По пути Тени. Глава шестнадцатая

Алишкевич Ольга
========== 16 ==========

В наступившей тишине даже дыхание звучало слишком громко. И все-таки, заговорить, разрушить эту тишину, я не решалась. Не понимала толком, что должна сказать. Задать вопрос? Какой? Что сейчас это сейчас происходило? Что теперь будет? Со мной? С нами? Небо прояснилось, большая круглая луна смотрела в разбитое окно, освещая разгромленный кабинет не хуже электроэнергии. Однако, тусклая лампа все-таки зажглась. А мне казалось, все стеклянные предметы разбились.     

Молодой герцог оторвался от стола. Медленно подошел к дымящемуся книжному шкафу, присел на корточки, пошарил рукой в куче золы и обугленных обломков. Наконец, парень вытащил обгоревший лист бумаги. Один из тех, что лежали на столешнице, когда я пришла. 

- Так и не спросишь? – проговорил он, и обернулся ко мне.    

- О чем?

Марод слышал последние слова Безликих, но, как и я, вряд ли что-то понял. Впрочем, что перед ним не просто человек, мой спутник прекрасно осознавал. Мне было неприятно. Я в очередной раз сильно его подставила. Все-таки, стоило предупредить о том, кем является мой враг. А верить или нет – это был бы только его выбор.    

Герцог неопределенно махнул рукой с зажатым в ней листом. В воздухе закружились крошечные частички пепла.

- Тебе не интересно?

- А должно бы?

Герцог усмехнулся.

- Уходишь от ответа.    

Он поднялся, вернулся к столу, положил на столешницу обгоревшую бумагу.    

- Это все случай, - проговорил он. – Рано или поздно, подобное произошло бы. Мир не может находиться в состоянии покоя. Мир – это движение. Быстро или медленно, не важно. Главное, двигаться. Иначе быть просто не может. Никто над этим не властен. Даже так называемые Боги.

- А разве Богам не все равно? – подал голос Марод.    

- Как раз настоящим Богам действительно все равно, - заверил герцог. – Боги - самоуверенны, сильны, могущественны. Им нечего бояться, а значит, не о чем беспокоиться. Им по-настоящему безразлично. Потому, что их не существует. Боги живут лишь в воображении тех, кому это нужно. Другим же, какими бы великими и могущественными существами они ни были, всегда будет дело до мелочей.
   
- Что это значит? – спросила я.

- Значит, все-таки, интересно. – Молодой герцог удовлетворенно кивнул. – Я расскажу. Должен рассказать. Есть информация, которую нельзя рассказывать всем подряд. Есть информация, которую даже другу доверить опасно. Но бывает информация, которую одному хранить сложно. Это важно, чтобы хоть кто-то знал о том, что творение превзошло творцов. Люди называют это иронией и смеются. Как считаешь, это смешно?

Я ничего не сказала, но парень не ждал ответа.

- Вселенная ничего не делает просто так. Она не наделяет силой, если не хочет, чтобы ею пользовались. Вопрос в другом. В чем заключался замысел Вселенной? Как нужно пользоваться ее даром? Существует ли для наделенных им "можно" и "нельзя"? Мы поступали так, как считали нужным. Это было давно, - герцог вздохнул. – Но что значит время для бессмертных? Они не ценят время. Бессмертные вообще мало что ценят, считают мелочами то, что для других очень важно. Пока не оказываются зависимыми от этих мелочей. И мы оказались зависимыми от одного единственного мира.    

- Кто это, вы? - спросил Марод. На мгновение я подумала, что вопрос странный, ведь это ясно, что перед нами Безликий. А затем пришло понимание: мне тоже хочется услышать ответ.    

- Мы? – герцог задумался. – Я не знаю, как ответить на этот вопрос. Здесь нас называют Богами. Безразличными Богами, - поправился он. – Безликими. Наверное, это все потому, что мы живем в человеческих телах, а затем уходим, безразлично забирая души, при этом оставляя тела. Люди всему находят объяснение, а заодно и название. С этим ничего не поделаешь.

- И все-таки, - напомнила я. – Кто вы?

