому подходу к описанию природы пространства, где классическое пространство предстает как совокупность микропространств [2], сопряженных с элементарными частицами (переносчиками взаимодействий). При этом по своей структуре элементы микропространства подобны топологическому строению всей Вселенной. Отметим, что идея отражения малого в большом высказывалась еще древнегреческими философами. Например, человек рассматривался в качестве микрокосма, в котором отражается весь космос. Так, платоновское «тело космоса» в своем строении антропоцентрично. По Платону рождающийся космос изначально содержит в себе образ человека в качестве прообраза [12, с. 485]. Соответственно, познавая себя, можно познать весь мир. Сходная идея присутствует в даосизме: «Не выходя со двора, можно познать мир. … Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]» (ДдЦ. 47).
     Важным следствием СРТ и mЕrg – симметрий является обоснование асимметрии вещества и антивещества во Вселенной. Напомним, что стандартные квантовомеханические модели рождения и аннигиляции пар частиц предсказывают симметрию вещества и антивещества. Наблюдаемое преобладание во Вселенной частиц определенного типа связывается со спонтанным нарушением симметрии, таким как барионная асимметрия. Рождение стабильных частиц одного типа, в принципе, возможно в случае, если в результате достигается стабильность (устойчивость) системы при минимуме ее внутренней энергии. Действительно, система, состоящая из частиц и античастиц, предполагающая их взаимную аннигиляцию с переходом в излучение, по определению, неустойчива. При этом переход системы в устойчивое состояние может быть сопряжен с коллективными (резонансными) эффектами, связанными с синхронизацией параметров частиц. Так, в рамках четырех сопряженных континуумов реализуемы структуры, состоящие из четырех взаимосвязанных, иными словами, квантовомеханически «спутанных» частиц – «квадриг» в терминологии Я.П. Терлецкого [13, С. 109]. Напомним, что еще в шестидесятые годы прошлого столетия в работе «Парадоксы теории относительности» Терлецкий показал, что в системе квадриг снимается проблема законов сохранения.
     Заметим, что идея самосогласованности (синхронизации) как таковая играет значимую роль в философско-религиозных системах [16]. Например, космос Платона предстает как «самодвижущаяся» (саморазвивающаяся) система [12, С. 476], «осуществляющая все свои действия и состояния в себе самом и через себя само» [там же, С. 474]. При этом космос Платона строится по принципу музыкальной гармонии [там же, С. 669]. Согласно Лао-цзы, благодаря дао в мироздании поддерживается мировая гармония, так что все вещи в нем «образуют гармонию» (ДдЦ. 42).
     Как уже отмечалось ранее, древние космогонические системы предполагают множественность миров. При этом наиболее очевидные параллели с наблюдаемым строением Вселенной, наполненной галактиками, каждая из которых содержит мириады звезд, прослеживаются в буддийской космогонии. Так, буддийский мир Великого Брахмы, объемлющий солнце, землю и луну, ассоциируется с солнечной системой, то есть звездой, окруженной планетами. Допустимость подобного соотнесения подтверждает сопоставимость времени существования мира Великого Брахмы с периодом существования солнца как звезды определенного типа.
     Согласно буддийским космогоническим представлениям мир Великого Брахмы существует одну махакальпу, после чего завершает свое существование, сгорая в огне. С учетом принятого в буддийской космогонии выделения четырех фаз бытия мироздания, длительность цикла рождения и угасания мира измеряется в махакальпах – «великих кальпах», составляющих четыре кальпы. При этом предполагается, что длительность кальпы чрезвычайно велика, порядка миллиарда лет.
     Установлено, что солнечная система формировалась порядка четырех с половиной миллиардов лет. Согласно теории эволюции звезд, примерно через пять миллиардов лет солнце превратится в красного гиганта и взорвется. В огне этого взрыва сгорят планеты, вплоть до земли, как это и предсказывает буддийская космогония. Напомним, что похожие идеи высказывал Гераклит, полагавший, что мироздание периодически уничтожается в мировом пожаре, после чего возрождается заново. Сходное описание подобной апокалипсической картины содержит Библия: «Стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10). В этом контексте длительность махакальпы, как цикла существования звезд класса нашего солнца, можно оценить в десять миллиардов лет; в свою очередь, кальпы – примерно в два с половиной миллиарда лет [16, С. 266].
     Согласно буддийской космогонии, над миром Великого Брахмы располагаются миры Абхасвара. Они содержат в себе тысячи отдельных миров, каждый из которых имеет собственное солнце и луны. Между тем, как показали астрономические исследования, вокруг многих звезд вращаются планеты, сопоставимые по размерам с землей. Это дает основание ассоциировать мир Абхасвара с нашей галактикой Млечный путь. Над миром Абхасвара располагается мир Шубхакритсна, объединяющий тысячи таких миров. Соответственно, речь может идти о скоплениях галактик. В свою очередь, тысячи миров Шубхакритсна составляют мир Брихатпала, а миры Брихатпала объемлет высший мир Шуддхаваса. Подобная структура напоминает сверхскопления галактик и всю Метагалактику в целом.
     Согласно рассмотренной буддийской концепции, общее число миров, ассоциируемых со звездными системами, превышает 1012. О «неисчислимо многих» мирах также пишет Платон, оговариваясь при этом, что все они составляют «один» мир, созданный в соответствии с единым «первообразом» [12, с. 471]. Сходным образом в буддийской космогонии все многочисленные миры объемлет один, высший мир Шуддхаваса. Для сравнения, число галактик в наблюдаемой части Вселенной оценивается в 1012, а число содержащихся в них звезд – до 1024. При этом все они образуют единое образование – Метагалактику.

Соотношение материи и сознания

     Философско-религиозные концепции традиционно поднимают ряд метафизических вопросов, таких как соотношение человека и Вселенной (Бога), роль сознания (разума) в мироздании [16, 18]. Близкая по своей сути проблематика обсуждается в рамках ряда гуманитарных и естественных наук. К числу подобных проблем, например, относится соотношение материального и идеального (духовного); бытия и сознания, рассматриваемое в качестве основного вопроса философии. Сходное соотношение – между физическим и психическим, формулируется как психофизическая проблема, считающаяся основным вопросом психологии.
     Как известно, в материалистической концепции первичную роль играет материя. При этом предполагается, что идеальное может существовать лишь в сознании, как форме отражения материи, а потому идеальное вторично. Для сравнения, религиозные системы по своей сути являются идеалистическими. В рассматриваемых философско-религиозных концепциях периода «Осевого времени» по Ясперсу ключевую роль играют такие понятия, как дао, дхамма, логос, олицетворяющие принципы и законы, то есть идеальные конструкты.
     Разрешение вопроса о соотношении материального и идеального, среди прочего, предопределяет решение проблемы, актуальной для физики и математики, а именно: соотношение материи и физических законов, выражаемых посредством математических уравнений, которым она подчиняется. Сходный вопрос о соотношении материи и числа поднимался еще древнегреческими философами Пифагором и Платоном. Подобного рода проблематика обсуждается и современными учеными. Как заметил один из основоположников квантовой механики В. Гейзенберг, «в естествознание вновь проникла мысль Платона, что … основой … материи является математический закон» [6, С. 372]. Гейзенберг указывал на информационные корни материи, полагая, что, разделяя «материю все дальше и дальше, мы в конечном счете придем не к мельчайшим частицам, а к математическим объектам, определяемым с помощью их симметрии». Ученый считал, что «в современной квантовой теории едва ли можно сомневаться в том, что элементарные частицы, в конечном счете, суть математические формы … сложной и абстрактной природы» [5, С. 88].
     Примером подобных «математических объектов» являются спиноры, играющие важную роль в квантовой механике. Спиноры описывают вращение элементарных частиц, связанное со спином. Ориентация спина, будучи квантовым числом, является информационным параметром, а не энергетическим. В то же время спин сам по себе, вне соответствующей элементарной частицы, существовать не может. Данный пример, в частности, иллюстрирует взаимосвязь информации и энергии (материального носителя).
     Напомним, что исходными элементами мироздания Платон полагает геометрические «формы», являющие собой «упорядоченное» отображение первичных «образов и чисел» [12, С. 495]. Так, например, по мнению философа, появлению «трехмерного» пространства предшествовала двумерная «простая плоскость без глубины» [там же, С. 472]. Указание на последовательное увеличение размерности пространства рождающейся Вселенной, от одномерного до трехмерного, образно выражено в даосизме. Так, согласно Лао-цзы дао «подобно нескончаемой нити» (ДдЦ. 6), то есть простейшей одномерной структуре, порождающей все существующее: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа» (ДдЦ. 42). Отметим, что существование структур с малым числом размерностей предсказывает теория суперструн, согласно которой в основе вещества лежат протяженные одномерные объекты – струны. Концепция бран (мембран) в качестве базового объекта, подобно Платону, рассматривает плоскости.
