Убыток, или ку-ку...

Сергей Кинжалов
/ Богатство на часе а бедность довеку. / пословица

Пахал на одном комбинате по ремонту точных, и личных механизмов.
... по часам  мастырил.

На этом комбинате, вспоминается, явствовала абсолютная демократия.
На столах стояли, в корзинах лежали, на стенах висели марки всевозможных часов.
Навешано было всевозможье. От задрипанных "кухонных" в масле - это когда часы
 встроены в шкафчик, а их обволакивает масляный и жирный туман, до импозантных: забугорно-немецко-чёрт знает каких.
... и где только доставали? жили ж в такой блокаде.

У одних они есть, а у других их нет, и никогда не будет.
 А какой клиент узрит среди прочего красивые и раритетные, так один и тот же вопрос задаёт, что в корень надоело:
- Случайно не продадите эти? Случайно не продаётся это? Это что, всё продаётся?

- Мущщина, вы же не в магазин пришли.
- Ах, извините. Залюбовались тут с женой.


Так и хотелось повесить заслон:
"Не продаётся",  "Езжай японо-швейцарно в Германию и купишь там",
и "Пошли вон". Достали уже.

 А как иначе? СССР - страна "равных" по конституции и разных возможностей по жизни. Нет, и не будет никогда конкретики на этом Шаре змеином.
Кто не работает, тот ест  аппетитно другого  поедом.

  Да, как-то пришёл на работу пораньше, в домино постучать.
 Триумфально сунулся в гараж - а там пока нет никого. Никто не соображает.
 Заядлые - что-то опаздывают... Да нет, скорее это я рано пришёл и зашёл в свой цех, в рабочий халат облачиться и, заслушался.

 Впервые  услышал в нашем цехе тишину. Встал в дверях, как вкопанный.
В цехе никого нет и ничего не могу понять. В лесу нахожусь или где?
 Слышу, будто, откуда-то ручеёк шелестит-проистекает. Листва шуршит - это ходовые пружины собрались  на изготовку. Колёса - кря-кря делают. Молоточки на звоночки в очередь, что дятлы - тук-тук. Это пока ещё всё готовится к эффекту.
 Пока только шорохи и поскрипывания.
Только подумал: откуда же здесь кислород с водородом, как тут же
тишина взорвалась, и, тут началось.  Аж вздрогнуло меня! Как  зазвенит цех –
 застучит торжественно, закукарекает кукушкой, а у иных часов дверцы растворяются и кукушки выскакивают: голосисто "ку-ку" крикнут и, тут же захлопывают дверцы.
 И снова выскакивают. Такой карнавал мне  устроили. Биг-Бен по-лондонски  отдыхает.
... Отбабахали  настенные, отзвенели и затихли на верстаках будильники и, снова тишина.

 У некоторых, крупногабаритных котлов, пружина не вся спустилась, и нет-нет, да и дзинь сделает. Минут пять красиво исполнялось, а может и больше. Часов с собой не было...

 И тут-то понял. Это же часы  под ручеёк, а прислушаешься, так даже и волнами будто.
 А я и не замечал никогда.  Всегда  приходил и заходил в цех, когда уже всё гремит и стучит голосами мастеров.
- Бугор, ты сегодня будешь раздавать, аль принимать работу?
 - А кто у меня лупу спёр?
- А кто это мне подсунул пустую бутылку, я ж не пью... Саня, пошли покурим.
Я вам дам покурим, только что пыхтели...
... вот такое пианино у нас весь день и слышно было.

Когда их много,  часов этих  и они тикают, то впечатление такое, будто ты сидишь у ручья и водица  всплескивает. Невозможно это передать.
Это надо слышать и видеть.
 А когда отбарабанит всё, отзвенит, отстучит, проохает - тишина такая, будто ты в лес
 попал, а тиканье одновременно тысячи часов напоминало шум ручья.

И вот же, одна кукушка чего-то опоздала  и как высунулась, так и давай себе по-птичьи,
и не затыкается. Заело в ней, или гирьку не может удержать.

