Кёнигсфельдское перерождение - 4

Ирене Крекер
Глава четвёртая из книги "Кёнигсфельдское перерождение. Письма другу из Германии"

       Дорогой друг!

       Знаю, что ты ждёшь от меня очередной весточки, но в последние дни не происходит ничего особенного, что бы могло тебя заинтересовать.

       Погода соответствует настроению.  Сегодня с утра идёт дождь, но я уже успела совершить обязательную для пациентов клиники прогулку под названием "Старт в день".  Хотела уехать на два дня домой, но не получила разрешение врача. Можно было бы на свой страх и риск покинуть здание клиники, но всех предупредили, что в случае несчастного случая обязательная больничная, да и пенсионная страховки откажутся оплачивать больничные расходы, курортное лечение и проживание. Решила не рисковать, тем более что в субботу, то есть завтра, можно совершить поездку на Боденское озеро, граничащее со Швейцарией.

       Ну, а сегодня - через час - меня ожидает физиотерапевт в гимнастическом зале. Ещё через один час - сорокапятиминутное занятие йогой. Затем сразу водная гимнастика.  Члены группы постоянно меняются. Все дружелюбны, старательно выполняют указания физиотерапевтов, обмениваются словами, улыбками. В таком случае быстрее обретаешь новых знакомых. Так вчера на утренней прогулке познакомилась с женщиной, работающей в неврологической клинике в Бад-Кроцингене, то есть с землячкой по месту проживания. Было интересно поговорить о знакомых местах, услышать о том, что новенького во Фрайбурге, поделиться опытом работы.

      Как ты знаешь, мой друг, я здесь уже почти месяц. Если бы не это общение с людьми, было бы довольно-таки однообразно, скучно и одиноко. Но каждую неделю по вторникам уезжают одни, приезжают другие. Они привозят с собой в наши отдалённые места Шварцвальда дух цивилизации.  Пришла к мысли, что на фоне свежего воздуха и тишины есть смысл провести дни, которые в старости будут отпущены нам небесами. В душе уже установилось своего рода равновесие. Постоянные вечерние прогулки по окрестностям городка позволяют продолжать знакомство с жизнью Шварцвальда. Вчера были в пихтовом лесу. Наблюдали за белками, снующими между деревьями. На этот раз было целое семейство чёрных белок. Мы снимали их на фото с различного расстояния, а они совершенно доверчиво подходили к кусочкам хлеба, которыми подкармливала их одна из подруг.

      После такой прогулки захотелось посидеть в каком-нибудь уютном местечке. На пригорке показалось несколько зданий, около одного из них парковались машины. Мы с подругами зашли в здание. Это была гостиница с рестораном. Попали на свадьбу. С разрешения хозяев ресторана присели за крайний столик, заказали ужин и, наслаждаясь тем, что наконец-то, можно отдохнуть, наблюдали за происходящим.

       Гостей у невесты с женихом было около шестидесяти. Церемония поздравлений проходила тихо и спокойно. Это нас поразило. Мы были представителями трёх бывших стран: Румынской народной республики, Советского Союза и Германской демократической республики. Наши свадьбы полны смеха, шума, музыки. Здесь же всё происходило как в кино, во время демонстрации которого выключен звук. На столах так и не появились алкогольные напитки. Правда, через час мы ушли из ресторана, не зная, что происходило там дальше.

      В этот вечер я нечаянно задела шнур сигнализации. В комнате прозвучал неожиданный телефонный звонок. Голос медсестры поинтересовался, что со мной произошло. Пришлось извиниться. Услышав мои извинения, медсестра спросила, понимаю ли я по-русски. Я подтвердила её предположение. Тогда она на чистом русском объяснила, что я должна сделать, чтобы отключить сигнализацию. Я справилась с этим заданием на отлично.

      Мой давний друг, я знаю, что ты понимаешь, как приятно вдали от родных мест, да ещё вдали от дома, услышать родную речь. Инцидент был урегулирован. Но во мне ещё долго звучала музыка доброго участия, передавшаяся через телефонную связь. Такие моменты придают силы для дальнейшего спокойного лечения и отдыха.
 
                Посещение церковной службы и музея Общины братьев

        В воскресение я вновь - на церковной службе. Сегодня здесь много детей. Оказывается детский сад на ремонте, и учителя с детьми всех конфессий приготовили программу, посвящённую теме мира на земле. Меня окружают счастливые лица, вижу радость в глазах мам и пап, слышу смех детей, одобрительные возгласы родителей. В зале царит взаимопонимание, атмосфера тепла и доверия объединяет людей различных вероисповеданий. Не сомневаюсь, что дети запомнят эту церковную службу надолго. И это – главное!

