Дежа вю

Дмитрий Антошин
                Дежа вю.

Беспросветов проснулся с похмелья. Его разбудил яркий солнечный луч, проникший сквозь шторы. Беспросветов с трудом оторвал от подушки тяжёлую голову и огляделся.
"Кажется, сегодня - один... - обрадовался он - Не нужно напряжённо пытаться вспомнить имя девицы, лежащей рядом. Не придется затрачивать невероятные усилия, чтобы выпроводить её из квартиры. Не нужно будет выслушивать упрёки, если ночь не удалась, или романтический бред, если, вдруг, ночь удалась на славу... Девчуля попроще - будет громко разговаривать, курить, делать резкие движения и греметь посудой, что сделает её присутствие совершенно невыносимым, для похмельного человека. Интеллигентная барышня может неожиданно начать цитировать Блока. Что-нибудь вроде: - "Утреет, с богом, по домам"... - Это еще хуже".
Беспросветов встал, доковылял до ванной, намочил полотенце и положил его на горячую голову. Затем, он стал бродить по квартире, в поисках целебного нектара. В холодильнике, на пустой верхней полке, издевательски красовалась крошечная бутылочка водки, объемом в пятьдесят грамм. Беспросветов посмотрел на бутылочку с отвращением и торжественно поклялся, не прикасаться к ней ни под каким видом.
"Интересно, - подумал он - а как решали проблему похмелья в прежние времена? Ну, с Блоком всё более-менее ясно. А взять, к примеру, Пушкина. Неужели он тоже опохмелялся?... Прибегает, допустим, к нему утром Баратынский и кричит:

- Старик! Всё закрыто! Что делать?! Трубы горят!!!...

А Пушкин ему в ответ:

- Спокуха! Я слышал, что Кюхельбекер заготавливал на зиму наливку, на березовых бруньках! Давай внезапно нагрянем к нему!

- Не, Кюхельбекер не даст, фашистская морда...

- А мы обменяем его бухло на пару моих стихотворений! Я тут ночью, с бодуна накропал кое-что, пусть выдаст их за свои стихи... На это он точно поведется!

- Ок! Только, меньше чем на две пол-литры не меняй! Всё-таки, ты же Пушкин, а не какой-нибудь там, Вяземский"...

Беспросветов щурясь вышел на терассу. Солнце уже успело нагреть железные перила, хотя было только восемь утра. Внизу, тихо серебрился залив и зеленели острова. Вдалеке сиял купол Исаакия. Ветра не было, день обещал быть безоблачным и жарким. Беспросветов поморщился от головной боли. Он вошел в комнату и включил музыку. Боб Марли негромко запел: - "no woman no cry".

- Нет женщины - нет слёз с утра! - исправил Боба Марли Беспросветов.

Так как нектара дома не обнаружилось, нужно было идти на улицу, чтобы вернуть себя к жизни и вновь стать полноценным членом общества. Кое-как одевшись, Беспросветов осушил-таки крошечную бутылочку водки. Призерая себя за нарушение клятвы, он вышел из квартиры и закрыл дверь на верхний замок. Нижний замок он давно уже не запирал, потому что ключ от него был длинным, с острыми неудобными краями, рвущими карман джинсов и царапавшими ногу, а Беспросветов любил комфорт, даже в мелочах.   
Он спустился вниз с двадцать первого этажа на скоростном лифте, в котором его сразу же укачало. У парадной ему встретилась молодая женщина, которая вела за руку маленькую симпатичную девочку. Женщина улыбнулась и кивнула Беспросветову, а маленькая девочка вдруг напряглась, надула щеки, и неожиданно выплюнула ему на кроссовок большую липкую конфету. Беспросветов немного подрыгал ногой, но безрезультатно. Тогда он пошел дальше. Наклоняться и отлиплять конфету от кроссовка - не было сил...
День понемногу набирал обороты. В парк, на берегу залива, сползались местные элитные пьяницы. Они сбивались в кучки и разбредались добывать нектар. Держась вместе, им было легче переносить утренние лишения и невзгоды, длящиеся до первого глотка... Беспросветов, в таких случаях, склонялся к одиночеству, и вообще, предпочитал общество симпатичных девушек... Улицы наполнялись людьми, все спешили по своим делам. Никто ни на кого не обращал внимания и Беспросветова это вполне устраивало. Он зашел в магазин и купил две банки пива. Одну моментально осушил, а другую положил в карман и направился на острова. На заливе белели паруса яхт, по Большой невке шли катера, нагоняя волну. Проходя по Елагину острову, Беспросветов посмотрел на статую Геракла и подумал, что единственное на всём острове изваяние голого мужчины, выглядит по меньшей мере странно... После выпитого пива очень хотелось в туалет, и он даже хотел было оросить нахальное изваяние, но устыдившись своих помыслов свернул в ближайшие кусты... На Елагином мосту он вспомнил строки всё того же Блока, воспевающие именно этот мост:

