Дневник серебряного века стр. 4

Дмитрий Антошин
Антон Антонович осторожно отомкнул дверь купе. Борис, скрючившись спал на диване, подложив под голову любимую подушку-думку. Во сне он блаженно улыбался.

Поезд прибыл в Петербург рано утром. Вокзал заволокло туманом. Ночной сумрак еще не рассеялся. Тускло и тоскливо горели фонари. Недовольные сонные пассажиры вяло выходили из вагонов. Белову было плохо и он требовал остановиться у первой же пивной. Антон Антонович урезонил друга сообщив что дома его дожидается целый сервант всевозможных бутылок. Борис тут же стал выкрикивать извозчика. Проезжая по спящему городу Антон Антонович думал о том что Петербург все больше превращается в буржуазную столицу. Сотнями строились роскошные дома в стиле " Модерн ", открывались новые театры, банки, магазины. Если раньше весь центр старого Петербурга можно было преодолеть пешком часа за два, то теперь город не пересечь за два часа и на извозчике. Все это походило на бешеную скачку со все увеличивающейся скоростью, которая не могла не закончиться катастрофой. У подъезда друзей встретил радостный дворник Аполлоныч. - Наконец-то барин приехал, да не один а с приятелем! А мы уж тут замучились, никак не могем отбиться от басурман проклятых! И в двери ломятся и по телехвону трезвонят! Дунька-то ваша тама из последних силов выбивается воспрепятствуя проклятым иродам! Антон Антонович понял что речь идет о декадентах и навязчивых поклонниках его таланта, которые в его отсутствие не дают покоя и простым смертным. Было только непонятно почему Дунька выбиваясь из сил прилежно отвечает на все телефонные звонки, когда ей было дано указание отключить телефон. Видимо она просто не знала как его отключить. Поднявшись по лестнице друзья позвонили в дверь. Из квартиры послышалась изощренная нецензурная брань. Ругались высоким женским голосом. У Антона Антоновича не было ключей и он стал увещевать Дуньку через замочную скважину. Она не узнала Светлова и продолжала злобно верещать с той стороны. Белов томимый жаждой некоторое время вслушивался в дискуссию со страдальческим выражением лица. Наконец его горящая душа не выдержала мук. Оттолкнув Светлова от двери он припал к замочной скважине и завернул такое трехэтажное предложение что даже Антон Антонович его не вполне понял. Скажи Борис такое в общественном месте его упекли бы на два месяца в тюрьму за хулиганство. Дунька моментально опознала Белова и поспешно открыла дверь. Бросив на Дуньку свирепый взгляд Белов ворвался в квартиру. - Вторая дверь направо - Крикнул ему вслед Светлов. Антон Антонович умылся с дороги, неспеша разобрал чемодан и разложил вещи по местам. Затем он удобно устроился в кресле в своем кабинете и стал просматривать накопившуюся корреспонденцию. Тут были письма от родственников и знакомых, уведомления из издательств, дикие записки от поклонниц. Антон Антонович вытянул из общей груды розовый конверт с письмом от жены. Виктория писала что хорошо проводит время в имении родителей. Они с сестрами много работают по дому, занимаются верховой ездой, загорают и купаются голышом, сливаясь с природой. Окрепли и загорели как черти. Все это очень отвлекает от проблем. Далее шли инструкции о том какие платья и шляпы нужно прислать в имение. Антон Антонович немного погрустил над письмом Виктории. Распечатал первое попавшееся письмо от поклонницы. " Дорогой господин Светлов! Пишет вам промеж занятий на высших бестужевских курсах Алена Гарпун, курсистка. Пишу чтобы выразить свой восторг! Все наши дуры курсистки просто без ума от вас и говорят что вы просто душка. На сегодняшнем занятии по логике эта кривляка, Лизка Балконская начиталась ваших стихов да как завопит прямо на уроке. Так отчаянно вопила что наш преподаватель логики решил что у нее что-то личное и отпустил домой. Этот дурак как и все остальные считает ее красивой. Да какое там красивое? Выщипала все брови, намалюкала поверх них другие и ходит дура дурой. К тому же у нее на щеке огромная бородавка как у бабы яги. А вы говорите красивая. Мне так нравятся ваши стихи, сил нет. Вчера мамаша заставляла меня играть на пианине, а я играть не могла потому что на пианине стоит ваш портрет. Уж такой вы душка прямо играть не могу, хоть ты тресни. Только вот лицо у вас старомодное, теперь ведь такие не носят. Теперь в моде декадентское лицо как у драматурга Жоржа Растендакера. Сам весь бледный, лицо вострое, под глазами синие круги, того и гляди богу душу отдаст. А вы уж больно румяный и здоровый, это никуда не годится, вы же знаменитость. Пушкин конечно тоже был хороший поэт, только маленький и весь черный как антихрист. Это же какой скандал, если допустим на балу, во время танцев, в центр залы выпрыгнет этакий эфиоп. Все дамы попадают в обморок, кавалеры похватаются за сабли, чистое смертоубийство и светопредставление. Тут у меня начинается урок по русскому языку. Пойду, а то преподаватель и так на меня наседает почем зря, обзывает всяко, руками на меня машет, видно совсем со свету сжить хочет. Простите великодушно что писала так сухо и по существу. Перечитала письмо и чуть было не прослезилась что не успела объясниться вам в любви. Ну да ничего объяснюсь в следующем письме. Все наши дуры передают вам привет и говорят что вы душка. P.S. Вы ведь знаете всех известных декадентов. Пришлите мне пожалуйста фотоснимок Жоржа Растендакера с его автографом. Адрес на конверте. Целую и жду! Курсистка