 Не по времени она уже вылезла из дупла. Позже всех. Опоздала к коллективной симфонии.
И  спросил я ее тогда... чтобы она не зря куковала:
- Кукушка-кукушка, а скок мне ещё на этом свете куковать?
  И насчитала умница лет по максимуму. По земным меркам, несметное количество
 Годовых  колец. Где-то, по возрастающей, аж 277 годиков, а от себя, ещё куково
 добавила, что если тебе будет этого мало, то я тебе ещё как-нибудь накукую.
  Только приходи пораньше на наше токовище...
Это она мне так и сказала.
Вот  честно, ку-ку.

 Ну ладно, это я рано пришёл на работу. Не жалею что пришлось.
 А вот случай, когда я прогулял 3 дня и пришёл всё-таки смело на работу получить
 выговор с занесением.
 Только в проходную одним костылем, на 50%-процентно прошёл, а мне вахтёр и докладывает...
- Тебя начальник цеха что-то  искал. Просил, как проявишься, чтобы зашёл к нему.

- Он как просил зайти?  - Немедленно-позитивно, или  немного погодя.
- Да я  помню что ль, как он сказал? Я же не фотограф. Сказал, как проявишься, так, аккурат  в его кабинет.
 И тут, в доказательство, что вахтёр не врёт и не шутит, кто-то из наших  пробегал и говорит:
- Тебя начальник цеха чего-то ищет.

 Иду, и размышляю. Наверное, приглашает не поздравить с возвращением, а на  татами вызывает, хотя... и не такое бывало. Что это я ему понадобился?  План, вроде, сдаю аккуратно. Да и что это такое? Без меня, что - мир рухнет?
  Да он же простоит, хоть весь цех не приди на работу…

 Захожу без помпы, без предисловий, раз вызывал...
- Здравствуйте...
- А... Здорово-здорово. Тебя  можно поздравить?
- Это с чем же? - ничего не могу понять.
- Как с чем? Да ты же выиграл 10 000 рублей и не хвалишься.
- Это когда? - я его осторожненько спрашиваю и, как всегда...

... думал, попаду на  выговор с занесением, а тут, такие реверансы издалека.
 Похоже, ему за три дня ещё никто не доложил, что я уже три дня не могу прийти на
 работу.

  Вот это да. Какие же мои коллеги молодцы. Их, наверное,  пытали, а они меня не выдали...

- Ну, как же? Вот, смотри, - и полез начальник в свой стол и достаёт газетку "Советский спорт" и исписанный листочек с цифрами и... и тут я отличником стал по математике.

 Мы же с ним, по тем временам, были любители-профессионалы  в "спортлото" и в "спортЗарядкаПрогноз".

Мне стало интересно посмотреть на свой выигрыш, и я подошёл поближе, посмотреть на совпадения, а может, и отклонения какие.

- Смотри внимательно, - и  протягивает мне мои цифры и газетку.
Я заглянул, и своим глазам с прищуром не верю. Всё точно. "5 из 36" - все как один, столбиком, да дважды. Чёрт  побери. Никакой опечатки.
  И стал я вяло  вспоминать, куда же я сунул, и потерял свои талоны?
Ни один мускул не дрогнул на продолговатом лице, пока сверяли.
 Стою, как крейсер "Серёга", и не падаю.

... немного истории.
 Каждую неделю я с другом покупал это спортлото-бумажки  за "трояк" рублей  по 60 копеек за талон. И как-то, начальник цеха  проходя мимо нас, это заметил и, оказался, тоже был любителем этой заразной вещи.
По средам я лётал  до пункта назначения и покупал, а потом и закидывал в ящик, уже зачёркнутые талоны за всю нашу шайку.
А начальник, скрупулёзно записывал наши цифры на бумажку.
 Кому первому попадётся результат, тот всех и оповестит.
 А вот в "прогнозспорт" я хоть и дебилом был - угадай-ка, кто какой футболист забьёт в свои ворота голов - попадёшь как пальцем в небо, но, тоже, всё же брал, на всякий случай.
 Наобум крестиков понаставлю, а вот в "спортлото" считал, больше шансов поймать за хвост...

