Спиннинг

Сергей Засядкин
И папа, и дедушка всегда ловили рыбу удочками. Но папа мечтал о спиннинге. Это сразу возводило его в другой ранг как рыбака: тогда можно было бы и селедку ловить, и других хищников больших размеров. И вот как-то зимой, когда мне исполнилось шесть лет, на замечательный праздник всех мужчин в тогдашнем еще государстве СССР мама с бабушкой подарили ему новый немецкий спиннинг с «Невской» инерционной катушкой. Слово «инерционная» можно было бы и не писать, так как других катушек тогда просто не было, а такие, как безынерционные, появились только спустя годы.
Это был замечательный спиннинг, на зависть всему нашему двору. Он был черный, металлический с пробковой ручкой. Он состоял из двух половинок, и у него было интересное крепежное  соединение: два его колена не разделялись до конца, а складывались при помощи сгибаемой на шарнирах скобы. Когда спиннинг готовился к рыбной ловле, то это соединение вместе с частью верхнего колена вставлялось в отверстие нижнего и еще фиксировалось дополнительным накручиванием контргайкой. В общем, целый агрегат. Мне было пару раз продемонстрировано, какой это замечательный спиннинг, как он интересно разбирается и собирается, а потом его папа сложил в упаковочный чехол, поставил в кладовку в угол и строго-настрого запретил к нему прикасаться.
Прям. Можно подумать, что я смог бы сдерживать себя в руках до такой степени. Уже на следующий день, когда все ушли на работу, а я остался один дома, ко мне прибежал брат Игорь, и мы стали собирать спиннинг. Это оказалось не так просто, как у папы. Сначала спиннинг не хотел состыковываться, потом противное крепление, сложившись, не желало залезать в предназначенное для этого отверстие, а контргайка еще сначала мне, а потом и брату прищемила пальцы. Дело было к обеду, скоро должна было прийти мама, а тут такие проблемы. Наконец каким-то чудом мы смогли все исправить, сложить и упаковать в чехол. Правда, слегка погнув латунное крепление этого замечательного спиннинга. Да кто это сможет сейчас увидеть? За окном зима, а эта рыболовная снасть раньше весны папе не понадобится.
Ошибся. Понадобилась. Уже в этот же вечер.
Придя с работы, папа еще раз захотел подержать в руках свой новый замечательный спиннинг. Когда он взял его в руки, то как-то подозрительно посмотрел на завязанный узел чехла. Потом развязал чехол и стал складывать спиннинг. Но тот, как и у нас, не хотел никак соединяться. Папа, ничего не подозревая, нажал посильнее и, как ему показалось, согнул крепление. Фух. Пронесло. Теперь сам виноват. Не надо было так сильно давить.
А папа, сильно расстроенный, пошел со спиннингом в руках к маме на кухню.
- Эля, ты только посмотри. Слегка нажал, а он погнулся. А еще говорили немецкое качество!
- Да с такой силой как в твоих руках, разве можно такие нежные вещи собирать?! Тебе только ломы надо гнуть!
Тут папа расправил плечи. Еще бы, разве можно сравнить поломанный спиннинг с тем,
что о тебе думает твоя жена?! Подумаешь, крепление. Мелочь какая.
- Сережа! Пошли спиннинг ремонтировать!
- А что с ним случилось? Поломался?
- Да так, немного. Сейчас починим.
- Как же так? Он же совсем новый!
- Ничего страшного. Будем считать, что обновили.
Так и хотелось сказать: «Сам сломал – сам и чини!», но совесть вдруг заколотила
изнутри кулачками,  как бы говоря: «Это уже слишком!». Что ж. Чинить так чинить. Я то молодец – всегда готов помочь отцу!
Зашли в кладовку, где к стене была прикреплена горизонтально толстая доска, которая
должна была изображать верстак, на которой были прикреплены маленькое тиски. Спиннинг зажали в них, предварительно проложив между губками тисков и коленом спиннинга палочки, которые должны были бы предотвратить повреждение окрашенной поверхности. Папа у меня действительно очень сильный. Одно колено спиннинга было зажато в тисках, а, крутя другую, он просто руками, без всяких инструментов, легко выпрямил поврежденный элемент крепления. Легко и быстро. И чего мы с братом переживали за такой пустяк?