        После службы прохожу в помещение музея Общины братьев. Меня сюда просто тянет. Я не сопротивляюсь этому движению души. Чувствую, что меня кто-то ведёт, но пока не понятен смысл со мной происходящего.
 
        В музее немноголюдно. Можно внимательно ознакомиться с экспонатами, поговорить со знающими людьми. В витринах находятся произведения искусства народностей из Суринама, Африки, Лабрадора, Аляски, Тибета, Сарепты.  Некоторые названия мне не знакомы. Во втором помещении собраны «Исторические коллекции». Здесь можно ознакомиться с картинами Яна Гуса. Кратко описана история создания и развития Общины братьев. Имя графа Николауса Людвига фон Цинцендорфа повторяется неоднократно. В следующем разделе музея – карты и иллюстрации, рассказывающие об основании Кёнигсфельда.  Экспонаты в витринах знакомят с жизнью Общины братьев. Посредине одной из комнат - ствол ели, которой 245 лет. Множество годичных колец на срезе ствола дерева символизируют историю общины Кёнигсфельд.

       Сегодня один из местных жителей с увлечением рассказывает о том, как Кёнигсфельд становится центром общины на юге Германии, как здесь сначала была построена гостиница для приёма гостей из различных частей света, как проводились многочисленные праздники Общины братьев. Отсюда отправлялись миссионеры нести слово Божье во все уголки земного шара, посвящая жизнь Богу. Так, между 1816-ым и 1902-ым годом сто девять жителей общины Кёнигсфельд были посланы как миссионеры во все пять частей света. В двадцатом столетии миссионеров было  пятьдесят. Некоторые из них в старости вернулись в Кёнигсфельд и похоронены здесь  на кладбище Общины братьев. На нём я уже успела побывать, когда мы возвращались из похода в дни Пасхи.

        В рассказе жителя Кёнигсфельда несколько раз прозвучали названия населённых пунктов -  Сталинград и Сарепта. Это меня заинтересовало, но в тот день я так и не смогла найти ответа на вопрос: Что связывает Общину братьев с Россией?

        По дороге домой мне вспомнились слова монахини Ренаты о том, как она, семнадцатилетней, ушла с миссионерами. Теперь это была уже не история, а сама жизнь стучалась ко мне в сознание, оставалось только суметь прочитать её сообщения.

                От  Кёнигсфельда до Сталинграда

       Дорогой друг, прости, что загружаю тебя информацией, которая, может быть, тебя не интересует. Дело в том, что всё, что со мной здесь происходит, вызывает своего рода   душевное беспокойство. У меня такое чувство, что я не могу уехать отсюда, не поняв  тайны этого местечка.

      Сегодня заглянула в интернет и замерла от удивления. Оказывается, Сарепта-на-Волге - бывшая немецкая колония. В настоящее время она входит в состав Волгоградской области. Ничего в этом факте удивительного нет, так как немцев в Поволжье, со времён царствования Екатерины Второй, немки по происхождению, было достаточно на Руси.  Но всё же эти сведения, связанные с Кёнигсфельдом, оказались для меня неожиданными и пробудили двойной интерес.

       Чтобы ты меня лучше понял, мой друг, привожу цитату из интернета:

       "В связи с колонизацией Нижнего Поволжья переселенцами из Германии царским манифестом от 22 июня 1763 г. земли от Саратова вверх и вниз по Волге были объявлены свободными и удобными к заселению. В период с 1763 по 1766 г. в Поволжье прибыло и расселилось 6342 семейства немцев-колонистов. В 1765 г. на правобережье ниже Царицына, на плато Ергенинских высот, образовалась небольшая колония Сарепта. Сюда прибыло из Верхней Лужицы (Саксония) 50 гернгутеров обоего пола, поселенных в этом районе на особых условиях.

       Родоначальниками этой общины были табориты, последователи Яна Гуса, которых изгнали из Чехии (Богемии) и Моравии, а в 1456 году в Польше они образовали евангелическое братство «Богемские братья». За период Тридцатилетней войны в Европе их почти полностью истребили. В начале XVIII века идея «Богемских братьев» получила развитие в Германии, где им оказывал покровительство Николаус Людвиг Цинцендорф. В 1722 году он купил имение Бертельсдорф и землю. Именно на этой земле стали собираться не только Богемские братья, но и люди из других общин, подвергаемых преследованиям. Новое поселение назвали – