Человек, поверивший в пароход

Вячеслав Прытков
          Ч  Е  Л  О  В  Е  К,    П  О  В  Е  Р  И  В  Ш  И  Й     В    П  А  Р  О  Х  О  Д.   

«Атлантика – станет  озером  для  моих  пароходов!»   
С. Кунард.


У  каждого  из  нас  рано  или  поздно  наступает  самый  счастливый  и  торжественный  момент, ставший  итогом  плодотворной  деятельности, либо  очень  важным  событием  всей  жизни. Таким  моментом  для  канадского  бизнесмена, выходца  из  Новой  Шотландии, предпринимателя, успешно  вкладывающего  деньги  в  любое  дело, Самюэля  Кунарда  стал  день  17  июля  1840  года.
Пакетбот «Британия»  шёл  по  длинной  Галифакской  гавани, и  один  из  его  шестидесяти  трёх  пассажиров  долго  не  покидал  верхнюю  палубу, подставляя  лицо  набегавшему  ветру  и  брызгам, летевшим  от  огромных  вращающихся, подобно  мельничьим  жерновам, колёс, вспарывающих  водную  гладь. Отправив  свою  дочь  Анну  в  каюту, Самуэль  всматривался в  очертания  берегов, отмечая  про  себя  знакомые  городские  районы. Пароход  направлялся  к  северной  части  Галифакса – Дартмуту, там, дальше, находился  пирс – первый  пункт  назначения.
«Британия»  вышла  из  Ливерпуля  4  июля  1840  года, впервые  открыв  через  океан  пароходное  пассажиро - почтовое  сообщение  между  Англией, Канадой  (Новой  Шотландией, Галифакс)  и  Америкой  (Бостон). Неожиданные  приветственные  залпы  салюта, производимые  стоящим  в  гавани  военным  фрегатом  «Винчестер»  заставили  вздрогнуть  пассажиров  пакетбота, призвав  их  подняться  на  палубу. Такая  исключительная  честь  прибывшему  гражданскому  пассажирскому  судну  оказывалась  весьма  редко. Впервые  в  истории  колёсный  пароход, преодолев  огромное  океанское  расстояние, положил  начало  регулярным  (каждые  две  недели)  рейсам  между  континентами, да  и  на  борту  корабля  находился  сам  основатель  новой  Британской  и  Северо – Американской  пароходной  компании  королевской  почты – Самюэль  Кунард, своим  присутствием  показывающий  безопасность  такого  перехода. Родной  для Сэма  берег  заполнили  толпы  встречавших  своего  земляка. Сорок  восемь  пассажиров  благополучно  сошли  с  корабля, и  «Британия»  после  восьмичасовой  стоянки  в  Галифаксе  с  оставшимися  пятнадцатью  пассажирами  отправилась  дальше  в  Бостон. Уже  на  следующий  день, утром, пароход, минуя  Бостонскую  гавань, осторожно  подошёл  к  деревянным  подмосткам, приткнувшись  лагом  у  причальной  стенки.
По  подсчётам  Самуэля  путешествие  заняло  четырнадцать  дней  и  восемь  часов. Капитан  «Британии»  Генри  Вудграф, следуя  указаниям  Кунарда, не  развивал  предельной  мощности  паровых  машин  корабля, идя  со  средней  скоростью  восемь  с  половиной  узлов. Движение  парохода  несколько  замедлили  океанские  западные  ветры. Однако, обратный  вояж  занял  всего  десять  дней.
Самуэль, конечно, не  ожидал  такой  торжественной  встречи  18  июля  1840  года  на  американском  берегу. Он  не  знал, что  делать  с  1900 – ми  приглашениями  на  обед, полученными  им  от  знатных  бостонских  семей  (не  долго  думая, отказал  всем). Самуэля  смутило  вручение  ему  почётного  серебряного  кубка  высотой  в  тридцать  дюймов, приобретённого  на  средства  бостонцев  (позже  кубок  перешёл  на  борт  лайнера  «Куин  Элизабет – 2»  без  крышки, которую  украли  в  70 – е  годы). Кульминацией  важного  события  стал  парад, состоявшийся  21  июля  и  пышный  пятичасовой  банкет, на  котором  присутствовало  более  тысячи  гостей. В  адрес  основателя  трансатлантической  пароходной  линии  и  в  честь  знаменательного  события  было  сказано  множество  тостов  и  восхвалений. Вот  только  одно  из  них: «Пароходная  линия  Кунарда  подобна  маятнику  больших  часов, которые  тикают  ровно  в  две  недели; британское  правительство  положило  на  одну  из  гирь  50  тысяч  фунтов, а  на  другую – часть  средств  положит  население  города». Самуэль  Кунард  растерялся  и  долго  не  находил  слов, чтобы  выразить  свою  признательность  и  благодарность.
Каким  в  жизни  был  Самуэль  Кунард, внёсший  такой  большой  вклад  в  развитие  трансатлантического  пароходного  сообщения? Современники  так  описывали  сына  канадского  лесоторговца: «Светлый, маленький  человек  с  проницательными  глазами  и  плотно  сжатыми  губами… Он  упивался  своим  богатством, но  в  то  же  время  отличался  застенчивостью, почти  нерешительностью  и  спокойствием… Был  заботливым  отцом  девяти  детей  и  любящим  мужем, правда,  в  сорок  два  года  стал  вдовцом». Биограф  С. Кунарда  Джон  Лонгли  так  охарактеризовал  его: «Не  смотря  на  обычное  образование, Кунард  обладал  настоящим  деловым  талантом, быстрым  восприятием, проницательностью, рассудительностью, непринуждённостью  в  общении, благодаря  которой  легко  сходился  с  друзьями».
У  себя  на  родине  он  добился  больших  успехов  в  развитии  судоходства, владел  целым  флотом  из  сорока  парусных  кораблей, но  парусники  к  тому  времени  постепенно  уходили  в  прошлое, им  на  смену  спешили  паровые  суда. Однако, если  в  1829  году  С. Кунард  относился  к  пароходам  с  недоверием, то  в  1833  году  его  позиция  сильно  изменилась. Он  высказывает  серьёзное  предложение: «Морские  пароходы, должным  образом  построенные  и  снаряжённые, могут  отправляться  и  прибывать  в  места  назначения  с  пунктуальностью  железнодорожных  поездов  на  земле… Придёт  день, когда  океанский  лайнер  будет  подавать  сигнал  из  Цитадели  Хилл (Форта  Джордж)  каждый  день  в  году». (Цитадель Хилл – форт  Джордж  прикрывает  Галифакскую  гавань  и  королевские  доки).