     Для сравнения, в рамках реляционной парадигмы пространство-время не задается изначально, а выводится на основании общих соотношений, реализуемых между элементами произвольной природы. Так, метрика пространства-времени теории относительности «3 + 1» естественным образом следует из бинарного характера системы комплексных отношений [3]. Математический аппарат квантовой механики естественным образом отвечает бинарным системам комплексно-сопряженных отношений, что предполагает тип симметрии пространства-времени, соответствующий четырехмировой интерпретации квантовой механики [13].
     Тем самым представляется, что решение затронутой проблемы соотнесения материального и идеального на уровне наибольшего обобщения возможно в рамках реляционной парадигмы, рассматривающей одни объекты в контексте их отношения к другим. Предтечей реляционного подхода можно считать основоположника даосизма Лао-цзы, соотносившего между собой противоположные начала. Согласно Лао-цзы все вещи определяются посредством других вещей, взаимообуславливают друг друга и существуют благодаря друг другу, включая небо и землю (ДдЦ. 7). При этом никакие вещи, сами по себе, без соотнесения с другими вещами не могут существовать: «Бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются» (ДдЦ. 2).
     Иными словами, все вещи существуют благодаря существованию их противоположностей. При этом согласно даосам непрестанно происходит переход вещей из одного состояния в состояние, ему противоположное. Подобный метафизический принцип, выражающий основную идею диалектики, Лао-цзы считал естественным свойством вещей: «Превращение в противоположное есть действие дао» (ДдЦ. 40). Практически одновременно с Лао-цзы сходные взгляды высказывал Гераклит, считающийся одним из основоположников диалектики. Подобно Лао-цзы, Гераклит рассматривал вещи в контексте единства противоположностей и мыслил их как переход из одной противоположности в другую.
Для описания структуры пространства, элементарных частиц и Вселенной в целом, используются самые разнообразные, порой весьма экзотические алгебры, как, например, в теории суперструн. Вместе с тем, вследствие определенных запретов и ограничений, диктуемых общими принципами симметрии, в том числе, проявляющимися, в законах сохранения, топологии, отличные от топологии нашей Вселенной, не реализуются. В качестве иллюстрации можно привести теорему Фробениуса, согласно которой размерность алгебр без делителей нуля, то есть имеющих физический смысл, может принимать ограниченный набор значений: 1, 2, 4 или 8, исчерпываясь полем действительных, комплексных чисел, а также телом кватернионов. Речь идет о гильбертовых алгебрах определенных размерностей, учитывающих ортогональные координаты.
     Тем самым требование адекватного описания физической реальности накладывает ограничения на выбор исходных алгебр. Исходя из трехмерности наблюдаемого пространства, с учетом временной координаты, что отвечает метрике «3 + 1», размерность адекватных алгебр может составлять четыре, либо восемь измерений. Действительно, теория относительности учитывает четыре измерения пространства-времени. Математический аппарат квантовой механики, использующий комплексные числа, учитывает восемь измерений (из них четыре – в скрытом, «мнимом» виде). Десятимерное многообразие Стандартной модели сводимо к восьми действительным координатам [3, С. 298]. Упомянутому требованию также удовлетворяет кватернионная (бикватернионная) алгебра, удобная при описании вращения сферических объектов, включая сферу Платона, как прообраз Вселенной [14]. Напомним, что перечисленные выше многомерные алгебры фактически оперируют с обычным четырехмерным пространством-временем, когда посредством дополнительных ортогональных измерений учитывается его искривление (повороты), так что пространство-время оказывается замкнуто само на себя, то есть компактифицировано.
     Следуя идеологии теоремы Фробениуса, фактически Вселенная является такой, какая она есть, поскольку она просто не может быть иной. Так, в концепции периодической Вселенной мир уничтожается, а затем воспроизводится вновь. При этом залогом воспроизводства Вселенной по определенному образцу – «первообразу» по Платону, служит неизменность принципов, лежащих в основе ее формирования. Речь, в частности, идет о неизменности принципов математики, посредством которых формулируются законы физики, устанавливающие определенные количественные соотношения между физическими объектами и их параметрами.