Алена Афанасьевна Гарпун." От письма за версту разило духами. К тому же все письмо было в следах губной помады разного цвета и калибра. Видимо к нему приложилась каждая курсистка из группы Алены Гарпун. Антон Антонович громко выругался, разорвал письмо и бросил клочки в корзину для мусора. Туда же отправились все остальные письма от поклонниц. Антон Антонович встал и пошел в комнату где скрылся Белов. Борис с довольным видом развалился на диване держа в каждой руке по бутылке вина. Под головой лежала подушка-думка. На серванте красовалась театральная афиша. Он явно пребывал в полной гармонии с собой и с миром. - Мне нравится эта комната - сказал Борис завидев Антона Антоновича - пожалуй здесь я и обоснуюсь. - Кто бы в этом сомневался - Улыбнулся Светлов. Через несколько дней Антону Антоновичу позвонил корреспондент " Русского слова" и пригласил его в редакцию для интервью. Светлов с радостью согласился так как считал что ему есть что сказать читателям. Отдав Борису распоряжение очистить подступы к квартире от нежелательных гостей Антон Антонович стал собираться в редакцию. Он одел светлый летний костюм и туфли из тончайшей кожи. В имении он сильно загорел и теперь прекрасно выглядел в светлом костюме. Выйдя на улицу Антон Антонович заметил что многие встречные барышни ему улыбаются, а некоторые, особо впечатлительные, вздыхают и оборачиваются вслед. Между тем Борис приступил к возложенным на него обязанностям со свойственным ему темпераментом. Попеременно отпивая сразу из двух бутылок он разыгрывал целое театральное представление. На телефонные звонки Белов отвечал скрываясь под разными личинами. То он представлялся министром внутренних дел и требовал от звонивших немедленных действий по поимке террористов посягнувших на благоденствие батюшки царя. То пел дурным голосом " Боже царя храни ". То драматическим голосом читал монолог Отелло призносимый непосредственно перед удушением Дездемоны. Несчастных позвонивших на свою беду в дверь, Борис встречал в красном домино и черной маске, привезенными из Москвы. Он заламывал руки и отираясь о дверные косяки заунывным голосом призывал некую Коломбину-Ирину, которую увез от него в пустыню Сахару злодей Арлекин-Задолбайский. Обалдевшие посетители в ужасе скатывались с лестницы, а телефонные абоненты бросали трубки и больше не решались звонить в эту ужасную квартиру. К вечеру стало относительно спокойно и Борис сбросил свои зловещие доспехи. Прислуга, весь день прятавшаяся от Белова по углам, снова приступила к своим обязанностям. На следующий день повторилась та же картина. После трех дней таких бенефисов в квартире Светлова воцарилась гробовая тишина. Тем временем Антон Антонович дал интервью, длившееся два часа и принесшее ему большое удовлетворение как поэту и гражданину. Чего нельзя было сказать о корреспонденте бравшем интервью. Интервью А.А.Светлова журналу " Русское слово ". Опубликовано с сокращениями этического характера. Корреспондент: - Здравствуйте уважаемый Антон Антонович. Рад видеть вас в нашем журнале. Почему вас так давно не было видно в литературных кругах? Светлов: - Здравствуйте Аарон Соломонович и все читатели " Русского слова". Меня не было видно в литературных кругах потому что поэзия это камень, который падает в воду и таится в глубине. От него расходятся " литературные круги" которые уже не имеют к камню никакого отношения. К: - Прекрасный символ. Ну что же, давайте сразу перейдем к важнейшим вопросам сегодняшнего дня. В наше смутное время один из главных вопросов, вопрос веры. Как вы относитесь к религии? Веруете ли в бога? С: - Смотря что подразумевать под словом " бог ". Кто-то верит что это седой бородатый человек сидящий на облаке. Я, ЗНАЮ, что есть энергия которая пронизывает всю вселенную. Она безначальна и бесконечна, и частица ее существует в каждом из нас. После смерти эта частица воссоединяется с целым. На религиозном языке это называется " душа вернулась в богу ". К: А как же сотворение мира? С: - За шесть дней? К: - Вот именно. С: - Думаю на это потребовалось немного больше времени. Думаю несколько миллиардов лет. К: - А что вы скажете относительно мифа о Христе? С: - Миф есть миф. Сейчас например развелось множество разных сект. Хлысты, и прочие. В центре каждой секты свой " пророк" за которого ученики готовы отдать жизнь. Надо ли говорить что эти " пророки" обычные люди, но ученики после их смерти провозгласят их как минимум "святыми" а то и "богами". В истории России таких примеров немало. Что далеко ходить. Нашего государя теперь называют в народе " кровавым " но после смерти его наверняка причислят к лику " святых". Корреспондент украдкой перекрестился и отпил воды из графина. С: - А Христос был великим проповедником, к тому же явно обладавшим выдающимися целительными способностями. Неудивительно что после смерти ученики объявили его не просто святым но и богом. Они не могли не приукрасить историю его жизни и смерти. Корреспондент тяжело вздохнул и вытер лоб платком. С: - В обычной семье, обычным путем родился мальчик. Он вырос и стал проповедовать и лечить людей. Воскрешения мертвых конечно придумали ученики. После его мученической смерти ученики отвалили камень закрывающий вход в пещеру и спрятали тело. Представляете, где-то на Земле есть место с останками Христа! Затем ученики возвестили о воскресении и вознесении ( в физическом теле! ) на "небо". Легенда с каждым столетием все более упрочнялась в сознании людей и каждое следующее поколение уже воспринимало историю о воскресении как должное, не удосужившись поразмыслить собственными мозгами о том что в ней правда а что вымысел. Сейчас мы живем в двадцатом веке и скоро полетим в космос. Верить в сказки для взрослых сейчас, это так же глупо как если бы мы до сих пор утверждали что земля плоская и держится на трех китах, а солнце вращается вокруг земли. Между тем " мудрецы" тех времен когда жил Христос именно так и думали. Корреспондент держась за сердце принимал капли запивая их водой. К: - То есть вы сторонник науки и прогресса? С: - В двадцатом и уж тем более в двадцать первом веке наука заменит религию, это несомненно. К: - Знаете Антон Антонович, все это очень интересно, но боюсь что я не только не отдам в печать большую часть интервью, но и не осмелюсь кому-нибудь показать свои записи. С: - Это еще раз показывает в каком государстве мы живем. К: - Что ж, давайте поговорим о России, о ее настоящем и будущем. С: - В настоящий момент Россия это лихая тройка несущаяся в пропасть, и она уже на краю. Антон Антонович явственно услышал как корреспондент издал странный утробный стон. К: - Что вы имеете ввиду? С: Над Россией нависла гроза. Душная, застойная атмосфера последних лет, наэлектрилизованный революцией прошлого года воздух, все это должно разрешиться грозой и ливнем. То есть, как это ни трагично, грозой новой революции и ливнем из пуль, выпущенных в кого попало, и прежде всего в правящий класс. К: - Но ведь тогда все погибнет. С: - Революция это стихия а стихия всегда разрушительна. Но за разрушением последует возрождение России. К: - Но если воцарится новый строй ( корреспондент поплевал через плече ) в нем не будет места ни мне ни вам. С: - Я говорю не о новом строе а о новой России. Новый строй увы неизбежен но он не на века. После его падения начнется Россия будущее которой прекрасно. Трагедия нашего поколения в том что мы не доживем до тех времен. Интеллигенция все быстрее подгоняет тройку к пропасти, рисуясь гибелью, играя в демонизм. Это трагедия живущих на рубеже веков и великих событий. К: - Ну, пока строй, слава богу, не поменялся, давайте перейдем к менее глобальным темам. Как вам видится жизненный путь человека вообще и ваш в частности? С: - Нужно уметь распределить силы на весь жизненный путь, как в боксерском поединке. Многие тратят все силы в первых раундах и им не хватает жизненной энергии до конца боя. Отсюда усталось от жизни к тридцати годам, самоубийства, и прочее. Мои ровесники торопились войти во взрослую жизнь. В двадцать с небольшим у них уже были семьи, дети, множество забот, утомляющих тело и душу, не позволяющих остановиться, отдохнуть, осмыслить свой путь. Они чересчур серьезны, озабочены. Не нужно терять ребенка в себе. Мне сейчас тридцать и я только начинаю входить в пик духовного и физического развития. Мои ровесники выглядят на сорок лет и чувствуют себя так же. С каждым годом силы будут убывать а жизненных преград не станет меньше, поэтому нужно уметь равномерно распределить силы на весь долгий путь. К: - Ну что же, прекрасно, надеюсь наши читатели последуют вашему совету. Поговорим о литературе. Каково на ваш взгляд положение поэзии в России на данный момент? Предчувствуя недоброе корреспондент на всякий случай проглотил какую-то пилюлю. Предчувствия его не обманули. С: - Положениие поэзии на данный момент ужасающее. Это просто черт знает что. Развелось невероятное количество людей считающих себя поэтами. Выйди на улицу, плюнь в первого попавшегося человека и он окажется поэтом. Все как с ума посходили. Ко мне домой десятками валят какие-то люди, суют свою писанину и требуют чтобы я высказал свое мнение. Нескольких особо буйных пришлось спустить с лестницы. Я уже прошу нашего дворника Апполоныча никого ко мне не пускать. У него свирепое выражение лица, так что многие пугаются. Недавно пришла одна барышня. Милое юное создание. Апполоныч пустил ее по доброте душевной. Так она притащила мне черт знает что. Пудовую рукопись стихов под общим названием " Русь ". Сейчас все кому не лень обращаются к теме России. Я прочел и у меня волосы встали дыбом. Чтобы у вас было некоторое представление я прочту четверостишие Ты стои'шь на карачках, пьяная, Руками грязь меся и рыгая, О позволь, моя Русь окаянная, Я приду к тебе ночью нагая. - И так пятьсот листов писчей бумаги. Это еще не самые худшие стихи. У других такая чертовщина что произносить страшно. Надеюсь это безумие со временем пройдет. Ведь поэзия отражает общее состояние современной России. К: - Ну и слава богу ( держась за сердце ) надеюсь все образуется. В заключении давайте перейдем к вашей личной жизни. Читателям и особенно читательницам это будет очень интересно. Говорят что и вас, такого возвышенного человека не обошли житейские неприятности. Я говорю о предполагаемом разводе с женой, известной актрисой. С: - Да, к сожалению, после семи лет совместной жизни все может кончиться банальным разводом. К: - Поговаривают что у вашей жены специфические вкусы. С: - Да, она любит огурцы, шампанское, и утку. К: - Простите, но я имел ввиду специфические любовные вкусы. С: - Я тоже. К: - Как??? С: - Она часто использует огурцы и шампанское не по назначению. А что касается утки, то это такой пушистый костюм с желтыми перепончатыми лапками, в который она любит переодеваться во время любовных утех.....