- Мы такие же творения Вселенной, как и вы, - сказал парень. – Хотя, понимание это к нам пришло не сразу. Собственно, пришло оно совсем недавно, - он бросил взгляд на остатки листа, но тут же отвернулся. – Мы никогда не жили в одном мире. В нашем распоряжении были все миры. А еще власть, сила. Мы могли создавать, разрушать, и делали это, не задумываясь о последствиях. Любому из нас стоило только захотеть и все происходило так, как того желалось. Это было завораживающе, и однажды мы просто забылись. Осталось только наслаждение собственным могуществом. Мы решили, что мы и есть Боги. Что над нами нет власти. И что это никогда не закончится.

Он помолчал, немного, возможно, собираясь с мыслями. Ни я, ни Марод тишину не нарушали.

- Все закончилось слишком неожиданно. Первая неожиданность для Богов, - на губах парня появилась ухмылка. – Когда одна сила покушается на владения другой, последняя будет защищаться. Так поступают друг с другом люди, сражаясь за власть и деньги. Так поступила с нами Вселенная, защищая свое превосходство. В один миг мы лишились всего, к чему привыкли: свободы, силы, а позже бессмертия. В нашем распоряжении оказался всего один маленький мир, да некоторый промежуток времени. Его мы также потратили впустую, пытаясь придумать способ освободиться. Однако, тюрьма, в которую была сослана наша раса, оказалась слишком надежной, и все попытки потерпели крах. А затем пришла пустота. Раньше мы никогда не видели ничего подобного. Даже в самых далеких уголках Вселенной что-то есть. В конце концов, мы всегда могли что-нибудь создать сами. В пустоте не было ничего. И самое страшное, она никому не подчинялась. Она просто жила в этом мире, населенном смертными существами. Пустота охотилась за жизнью и могла в любой момент получить свое. Некуда было бежать, некуда скрыться. Так неуязвимые могущественные существа узнали, что такое смерть. А вместе с ней осознали страх перед тем, что не в силах изменить, не в силах понять. Ясно было лишь то, что рано или поздно, пустота поглотит всех нас, одного за другим. Если мы не придумаем способ решить эту проблему.   

- И что вы придумали? – спросила я.

- Воспользоваться тем, что оказалось в нашем распоряжении. Человечеством, - ответил герцог. – Пустота питалась жизнью этого мира, в нем все рано или поздно умирало. Люди привыкли к этому, они принимали пустоту как факт и не думали о ней настолько долго, насколько позволяли им обстоятельства. Человеческая жизнь хрупка, уничтожить ее может все, что угодно: старость, болезнь, несчастный случай, другой человек. Пустота каждую минуту забирала тысячи человеческих жизней, ей было мало тех жалких десятков лет, отмерянных человеку, а на место украденным жизням приходили другие. Смерть сменяло рождение, этот цикл был бесконечен и только благодаря ему в маленьком смертном мире существовала жизнь. Так нам пришла мысль перерождения в человеческих телах. Прятаться от охотившейся за нашим бессмертием пустоты среди смертных, рождаться, взрослеть, жить как они, ничем себя не выдавая. Пустота безразлична, иначе, она давно бы покинула этот мирок и нашла бы себе пропитание там, где существа живут много дольше людей. Она не могла найти нас среди смертных. А когда ей все же это удавалось, мы бросали телесную оболочку, чтобы тут же найти и занять другую. Мы считали, что затеряться среди смертных – это выход, и уже не ждали больше никаких неожиданностей. Но они все-таки происходили. Оставленные тела не погибали. Они теряли память, их внешность изменялась, но они продолжали жить. А еще они забирали себе часть нас самих. Большая часть наших сил ушла на борьбу с пустотой и попытки выбраться, поэтому брошенным телам досталось не так много. Они владели силой управлять, но не разрушить. Так мир, который принадлежал человечеству и пустоте, населили Тени. Наши Тени – Тени Богов.   

Герцог замолчал, посмотрел в окно. Большая луна ответила ему прямым открытым взглядом. В этом мире не боятся Теней. Опасаются, но не боятся. Как и не боятся Богов. Иначе, не стали бы называть их безразличными. Иначе, поклонялись бы им. Стали бы Боги счастливее от этого? Что сделало бы счастливыми существ, которых лишили сил и заточили в тюрьму? Что стало бы для них верхом несчастья?

Свобода.

Страх.   