Проходит  ещё  целых  пять  лет, пока  С. Кунард, наконец, предпримет  активные  действия  по  использованию  морских  пароходов  для  перевозки  пассажиров  и  почты  за  океан. Он  пишет  письмо  инспектору  почтовой  службы  Королевского  флота  одного  из  департаментов  лондонского  Адмиралтейства  Вильяму  Эдварду  Пэрри, с  которым  ранее  познакомился  в  Галифаксе. Пэрри  искал  инвесторов  для  контрактов  по  делам  почты  и  сошёлся  с  Джорджем  Бэрнсом, одним  из  собственников  Глазговской  пакетботной  компании, отправляющей  почтовые  пароходы  между  Глазго, Ливерпулем  и  Белфастом, подумывая, что  Бэрнс  пригодится  С. Кунарду, предлагающему  трансатлантическое  почтовое  сообщение, но  компания  Бэрнса  пришла  в  упадок. С. Кунард, подготовив  свой  проект  океанских  перевозок, в  середине  января  1839  года  отправляется  в  Англию  на  корабле  «Рейндир»  и, прибыв  в  Лондон, снимает  офис  на  Пикадилли. План, предложенный  Кунардом  Адмиралтейству, включал  в  себя  некоторые  важные  и  выгодные  обязательства, такие, например, как: оборудование  океанских  пароходов  силовыми  установками  не  менее  300 л.с.  для  доставки  пассажиров  и  почты  из  пунктов  Англии  в  Галифакс  и  обратно, первоначально, два  раза  в  месяц; непрерывное  улучшение  навигации, которое  Лорд  Адмиралтейства  может  рассматривать, как  обычный  сервис  и  другое. Получив  такие  заверения, Адмиралтейство  соглашается  подписать  контракт  в  марте  1839  года.
Поистине  приходится  удивляться, как  С. Кунард  почти  «без  проволочек», минуя  «канцелярские  препоны»  и  путаницу  новых  для  себя  обязательств, легко  шёл  своим  путём, добиваясь  успеха. «Наполеоном  бизнеса»  прозвали  его  в  Лондоне.
По  совету  своего  друга  Джеймса  Мелвилла  Сэмюэль  сошёлся  с  Робертом  Нейпиром, морским  инженером  из  Глазго  в  Шотландии  и  главным  партнёром  Клайдсайдской  верфи, которого чаще  обычно  называли  «Отцом  судостроения  Клайда». Мелвилл  был  секретарём  Ост – Индской  компании  и  хорошо  знал  исключительный  успех  плаваний  парохода  «Беренис»  в  Индийском  океане, ходившего  регулярно, почти  по  часам, между  Бомбеем  и  Суэцем. Силовая  установка  корабля  создавалась  по  проекту  Роберта  Нейпира. За  более  чем  пятилетнюю  эксплуатацию  её  отличали  высокое  качество  и  износоустойчивость, что  говорило  о  большом  таланте  конструктора. С. Кунард  немедленно  навёл  справки  у  Нейпира  о  условиях  разработки  и  постройки  трёх  кораблей  для  осуществления  трансокеанских  переходов. В  Адмиралтействе  Р. Нейпир  имел  высокую  репутацию  создателя  двигательных  установок, однако, среди  интеллектуальных  снобов  Лондона  он  слыл  провинциальным  инженером, собирающем  моторы. Посчитав  этого  человека  умным  и  надёжным, Кунард  в  дальнейшем  не  ошибся  в  нём. Оказывается, Роберт  Нейпир, также  как  и  Сэмюэль  давно  подумывал  о  использовании  пароходов  в  трансокеанских  переходах. В  этом  они  полностью  сошлись, правда, сначала  вели  интенсивную  переписку, делились  мнениями. 18  марта  1839  года  произошла  встреча  двух  единомышленников. В  ходе  дискуссии  Нейпир  убедил  Кунарда в  том, что  будущие  корабли  должны  строиться  в  Шотландии и  гарантировал  ему  низкие  цены  за  постройку  и  хорошее  качество. Соглашение  между  С. Кунардом  и  Р. Нейпиром  предусматривало  создание  четырёх  колёсных  пароходов, каждый  длиной  не  более  200  футов  и  не  более  32  футов  ширины  между  колёсами, не  более  21  фута  6  дюймов  высоты  от  верхушек  мачт  до  шпангоутов  палубы, способные  забирать  на  борт  от  60  до  70  пассажиров, оснащённые  двумя  паровыми  машинами  мощностью  в  375 л.с. с диаметром  цилиндров  70  дюймов  и  ходом  в  6  футов  6  дюймов. Р. Нейпир  дал  согласие  на  помощь  в денежных  средствах, а  встреча  С. Кунарда  ещё  с  двумя  судовладельцами – Джорджем  Бэрнсом  из  Глазго  и  Дэвидом  Мак  Ивером  из  Ливерпуля, согласившимися  принять  участие  в  создании  компании, позволили  всем  вместе  иметь  стартовый  капитал  в  270  тысяч  фунтов.
Контракт  о  транспортировке  Северо – Американской  почты  был  подписан  4  июля  1839  года. Так  родилась  новая  Британская  и  Северо – Американская  пароходная  компания  королевской  почты, созданная  благодаря  энтузиазму  её  основателя  С. Кунарда, впоследствии  и  по  сей  день  носящая  его  имя. Её  пароходы – «Британия», «Акадия», «Каледония»  и  «Колумбия», построенные, соответственно, на  верфях  Роберта  Дункана  в  Гриноке, Джоном  Вудом  в  Глазго, Чарльзом  Вудом  в  Думбартоне  и  Робертом  Стилом  в  Гриноке  стали  «первыми  ласточками», несущими  на  своих  дымовых  трубах  отличительный  красно – чёрный  цвет, характерный  для  всех, ранее  построенных  собственных  кораблей  Роберта  Нейпира, и  предшественниками  более  современных  океанских  лайнеров – «Лузитании», «Мавритании», «Карпатии», «Королевы  Мэри»  и  многих  других, прославивших  своего  владельца – сэра  Сэмюэля  Кунарда  (1787 – 1865). В  родном  Галифаксе  7  октября  2006  года  был  открыт  памятник  основателю  компании. Скульптор  Петер  Бастин  изваял  С. Кунарда  в  полный  рост  со  взглядом, устремлённым  в  сторону  океана, который  постоянно  притягивал его  смелые  мечты.