Корреспондент начал медленно заваливаться на бок но Антон Антонович его удержал и вернул в исходное положение. С: - Меня сейчас больше волнуют вкусы моей будущей спутницы. К: - А такая, ( с одышкой ) такая существует? С: - Пока к сожалению нет, но я надеюсь на лучшее... К: - Ну что же, ( с большим облегчением ) желаю вам всего наилучшего на личном и литературном поприще. С: - Спасибо вам и всем читателям " Русского слова ". Антон Антонович предчувствовал что вместо двухчасового интервью появится короткая заметка, поэтому решил доканать вероломного корреспондента. Он достал из кармана листок бумаги. - Да, кстати, Аарон Соломонович, ко мне тут недавно зашел один очень милый студент со своими стихами. По-моему очень не дурно. Я переписал одно стихотворение специально для вас. Антон Антонович оставил листок на столе и быстро скрылся за дверью. Бедный корреспондент посасывая пилюлю и держась за сердце прочитал следующий шедевр под названием " железнодорожные окончания ". Раздался поезда свисТОК И с дерева упал лисТОК Ты уронила лепесТОК На железнодорожный ТОК Ты мне надежды не ДАЛА Не говорила что жДАЛА Ты все стояла и жДАЛА Чего - сама не веДАЛА Но нас в купе объяла мГЛА И на подушку ты леГЛА И говорила из уГЛА Что стать холодной не смоГЛА Ты развязала пояСОК И я излил любовный СОК На розовеющий соСОК И кровь ударила в виСОК И испытав любовный ШОК Я пригубил на посоШОК Ведь я предвидел твой смеШОК На мой чувствительный стиШОК. Корреспондент захрипел и покачнувшись грохнулся со стула. В кабинет тут же вбежала сотрудница журнала и вылила на него целый графин воды чтобы привести беднягу в чувство. С тех пор он перестал приглашать поэтов и брал интервью исключительно у деловых людей. Антон Антонович в прекрасном настроении вышелтна улицу. Яркое солнце золотило пыльные площади и проспекты. Встречные барышни гулявшие парами, завидев Светлова розовели, пихали друг друга локтями шепталсь и хихикали. Весело щебетали птицы, раздавались гулкие голоса, громыхали коляски, стучали по торцам копыта лошадей, кричали рабочие на строительных лесах, в парках и садах визжали и носились дети, под присмотром гувернанток. Солнце распаляло эту фантосмагорию. Антон Антонович разглядывал величественные дворцы и дома известных фамилий. Вот дворец польского князя Задолбовского, а вот особняк графа Полнейшего, вот доходный дом купца первой гильдии Баранкина, а вот флигель часовщика Тикитакова. Антон Антонович решил предаться своему любимому занятию. Бесцельному шатанию по бесчисленным переулкам и закоулкам Петербурга. Его всегда тянуло подальше от блестящего центра города, к более тихим местам и совсем глухим окраинам. Он любил Невский проспект и Миллионную, но чаще оказывался в Коломне, или на узком, сдавленном доходными домами Екатериненском канале в районе Сенной. Извивы канала вдруг пересекались стрелами Гороховой и Вознесенского. Тогда сверкающий шпиль Адмиралтейства или купол Исаакия подчеркивали убожество канала и окрестностей. Тихая и пыльная Петербургская сторона привлекала Светлова множеством домов в стиле модерн, узкими переулками, нависшими над ними балконами, таинствеными мансардами и острыми жестяными башнями. Петербургская сторона напоминала ему улочки Дании. Попадая на улицы с великолепными, сверкающими огнями особняками, Антон Антонович сворачивал к ближайшему доходному дому, и скрывался в его грязной, темной подворотне. Некоторые объяснения этим странностям были. Светлова часто приглашали на светские вечера, в богатейшие дома князей, генералов, и прочих сиятельных особ. Когда он не мог отказаться то шел туда с чувством близким к отвращению. Его не покидало ощущение фальшивости всего происходящего в роскошных залах. Антону Антоновичу было холодно от блеска огромных люстр и бриллиантов, от парижских нарядов и неискренних улыбок. К нему подходили светские красавицы, и обдавая холодом своей мертвенной красоты, просили читать новые стихи. Светлов читал, и чем больше успеха имел, тем хуже чувствовал себя в этой чуждой ему обстановке. Все эти восторженные дамы считали его демоническим красавцем, а его стихи изысканными и утонченными. Они очень удивились бы узнав, что утонченный поэт больше всего на свете любит шляться по грязным, просвистанным ветрами закоулкам, и сидеть в затрапезных трактирах набитых всяческим сбродом. Особенно он любил гулять осенью, по вечерам, в дождливую погоду. Красавицы перестали бы приглашать его в свои дома, приняв за опасного сумасшедшего. Холоду светских гостиных Светлов предпочитал холод петербургских улиц, мостов, островов. Размышляя о превратностях психики Антон Антонович оказался-таки в окрестностях Сенной. Он