- Тени быстро научились  пользоваться своими силами, - продолжал рассказывать герцог. - Они умели развивать их, применять как с целью защиты, так и наживы. Тени, по сути, оставались теми же людьми, обладающими некоторыми способностями. И, как потом выяснилось, неуязвимостью. То ли мы слишком ослабли в борьбе с пустотой и попытках вырваться на свободу, то ли это очередная шутка Вселенной, но убить Тень ни один из нас был не в силах. Как не в силах сделать это ни одно живое существо в этом мире. Угрозу для Тени представляют только другая Тень

- Но… - я запнулась. – Но Тени ведь могут постареть. Мгновенно. И…  

Герцог усмехнулся.

- Это всего лишь очередная ложь. Людям. Теням. Вселенной. Пустоте. Нам не нужно было человечество как таковое, а, следовательно, мы не нужны были ему. Но Тени… Тени стали проблемой, и нам нужно было держать ситуацию под контролем. Тогда мы впервые за время существования в этом мире дали о себе знать. Явили себя как Безразличных Богов, забирающих человеческие души. Настроили людей против Теней, а самим Теням дали понять, как ничтожны они в сравнении с теми, кто лишил их души, сделал изгоями. Создали ложь о том, что можем уничтожить собственную Тень. Ведь до сих пор никто никогда не видел, как это происходит. Потому, что подобного и не происходило. Просто человечество стало жить, осознавая, что рядом с ним теперь существуют чудовища, которых, впрочем, контролируют их же создатели и в любой момент могут уничтожить просто так. Это вполне согласовывалось с человеческой наукой, религией, моралью. Люди привыкли, те, у кого нет выбора, умеют приспосабливаться к любой ситуации. Устраивало все и нас, ведь пустота попрежнему не могла найти нас среди смертных. А на Теней мы перестали обращать внимание.   

Марод посмотрел на меня. Я чувствовала этот взгляд, но обернуться была не в силах. Мой спутник получил подтверждение. Мы - люди. Что испытывают люди, когда понимают, что вопреки всем доводам, они оказались правы? Радость? Ликование? Счастье? Я все-таки обернулась. На лице моего спутника не было ни того, ни другого, ни третьего. Лишь серые глаза стали совсем светлыми. Я обернулась к герцогу.

- Мы не можем быть людьми, - произнесла твердо. – Люди любят, радуются, огорчаются. Они испытывают эмоции, они чувствуют…

- А ты разве не испытываешь сейчас удивление? – ответил герцог. – Ты не растеряна? Ты считаешь, что способна мыслить твердо и ясно после того, как я все это тебе рассказал? Что ты будешь делать с этой информацией? Забудешь?

- Тени не забывают.

- Тогда тебе с этим жить, - тем же тоном продолжал герцог. – Жить, осознавая, что ты не такая уж бездушная тварь. Просто кто-то когда-то из страха перед твоей силой заставил тебя так думать. Просто в этом мире есть Боги, которые боятся всего непонятного, и им далеко не безразлично, что творят их создания. Ты сможешь осознавать все это, и оставаться прежней? Убежденной в своей бездушности, называть себя чудовищем? Ты, спасавшая людей в лесу возле замка? Ты, не бросившая другого, такого же, как сама, бездушного монстра в беде? Ты, защищавшая девчонку в порту Сэлвэн? Ты можешь оставаться прежней? Тебе до сих пор на все это плевать? Тогда зачем ты все это делала? Зачем спасала, помогала, зачем пришла сюда? Не лучше было бы сбежать, как бежала всегда? Затеряться на Архипелагах, чтобы никто не смог тебя найти, Дамира?

Парень говорил спокойно, но в его голосе слышалась такая мощь, что я не могла не то, чтобы что-то сказать, но даже вздохнуть. Воздух попал в легкие только после того, как молодой герцог замолчал. Я судорожно вздохнула, подавила желание отступить от парня подальше.

- Откуда ты все это знаешь?   

Герцог рассмеялся. Тихо и коротко. Однако от этого смеха у меня похолодели руки, я все-таки сделала маленький шаг назад.

- Я все-таки Бог, - проговорил он, а в голосе звучали отзвуки смеха. – Мне многое известно.   

- Не настолько, - подал голос Марод. – Иначе, такие, как ты, знали бы, что произойдет с вашей расой заранее. Вы бы не допустили заточения. Ты не знаешь будущего.   