Правда после этого случая мы с Игорем все же оставили спиннинг в покое, временно переключившись на другие, не менее интересные вещи.
Но вот пришла весна. На Волге сошел лед, и, когда последние льды проплыли, а вода полностью от них очистилась, папа засобирался на рыбалку. Оказывается, не все было у него предусмотрено. Еще надо приобрести специальные грузила, леску и блесна, а это напрягало семейный бюджет.
Но вот на какие-то средства все, что необходимо приобретено и можно идти ловить рыбу. Само собой разумеется, меня папа взял с собой. На берег с нами пошли еще несколько спиннингистов из нашего двора.
Придя на Волгу, все выбрали удобные места, чтобы можно было, хорошенько размахнувшись, забрасывать блесна в воду, а не ловить ими друг друга. Мне посоветовали отойти подальше. Да я и сам был не против этого, так как видел первые забросы рыбаков. Думаю, половина из них была начинающая и первый раз пришедшая на рыбалку со спиннингами.
А папа колдовал над своей снастью. Сложив спиннинг и закрепив на нем катушку, он понял, что дома забыли намотать на нее леску. Поэтому я был призван подойти на близкое расстояние, где мне на руки был надет моток лески. Аккуратно перематывая с рук на катушку, мы умудрились ничего не запутать во время этого процесса. Папа облегченно вздохнул и снова отправил меня подальше на безопасное расстояние, а сам склонился над снастью и продолжил оснащать.
Наконец у него было все собрано, он подошел к кромке воды и, размахнувшись, послал грузило с блесной подальше в воду. Они улетели довольно далеко. И это было хорошо, так как оставшаяся леска, слетев по инерции с катушки, спуталась и повисла «бородой». Забросил бы поближе, и слетевшей в кучу лески было бы гораздо больше. Тогда я впервые узнал, что такое «борода» и какую интересную и увлекательную роль в жизни рыбаков она играет. Понятно, что я вновь был привлечен в качестве помощника для ликвидации последствий первого заброса. Помощь моя заключалась в том, что мне давали петлю и цепляли ее на один палец, потом другую надевали на другой, потом еще одну… Папа колдовал над мотком запутанной лески, пытаясь не затянуть образовавшиеся узлы. Я мог только советовать, так как мои руки были задействованы в процессе разведения петель в разные стороны. Смотря на эти манипуляции я предлагал то одну, то другую петлю продеть в тот или иной узел. Иногда получалось, иногда нет. Но практики и опыта рыбака в ликвидации «бороды» мы набирались. Недалеко от нас кто-то из рыбаков тоже занимался такими же проблемами, но у него не было такого «замечательного помощника» как я, поэтому мы распутали свою бороду намного быстрее. Или потому, что у нас просто «борода» была поменьше?
Но как бы то ни было, не забыв меня опять отогнать на безопасное расстояние, папа продолжил рыбалку. Учитывая опыт первого броска, он дальше действовал осторожнее. Но это не мешало противной леске через несколько бросков снова собираться в комок. Видя это, я уже без всякого напоминания бежал помогать. Бывало, если я отходил подальше и пропускал эти моменты, то слышал сердитый голос отца:
- Сергей! Тебя где носит?! Ну-ка, быстрее сюда!
И я со всех ног несся на помощь.
Так незаметно прошел день. Ни одной рыбы никем поймано не было. Но, как говорится,
первый блин комом. Тем более сегодня суббота, а завтра еще один выходной. Набегавшись на свежем воздухе, я вечером просто рухнул в постель и мгновенно уснул. Засыпая, решил, что раз уж рыбалка на спиннинг такая «удачливая», то завтра пусть рыбаки идут на рыбалку, а я с пацанами во дворе поиграю.
Но утром папа безапелляционно меня растолкал и сказал:
- Завтрак на столе, быстро ешь, пей чай и пошли на рыбалку!
- Пап, может я сегодня не пойду?
- Не говори ерунды. Быстро, я сказал!
Вот так. Погулял.