перешел через Екатерининский канал по Кокушкину мосту и вошел в Столярный переулок. Это были места где Достоевский поселил героев " Преступления и наказания ". Светлов помнил как совсем маленьким он гулял здесь со своим дедом. Дед дружил с Достоевским и часто бывал у него в гостях. Во время таких прогулок он показывал Антону дом самого Достоевского и дома героев его романа. Антон тогда почти ничего не понимал но сами эти места вселяли в него необъяснимую тревогу. Став взрослым Антон Антонович часто бродил здесь в одиночестве, и всегда испытывал чувства тревоги и восторга, слитые воедино. Грязные, темные доходные дома, короткие узкие переулки, сдавленная душная атмосфера, ограниченная изгибом канала, все это делало здешние места фоном для романов Достоевского. Казалось некий темный дух поселился здесь, и многие годы влияет на жизнь людей, вселяя в них странные мысли и подталкивая к необъяснимым и диким поступкам. Антон Антонович прошел по Столярному переулку вбирая в себя темную энергию этого места, затем два раза свернул и вышел на Исаакиевскую площадь. Наступал вечер и зажигались фонари. На фоне бирюзового неба огромный купол собора казался не золотым а бронзовым. Таинственно темнели коллонны и четко вырисовывались крылатые статуи по углам. Антон Антонович вышел на Сенатскую площадь. Окинул взглядом всадника, огромный Гром-камень под вздыбленным конем. Проследил направление указующей на другой берег руки. Рука указывала на двенадцать коллегий где он когда-то учился. Светлов вспомнил легенду о Гром-камне. О том как нашли его на финском берегу, о молнии расколовшей камень надвое, и о том что финские шаманы, считавшие камень волшебным, совершали возле него свои обряды. Раздвоенный громом Гром-камень привезли в Санкт - Петербург ( город святого камня ) и поставили на камень - камень ( Петр ). С тех пор Петербург раздвоился, и все в нем стало двойственным и двусмысленным. Так памятник стал символом двойственности. Днем это олицетворение блестящей столицы великой империи. Ночью, когда бушует ветер, льет дождь, и рвется из берегов Нева, он открывает свою вторую сущность, темную и таинственную. В такие ночи город приоткрывает свои тайны для тех кто хочет пристальнее в него всмотреться. Антон Антонович вошел в огромную арку " Сената и Синода " и оказался на узкой и длинной Галерной. Пройдя половину улицы он свернул направо и перед ним открылся большой, сверкающий огнями Николаевский мост. Дойдя до середины моста Светлов облокотился на перила и стал обозревать панораму Невы. Низкое, плоское небо расплющивало город и широкую реку, которую некоторые иностранцы с непривычки принимали за озеро. Из-за ширины реки мосты казалось соприкасаются с водой. В тоже время вода убегающая под мост создавала впечатление движения, простора и свободы. Вечернее небо было светло-бирюзового цвета, будто состояло из светящегося фосфора. Бирюза освещала город делая его невесомым и призрачным. Светился купол огромного собора, таинственно выступал из тумана темно-зеленый всадник. Древние фиванские сфинксы глядя друг на друга, казалось наэлектрилизовывали пространство между собой. Антон Антонович спустился с моста и направился в Румянцевский сквер. Он думал о том что одна и та же мысль, слово, поступок, может восприниматься совершенно по-разному, взависимости от душевного состояния. Можно не придать мысли особого значения и вскоре о ней забыть, а можно отнестись к ней слишком серьезно и мрачно, развить до невероятных масштабов, и на этом основании впасть в тяжелую ипохондрию. Антон Антонович решил проверить эту теорию на практике. Войдя в сквер он уселся на скамейку неподалеку от тусклого фонаря. Ветер раскачивал фонарь, свет от него падал на куст, куст отбрасывал на траву тень, которая зловеще шевелилась в такт движения фонаря. Тень имела цвет ( черный ), очертания ( форма куста ), и к тому же двигалась, то есть была живой. Проведенный Светловым эксперимент показал как легко придать значение пустякам, потом развить из них нечто пугающее и попасть в мрачный мир теней. Собственно и сам Антон Антонович был подвержен такому восприятию вещей и везде видел символы и знаки судьбы. Многие из его лучших стихов были написаны благодаря этому. Он подумал о том что было бы неплохо более реалистично ко всему относиться. Тут Светлов вздрогнул от неожиданности. Тень от куста изменила очертания. Теперь это был темный силуэт дамы в узком платье и шляпе с перьями. Антон Антонович резко обернулся но вокруг никого не было. По спине пробежал противный холодок. Светлов достал из кармана фляжку с коньяком и сделал три больших глотка. Страх моментально изчез и Антон Антонович мысленно