 Вновь оснеженные колонны
 Елагин мост и два огня,
 И голос женщины влюбленный,
 И хруст песка и храп коня...

Преодолев мост, Беспросветов оказался на оживленном Крестовском острове. Здесь был парк атракционов. Гремели всевозможные карусели, визжали женщины и дети, несущиеся по американским горкам, долбила по голове громкая танцевальная музыка. Беспросветов вышел на главную аллею, по которой в обе стороны непрерывным потоком текла толпа. Сквозь толпу умудрялись лавировать с огромной скоростью люди на роликах и скейтбордах. Вскоре, от всего этого мельтешения у Беспросветова зарябило в глазах и он уселся на скамейку, стоящую в тени деревьев. Неспеша выпив пиво, Беспросветов почувствовал себя немного лучше. На скамейку присела симпатичная девушка, с длинными русыми волосами и серыми глазами. Она без интереса поглядывала на толпу и хмурилась, надув пухлые детские губы. Беспросветов опять начал томиться от жажды. Он огляделся по сторонам и обнаружил летнее кафе, находившееся неподалеку от их с девушкой скамейки. Счастливые улыбающиеся люди сидели за столиками вокруг небольшого фонтанчика и пили золотистое пиво из высоких бокалов. Идти в кафе одному почему-то не хотелось и Беспросветов стал тревожно коситься на девушку. Может, попытаться ее пригласить посидеть за компанию? Но сил на полноценное ухаживание у него сейчас не было, а предложение, типа - "давай попьем пивка" - вряд ли увенчается успехом. А можно и вообще, по больной башке получить... Всё же, Беспросветов решился, ибо, терпеть жажду больше не мог. Не особенно надеясь на  удачу он сказал:

- Девушка, позвольте угостить вас пивом.

- С удовольствием - девушка мило ему улыбнулась.

- Вы это серьезно? - недоверчиво уточнил Беспросветов.

- А вы что, передумали? - нахмурилась она.

- Ни в коем случае! - всполошился он - Пррошу вас! Пойдемте вон в то кафе! Отличное местечко! Уютное, и к тому же - под навесом! Сегодня чертовски жарко! - радостно тарахтел Беспросветов, окрыленный успехом.

Они поднялись со скамейки и пошли по аллее к кафе. Девушка была длинноногая и он семенил следом, с трудом за ней поспевая.

- Как вас зовут? - задыхаясь спросил Беспросветов.

- Аделаида - сказала девушка, и стала с интересом наблюдать, как её кавалер поледнел и едва не грохнулся в обморок - Ну чего вы побледнели? Я пошутила. Меня зовут Маша.

- Не пугайте меня так! - Беспросветов с облегчением выдохнул и вытер вспотевший лоб ладонью - Я уж думал мне конец! Как станете, думаю, сейчас цитировать Блока...

- Что именно? - "Я пригвождён к трактирной стойке. Я пьян давно. Мне всё - равно"?...

- Нет, скорее - "Как тяжко мертвецу среди людей. Живым и страстным притворяться"...

- Что, так плохо?

- Ох, не спрашивайте... - вздохнул Беспросветов.

- Мне тоже...

- То есть, как это?

- А так. Давайте присядем.

Они сели за свободный столик под навесом. К ним подошла девушка и Беспросветов заказал сразу четыре бокала пива.

- Боюсь, не оросит... - пояснил он.

- Разумно - согласилась Маша - А вас как зовут?

- Варфоломей.

- Перестаньте, вам меня не запугать - улыбнулась Маша.

- Меня зовут Дмитрий. Дима.