     В русле реляционного подхода, базирующегося на принципах диалектики, основные вопросы философии и психологии разрешаются с позиции единства материи и сознания, единства физического и психического. Применительно к психологии подобную точку зрения обосновывал, например, С.Л. Рубинштейн [20, С. 24-25]. Сходной позиции придерживался К.Г. Юнг, полагавший, что «поля реальности, являющиеся предметом изучения физики и психологии, представляют, в конечном счете, единое целое, то есть своего рода единое психофизическое пространство» [21, С. 342]. В пользу такого способа решения указанных проблем свидетельствует квантовомеханический принцип наблюдателя, а также антропный принцип.
     Действительно, единое строение «психофизического пространства» можно усмотреть в целом ряде аналогий структуры элементарных частиц и психических состояний. К примеру, энергетические уровни элементарных частиц дискретны, как и уровни психических состояний. Так, психические состояния традиционно разделяются на виды, в том числе, по уровню энергетической активности. В структуре психических состояний и элементарных частиц прослеживаются общие принципы симметрии, выражаемые определенными (архетипическими) числами [16]. При этом дискретность структуры психических состояний и элементарных частиц отвечает идее расщепления «единого» дао (ДдЦ. 14), а также «единого» логоса по Максиму Исповеднику. Так, известным христианским символом Бога-Слова, то есть логоса, является образ ветвящейся лозы (Ин. 15:5).
     Напомним, что под антропным принципом в общем случае понимается точная настроенность физических констант на возможность зарождения во Вселенной жизни и появления человека, обладающего сознанием. Антропный принцип согласуется с буддийской концепцией местопребываний, отождествляющей состояния сознания с мирами, как местами пребывания живых существ. Антропный принцип также находит определенное соответствие в той даосской идее, что всякая вещь существует благодаря прочим вещам (ДдЦ. 2). Согласно Лао-цзы за счет равновесия противоположных начал поддерживается мировая гармония (ДдЦ. 42). Соответственно, человек существует благодаря тому, что существует мир, подобно тому, как небо существует благодаря земле, и наоборот (ДдЦ. 7).
     Платоновский Бог пантеистичен, ассоциирован со всей Вселенной. При этом платоновское «тело космоса» в своем строении антропоцентрично. По Платону рождающийся космос уже изначально содержит в себе прообраз человека [12, С. 485]. Вселенная создается демиургом как живое и разумное существо, подобно человеку обладающее телом, душой и умом: «Он устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную» [там же, С. 471]. При этом космос творится демиургом в соответствии с его «первообразом». Соответственно, человек уподобляется не только Вселенной, но и демиургу – ее Творцу. Сходную концепцию творения человека «по образу и подобию» Бога содержит Библия (Быт. 1:26).
     Как известно, на свойства вещества на квантовом уровне влияет наблюдатель, как бы вплетенный в ткань физической реальности. При этом наблюдатель, как субъект, обладающий сознанием, порождается в процессе самоорганизации материи от низших форм к высшим. Следует отметить, что важная роль, отводимая наблюдателю в физической реальности, ставит проблему корректного определения наблюдателя. Так, например, на первичной стадии Вселенной человек, как высокоорганизованная форма существования белковой материи, еще не появился. Соответственно, встает вопрос – кто (или что) может играть подобную роль? Религии дают свой ответ на этот вопрос, полагая возможным существование сознания вне человеческого тела. Соответственно, постулируется существование Бога (богов), иных высших существ, а также так называемой загробной жизни.
     Систему физическая реальность (материя) – наблюдатель (сознание) логично рассматривать в русле реляционного подхода. Так, наблюдатель влияет на материю, и одновременно ею порождается. Иными словами, в подобной системе реализуется принцип самосогласованности. Согласно Юнгу связь между физическим и психическим основана на принципе «синхронистичности», как бы «соединяющим некое физическое явление с неким психическим состоянием» [21, С. 316]. С данных позиций соответствующий вариант эволюции Вселенной выбирается в процессе ее формирования. Символично, что в библейском описании шести дней (этапов) творения неоднократно отмечается: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:10-31). Фактически Библия указывает на принцип самосогласования, реализуемый при образовании мироздания.
