Старое письмо

Валерий Короневский
1 февраля 1996 года

"Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется..." Ты всегда обижался, что на твои письма не отвечают. А когда, наконец, я стал писать, ты - перестал. И не звонишь, как раньше. Не хотелось бы думать, что ты слишком всерьез воспринимаешь, то, что я писал, пишу и еще буду писать. Сам ведь знаешь, что пишется не столько адресату, как бы ни относился к нему, но больше для самого себя, а его надо благодарить уже за то, что есть кому написать, когда сильно хочется. А ответ - это не ответ, а такое же желание поговорить. Так и получается : двое пишут друг другу регулярно безответные письма. Ну не вполне так, но что-то есть. Какая-то была песенка про два одиночества. В конце концов совсем необязательно все понимать, тем более, что это и невозможно. И, может быть, и не нужно.

"Нам не дано предугадать..." ничего. Все что происходит в нашей бедной стране, меня лично совсем запутало, хотя в последнее время, кажется, приходит постепенно смутное понимание, что активное вмешательство в естественный ход событий масс, одурачившихся иллюзией возможности позитивного влияния на историю, может только разрушать и ухудшать. И что делать в этой ситуации, учитывая хилые способности и более чем ограниченные возможности и при этом что-то не дающее покоя, скребущее, гнетущее... И жить спокойно не можешь и делать не знаешь что и не можешь ничего.

Я как-то писал или говорил тебе о книге "Великие моралисты" Гусейнова, прекрасной книге, в которой самое большое впечатление на меня произвела глава о Льве Николаевиче Толстом. Мы со школы слышали ругань в адрес "толстовства", но, как обычно, ничего не знали толком, а это, похоже, как раз то, что может кое-что прояснить в наших сегодняшних поисках.

СМЫСЛ ЖИЗНИ СТАНОВИТСЯ ВОПРОСОМ ТОГДА, КОГДА ЖИЗНЬ ЛИШАЕТСЯ СМЫСЛА.

"Можно жить только, покуда пьян жизнью; а как протрезвишься, то нельзя не видеть, что все это - только обман, и глупый обман!"

"Вера есть сознание человеком своего положения в мире, которое обязывает его к известным поступкам."
"Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни."
"Вера как сила жизни выходит за пределы компетенции разума в той мере, в какой это обосновывается самим разумом."
"То бесконечное, бессмертное начало, в сопряжении с которым жизнь только и обретает смысл, называется богом. И ничего другого о боге с достоверностью утверждать нельзя". (Кстати у Папы Иоанна Павла П в "Переступить порог надежды" почти то же, вообще поразительная книга, для меня непросвещенного, во всяком случае, прежде всего честностью что-ли, терпимостью, неожиданной мне у служителя церкви, не говоря уж о фантастической эрудиции и ясности ума) "Разум может знать, что существует бог, но он не может постичь самого бога. Любое содержательное утверждение о боге, даже такое, что бог един, противоречит самому себе, ибо понятие бога по определению означает то, чего нельзя определить. Бог - причина знания, но никак не его предмет. Как бесконечность."

Кстати тоже то, что меня всегда поражает : фактически по существу настоящих христиан нет (поразило заявление Валенсы после поражения на выборах) - одни язычники, в крайнем случае приверженцы того дохристова Яхве. Христос только слова, а о главном в его учении, в его революции - Любви только говорят иногда, проповедуют, но никто не исповедует.
И здесь вижу тоже общее с коммунизмом, наверное это судьба всех гуманных идей, человек устроен иначе. Очень интересны размышления Папы, потому что он не открещивается, не закрывает глаза на реальность. Но надо знать слишком много для моего ленивого ума, чтобы разобраться. Во всяком случае ясно, что эти вопросы мучили многие несравненно более глубокие умы. А для меня, пожалуй, для осмысленной жизни достаточно быть нужным хоть кому-нибудь еще, кроме меня самого.

"Идея бога как предела разума, непостижимой полноты истины задает определенный способ бытия в мире, когда человек сознательно ориентирован на этот предел и полноту. Это и есть свобода".(???)

"Человек находится в разногласии, в разладе с самим собой. В нем как бы живут два человека - внутренний и внешний, из которых первый недоволен тем, что делает второй, а второй не делает того, чего хочет первый. Эта противоречивость, саморазорванность обнаруживается в разных индивидах с разной степенью остроты, но она присуща всем, является родовым признаком человека. Противоречивый в себе, раздираемый взаимно отрицающими стремлениями, человек обречен на то, чтобы страдать, быть недовольным собой.
Но мало того, что человеку свойственно страдать и быть недовольным. Сверх того он еще знает, что он страдает и недоволен собой и не приемлет такого положения, отчего его недовольство и страдания удваиваются: к самим страданиям и недовольству добавляется сознание того, что это плохо, и теперь он страдает еще и от того, что страдает и недоволен тем, что недоволен. (Господи, до чего верно). Человек стремится стать другим, таким, который бы не стремился стать другим, был бы свободен от страданий и недовольства собой. Человек не просто живет, он хочет, чтобы его жизнь имела смысл".

"Вопрос о смысле жизни есть вопрос веры, а не рационального аргументированного знания и т.о. имеет смысл жизнь основанная на вере. ( а вера, как я уже установил - дар Божий, искусственно не приобретаемый, которого я лишен)
Вера устанавливает границу разума, но такую границу, которая устанавливается самим разумом и которую мы можем воспринять только с этой стороны, со стороны разума".
Где, как добыть эту веру?! Божье озарение. Дар. Опять нечто иррациональное, метафизическое, от меня не зависящее. Что же делать ?!

Вчера узнал о твоем инсульте. Может быть он объясняет твое молчание последнего времени. И мои многодневные измышления не имеют никакого смысла. Но все же посылаю тебе все это, хотя в общем-то не был уверен, что пошлю, когда писал, обращаясь к тебе. Но может быть это тебя позабавит в твоем бюллетенечном скучании. Поправляйся, я надеюсь приехать и поболтаем и побродим по Питеру и пофилософствуем.
Будь здоров, привет Аде и молодой генерации.