Немка

Сергей Засядкин
Немка – это квадратная сетка, по диагоналям которой располагаются проволочные крепления. На веревке, привязанной к центру этой снасти, ее опускают горизонтально в воду и, когда потом резко поднимают вертикально вверх, она по пути захватывает рыбу, которая в тот момент над ней проплывает. Мы обычно немкой пользовались, чтобы наловить малька для наживки на судака. Для ловли этого хищника часто оставались на Волге на ночь. Вся проблема была в насадке. На удочку ловились слишком большая верхоплавка. Вот мы и придумывали разные исхитрения: применяли и рубашки, и марлю, и детские сачки для бабочек. Но такими снастями много поймать было невозможно. Рыбки с легкостью убегали из надувшихся парусом плотных тканей. Хорошо, если на берегу кто-нибудь появлялся с немкой или бреднем-малешником. Взяв их напрокат, можно было за несколько минут обеспечить себя наживкой на всю ночь. Вот только жаркой летней ночью малек до утра иногда портился. Да и судак гораздо лучше клевал на свежего малька.
Поэтому в моей рыболовной жизни в какой-то момент приобретение немки стало вопросом номер один. Кстати, в магазине продавались и были разрешены немки для лова рыбы только размером один на один метр. Большего размера они были запрещены и изымались рыбинспекторами как браконьерские снасти с составлением протокола. Хотя почти на каждой пристани матросы ночью ловили рыбу огромными немками размерами три на три, а то и четыре на четыре метра. Для этого они вечером устанавливали выступающие с пристани в воду  специальные длинные балки со вращающимся блоком на конце, через который была пропущена толстая веревка. Конечно, такими снастями они легко ловили себе рыбы столько, сколько им было нужно, и благополучно шли спать. А рыба в такие снасти попадалось разная. Часто сетью захватывались даже стерляди. Но нам это было недоступно, да нам и не нужно. Нужна была разрешенная немка для мальков.
Очень долго для меня эта снасть являлась недоступной мечтой. Немка была довольно дорогим удовольствием и родители денег на нее давать не хотели, уверяя, что я и так прекрасно могу наловить рыбы столько, сколько надо. Оставалось только одно - накопить. Но как только начинаешь копить и некая сумма оказывается у тебя в карманах, сразу хочется ее потратить на что-нибудь еще эдакое «очень необходимое»!
Все же, собрав силу воли в кулак и оставив себя почти на два месяца без мороженого, деньги, наконец, были накоплены. Бегу в зоомагазин и с ужасом вижу, что остались немки, у которых ячейки сетки очень большие: один на один сантиметр. Меткие мальки, которые нам были нужны, будут просто проскакивать в такие отверстия! Продавец меня не успокоил, сказав, что следующий завоз будет не раньше, чем через месяц. Да и то немок могут и не привезти.
Месяц ждать при наличии денег в кармане! Это невыносимо. Да и деньги точно опять не удержатся. Поэтому принимаю решение купить немку такую, какая продается.
С обновкой счастливый бегу домой. Прибежав, в зале раскладываю ее и любуюсь. Потом складываю, убираю в шкаф. Немного погодя снова достаю и раскладываю, любуясь. Звоню Женьке, который жил от меня через подъезд, и сообщаю новость. Он сразу же прибежал. Снова разбираем и складываем сетку. Хотели сразу же побежать на Волгу и испытать ее, но потом решили все-таки пойти завтра с утра. Выход назначен на 6 часов. Наша цель – верхоплавка.
Утром сначала обходим причалы, выискивая наибольшее скопление рыбных стай. Это легко. Все верхоплавки, оправдывая свое название, держатся у поверхности и зрительно легко различимы. Когда определились, начали рыбную ловлю. В тот раз,  кроме немки и ведра для рыбы, мы с собой не взяли никаких других снастей, так как решили, что, если не удастся наловить рыбы, вернемся домой за удочками.
