На осколке времени

Надежда Камянчук
Посвящаю маме моей незабвенной, уральской писательнице, Марии Сосновских.

Всё дальше и дальше отходит от нас Великая отечественная война и Победа, ушли в землю и восстали в гранитных монументах воины-победители. Дети тех немногочисленных выживших пришедших с войны солдат, остаются свидетелями того времени. Вот и я такой свидетель своего «осколка» времени.

  1 глава.
   Мама моя, я помню тот зимний день: слышу, как  ты околачиваешь валенки от снега и входишь в наше жилище. Оно и не наше даже, а хозяев, что живут наверху. Жизнь нашей семьи проходит в их доме внизу, на первом этаже, и за жильё приходится носить хозяевам воду тяжелыми вёдрами, следить за хозяйским огородом, мыть полы и стирать им одежду. Этим занимается вся наша семья, исключая меня.  Меня эта работа не касается - мала я ещё.
   Воды носить приходится очень много с реки или от колодца, чтобы наполнить большую бочку у входа. На бочке висит железный ковш для питья. На второй этаж ведёт крутая лестница. Она служит для меня своеобразным тренажёром. Можно ухватиться, подтянуться и взобраться на самый верх, чтобы увидеть сверху всю панораму нашей интересной и занимательной жизни.
  Мама моя - единственная кормилица нашей семьи. Она работает на мотозаводе в инструментальном цехе заточницей. Ей 27 лет, она высокая и худенькая. По лицу видно, устала очень моя мамочка - ночная смена выжала её молодые силы. Даже не поев, она уходит отсыпаться. Сестра её, Люба, растапливает огонь в печи и ставит самовар - значит скоро будем пить чай за нашим длинным столом. Этот стол - центр нашей жизни: в зимнее время всё самое интересное происходит вокруг него. Вот и сейчас все собрались здесь: Валя и Вова готовятся к урокам, а Галя и Коля усердно рисуют.
   Я сползаю с лестницы, нахожу двухцветный карандаш, сажусь и начинаю малевать страшные фашистские знаки - свастику. Пытаюсь отобразить поровнее пятиконечную звезду, но это трудно - звезда получается некрасивая - её рисовать сложнее, чем фашистские знаки, поэтому крестов много, а звезда всего одна. Надо бы исправить положение и  я пытаюсь пририсовать сбоку на рисунке боевой танк КВ. Выстрелы  штрихами проходят по кривой линии прямо к фашистским свастикам. И - ура! - наши победили!
   У Коли картина получилась внушительнее и взрывы там гораздо жирнее! К тому же Коля умеет рисовать моряков с широченными клёшами и развевающимися лентами. Зато  Галя уже нарисовала двух красавиц с длинными ресницами вокруг глаз. На голове у них тугие закрученные карандашные кудряшки! Своей безумной нарисованной красотой они пленяют моё сердце и я уже не знаю, кому отдать предпочтение: морякам или красавицам? И я старательно рисую матроски, кудряшки и ресницы... Эффекта нет - у меня не получается, но, честное слово, - я ещё научусь так рисовать!
   Компания наша дружная, мы никогда не ссоримся, уже понимая, как трудно нашим мамам "поднимать" нас,  и стараемся  их ничем не огорчать. Я уже знаю, что мой отец, вернувшийся с войны инвалидом без правой руки, оставил нас, скрывшись в неизвестном направлении, и слово «папа» мне не говорит ни о чём.
   Зато отец моих старших двоюродных братьев и сестричек, известен – он без вести пропавший. В тяжёлом сундуке хранится ещё его довоенная одежда – вдруг вернётся? – и тётя Люба, сестра мамы, иной раз их перебирает. Она открывает крышку сундука и несметные сокровища предстают на общее обозрение. Это интересные и странные на вид вещи: пожелтевшие белые рубахи с отстёгивающимися воротниками, длинные шёлковые кашне, кальсоны с вязками, и прочий малопонятный скарб, щедро пересыпанный нафталином от моли. Всё это торжественно вынимается, просматривается и складывается обратно в сундук, к недоумению моей практичной мамы: ведь ребятишкам ходить не в чем – перешить бы можно. Но тётя Люба надеется, а вдруг да и найдётся муж её Михаил, вот и пригодится тогда ему всё это добро. Но не вернулся, не пришёл муж и отец, и вещи канули, пропали в прошлом.
   Открывание сундука – праздник для меня. Запах нафталина и одежды хранят некую тайну взрослого мужчины, коих в нашем доме не бывает, исключая, заходящего к нам хозяина - Черепанова Ивана Ивановича да моего любимого дедушки, приезжавшего иногда из деревни Калиновки - Панфила Ивановича Сосновского.
   По причине малограмотности деревенского писаря, сделавшего ошибку в метриках, фамилия мамы моей, а стало быть и моя, написана иначе - на сибирский манер  – Сосновских Мария. А я – Надя Сосновских, родилась уже после войны, мне уже четыре года и я радуюсь всякому познанию мира. Братья и сёстры мои – дети военного времени - Шалимовы: Валя, Вова, Галя и Коля – уже школьники.
   Война отгрохотала, отгремела победными залпами где-то далеко, за пределами нашего полукаменного дома и старинного провинциального зауральского города. Осталась рисунком на немецкой открытке, хранящейся в семейном альбоме. Дух великой Победы ещё сквозит во всей атмосфере города, он висит в воздухе и реет в майских флагах. Звучит в песнях и народных демонстрациях, в гордом общем приподнятом настроении людей.
   Я не ощущаю на себе каких-либо лишений и ограничений, но даже и теперь не могу вспомнить иных лакомств, кроме картошки, сваренной иногда  манной каши, а летом – окрошки без мяса: его мы не ели совсем. Зато есть у нас корова и мы пьём молоко! Благодаря этому молоку мы выжили. Да будет пастись в райских кущах рыжая наша корова Розка. Как не вспомнить её среди прочих детских впечатлений и радостей? Да и как не помянуть дворового пса Бобика - моего большого друга и приятеля. А сколько замечательных людских лиц хранятся в моей памяти! Вот об этом я и попробую рассказать.