- Так вот, Дима. Вчера, как это не прискорбно, у меня был день рождения. Все гости естественно напились, играли в подвижные игры, чуть не передрались... Я утром еле встала. Такая тоска, в квартире бардак, все спят кто где, грязной посуды целая гора... Да ну вас всех, думаю. Решила прогуляться, воздухом подышать. Я рядом с парком живу, на набережной Мартынова, вот и пришла сюда. А мне что-то так плохо, видно перебрала вчера, да и намешала всего зачем-то, шампунь, вискарь, розовое, белое... В общем - жуть! Сижу и не могу решить что делать, выпить чего-нибудь или нет. Одной сидеть, пить - неудобно, а тут, как раз и вы рядом оказались... Хорошо, что вы меня пригласили!

- Всегда рад! - оживился Беспросветов - Чуть что - сразу обращайтесь! По части похмелья я большой специалист!... Значит, у вас был день рождения. И сколько же вам стукнуло, если не секрет?

- Так я сейчас вам и сказала! - улыбнулась Маша - Женские предрассудки, пока ещё, никто не отменял! К тому же, я не помню...

- Как так?...

- Сначала, мы пили шампанское, потом виски, а потом стали пить коньяк из крошечных рюмочек, по рюмке за каждый мой год от рождения, и где-то на восемнадцатой планочка упала... Поэтому, помню только, что я уже совершеннолетняя... Уже могу с мальчиками встречаться... - засмеялась Маша.

- С мальчиками? - заинтересовался Беспросветов - А вам есть с кем встречаться? Ах да, извините, так вы сейчас мне и сказали...

- Вот тут, как раз, никакой тайны нет. Мне сейчас совершенно не до личной жизни.

- Это вы зря! Не надо махать на себя рукой! В жизни всегда есть место для личной жизни!

- Я получаю второе высшее образование, да еще и работаю, поэтому, времени ни на что не остается... Вот, решила вчера немного расслабиться, день рождения отметить. Хорошенькое получилось тридцатилетие... Ой... - Маша обиженно надула губы и покосилась на Беспросветова.

- Неужели, вам исполнилось тридцать?! - оживился он - Я думал, что вы студентка...

- Так и есть. Я же говорю, второе высшее получаю.

- Я имел ввиду, что вы очень молодо выглядите. Как будто только что закончили школу и поступили в институт...

- Хахах! А вот врать - нехорошо! Вы вон, даже раскраснелись...

- Жарко сегодня... - слегка смущенно заявил Беспросветов и поспешно отхлебнул из бокала большой глоток пива.

- И что значит - "молодо выгляжу"? - Маша подняла бровки домиком - По-вашему, девушка, вернее, молодая женщина, в тридцать - уже старая? Лично у меня - всё только начинается. Ну, там, материальная независимость, своя квартира, интересная работа, пик сексуальности...

- Простите, это я оплошал! - притворно сокрушался Беспросветов - Мне, ведь, и самому около тридцати...

- Около? - улыбнулась Маша.

- Точно не помню, сбился со счёта, где-то после двадцати семи...

- Ха, у вас тоже вчера был день рождения?

- Нет, но у меня каждый день как праздник...

- Никогда бы не подумала, что вам "около тридцати", вы очень молодо выглядите.

- По-вашему, в тридцать я уже должен быть старый?

- Нет конечно, но мне кажется, вы к этому возрасту уже должны были достичь некого статуса...

- То есть, по мне не видно, что я достиг некого статуса? На мне брендовые шмотки, часы "Омега" за шестьсот тысяч, перстень вот, с брюликом, за триста, браслет из...

- Я вижу, но дело не в этом...

- А в чем?

- Как вам сказать?

- Говорите, как есть.

- Вы уверены?

- Жгите напропалую, не стесняйтесь, чего уж там...

- Ну, у вас вид этакого вечного студента и ловеласа, который не хочет бросать учёбу в универе, чтобы не задумываться о взрослой жизни...

- Всё точно, ведь я просидел в студентах лет восемь...

- А сейчас чем занимаетесь?

- Да ничем особо... В основном - инвестициями...

- Джек-пот сорвали, или наследство получили?

- Наследство. Прадед зарыл под фамильным особняком сундук с полумиллионом рублей, царскими золотыми червонцами, а я его откопал. С тех пор веду размеренный образ жизни, наблюдаю за движением вселенной...