Примечания:
Пакетбот – судно, перевозящее  почту  и  пассажиров;
Роберт  Нейпир  -  (1791 – 1876) – шотландский  инженер. Создатель  судовых  установок. За  свою  жизнь  построил  и  снабдил  моторами  более  167  кораблей. Впервые  приобрёл  известность  благодаря  успешному  участию  колёсных  пароходов  «Кларенс»  и  «Хеленсбург»  в  скоростной  регате  Нортхернского  яхт – клуба, на  них  были  установлены  им  разработанные  двигатели. Кавалер  Ордена  Почётного  легиона;
Стать  лагом  -  стать  бортом;
Пароход  «Беренис» - получил  в  название  имя  жены  Птолемея  III, - Ференики, в  дальнейшем – Береники – «приносящей  победу»;
Пароход  «Британия» - первый  двухпалубный  корабль  линии  С. Кунарда, совершивший  сорок  океанских  переходов, в 1849  году  продан  Германии  и  переименован  в  «Барбароссу», входил  в  состав  вмф Пруссии  до  1880  года;
P. S.  В  ПЕРВЫЕ  ДЕСЯТИЛЕТИЯ  СУДА  КОМПАНИИ  С. КУНАРДА  ОКОЛО  2000  РАЗ  ПЕРЕСЕКЛИ  АТЛАНТИКУ  С  ЗАВИДНОЙ  РЕГУЛЯРНОСТЬЮ, ТОЧНО  ПО  ГРАФИКУ, БЕЗ  ПОТЕРЬ  ПАССАЖИРОВ  И  ПОЧТЫ.

17  июля 2016  года                Вячеслав  Прытков.