Прости меня, дедушка!

Валентина Телухова
Я всегда с улыбкой говорю, что мне трудно определить свою национальность. Дедушка у меня был белорус. Бабушка - украинка. Хотя они оба родились в деревнях на берегу Днепра. И оба еще детьми отправились вместе с родителями на Дальний Восток. Бабушка приплыла сюда морем через Суэцкий канал. И был у неё один из рассказов о том, что она видела черных людей, которые прыгали на берегу, в чем мать родила, только прикрытые листочками. Кстати, я ей в своем пятилетнем возрасте абсолютно не верила. Она подзывала меня к себе.
 
- Слухай, шо я тебе скажу. Есть люди - черные, как головешки. По берегу моря плыгАют, копьями машут и монистами увешаны. И костры жгут.

Говорила она мне это свистящим шёпотом.

Я вежливо выслушивала её. Все-таки старенькая очень. За семьдесят уже. Может быть ей во сне что-нибудь приснилось. Вот она и говорит, что правда было это. Про негров я в свои пять лет еще ничего не знала.

И говорила мне моя дорогая бабушка, что по морю сильно плохо долго плыть - укачивает. И как на землю ступишь, так сразу падаешь. И все падали. И взрослые, и дети. И смеялись, а землю целовали и плакали.

Бабушка ругала своих родителей.

- И чОго они из таких благословенных мест поехали сюда. В Одессе погрузились и поплыли. Да два месяца были в дороге. Вместе с коровами плыли, гусями, утками, поросятами да баранами. А как высадились, глянули, а где та земля? Скалы кругом да море. И пошли пешком сюда. Здесь земля была пахотная. А нас на телеге повезли. А скот погнали. Натерпелись мы в дороге. А наши сады в деревне под Черниговом, да Днепр наш, как сон вспоминаю.

Я знаю по рассказам, что у моей бабушки были интересные родители. Отец - красивый, голубоглазый, белокурый и коренастый украинец, который в жены взял турчанку. Она торговала с лотка. Офеня. Так их называли. И сирота была полная. Бедная была. Пленила дедушку своей восточной красотой. Черными очами, стройностью, легкостью походки и горячим восточным нравом. Она перешла из мусульманской веры в православие. Отец бабушки тоже был гол, как сокол, и тоже полный сирота. Просватал девушку сам. Дядя дал им живность кое-какую, без которой на заселение не брали. Вот и отправились они на край земли за счастьем. С надеждой на сытую жизнь. Для себя и для своих деток.

Бабушка Акулина говорила про своих детей, что у неё были первые дети, а потом - вторые. Первых детей скарлатин задушил. Зашел в дом и за неделю четверых детей погубил. 

Вторых детей бабушка рожала уже в позднее время. Тридцать семь лет ей было, когда она хлопчика родила и назвала Ванюшей. Это и был мой отец. А ему было ровно тридцать лет, когда у него появилась я. И меня назвали Валюшей. Отец назвал. 

Дедушка и бабушка у меня были сильно старенькие. Бабушка была малоподвижной, сильно болела. А вот белорусский дедушка был высокий, стройный, легкий. Просто соколик ясный, как о нем говорила бабушка. Все лето я с ним обходила окрестности города, и мы что только не собирали. И полевой лук, сушили его, заготавливая на зиму в изобилии, и ягоды, и грибы, и дикие яблочки мелкие рвали. Все это сушилось и замачивалось. И вся наша большая семья зиму жила в сытости.

Дедушка пристрастил меня и к рыбалке. И я могла терпеливо часами стоять с удочкой и ждать поклева. Иногда он жалел меня, такую маленькую, и пытался в рассветные часы уйти за большую реку Зею без меня. Но я иногда с ревом догоняла его, и моя детская ручонка так хорошо помещалась в его огромной крестьянской мужской ладони. И мы так шли до переправы пешком добрые три километра. 

А там большой колесный пароход "Красный пахарь" на тросах таскал баржу через Зею. И мы на этой барже переправлялись за реку и шли вдоль её берега на Владимирские озера.

Мы были добытчиками.

Дедушка иногда рассказывал мне о своем детстве. И я слушала его очень внимательно.

А теперь его рассказы живут в моем сердце. Они пробудили во мне желание написать книгу о переселении на Дальний Восток. Появилась такая потребность, как ответственность перед своей совестью и долг. Долг памяти моим предкам.

Взялась я за дело. Легко проследила путь по сибирскому тракту и весь путь до водворения на землях Семиозерки. Там они получили знаменитый надел - 100 десятин на двор. Собрала я их в дорогу. И весь, как говорят сегодня, пакет документов с ними собрала. А их было много.

В тупик безвыходный я зашла, когда стала выяснять их путь по территории Белоруссии.

Тайна за семью печатями. Деревня Жарки на берегу Днепра. Вот выехали на телеге и куда поехали? В какую сторону? Как они добирались до первой железнодорожной станции? Где она находилась. Думала, что в Могилеве, но туда железная дорога пришла позже. Вроде бы Витебск получается. А как уточнить? И далее через Москву на Казань и до Уфы. От Уфы зимой по тракту Сибирскому в кибитках до Байкала. Через Байкал - два варианта - или по краю его на телегах, или на пароме. Через Байкал. И далее опять пешком за телегами до Сретенска по тракту, а там по Шилке на плотах до Благовещенска, там уже дают место для водворения.

И весь этот путь я проследила. А по территории Белоруссии - не получается и все.

Тогда я стала искать добрых людей в этих краях, чтобы уточнили мне данные, полученные из интернета. И хватило у меня ума в поисковике набрать запрос познакомиться с кем-нибудь для общения. Не обратила я внимание на то, что это сайт знакомств особенных. Удивилась еще тому, что понадобилась моя фотография. И сайт - платный. Но все-таки желание иметь знакомого в Белоруссии было велико. И только я все отправила, а мне минут через пятнадцать летит письмо от капитана Дальнего плавания (как в сказке) весьма странного содержания. Оказалось, что я - женщина его мечты. Все не слава Богу! Я ему про Жарки, да про путь из них, а он мне про поздние чувства. Да мне-то жених меньше всего нужен. Мне нужно узнать, как из деревни Жарки можно было добраться до ближайшей железнодорожной станции в 1880-х годах.

Дети и внуки после моего рассказа просто покатились от смеха.

- Бабушка, ты не повесть свою напишешь, ты скорее замуж выйдешь за белоруса.

Впала я в отчаянье. Даже всплакнула немного. И тут моя дочь сказала, что сходит в научную библиотеку, найдет атласы и книги, и посмотрит все пути-дороги, и найдет ответы на мои вопросы.

Интернет - тоже хороший источник  информации. Но как трудно найти нужное!
Сделаешь запрос - а тебе куча огромная всякой всячины вываливается. Многотомник - железнодорожное строительство в России. А в статье о железнодорожном строительстве в Белоруссии – только про ветки одни. Чего с чем они соединяли. И даже простой и толковой схемы нет. Увы. И такое многословие, что до истины не добраться.

Так что мой замысел так и останется мечтой не осуществимой. И вернусь я с половины пути. Хотя столько уже трудов вложила. А тут еще проблема - ограничена в передвижениях. Увы. Прости меня, дедушка! Одна надежда на твою правнучку. Её Машенькой зовут.