На старинном фотоснимке
Поместилась вся семья:
Тётя Люба и Галинка,
Вова, Валя, в центре я
На руках сижу у мамы -
Платье тёмное в горох,
А денёк счастливый самый
Для детишек четырёх.
Нет здесь только брата Коли -
Он у дедушки в гостях:
Он учиться будет в школе
И воротится на днях.

Нет отцов: один убитый
В чужедальней стороне,
Папа мой - совсем сокрытый,
В общем, неизвестный мне:
Где? Неведомо, незнамо -
Только слышу иногда
Отчего-то плачет мама
Будто у неё беда…

Мало мужиков вернулось
После брани на войне:
Кому счастье улыбнулось,
Те в большой теперь цене...

Ну да что! У нас корова -
Молоко она даёт,
Всей семьи первооснова,
Жизни нашенской оплот,
Только сено на исходе,
Да и денег не достать,
Но растёт, назло природе
Молодая наша рать.

Всё ребяческое счастье -
В речке тёплая вода,
Нас житейские напасти
Не печалят никогда:
Недалече, в полквартала,
Где луга с густой травой,
В парке музыка играла,
И оркестрик духовой!

По дороге по центральной
В баню полк солдат идёт
С песней самой актуальной
Про победный наш народ!

Время близится к закату,
Завтра будет новый день,
Спят и мамы, и ребята,
Сбив подушки набекрень.
А назавтра наш фотограф
Навсегда застигнет миг -
Остановится хронограф,
Что из вечности проник.
И на этом фотоснимке
Разместится вся семья:
Тётя, мама и Галинка,
Вова, Валя, в центре я
(продолжение следует)