Разложив крестообразное проволочное основание, натянули сетку, и, привязав веревку к центру снасти, я закинул ее сверху горизонтально на стаю. Рыбешки, стоящие у поверхности, шарахнулись в разные стороны. Когда немка погрузилась ниже уровня косяка, со всех сторон рыбы метнулись обратно на место ее падения. Я резко потянул веревку, поднимая сеть и … немка сложилась. Даже с такой крупной сеткой напряжение было такое, что крепления не выдержали. Разбираем и собираем ее заново.  Только теперь стараемся посильнее затянуть центральный крепежный винт. Снова забрасываю и, как только на фоне светлой сети показались серые спинки рыбок, теперь уже не так быстро начинаю поднимать.
Основной косяк рыбы опять метнулся в разные стороны, но в сетке забились серебром несколько штук. Ну вот, начало есть. После нескольких забросов Женька не выдерживает и возмущается. Да и как не возмутиться. На рыбалке вдвоем, а рыбу ловлю я один. Протягиваю ему свою новую снасть. Теперь он ловит, а я наблюдаю. Теперь уже мне не интересно! Поэтому договариваемся, что каждый делает по три заброса. Дело пошло веселее. Чередуясь, мы продолжили ловлю. Через пару часов пластиковое семилитровое ведерко наполнилось больше чем наполовину. Вот это да! Такой рыбалки еще не было! Собираемся и идем домой по берегу.
Пока идем, наблюдаем, как вдоль берега плещутся рыбки. Не знаю, откуда пришла мысль, но я бросаю с берега немку да так, чтобы она упала плашмя и накрыла стаю рыб на мелководье. И получилось! С десяток рыбок оказались накрытыми, они заблестели в лучах солнца, пытаясь вырваться из-под сетки. Головы они просунули сквозь сетку и … застряли. Когда я поднял немку, они повисли на жабрах. Легко выпутав их, мы пополнили свой улов. Так этим новым способом минут через сорок мы наполнили ведро.
Гордо идем домой, где нас ждет работа по засолке. Солить верхоплавку одно удовольствие. В эмалированной кастрюле рыба пересыпается солью и ставится в прохладное место. Как появится тузлук, сверху кладется гнет. Еще через сутки рыбки хорошо промываются и вывешиваются в теньке на балконе под марлю, которая защищает рыбешек от мух. Пару дней – и рыбки готовы. Когда хочешь, подходишь, отламываешь голову у рыбки и ешь оставшуюся часть. Через несколько дней на вязанке остаются одни рыбьи головки.
Проблем с ловлей  верхоплавки больше не существовало. Сколько надо, столько и ловили. Да и с мальком на наживку особых проблем больше не было. Этого малька стояли огромные косяки, и, если быстро вынуть немку, с десяток, а то и больше,  все равно не успеют выскочить из нее. Пяток забросов – и ночь наживкой обеспечена.
Однажды ловили судаков с понтонов. Разложили немку и наловили малька. Разложенная сетка мешалась под ногами, а складывать ее не хотелось - вдруг еще понадобится. Пришла идея временно сделать из нее раколовку. Небольшую снулую плотвичку я привязал в центр сетки, и вновь придуманная снасть была опущена в воду. В процессе рыбалки я и забыл про нее. Вспомнил только, когда стали собираться домой. Стал вытаскивать и сразу почувствовал тяжесть. Когда из воды показалась крестовина, вода забурлила. Моему удивлению не было предела, когда, подняв немку, я обнаружил в ней судака килограмма на два.
Это была минута славы!  Все ребята с завистью смотрели на меня и никакое несъеденное за два месяца мороженое не могло сравниться с этим ощущением рыбацкого счастья.
Потом еще не раз эта снасть выручала меня. Получилась не немка, а просто мечта рыболова.
С той поры прошло почти сорок лет, а она находится до сих пор у меня дома в рыболовном ящике и всегда, когда есть необходимость, готова к эксплуатации.