посмеялся над собой. Вот до чего доводит мистическое отношение ко всему вокруг. Уже стал шарахаться от каждого куста. Ему пришло в голову что хулиганы бьющие фонари делают доброе дело, борясь по мере сил с теневым миром. Интересно что ответили бы хулиганы расскажи он им об этом. Антон Антонович поднялся со скамейки, на всякий случай заглянул за куст, и убедившись что там никого нет вышел из сквера. Антон Антонович побродил по стрелке Васильевского острова, постоял на Биржевом мосту глядя на воду, прогулялся по набережной, и вернулся домой когда уже совсем стемнело. В прихожей он налетел на какой-то таз. Таз с грохотом покатился по коридору. На шум из комнаты вышел заспанный недовольный Борис. Он был одет в зеленую пижаму. На голове красовалась зеленая ермолка. Цвет лица гармонировал с одеждой. Антон Антонович предложил выпить в столовой по глотку коньяка раз уж Борис все равно не спит. Друзья сели за стол. Светлов выпил, закусил яблоком лежавшим на тарелке и протянул фляжку Борису. Тот выпил не закусывая. Молча посидели под монотонное тиканье часов и разошлись спать. На следующий день Антон Антонович пошел смотреть квартиру для Виктории найденную по объявлению в газете. На этот раз он решил взять с собой своего зеленого друга. На помятом лице Бориса отражались последствия бессонных ночей и бурных страстей, сопровождавшихся чрезмерными возлияниями. - Пойдем брат прогуляемся, подышим свежим воздухом, а то ты стал зеленый как Медный всадник. Чего это ты опять распоясался будто тебя в Москве на привязи держали? - Да понимаешь брат какое дело. Здесь я снова почувствовал свободу, творческую энергию. В Москве я последнее время как будто спал, а Петербург меня пробудил к жизни. Я снова чувствую в себе силы играть на сцене, полностью отдавая себя искусству. Я открыл этот город по-новому, почувствовал его мощь, стал замечать многое чего не видел раньше. Стихия Петербурга поет во мне. Кроме того, здесь удивительные люди, и многие помнят меня по прошлым приездам. Мы прекрасно проводим время. - Да уж я вижу, стал зеленый как Нева в тихую погоду. - А женщины здесь какие! Нигде больше нет таких женщин Антон, даже и не ищи! - Хорошо не буду - улыбнулся Светлов - отныне принимаем во внимание только петербургских красавиц. - Не смейся Антон, я покорен и одухотворен! Я живу по-настоящему, в полную силу. Понимаешь? - Ты бы силы-то поберег, они тебе еще понадобятся. А вообще я тебя понимаю. Сам всю жизнь живу между двух крайностей. Между покоем и бурей, сном и пробуждением, восторгом и меланхолией. Такой уж у нас двойственный город. Когда устаешь от бессмысленных кутежей, от диких скачек на тройках, от цыганщины, от литературных вечеров, хочется все бросить и забыть. Хочется быть уравновешенным, здоровым, красивым, не пить, заниматься спортом, встречаться с блестящими красавицами высшего света. Оградить себя от грубого реализма жизни встречающегося на каждом шагу. Сидеть в мягком кресле у камина, с легкой улыбкой счастливого человека защищенного от страшного мира, и наслаждаться тишиной, которую не нарушают крикливые звуки жизни. Умиротворяющая музыка уюта мягкими волнами проникает в сознание и убаюкивает. Глаза медленно закрываются, ты погружаешься в сон, фактически умираешь, так как в этом состоянии живешь до конца дней. Если только тебя не разбудит ветер. Вдруг, среди ясного тихого дня, взявшийся неизвестно откуда, ветер рванет раму окна. Ты вздрогнешь и проснешся. Оргомная черная туча быстро накроет небо, поселив тревогу в успокоенной было душе. Дождь забарабанит в окно и превращаясь в ливень сольется с ритмом бешено бьющегося сердца. Безумная тревога овладеет тобой от раскатов грома сотрясающих уютный дом. Вместе с зигзагами молний вспыхнут в мозгу гениальные озарения. Ты выбежишь из уютного дома в ночь, в дождь, в грозу, и побежишь на проспекты, на мосты, на вокзалы, ведь что-то присходит в мире без тебя. Ты жив и должен быть соучастником жизни происходящей вокруг тебя, с тобой, внутри тебя. - Вот видишь Антон - радостно вскричал Борис - ты прекрасно понимаешь мое теперешнее состояние, в котором я пребываю со дня приезда в Петербург. В Москве я засыпал и твое появление было тем свежим ветром который меня пробудил. И теперь я жив, я счастлив, и принимаю жизнь всю как она есть. А что немного позеленел так это пустяки. Это даже хорошо, ведь теперь меня не отличишь от истинных петербуржцев. - Только смотри не переусердствуй в жажде познания жизни. Пьянство ведь тоже должно быть со смыслом, уж поверь мне. - Пустое, сейчас мы погуляем на свежем воздухе, и румянец снова заиграет на моих щеках. - Не сомневаюсь, но сначала давай выпьем по кружке пива. Я