- Угу, понятно - кивнула Маша - И почем нынче царские червонцы?

- Курс - один к десяти тысячам...

- Я так и думала. Золотая молодежь - довольно поздно определяется в жизни...

- Зато я молодо выгляжу.

- Это да - согласилась Маша.

- Сами же сказали, что в тридцать лет всё только начинается. Куда спешить? И вообще, это стереотип, что мужчина должен чего-то там добиться к тридцати годам. Если следовать таким стереотипам, то и вы, должны сейчас не здесь сидеть, попивая пиво, а дома с детьми. Готовить, стирать, убирать, и ждать мужа с работы... Милая перспектива, не правда ли?...

- Хуже не придумаешь! Пожалуйста, забудьте про всякие достижения, и оставайтесь вечно молодым, красивым и с дорогими часами... - засмеялась Маша.

- Спасибо! Вы, женщины, хотите от мужчин слишком многого, и при этом вы уверены, что мы - хотим от вас только одного...

- А разве это не так?

- Так, но в этом нет ничего плохого! Если бы нам, от вас, на первых порах, нужны были  еще и какие-то качества, то большинство женщин - вообще были бы одни... Вам же, нужен богатый, уверенный в себе двухметровый красавец, с мускулатурой культуриста и здоровенным "хозяйством"... При этом, он должен быть интеллигентным, обходительным, с положением в обществе, любящим детей, не пьющим, не обращающим внимания на других женщин, умеющим все делать по дому, и чтобы был гигант в постели... То есть, вам нужен сразу весь набор положительных качеств, которые, в принципе, взаимоисключают друг друга... С вашими запросами, вместо одного мужа, вам надо бы иметь трех, как минимум! То есть, один, романтичный красавец, всю ночь читает вам стихи, другой, здоровенный, но туповатый спортсмен, который не может связать двух слов, но зато в постели - как кролик, а третий - обычный, неприметный, но хозяйственный, надежный, домашний, с которым вы будете чувствовать себя спокойно, как за каменной стеной. Поэтому, есть мнение, что женщины любят одних, спят с другими, а замуж выходят за третьих... Нам же, от вас, на первом этапе, нужно только одно, и это прекрасно, потому что так, у женщины гораздо больше шансов быть востребованной...

- Вдохновенная речь! - усмехнулась Маша.

- Наболело, знаете ли... - вздохнул Беспросветов.

- Да, но если и нам будет нужно от мужчин только одно, мы станем такими же циничными и агрессивными как вы, или станем кем-то вроде героинь сериала "Секс в большом городе"... Разве вам нравятся такие женщины?

- Нет уж! - скривился Беспросветов - Более отвратительных тёток - трудно себе представить, и по внешности и по поведению... Но ведь, это американки, они там с ума посходили со своей независимостью и феменизмом. К тому же, это кино, там все гротескно преувеличено... Все-таки, наши девушки, пока ещё намного более женственные и нежные, с чувством собственного достоинства... И гораздо более красивые...

- Это правда. А мужчинам нужны стандарты красоты!

- А вот и нет! - оживился Беспросветов - Иногда, бывает, увидишь какую-нибудь губастенькую мулаточку, с огромными си...

- Успокойтесь, Дмитрий... - нахмурилась Маша - Хлебните пива, охладитесь...

- Синими глазами... Виноват. Увлекся...

Некоторое время они посидели молча, прикладываясь к бокалам. Беспросветов посмотрел на свои дорогие часы.

- А вы были женаты? - наконец прервала молчание Маша.

- Почему "был"? Может, я и сейчас женат...

- Нет, это сразу видно, вы слишком свободны и расслаблены, чтобы быть женатиком...

- Вы правы, женат я не был. А вы были замужем?

- Довелось побывать... - Маша вздохнула и отпила из бокала.

- И долго отбывали?

- Четыре года.

- Надо же, все точно, как по учебнику...

- Вы имеете в виду теорию ученых о том, что любовь проходит через сорок восемь месяцев?...

- К сожалению, это не теория, а научный факт, доказанный опытами. В организме происходят изменения, химические элементы, отвечающие за любовь - исчезают, и с этим уже ничего нельзя сделать. Может, это и к лучшему... Кстати, до вашего вопроса о женитьбе мы просидели молча четыре минуты. Я засекал. Это абсолютный рекорд. Людям почему-то тяжело просто посидеть и помолчать. Столько энергии уходит на пустые разговоры...