Парень перевел взгляд на моего спутника. Создатель и создание смотрели друг на друга, и в этом пересечении взглядов не было ни враждебности, ни неприязни, ни страха. Все так же, не отводя взгляда, молодой герцог медленно кивнул.   

- Я знаю будущее. День, два. Не больше. Когда мы были свободны, то и вовсе не думали о будущем, считали, что оно целиком и полностью зависит от нашей воли. Нам не нужно было знать, мы могли создать такое будущее, какое хотели. Но теперь мне известно, что скажет каждый из вас, чем закончится эта ночь, какая погода ждет утром город. Это немного, но на большее мы, увы, не способны. Вселенная не дала нам такой власти.

- Тогда, откуда тебе известно, что все это время происходило с Дамирой? – проговорил Марод. – Откуда знаешь, что все должно закончиться здесь и сейчас? Что если бы она погибла, вся ваша раса вымерла бы вместе с ней? Это был промежуток времени гораздо больший, чем день или два.

- Я знаю, что ты едва не уничтожил порт Сэлвэн, - игнорируя вопрос Тени Четырех Кругов сказал герцог. – Я знаю, что для того, чтобы удержать тебя рядом, Безликой понадобилось помощь Тени Молчания. Сама она контролировать твой разум долго была не в силах. Я знаю, кого ты на самом деле искал и нашел в Шаторе, городишке, погибшем в огне по вине нескольких Теней. Я знаю, что ты считаешь себя человеком, помнишь женщину Тень, которая погибла, защищая тебя, умеешь ненавидеть, мстить. А еще, что ты ценил людей, которые служили на твоей шхуне, и очень тяжело переживаешь их гибель. И все же, сюда ты пришел не затем, чтобы отомстить за них. В первую очередь ты здесь, чтобы защитить Дамиру.   

В отличие от меня, Марод не испугался. У него не перехватило дыхание, и вряд ли похолодели руки. Мой спутник остался спокойным и бесстрастным.   

- Откуда тебе все это известно?

Большая круглая луна больше не светила в окно. Часы упали и, скорее всего, разбились, я не знала, который сейчас час, но была уверена, скоро рассветет. Это долгая осенняя ночь подходила к концу. А утро обещало быть солнечным. Несколько часов назад я была уверена, что мне до утра не дожить. Теперь же вновь появилось желание увидеть солнце, сесть в кар и, как я обычно это делаю, гнать его подальше на юг, чтобы там переждать зиму. Несколько часов и наступит этот долгожданный рассвет. Может быть, тогда мне, наконец, станет все понятно.

- Это и есть та самая последняя проблема, которую нам необходимо было решить, - голос герцога отвлек меня от мыслей. – А принятое решение стало ошибкой, едва не стоившей нашей расе малейшего шанса на свободу. Все произошло так, как происходило до этого. Неожиданно. Мы думали, что нашли способ контролировать мир, удерживать Теней, обманывать пустоту, когда вдруг поняли, что наши создания изменились. В них было много от нас, но и человеческая сущность давала о себе знать. Эмоции, чувства – все, о чем ты сейчас говорила, - герцог кивнул мне, – они победили. Нам подобное не знакомо, мы были слишком самоуверенны, чтобы обращать внимание на подобное. Зачем Богам, способным творить и разрушать миры, чему-то радоваться, что-то ненавидеть, к чему-то привязываться? Но здесь даже существа, заразившиеся от нас безразличием, смогли пересилить этот недуг. Прочная грань страха, что разделяла людей и Теней, дрогнула и раса почти бездушных существ, которые появлялись по воле творцов, перешла на новый виток развития. Я ведь говорил, мир не может долго находиться в состоянии покоя. Наша сдерживающая его сила не выдержала. У Теней стали появляться дети. Не у всех и не часто, но сам факт наличия потомков Теней ломал установившийся уклад. Одним из родителей таких детей обязательно был человек, а сами дети все еще были Тенями, но могли они гораздо больше. Их силы увеличивались, сопротивляемость другим Теням возрастала, а сами они частично вернули себе утраченную способность чувствовать. Мир вновь уходил из-под контроля, и мы приняли очередное решение. Уничтожать. Бросить все силы на то, чтобы не позволить миру развиваться по собственному плану, удержать власть. Люди ничего не могут противопоставить Теням, пришлось стравить чудовищ друг с другом. Первоочередной целью были как раз дети Теней. Не имея возможности самим уничтожать этих непонятных существ, мы подчиняли их родителей, и те сами убивали своих детей, или же другие подчиненные нами Тени истребляли подобные семьи. Все вернулось к тому, с чего началось. Мы попали в тюрьму за то, что уничтожали творения Вселенной, но и в ней продолжили делать то же самое. Сами того не желая, мы едва не погубили нашу расу окончательно, лишив возможности существования даже в одном смертном мире. Но Вселенная дала нам шанс. Ты спросил, откуда я знаю, что все это время происходило с тобой и Дамирой? – Герцог посмотрел на Марода. – От твоего врага, Кая Ран-Трэйсона.