     Идея самосогласованности (синхронизации), как уже отмечалось ранее, играет важную роль в философско-религиозных системах [16]. Так, согласно Лао-цзы действие дао осуществляется посредством принципа дэ, приводящего все в гармоничное соответствие с ним: «Глубочайшее дэ, оно глубоко и далеко. Оно противоположно всем существам, но приводит их к полному соответствию [с ним]» (ДдЦ. 65). В платоновской концепции разумного космоса находит свое отражение взаимосвязь психического и физического. Согласно Платону невидимая «душа космоса», обладающая сознанием, пронизывает и облекает видимое «тело космоса», соотносимое с наблюдаемой материей [12, С. 474]. Идея существования единых корней у физических явлений и психических феноменов, как уже говорилось, находит свое соответствие в буддийской концепции местопребываний, в которой состояния психики отождествляются с местами пребывания живых существ.
     Буддийское понятие «дхамма» включает в себя представления о бестелесном мыслящем начале: «Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть – разум, из разума они сотворены» (Дх. 1). При этом очищенный от заблуждений разум – «разум на пути к развеществлению» (Дх. 154), ассоциируется с вечной дхаммой, «постигаемой чистым разумом» (Дх. 2). Будда, допуская «развеществленную» жизнь вне тела, очевидно, имеет в виду возможность существование формы сознания (жизни), отличной от белковой материи. Достижение состояния «чистого разума» в буддизме можно образно сравнить с переходом на уровень программного обеспечения вселенского компьютера. Иными словами, на информационный уровень. Согласно Лао-цзы «дао бестелесно» (ДдЦ. 21). Для сравнения, в платоновском разумном космосе, который «наделен умом» [12, С. 471], мирозданием управляют, то есть задают своего рода программы, «боги богов», созданные демиургом и действующие по его плану (программе) [там же, С. 481].
     Программное обеспечение компьютера, оперирующее с информацией, само по себе не является материальной субстанцией. Вместе с тем, для хранения информации, как уже отмечалось, необходим материальный носитель. Подобная дилемма «материя – информация» отвечает философско-религиозному дуалистическому делению «тело – дух». Соответствующая проблематика в полной мере отвечает реляционному подходу применительно к соотношению между материальным и идеальным, физическим и психическим.
     С точки зрения современной науки функционирование сознания сопряжено с процессом самоорганизации живой высокоорганизованной материи, состоящей из элементарных частиц и полей. Между тем еще древние философско-религиозные концепции приписывали способность к самоорганизации и развитию всей Вселенной. Согласно Лао-цзы благодаря дао все сущее «рождается и не прекращает своего роста» (ДдЦ. 34). Буддизм проникнут идеей «совершенствования» (Дх. 106). «Небо» по Платону способно к самопознанию: «Небо, … благодаря своему совершенству способное пребывать в общении с самим собою, … и довольствующееся познанием самого себя» [12, С. 474]. Подобные представления отвечают той идее, что материя во Вселенной обладает свойством самоорганизации, характерным для деятельности сознания.
     В религиозных концепциях божественные обители традиционно помещаются на небеса – в космическое пространство, если пользоваться научными терминами. Например, буддийская космогония располагает небеса дэвов (божеств) в области магнитосферой земли [16]. Низшим из подобных местопребываний является мир Ямы. Считается, что этот мир плывет в небе на высоте сто шестьдесят йоджан, то есть около двух тысяч километров над землей. Высший из небес дэвов – Паринимитра-вашавартин расположен на высоте в тысячу триста йоджан, что эквивалентно восемнадцати тысячам километров. При этом мир Ямы расположен на уровне внутреннего радиационного пояса магнитосферы (протонного). Внешний радиационный пояс (электронный) совпадает с уровнем мира Паринимитра-вашавартин.
     Магнитосфера земли удерживает частицы солнечного ветра – плазмы, выброшенной из солнечной короны в космос. Частицы космической пыли, удерживаемые гравитацией планеты, сталкиваясь с частицами плазмы, приобретают заряд. В свою очередь, несущие заряд частицы космической пыли, подобно ионам кристаллической решетки твердого тела способны структурироваться в плазменно-пылевые кристаллы – структуры, образующиеся в вакууме. Тем самым местоположение буддийских небес дэвов совпадает с областью магнитосферы, где могут формироваться плазменно-пылевые структуры [16].