А рыбалка повторилась точно так же как и в первый день. За небольшим исключением: бороды были поменьше и пореже. В связи с приобретенным опытом. По этой же причине мы и распутывали их побыстрее. Тогда я узнал основной закон распутывания бороды: ни в коем случае нельзя снимать катушку со спиннинга, если не хочешь, чтобы при распутывании у тебя на леске появились узлы. А на узлах леска рвется при гораздо меньшей нагрузке.
Весь день мы добросовестно пробыли на рыбалке. И ни одной рыбки снова не поймали.
Когда шли домой, папа, как бы оправдываясь, бубнил:
- Если бы с удочками поехали – точно бы наловили. Что рыба – дурная что ли жрать
это железки? Может, маме скажем, что рыба срывалась?
И спиннинг был поставлен в угол за удочки. Больше специально блеснить мы не ходили. Несколько раз брали его вместе с удочками на рыбалку, но безрезультатно.
Прошло несколько лет, и как-то мы с папой поехали рыбачить на Культбазу на озеро Песчаное. Около пристани Культбаза располагался дачный массив, а рядом находилось село Песчанка, расположенное на озере. Оно было довольно большое и глубокое, с корягами на дне. Ловить рыбу бреднем можно было только на мелководье в конце его, поэтому рыба всегда могла здесь скрыться на глубине и ее в озере было много. Расположившись, мы забросили удочки с погрузились в процесс рыбалки. У берега то там то здесь вскипала вода от стай окуней, гоняющих малька.
- Пап, попробуй побросать спиннинг. Может, поймаешь.
- Хочешь – пробуй сам. Поймаешь хоть одного - подарю спиннинг. Все равно на него ничего не поймал.
Вот это предложение! Щедро. Понятно, что я тут же забыл про удочки и стал блеснить.
Еще бы. Какой шанс получить спиннинг в подарок! 
Видя где окуни гоняют малька, я стал туда бросать блесну. Бегал по берегу и бросал, бросал, стараясь сделать удачный заброс. Но окуни никак не хотели соблазняться железкой, несмотря на все мои усилия. В это время папа смотрел то на поплавок, то с ревностью на меня. Понятно, перспектива расставания со спиннингом ему не очень нравилась.
Вот делаю еще один заброс подальше и … подарочек. Борода. Папа усмехнулся и стал смотреть на свои поплавки. Я, немного расстроенный, принялся распутывать леску. Кажется, все. Наловился. Но неожиданно легко распутав ее, я быстро смотал ее на катушку. Когда подтянул всю свободно болтающуюся леску, на всякий случай подсек и почувствовал, что на дне что-то зацепилось блесной. Не зацеп, потому что с большими усилиями, но это «что-то» поддается и идет к берегу. Картина со стороны, должно быть, выглядела  интересной и интригующей: я, обалдевший, суечусь по берегу, спиннинг согнулся дугой и пружинит. Папа, увидев такое, понял, что скорее всего ему придется распрощаться с своим «прекрасным орудием рыбной ловли». Но что там может быть такое огромное внизу? Он подошел ко мне:
- Давай помогу!
- Не надо! Сам справлюсь!
- Точно справишься? Давай помогу! На уговор это влиять не будет!
Да причем тут уговор?! Может, это будет самая большая рыба в моей жизни!
Судя по леске, это «что-то» уже совсем близко! Еще немного усилий, и из глубины под водой показалось что-то большое и темное. Неужели сом?! Еще полметра, и становится ясно, что это старая самоловка, видимо не так давно скатившаяся по склону дна на глубину. Такие самоловки еще называют вершой. Это корзина, по форме похожая на амфору, только там, где ее самое широкое место, она вогнута во внутрь, и эта вогнутость заканчивается небольшим отверстием. Рыба туда довольно легко заплывает, а выбраться оттуда ей гораздо сложнее.