- От Кая? – переспросила я. – Как?

 Герцог усмехнулся.

- Просто, - парень повернулся к столу, на котором лежал полуобгоревший лист бумаги. – Здесь было больше, но все сгорело. Что ж, теперь это прошлое, ему не стоит мешаться и мешать будущему. Свою роль оно сыграло. Это письмо я получил в день, когда ты, Дамира, впервые пришла в этот дом, чтобы убить меня. Пришла по его указанию. Обладая даром видеть будущее, Кай знал о том, что Вселенная дает шанс обеим расам освободиться. Ты справилась, вопреки своей убежденности, ты все это время поступала так, как поступал бы тот, кому не безразлично. Ты подтвердила свою человечность.

- Значит, это Кай отправил меня в Трад, чтобы убить тебя? И он знал, что будет потом? Знал так много? Но это слишком большой промежуток времени, - проговорила я, прогоняя в памяти события, начиная с заказа странной леди в «Сонном ветре» и понимая, что не встречала еще Теней Истока, которые видели бы настолько далекое будущее.

- Кай был одним из тех потомков Теней, который сумел избежать нашей травли. В первую очередь благодаря дару Истока, своему и своей матери, Сарин Мэдри. Она видела будущее на сутки, он, - герцог задумчиво потер подбородок, - возможно на годы вперед.   

- Это невозможно, - если до этого мне еще как-то удавалось уложить информацию в нечто более-менее понятное, и даже Безразличных Богов я готова была признать как существ, способных испытывать страх и оттого сеющих ненависть в мире, который им даже не принадлежал, то, что молодой герцог говорил о Кае, я принять не могла. – Если бы Кай знал будущее настолько далеко, он бы не погиб так нелепо. Он сумел бы выбраться…

- Если бы он выбрался, ты, скорее всего, не дожила бы до этого дня, - бесстрастно пояснил герцог. – Если бы Кай не остановил Безликую и послушных ей Теней, она бы тебя уничтожила. И тем самым загубила бы не только нашу расу, но и Теней, и людей. Мы бы просто продолжили уничтожать друг друга, и рано или поздно уничтожили бы сам мир.

В кабинете стало резко не хватать воздуха. Мне мешало дышать то, что говорил этот парень. Мешало осознание того, что все, что он говорит – правда. Мешало понимание, что мне придется это принять и с этим жить. Это душило, сдавливало горло сильнее самой сильной из Теней Дыхания.   

- Это неправильно.   

Герцог пожал плечами.   

- Это то, что называется выбором. Одни его делают, другие принимают. Ты должна принять. Потому, что изменить уже ничего не можешь.

Не могу изменить. Но и принять, здесь и сейчас, не в силах. В лесу, во владениях герцога Чреза, когда погиб Зар, я знала, что это была жертва ради спасения людей. Не меня. И это было правильно. Но то, что говорил молодой герцог… Мысль о том, что Кай умер из-за меня была не странной или непонятной. Она была невыносимой.

- Так он все-таки спас меня, - проговорила я. - Не дал погибнуть. Опять.

Конечно, Марод услышал это "опять". Конечно, запомнил. Может быть, потом он все-таки задаст вопрос, который должен был задать еще на "Дороти". Если это произойдет, я не буду мучиться выбором, что ему ответить. Все уже решили за меня. Боги, испытывающие страх, Тени, ценой собственной жизни защищающие других.

"Потому, что ее полюбили. Потому, что ее защищали. Потому, что за нее отдали жизнь".

Это могла быть не я. Перемены, о которых говорил герцог, произошли бы все равно, с другой Тенью, в другое время. Это должна была быть не я. Но все случилось так, а не как-то по-другому. Стечение обстоятельств? Выбор? Чей? За что? Сколько раз нужно ошибиться, скольких на своем пути потерять, чтобы изменить мир? И стоить ли такой мир этих жертв?