     Платон связывает «первое рождение для всех душ» с появлением звезд [12, С. 482]. Звезды же представляют собой плазму, сжатую силами гравитации. Как уже говорилось, буддийская космогония помещает небеса дэвов, населенные разумными существами, в области магнитосферой земли. Магнитосфера же представляет собой разряженную плазму. Согласно Библии Бог разговаривал с Моисеем из «среды огня» (Втор. 4:36). При этом Бог «творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный» (Пс. 103:4). В то же время огонь также является разновидностью плазмы. Следуя подобным философско-религиозным воззрениям, процессы самоорганизации в плазме могут представлять собой одну из форм жизни [16].
     Данные представления с научной точки зрения являются гипотетическими. Вместе с тем, рассматривая феномены жизни и сознания как процессы самоорганизации материи, сложно отрицать то, что плазменные и плазменно-пылевые структуры, формирующиеся вокруг звезд и планет, обладающих магнитным полем, представимы как своего рода самоорганизующиеся (упорядоченные) системы. В этом смысле магнитосфера земли отвечает известной концепции ноосферы Вернадского. Данная гипотеза иллюстрирует религиозные воззрения, согласно которым небеса, являющиеся местом пребывания богов, ангелов и других высших существ, наделяются свойствами разума.
     Следует заметить, что плазма, из которой состоят звезды и звездный ветер – весьма распространенная форма существования материи во Вселенной. В свою очередь, космическая пыль – самый распространенный вид вещества. По некоторым оценкам масса газопылевых облаков, заполняющих межзвездное пространство, превышает массу звезд.
Электронный газ, заполняющий всю межгалактическую среду, также представляет собой плазму. Заметим, что при средней плотности электронов 10-3 на кубический сантиметр, расстояние между ними составляет около миллиметра, что совпадает с длиной волны на максимуме микроволнового фонового излечения. При этом равновесный фотонный газ реликтового излучения является вырожденным бозе-газом. Напомним, что при равенстве среднего расстояния между частицами газа (в данном случае, фотонного) длине волны де-Бройля, газ является вырожденным, то есть обладает квантовыми свойствами, проявляющимися в коллективных эффектах, связанных с самосогласованием (синхронизацией) параметров частиц.
     Обращает на себя внимание также то обстоятельство, что длина микроволнового фонового излучения на максимуме спектра, а именно в миллиметровом диапазоне, близка к линии поглощения молекул воды Н2О, равной 1,6 мм. При этом миллиметровый радиоволновой диапазон используется в современной космической связи со спутниками. Соответственно, возможен электромагнитный резонанс между космическим реликтовым излучением и водой, содержащейся в атмосфере, а также на поверхности планеты. Напомним, что вода является основой жизни. Символично, что особая «оживотворяющая» роль воды, как стихии, отмечается уже в прологе Библии: «И Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). При этом все философско-религиозные системы рассматривают «небеса» как место пребывания высших сил, управляющих как судьбами людей, так и мирозданием в целом.
     Как известно, процессы упорядочивания сопряжены с уменьшением энтропии, в том числе, информационной. Так, деятельность сознания, связанная с упорядочением информации, сопряжена со снижением уровня ее неопределенности, то есть уменьшением информационной энтропии [17, С. 38]. В этом контексте применительно к равновесному реликтовому излучению, наполняющему все пространство Вселенной, библейская формула «Бог есть свет» (1 Ин. 1:5) обретает символичное метафизическое смысловое наполнение. Действительно, ряд религий, например, аврамические, приписывая Богу свойство «вездеприсутствия» (присутствия во всем пространстве), рассматривают Творца мира как воплощение разумного начала. Так, согласно Библии Бог, «сотворивший небеса разумом» (Пс. 135:4) есть «Бог разумов» (1 Цар. 2:3). Под платоновской «душой космоса», объемлющей и пронизывающей «тело космоса», можно понимать структуру не столько вещественной, сколько информационной природы, сопряженную с сознанием. Как уже отмечалось, весь космос по Платону – «живое существо, наделенное душой и умом» [12, С. 471].

Заключение

     Древние философско-религиозные тексты, относящиеся к различным культурам, как западной, так и восточной, во многом отражают схожую проблематику [10, С. 100]. Так, анализ древних космогонических систем показывает, что все они в той или иной мере отражают проблематику образования и строения Вселенной [16]. При этом наиболее системное описание Вселенной, предложенное Платоном, можно рассматривать как теоретическую физико-математическую модель, представляющую интерес не только с философской, но и с естественнонаучной точки зрения [14]. Сходные представления содержат буддийская, даосская, иудео-христианская концепции [18].