- Ну, с вами было легко молчать - улыбнулась Маша.

- С вами - тоже! Люди не хотят быть собой, пытаются казаться лучше, чем они есть на самом деле. Иногда, невыносимо слушать заумную болтовню девушки, когда видишь, что она - полная дура... Я сразу различаю фальшивый тон. Вот вы, держитесь просто и естественно, открыты для общения, не притворяетесь, не боитесь показаться смешной! Этим вы сразу располагаете к себе.

- Просто, у меня сейчас на притворство нет сил, а так, я бы с удовольствием покривлялась... - Маша усмехнулась - Состроила бы из себя роковую обольстительницу...

- Вы лишили меня последней надежды! - улыбнулся Беспросветов - Нет, серьезно, ваша естественность говорит о многом. Тут виден жизненный опыт, ирония, ум, доброта, внутренняя красота. Не говоря уже о внешней красоте... Обычно, девчонкам нужно покруче выступить, самоутвердиться...

Они еще немного помолчали, отпивая из бокалов.

- Однако, сегодня очень жарко! - сообщил Беспросветов - Все, наверное, на пляже...

- Мне становится плохо от одной мысли о пляже... - Маша вынула из сумочки айфон, посмотрела на экран и стала обмахиваться телефоном как веером.

- Никому до меня дела нет! - сказала она недовольно - Ни одна зараза не звонит, не пишет! А ведь я уже часа два гуляю!...

- А давайте прогуляемся по островам! - предложил Беспросветов - На Елагином есть прохладные тенистые аллеи и много воды.

- С удовольствием прогуляюсь, не люблю долго сидеть на месте. Вообще-то, я очень энергичная, и в другой день давно бы уже вас уморила до полусмерти...

Беспросветов покосился на Машу, размышляя над этой двусмысленной фразой.

- Только пойдем помедленнее, а то мне не угнаться за вашими длинными ногами...

- Какой вы наблюдательный...

Маша встала и пошла вперед, немного покачивая бедрами. Беспросветов положил на столик крупную купюру, придавил ее пустым бокалом и посеменил следом.
Они отправились на Елагин остров и долго гуляли вдоль бесчисленных прудов. Беспросветов убирал в кусты улиток, выползших на дорогу, чтобы их кто-нибудь не раздавил. Маша едва не прослезилась от умиления. Затем, они катались на лодке, и чуть не перевернулись, пытаясь нарвать кувшинок. При этом Маша случайно схватилась за весло, и шлепнув им по воде, окатила Беспросветова зеленоватой влагой с головы до ног. Он воспринял это происшествие с олимпийским спокойствием и заявил, что ходить мокрым в такой жаркий день - даже приятно. Потом, они снова долго гуляли по острову. Когда проходили мимо статуи Геракла Маша оживилась:

- Почему-то всегда, когда я его вижу, мне хочется написать на его белоснежной попе неприличное слово, фломастером... Интересно, что сказал бы на это дедушка Фрейд?...

- Знаете, Мария, это не единственные в округе ягодицы, на которых вы можете самовыражаться - заметил Беспросветов, неприязненно поглядывая на Геракла.

- Вы намекаете на себя?

- А почему бы и нет? Я всегда к вашим услугам! У меня дома и фломастер есть. Синий вас устроит? К тому же, вы сами сказали, что мне нужно переодеться.

- Ну, просто, я вас неравномерно облила водой... Мокрое пятно на самом видном месте ваших брендовых джинсов, вызывает нездоровый интерес окружающих...

- Проклятие! - Беспросветов судорожно схватился за штаны в районе "молнии" - Идёмте скорее ко мне, тут недалеко!

- А вы один живёте?

- Ну, крепостных на сегодня я уже отпустил...

- Ну что ж, - улыбнулась Маша - вы сами это предложили... Идемте!

Беспросветов проснулся с похмелья. Его разбудил яркий солнечный луч, проникший сквозь шторы. Беспросветов с трудом оторвал от подушки тяжёлую голову и огляделся. "Кажется, сегодня один"... - подумал он, и тут услышал шум воды, доносящийся из ванной, и женский голос, напевающий: - "no woman no cry"...