Предсловие

Сергей Засядкин
Зима. Давно столько снега не выпадало к Новому году. Сегодня шел вечером по улице: как ветрено и холодно! Вьюга подхватывает снежинки, несет и кружит их в свете уличных фонарей. Кажется, что ни одна из них не долетает до поверхности земли. Вот ветер на мгновение стихает и эти пушистые капельки воды, плавно паря в воздухе, начинают опускаться к земле, покрытой слоем заледеневшего наста. Внезапно очередной порыв ветра подхватывает снежинки, и они, взмывая ввысь, исчезают в бездонной черноте ночного неба.
А дома так хорошо и тепло! Через пять минут и представить невозможно, что за окном пурга и мороз. Разве что об этом не дает забыть ветер, завывания которого время от времени слышны за окнами.
Сегодня вечером к нам с женой заходили в гости наш старший сын Игорь со своей женой Натальей и сыном Тимофеем. Нашим внуком. Тимофеем его назвали в память о моем прадеде - Попове Тимофее Михайловиче. Я совсем не помню его, но по рассказам, он был настоящий казак. Прошел все войны, начиная с японской 1905 года. Несколько раз был ранен. Папа рассказывал, что дед своими ранами заранее чувствовал, какая завтра будет погода. Бывает, говорит, выйдет на крыльцо, постоит-постоит и сделает заключение, что сегодня на рыбалку лучше не ходить. И действительно, через пару часов налетал шквальный ветер или начиналась гроза, и у тех, кто его не послушал, скручивало все снасти, и рыбаки, мокрые, бежали домой.
Мои отец и бабушка Тося – его мама - часто вспоминали, как дед Тимофей, после того, как заболел и слег, все ждал, чтобы меня – его первого правнука – привезли и показали ему. В хутор Кривая Музга в то время автобусы ходили редко и такая поездка обычно была целым путешествием на несколько дней. А родители все никак не решались везти такую «драгоценность», как я,  так далеко. Когда мне исполнился год с небольшим, они все же решились на поездку. Дед тогда уже не вставал - был лежачий. Он взял меня на руки, поднял над своей грудью сильными руками и сказал: «Ну, дождался, наконец. Хороший казачонок получился, настоящий парень». А после того, как меня увезли, через два дня умер.
  Тимофею-младшему в этом году исполнится один год. Но это будет немного позже. В первом месяце весны, когда холода отступят и солнышко своими лучами станет согревать изголодавшуюся по теплу землю. А сегодня этот карапуз категорически не хочет спускаться с рук своей мамы и бабушки. Да и зачем? Сверху гораздо удобнее командовать, куда с ним надо идти. Показывать, чего он хочет и указывать, как вообще весь этот мир должен себя вести, чтобы в нем было уютно жить такому замечательному казачонку. А пока за всем и всеми ему надо следить: вдруг забудут накормить или в постель спать уложить! Или просто отвлекутся и не уделят внимания. Нет уж. Раз я маленький – вот и пусть пока весь мир вокруг меня покрутится! А как все интересно в этом мире! Вот с потолка свешивается что-то и ярко сияет. Говорят, что это  называется лампочкой. Какие хитрые! Называют, а альтернативных имен не дают. Вот и попробуй, выбери единственное верное! Потому и приходится, сомневаясь, верить.  И потихоньку запоминать. А потом со временем посмотрим, что это такое есть на самом деле.
Вот в таких заботах и прошел вечер. А как только дети ушли, мне в руки попал альбом со старыми черно-белыми фотографиями сделанными почти полвека назад. Глядя на них волнами накатывают воспоминания. Вот я в коляске рядом с улыбающимися дедушкой и бабушкой. А на этой фотографии мы в детском саду с братом. Вдруг попадается фотография на которой я стою в лодке со спиннингом в руках. Как давно это было! Каждая фотография – целое событие в жизни. Неожиданно вспоминаются и те события, которые происходили чуть ранее или чуть позднее запечатленных мгновений на этих снимках. Закрыл глаза, и краски стали ярче. Все события как будто приблизились. Кажется, вот протяни руку – и ты окажешься с прошлом. Но, к сожалению, время  оно нечто удивительное и необъяснимое. Вроде бы оно бесконечно, но лично для каждого из нас, как только мы рождаемся, у него есть начало. Оно бесконечно, но в этой земной жизни у него есть конец для каждого человека. Но даже в тот момент, когда оно для этого человека заканчивается, то для других – продолжает идти. Время оно как река: течет только в одну сторону и никогда не сможет повернуть обратно. Прошлые события, которые были полвека назад вроде и далеки, но если взять период с момента сотворения мира, то понимаешь, что эти несколько десятков лет - такой маленький миг, что его просто можно не принимать во внимание. 
Так и детство. Оно вроде давно прошло, но так близки воспоминания. Вырос я, выросли мои дети, родился внучок…
А с фотографий смотрят и улыбаются папа, бабушки и дедушки, которых уже с нами нет, но которые и сейчас так близки и дороги. И вспоминаются те счастливые минуты, когда вокруг тебя было столько любящих людей и каждый из них хотел тебя чему-то научить, передать свой опыт. В моем детстве мы жили центре Волгограда, на самом берегу Волги. Поэтому все основные воспоминания детства у меня связаны с этой великой рекой. Здесь для меня началось знакомство с природой родного края. Здесь мы с мальчишками бегали ловить рыбу и купаться. Здесь дедушка с папой, приучая меня к рыбалке, раскрывали свои знания и секреты, передавая опыт. Вот этими минутами счастливого детства мне и хотелось бы поделиться.