     Древние представления об устройстве мироздания, безусловно, умозрительны. Например, сам Платон отзывается о некоторых своих построениях, как о «вероятных» и «правдоподобных» [12, С. 659]. Вместе с тем Платон демонстрирует впечатляющую для своей эпохи осведомленность во многих науках, включая астрономию. Так, среди прочего, философ указывает, что «земля кругла» и подвешена «посреди неба» [11, С. 703].
Следует отметить, что построения Платона опираются не только на логические умозаключения, но и на более ранние источники. В своих сочинениях философ неоднократно ссылается на «древние … сказания» [12, С. 17]; на древние «письмена» [там же, С. 465]. Известно, что Платон, строя модель космоса, подчиняющегося определенным математическим закономерностям, развил соответствующие идеи Пифагора [там же, С. 668-670]. При этом считается, что Пифагор обучался у египетских жрецов – носителей знаний древнеегипетской цивилизации. Лао-цзы указывал, что он следует древней традиции, поскольку «в древности … знали мельчайшие и тончайшие вещи» (ДдЦ. 15). Известно, что буддийская космогония впитала в себя более ранние индуистские представления о мироустройстве.
     Соответственно, о традиционных философско-религиозных системах можно говорить как об определенной системе знаний, передающихся от одной цивилизации к другой. При этом истоки подобных знаний уходят корнями во времена глубокой древности. Учитывая, что между рассмотренными космогониями прослеживается немало параллелей, можно допустить существование их общего, еще более древнего источника. Действительно, исследования сохранившихся материальных свидетельств (артефактов) свидетельствуют о существовании в глубокой древности цивилизации, весьма развитой, в том числе, в технологическом плане [22].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бартини Р.О.Д. Некоторые соотношения между физическими константами. ДАН СССР, т. 163 № 4, 1965.
2. Владимиров Ю.С. Идеи реляционно-статистического подхода к природе пространства-времени. Метафизика, № 2 (12), 2014. С. 10-28.
3. Владимиров Ю.С. Метафизика. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
4. Владимиров Ю.С. Принцип Маха и космология. Метафизика, № 1 (19), 2016. С. 80-95.
5. Гейзенберг В. Развитие понятий в физике ХХ столетия. Вопросы философии, № 1, 1975. С. 79-88.
6. Гейзенберг В. Физика и философия. – М.: Наука, 1989.
7. Дао дэ Цзин. Книга пути и благодати. М.: Эксмо, 2008.
8. Ефремов А.П. Метафизика кватернионной математики // Метафизика. Век ХХI. Вып. 2: сборник статей // Под ред. Владимирова Ю.С. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. С. 233-266.
9. Ильичев Л.Ф. и др. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
10. Ковалева Н. Будда и его учение. М.: РИПОЛ классик, 2005.
11. Платон. Диалоги. Книга первая. М.: Эксмо, 2008.
12. Платон. Диалоги. Книга вторая. М.: Эксмо, 2008.
13. Поройков С.Ю. Бинарный характер квантовой механики. Метафизика, №2 (12), 2014. С. 106-110.
14. Поройков С.Ю. Космос Платона как физико-математическая модель Вселенной. Метафизика, № 2 (8), 2013. С. 147-161.
15. Поройков С.Ю. Общие научные основания мировых религий // Христианство и наука: сборник докладов конференции // Под ред. Владимирова Ю.С. М.: РУДН, 2014. С. 69-93.
16. Поройков С.Ю. Общие оснований религий. М.: ИНФРА-М, 2015.
17. Поройков С.Ю. Физическая и религиозная реальность. М.: Ленанд, 2006.
18. Поройков С.Ю. Космологические системы периода «Осевого времени» по Ясперсу. Метафизика, № 1 (19), 2016. С. 147-161.
19. Прохоров А.М. и др. Физический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007.
21. Юнг К.Г. и др. Человек и его символы. М.: Медков С.Б., Серебряные нити, 2006.
22. Скляров А.Ю. Удивительное рядом, но оно запрещено. Метафизика, № 4 (18), 2015. С. 134-152.
23. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. СПб.: Амфора, 2001.
24. Хокинг С., Пенроуз Р. Природа пространства и времени. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2000.