Павильонный Зал

Дина Максимова
Павильонный Зал создавался в период с 1850 по 1858 год архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером. В эпоху Екатерины Великой здесь располагалось шесть комнат, включая зал с двумя рядами окон, оранжерею, столовую и кабинеты. В северо-восточной оконечности зала располагался стол на шесть персон. Обедавшие за этим столом, могли легко обходиться без помощи слуг, поскольку каждая смена блюд подавалась на прямо на стол при помощи специального подъемного механизма. Именно здесь, вдали от назойливых и любопытных глаз билось сердце Эрмитажа Екатерины Великой.

В ходе реконструкции, предпринятой в середине XIX века облик этой части здания был полностью изменен. Перегородки, разделявшие объем на маленькие комнаты исчезли, уступив место рядам беломраморных каннелированных колонн. В убранстве Павильонного Зала художественные мотивы эпох Классицизма и Ренессанса причудливо переплетаются с навеянными поэзией образами Арабского Востока. А.И. Штакеншнейдер многократно использовал в оформлении интерьера Фонтаны Слез, элемент убранства интерьера Бахчисарайского Дворца в Крыму, получивший широкую известность благодаря творчеству А.С. Пушкина.

В части зала, прежде занимаемой оранжереей, А.И. Штакеншнейдер установил уменьшенную копию напольной античной мозаики, располагавшейся в термах Римского города Окрикулум. Мозаика была выполнена мастерами из Санкт-Петербурга в период с 1847 по 1851 год.

Павильонный зал, место проведения балов и приемов, дышит праздничной атмосферой благодаря роскошным люстрам золоченой бронзы с множеством игриво переливающихся подвесок. В наши дни зал используется для демонстрации столов с мозаичными столешницами работы середины девятнадцатого века, а также знаменитых Часов «Павлин», изготовленных известным английским часовщиком и механиком Джеймсом Коксом. Часы были приобретены Григорием Потемкиным, бывшим в ту пору фаворитом Екатерины II, и находятся в Эрмитаже с 1799 года.