* * *
... и вот, вроде поймал за хвост, а радости  никакой. Размышляю, как бы Егорыча удар не хватил, после того, как я сейчас ему что-то скажу и мешкаю, оттягиваю его инфаркт с миокардом. Ведь знаю, переживает за нас, заботится.
- Нет, здесь что-то не так. Не мог я вот так вот, взять, и выиграть такую кучку дензнаков.
- Да посмотри же ты, - он снова. Ты что, своим очам уже не веришь?
- Можно поздравить? - и жмёт мне локоть.

- Верю, но я ещё и интуиции своей верю. Если бы и выиграл, то до этого, не стал бы так халатно относиться к своим "спортталонам".
Что-нибудь бы мне подсказало, что надо положить это хозяйство далеко - чтобы потом это взять близко.

- Ты что, потерял их? - он уже понимает мой намёк.
- Да вроде того. Не помню,  где они порхают.

Огорчил хорошего мужика... нет мне прощенья.

- Ну-ну, ты дома поищи... Ладно, иди пока, работай.
- Поищу обязательно, - и пошёл.

 

  Пора приступать к работе. А полез в карман за ключом от сейфа, а его и нет.
 Ку-ку мне ключ сказал. И здесь прокол. Сижу, и даже пригорюнился.

- Чего сидишь? Работы что ли нет? Пошли на троих... - это кто-то меня отвлёк.
- Да вот, сейф думаю как открыть. Ключ и талоны потерял.
 Сейчас кто-нибудь четвертной принесёт, вам на веночки, пойду, закажу взрывчатку в тротиловом эквиваленте и взорву сейф.

- Фи, проблема, сейф открыть. Я через день ключи теряю...
 Дядь Ваню и Сын-ко попроси. Знаешь их?
- Да знаю. А что?

- Так они же у нас "медвежатники" в законе. Они всему нашему комбинату и уголовному розыску в  открывании сейфов помогают.
 Из самого Совмина приглашают, как те отмычки растеряют. Спецы те ещё!
- Точно. Я что-то о них и не сообразил сразу.

Пошёл к "швейникам". В этом цехе они работали. Швейные машинки "Подольск" и "Зингер" тачали.

Заглянул в дверь, окинул, вот радость - там они. Их днём с огнём порой не сыщешь.
А сегодня,  видимо, только у меня сейф не открывается, где деньги лежат.

- Дядь Вань, ключи потерял от бронировано-стального.
- Пошли... и мы идём по светлому коридору.

- Серёга, - кто-то нам навстречу, - тебя начальник цеха ищет.
 Наверное, на палас зовёт?
- Э, да был я уже у него.  Тоже, как ты, подумал, что  на дзюдо-ковёр, а он мне премию выписал...
- Да ну?
- А ты попробуй три дня отсутствовать. Посмотришь...

 Пришли к сейфу. Дядя Ваня присел на корточки - глянул в глазок - встал на стопочки и говорит:
- Принимай работу! - и, собрался уходить...
- Стой! А за работу?
- Со своих гавриков не беру, и ушёл.
- Ну, спасибо, - я ему вдогонку и, прикрыв сейф тряпочкой, достав предварительно
 оттуда в советском эквиваленте и пошёл к начальнику.

  Только скрипнул дверью и ступил на порог, а мне начальник говорит, да и очень он обрадовал меня.
- Можешь талоны не искать. Ты их, похоже,  уже выбросил и это точно. Смотри.

 Подхожу, а у него на столе лежит разгаданный  ребус-кроссворд,  расстелен  аккуратно. Спортивно лежит газетка, да та бумажка с цифрами и число-день.
- Мы с тобой про число забыли, и про номер тиража.
 - Егорыч, это не я забыл…
- Да-да! Это я, за тебя обрадовался…

 Газета, и "ответ" были за сегодня, а цифры совпали за прошлый тираж.
 Эх, в прошлом тираже бы...

 Если бы мы каждую неделю бы зачёркивали одни и те же спортивно-арабские цифры,
 то глядишь, и совпало бы...

Вот убыток понёс-то... ой-ёй-ей...