вижу тебе необходимо освежиться иначе ты не выдержишь оздоровительной прогулки. К тому же я успею прочитать тебе короткую познавательную лекцию о литературе, так что наше пьянство не будет бесплодным. Друзья зашли в трактир, заказали по кружке пива, и Борис с кислой физиономией стал слушать " познавательную лекцию ". - Были на Руси три богатыря - Вдохновенно начал Антон Антонович не замечая что Борис начал бледнеть - Это - Пушкин, Гоголь, Достоевский. Все они были маленького роста, тщедушные, но силой мысли, силой таланта - Богатыри. Начало не предвещало ничего хорошего и Борис хватил первую кружку залпом, сразу заказав следующую. - Пушкин был велик не только совершенством стиха, доведенного до такой простоты и гармонии, когда любому кажется что и он мог бы так написать. Это совершенство в поэзии. Но Пушкин велик еще и тем, что в своем творчестве он затронул почти все основные темы, которые потом развивались всей Русской литературой в целом. Они продолжают развиваться и сейчас. Тему маленького человека, мелкого чиновника раздавленного государством, блестяще подхватил Гоголь. Он добавил сюда свойственные ему фантасмагорические формы. Начиная с Гоголя Петербург предстает перед нами как самый фантастический город в мире. Начинается мистика Петербурга. Достоевский первые свои произведения писал конечно под влиянием Гоголя. Достаточно сравнить " Белые ночи " и " Невский проспект " или " Бедные люди " и " Шинель ". Но у него была своя неповторимая пронзительная нота, в историях жизни бедного но гордого человека на задворках огромного, блестящего Петербурга. Нота " Преступления и наказания " и " Униженных и оскорбленных." В них не было фантастики Гоголя но была обнаженная правда и боль за человека. Достоевский с поразительной точностью описывает характеры и поступки людей, тонко улавливает мотивы толкающие человека к тем или иным действиям. Читая его романы часто хочется воскликнуть: " я поступил бы точно так же, я чувствую то же, но не мог бы так точно это описать." Достоевский поистине писатель тонкой психологии. Он прежде всего психолог а потом уже романист. Конечно и его темы еще долго будут развиваться в литературе, так как темы эти неисчерпаемы. Закончив лекцию Антон Антонович обнаружил что Борис, бледный как петербургская барышня, пытается осилить вторую кружку, едва держась при этом на стуле. Светлов незамедлительно вывел Бориса из трактира и они оказались на набережной Малой невки. Облокотившись на перила друзья молча смотрели в зеленоватую глубину. Вода медленно текла под Крестовский мост унося разный хлам плывущий по реке. Антон Антонович посмотрел на Белова. Судя по вновь появившемуся зеленоватому оттенку лица тому становилось лучше. - Ну что брат, пойдем дальше, тебе ведь кажется стало лучше? Был бледный, теперь зеленый, а там глядишь и до спортивного румянца недалеко. - Кажется мне вредны лекции на литературные темы. Впрочем и на все другие темы тоже. - А кому они полезны. Вот сижу я на лекции где-нибудь в Тенишевском училище, где бородатый умник три часа объясняет мне как правильно писать стихи, и от этого мне хочется сбежать в трактир и напиться. И там, в трактире, среди шума и гама, среди алкогольного дурмана, вдруг промелькнет мне искра поэзии, которую я потом превращу в пламя стиха. - Да, истинным поэтам лекции не нужны. - Не нужны, но есть одна странность. Я, истинный поэт, знаю о жизни все, кроме того как жить. Постояв у перил еще немного и подышав бодрящими петербургскими испарениями друзья двинулись на Крестовский остров. Когда Антон Антонович проходил по мосту он бросил взгляд в темную воду. В глубине что-то блеснуло отразившись в сознании предчувствием какой-то зыбкой идеи. Мысль тут-же исчезла, но Светлов знал что вскоре она сформируется в мозгу, как это всегда с ним бывало, и затем из этой идеи можно создать стихи. Так у него первичный творческий импульс превращался в конечный результат. - Кстати - вспомнил Борис - ты же ищешь Виктории квартиру. Давай обследуем Крестовский. Прекрасное место, свежий воздух, осенние наводнения. - Ты забыл что здесь находится мое секретное убежище от безумной декадентской братии? Это будет нежелательное соседство с Викторией. Тут мало домов и все они в одном месте. И потом, я в свое время облазил их все вдоль и поперек. Могу тебя заверить что единственный приличный дом здесь как раз тот в котором живу я. - Тогда пойдем на Каменный. До Крестовского версты полторы, Виктория будет от тебя далеко. Предложение понравилось Светлову и они отправились на соседний Каменный остров. Почти сразу им повезло. Возле небольшого двухэтажного особнячка друзья натолкнулись на прислугу выбивавшую