Безликий прав, я больше не могу оставаться прежней. Но как же это неправильно.

- Это неправильно... - повторяю еле слышно, но они оба слышат.

- Если бы ты знала, что большая часть населения Шатора больна красным кашлем, какой выбор сделала? - подал голос герцог. - В чем правильность и ошибочность такого выбора? Ты выбрала, посчитала, что ошиблась, и не в силах принять это, сбежала. Почему? Разве из безразличия? Разве это оно столько лет гоняло тебя по всему Материку, разве оно заставляло спешить на помощь кашляющей девчонке на корабле? А что произошло в тот момент, когда тебя остановили, когда сказали правду? О чем ты в очередной раз подумала? Что это все равно было неправильно? Мы этого не знаем. Нам не дано знать. Знает лишь Вселенная, создавшая все и всех. Она выбирает таких, как Кай, дает им возможность заглянуть дальше, чем заглядывали другие. Они и берут на себя ответственность принимать решения, в правильности которых другие не будут уверены никогда. Остается только принимать эти решения и жить. Ты должна просто жить дальше. Я не понимаю, почему выбор Вселенной пал именно на тебя, и вряд ли смогу понять. Но раз это произошло, тебе нужно это принять.

- Просто жить, - ком в горле давит, мешает говорить, голос дрожит. - Я шла сюда, приняв факт, что умру от руки Бога. А теперь выясняется, что должна стать для этого Бога спасением. И чтобы он мог спастись, я должна просто жить?

- Этого хотела Вселенная, - ответил герцог. - А твой друг сделал все, чтобы так и случилось. Изначально зная, чем все для него закончится, он провел тебя этим путем, через потери, сомнения, страх. Чтобы доказать тебе самой, что ты на самом деле не бездушная безразличная тварь. Чтобы показать мне, куда ведут изменения, которых так боялась наша раса, доказать, что мир этот остается во власти хоть и опасных, но достойных творений Вселенной. Чтобы открыть всем нам глаза. Я готов это сделать. Ты не умерла от руки Безликого, мы доказали Вселенной, что достойны ее прощения. А что будет потом... - парень взял лист, потеребил в пальцах обожженный край, стряхивая остатки пепла. - Потом будет будущее. Ваше - без Богов и убеждения в собственной никчемности, но полное решений, за которые придется нести ответственность. Наше - на свободе, но с осознанием того, что где-то существует страх, обреченность, пустота. Это информация не для всех, но кто-то знать должен.   

Герцог замолчал. За окном наступало неизбежное утро. В кабинет беспрепятственно проник морозный ветер - предвестник скорой зимы. Там, снаружи, я уверена, иней уже покрыл хрустящей ломкой коркой опавшую листву. Там, снаружи, скоро зима. Но прежде наступит утро.

- Мы тоже не совсем Тени? - вдруг спросил Марод. - Ты знаешь, Дамира и я, мы можем больше, чем многие из нас. Это от того, что мы такие же, как Кай?   

- Да, - просто ответил герцог. - Твой отец, человек, жил в Шаторе. Ты узнал об этом, но не успел его увидеть. Мать, Тень Четырех Кругов, погибла в одной из стычек с натравленными на вас Тенями и ты все это прекрасно помнишь. Она ведь никогда не говорила, кем является на самом деле, и почему защищает тебя, верно? Глядя на нее, ты научился принимать как должное помощь других, и сам научился помогать. Рядом с ней, настоящей Тенью, ты и стал человечным.

Марод выслушал герцога с тем же непроницаемым выражением лица. Он знал, что услышит. Просто хотел убедиться. Развеять последние сомнения.   

- А ты, Дамира, - обернулся ко мне герцог, - ты ничего не помнишь, тебя никто не защищал, не давал понять, что ты кому-то нужна. Твои родители сами приняли решение заставить тебя думать, что ты просто Тень, такая же, как все. Прежде чем ты осталась одна, твою память о прошлом уничтожила Тень Молчания. Наверное, твои родители посчитали, что не способность осознавать, кто ты на самом деле, спасет тебе жизнь. Они были правы, тебе удалось затеряться среди настоящих Теней, ты почти не выделялась, была осторожна, не привлекала внимания. А после Шатора превратилась в тень самой себя. Но от некоторых вещей не сбежишь, не спрячешься. Человечность, изначально живущая в тебе, победила искусственное безразличие. Теперь она будет помогать жить дальше.   