Я стоял и не знал, что сказать. Хорошо хоть отец не смеялся. Молчком я вошел по колено в воду и вытащил вершу на берег, чтобы отцепить блесну. Неожиданно в ней что-то зашевелилось. Я заглянул во внутрь и обомлел. Там были какие-то остатки небольших рыб и около десятка раков, которые заползли в самоловку на это лакомство. А также еще пяток крупных окуней. По большому счету ведь все это все было поймано на спиннинг! Я побеждал к отцу и предъявил улов. Он попытался дать задний ход, мол, это все поймано в самоловку, а должно быть поймано на крючок. В общем, по окончании спора каждый из нас остался при своем мнении. Ну ладно. Взяв спиннинг, пошел продолжать пытаться ловить хищников. Против силы и авторитета не попрешь.
Я продолжал раз за разом отправлять блесну в воду безо всякого успеха. Так обошел озеро и оказался на другой его стороне. Там увидел я мужчину с женщиной, которые тоже рыбачили. У них стояло несколько удочек, закинутых в воду. Ловили они бель на червя. Только последняя у них была насажена на малька. И раз за разом на моих глазах они вытаскивали на нее тех самых полосатых окушков, на которых я целый день безрезультатно охочусь. Вот бы так! Только удочка осталась на другой стороне озера, и бежать за ней далековато.
Недалеко была протока, соединяющая Песчаное озеро с небольшой баклужкой. По ней слабым ручейком текла вода. В небольшой заводи, которая образовалась от этого ручья, я заметил стайку мальков. Быстро одной ногой перегородив им отступление, другой выплеснул воду с оставшимися мальками на берег. С десяток мелких рыбок запрыгали по песчаному берегу, и я кинулся их собирать.
Собрал. А дальше что? Тут взгляд упал на блесну. А что если так попробовать? И я насадил на тройник блесны три малька. Потом, зайдя по колено в воду, постарался максимально далеко вертикально опустить блесну. Как только снасть оказалась в толще воды, последовал рывок и я, отходя спиной к берегу, выволок на сухое полукилограммового окуня. Все! Победа! Я видел, что с другого берега на все это смотрит папа, и услышал его голос:
- На что поймал?
- На блесну!
- Не ври отцу!
- Да правда, папа!
Тут рыбак, оказавшийся сотрудником с отцовской работы крикнул:
- Добрый день Валентин Павлович! Я видел, Ваш сын действительно поймал окуня на
блесну!
Я же, не теряя времени, снова надсадил малька и отправил снасть в воду. Только в этот раз снял грузило и попробовал максимально закинуть снасть при помощи тяжести блесны. Она улетела всего метров на десять, но и этого хватило. Снова рывок – и второй окунь на берегу. В мокром береговом песке быстро вырыл ямку и, положив туда рыбу, присыпал ее сверху. Ловля продолжалась до тех пор, пока не кончились мальки. Бегу к ручью, но там пусто. Мальки в заводи больше не собрались. Они плавали в озере совсем рядом с берегом, но туда, куда было нужно мне, заплывать не хотели. А попробуй, поймай их руками в воде!
На блесну без насаженных мальков окуни клевать снова категорически отказывались. Поэтому я решил закончить ловлю хищника и вернуться к удочкам. Сломал разветвленную ветку ивняка и, обломав почти у самого соединения одну из веток, сделал этакий деревянный крючок, на который нанизал окуней. Получился довольно большой и тяжелый кукан и я с гордостью пошел к отцу.
Подойдя, продемонстрировал рыбу. Она действительно была крупная и красивая.  Папа посмотрел на нее и отправил в садок. А я как ни в чем не бывало стал ловить на удочки. Папа косится на меня, а я молчу и делаю вид, что не замечаю. Наконец он не выдерживает:
- Да ладно. Раз пообещал – значит спиннинг твой!
- Пап, ну если тебе так жалко, может тогда не надо мне его отдавать?
От такой наглой «щедрости» папа обозвал меня почему-то свинтусом. И мы больше не
возвращались к этому вопросу. А спиннинг с той рыбалки стал нашей общей снастью, кстати, как и был до этого. Только теперь, идя на рыбалку, я мог брать его без разрешения, что до этого было непозволительно.
С тех пор прошло больше трех десятков лет и на этот спиннинг поймано очень много рыбы. Но использовали его чаще не для блеснения, а для ловли как на донку. И, наверное, это была самая удачливая наша снасть для ловли судаков на мал