пирину. Они расспросили ее не продается ли поблизости какое-нибудь жилье. Выяснилось что особняк принадлежит почтенному князю Перетакскому. После событий 1905 года он решил покинуть Россию навсегда и окончить свои дни в благословенной Италии. Особняк князь продавал чтобы на вырученные деньги заняться там виноделием. Антону Антоновичу дом очень понравился. Он стоял фасадом на юг. Два балкона второго этажа выходили на север и запад. С них открывался прекрасный вид на Елагин дворец, Большую невку и Финский залив. До речки Крестовки отделявшей Каменный остров от Крестовского было шагов двести. Прислуга провела друзей в дом и представила их князю Перетакскому, маленькому старичку с хитрыми прищуреными глазками. Он самолично стал показывать комнаты бодро семеня впереди. На первом этаже распологалась гостиная с камином, столовая с большим дубовым столом, зала с белым роялем, бильярдная, библиотека, и застекленная оранжерея со множеством экзотических растений. На втором этаже были спальни, ванная и уборная. Князь сообщил во сколько оценен особняк и добавил что снизит стоимость вдвое если Светлов купит дом в течении недели. Но даже эта сумма была Антону Антоновичу не по карману. Если бы он покупал особняк для себя, с возможностью продажи его в будущем, тогда еще куда не шло. А так это получался слишком дорогой подарок жене, с которой они собирались расстаться. К тому же ее отец был выдающимся ученым и при желании мог сам купить дочке квартиру если уж на то пошло. Пока Светлов одолеваемый такими мыслями бродил по залам, Борис взял дело в свои руки. Он отвел князя в сторонку и вступил с ним в странную беседу. Для начала Белов по секрету сообщил Перетакскому что является действительным тайным советником по особо важным поручениям третьего охранного отделения полиции. Потом он зачем-то стал рассказывать и показывать в лицах какие жуткие вещи происходят в ужасных казематах его родного ведомства. Как там истязают подчас ни в чем не повинных людей, и как легко туда попасть по ложному обвинению, особенно теперь, в смутные времена. Затем Борис намекнул что некоторых неблагонадежных граждан вообще не выпускают из страны и маринуют их на родине до конца дней. Он припомнил историю с Пушкиным и в красках описал весь драматизм его положения. Если так поступили с великим человеком что уж говорить о простых смертных. При этом Борис мрачно покосился на Перетакского. Вообщем он нагнал на князя такого страху что к возвращению Светлова тот был полностью деморализован и плохо соображал что происходит. Скрепя сердце Перетакский снизил цену еще вдвое чем привел Антона Антоновича в полное изумление. Затем князь долго за что-то благодорил Бориса и даже угостил друзей прекрасным обедом. В довершение всех своих несчастий он проиграл Белову двести рублей на бильярде. Наконец друзья покинули особняк в прекрасном расположении духа. Из-за шторы, думая что его не заметили, за ними с тревогой следил князь. Антон Антонович предложил отметить удачную покупку в ресторане. Борис с радостью поддержал эту идею однако дело как всегда закончилось скандалом. Вообще нужно сказать что знакомые Белова долго искали его в Москве пока не увидели фотографию в петербургской газете, в разделе происшествий. На фото Борис широко улыбаясь обнимал раскрашенную девицу и известного поэта А.А.Светлова, который имел весьма смущенный вид. Московские знакомые сразу все поняли и прекратили поиски. Фотография получилась так. Несмотря на клятвенные обещания Белова не скандалить в общественных местах, он на радостях напился и устроил -таки в ресторане форменный дебош. Недовольный качеством обслуживания он хватил лакея по голове серебряным ведерком со льдом для шампанского, предварительно выплеснув подтаявшее содержимое в " мерзкую харю " потерпевшего, как было записано с его слов в полицейском протоколе. Упиравшегося Бориса отволокли в участок где ему пришлось заплатить штраф. Мистическую цифру в двести рублей, равную той сумме которую он только что выиграл у несчастного князя Перетакского. Видимо действовал загадочный закон сохранения вещества. Антону Антоновичу, как сообщнику, в свою очередь пришлось дать импровизированный концерт для полицейских и проституток, находившихся в тот момент в участке. В комнату для допросов набилось человек двадцать любителей поэзии. Слушая проникновенные стихи Светлова полицейские рыдали как дети, утирая слезы здоровенными кулаками. Антон Антонович был расстроган видя что простой народ понимает и любит его стихи. Это было так непохоже на заумные статьи критиков которые он читал о себе. Затем в участок приехали вездесущие репортеры, которых кто-то успел предупредить...