Герцог протянул мне обгоревший лист.   

- Осталось только то, что предназначалось тебе лично. Совсем мало, но сказать о многом можно в паре фраз.   

Ловлю себя на том, что здесь и сейчас не хочу не то, чтобы читать, даже смотреть на письмо. Ощущая в руках легкую дрожь, беру листок, аккуратно складываю в карман.   

- Я прочту позже. - Да, теперь я знаю: мое обреченное "навсегда" сменилось на несущее какое-то непонятное облегчение "позже".

Герцог кивнул.

- Это твое дело. А мои дела закончены. Теперь уже точно. И я могу сказать, что это странно. Одна осенняя ночь и пара листов бумаги решили судьбу двух рас и целого мира. Но это было последнее решение, принятое за нас. Дальше придется решать самостоятельно.
   
- У нас будут большие проблемы, - проговорил Марод. - Люди поймут, что Теней никто больше не удерживает. Но сами Тени поймут это раньше. А дальше всеми будет управлять страх. Очень скоро мирная жизнь на Материке закончится.

- Страх - великое оружие. Одержать над ним победу порой не в силах даже обладающие огромной силой, - согласился герцог. - А правда сложноскрываемая штука: как ее не прячь, непременно выберется наружу. Но все же, не всякая правда должна стать известной всем и сразу. Пусть все изменения приходят постепенно. И, может быть, вам удастся избежать больших проблем.

- Даже Боги в этом сомневаются, - усмехнулся Марод.

- На самом деле, я не знаю, каковы последствия изменений. Все теперь зависит от остающихся здесь людей и Теней. Когда-то эти две расы сумели найти что-то общее друг в друге, и мир изменился. Он изменится еще раз, если вы начнете искать друг в друге различия.   

- Так что нам делать? - спросила я. Герцог пожал плечами.

- Жить, осознавая свое превосходство, и помня, чем может обернуться желание стать Богами. Наша раса начинает свое существование на свободе с нуля. Былой силы у нас больше нет, мы потеряли ее здесь, борясь за выживание, и пока не заслужили право вернуть назад. Теперь могущество и превосходство принадлежит вам. Пока в границах одного мира, но к чему приведут изменения, которые уже начались, неизвестно. Может быть, когда-нибудь те, кто будут жить уже после вас, действительно уничтожат нашу расу. Помня опыт прошлого, мы будем готовы как защищаться, так и принять волю Вселенной.  

В голове укладывалось с трудом: все сейчас закончится и закончится вот так. Мы разойдемся в разные стороны, чтобы просто жить. Жить, в ожидании проблем и неприятностей, поправила саму себя. Да, Марод прав: спокойная жизнь на Материке закончилась. Когда люди поймут, что Теням больше никто не указ, когда до них дойдет, что среди Теней есть уже не просто брошенные телесные оболочки и что это не предел развития, разве они смогут спокойно наблюдать, как их Материк, их Империю, их мир заполоняют сверхлюди, которые еще недавно считались недочеловеками? А что предпримут сами Тени, когда поймут все это? Что бы предприняла я сама? Привыкшая думать, что за меня все уже решено, не имеющая возможности оставаться где-то надолго, постоянно куда-то и от чего-то бегущая, и никому не доверяющая? Что я теперь буду делать в этом новом мире?

«Дамира, чего тебе на самом деле хочется?»

Что я должна была тебе ответить? Я действительно не знала, чего хотела. Я и сейчас не знаю. Тишины? Покоя? Чтобы все закончилось? А что потом? Пустота?

Нет.

Жизнь. Такая, за которую по-человечески глупо отдавать собственную. Но ты это сделал. Поступил глупо? Так, как считал нужным? Я когда-нибудь смогу тебя понять?

Рука сама собой скользнула в карман, под пальцами тихо хрустнула обгоревшая бумага.

- Мне пора, - сказал молодой герцог. – Наша раса прожила взаперти так много лет, что каждая секунда свободы бесценна. Я не могу больше тратить их впустую. Прощайте.  

Он обошел письменный стол, сел в кресло и закрыл глаза. Ничего не произошло, просто в кабинете стало на одно дыхание меньше. Это тело умерло, оно больше не нужно Безразличному Богу, как не нужно ни Теням, ни даже творцу творцов - Вселенной. А за окном неизбежный рассвет превращался в такое же неизбежное утро.  

- Он мертв? – нарушил тишину Марод. Я кивнула. Говорить простое «да» не хотелось, сказать сейчас я должна была совсем другое. Вот только нужные слова не шли.

- Ты ведь все знаешь о Шаторе? - спросил Марод. Вопрос, который должен был быть задан давно. Ответ на который, возможно, спас бы от страшной участи "Белую герцогиню". - Ты там была?

- Была. – Скрывать больше нечего, да и незачем. - Это я приняла заказ на взрыв состава. Люди погибли в огне и ядовитом дыму по моей вине. Кай здесь не причем.

Мой спутник кивнул. Для него мои слова не стали неожиданностью. Он просто хотел убедиться.

- Он не попытался что-то изменить.

- Есть вещи, которые лучше не пытаться изменить, - я подошла к окну, посмотрела на светлеющее небо. - Бывает так, что выбирать приходится из двух заранее обреченных на осуждение вариантов. Люди в Шаторе были обречены и они непременно обрекли бы других людей. Безликий сказал, что мы никогда не сможем понять, что же в такой ситуации правильно. Он был прав. Кай сделал выбор. Это осталось на его совести. И на моей.

Утро было ясным, как я и думала. Наблюдать, как на востоке поднимается большое бледное осеннее солнце, было восхитительно, и уже не важно, могут ли Тени восхищаться. Я дожила до рассвета, я все-таки это увидела. Здесь и сейчас мне этого достаточно.  

- Значит, совесть у тебя все-таки есть, - неожиданно подытожил Марод. Я обернулась к мужчине.  

- Самое время поговорить о совести?

Марод неожиданно усмехнулся.  

- Ты права. Но я только что узнал, что все, что со мной произошло, было написано на нескольких листах бумаги. Что кто-то распорядился моей жизнью для достижения своей цели. Что даже моя ненависть входила в этот план. Наверное, я должен разозлиться, но у меня нет больше той злости. В чем-то Кай оказался прав. Умирать, защищая то, чего уже нет, глупо. У нас осталось будущее, за него стоит бороться. Я не хочу мстить, мне хватает просто правды.

Мы молчали. Неизбежное утро, обреченное молчание, и полная свобода. А ведь по сути все остается так, как было. По-прежнему не поворачиваться спиной к Теням, сторониться людей, никому не доверять и нигде не задерживаться надолго. Остается осознание свободы, но сейчас оно принадлежит только нам двоим. То, что произошло в стенах резиденции семьи Чрез, здесь должно и остаться. Мы никому не скажем, Безликий герцог тоже о многом будет молчать. Обе расы, создателей и созданий, примут изменения как нечто неизбежное, будут жить дальше, подстраиваясь под них. Думала ли я, что все может закончиться вот так просто?

- Пойдем, - предложил Марод. – Незачем здесь задерживаться.

Замок был пуст. Ни прислуги, ни охраны нам не встретилось. Как молодому герцогу удалось выслать из резиденции всех людей, я не знала, но поступил он правильно. В противном случае, были бы погибшие. А мне этого не хотелось. Я шла не убивать, скорее, наоборот, с уверенностью, что буду убита. И мое обещание, что ненужных жертв больше не будет. Кажется, теперь у меня будет шанс сдержать его, но не потому, что моя жизнь закончится. И это потребует от меня усилий. Звук шагов не разрушал тишину, лишь слегка колебал ее, как колеблет легкий ветер водную гладь. В этой едва колеблющейся тишине мы покинули стены замка, вернулись к брошенному в лесу кару. Стены города мы покинули, когда бледное осеннее солнце, наконец, полностью выбралось из-за горизонта, а пожилой пограничник, едва взглянув на пропуска, махнул рукой, разрешая ехать, и мрачно пробубнил о том, что в городах, вроде этого, стоит вновь взять за правило соблюдать комендантский час. Я сунула руку в карман, сжала обгоревший лист бумаги и подумала, что слова этого старого, давно забывшего, что такое война, человека вскоре могут исполниться с точностью предсказаний Теней Истока.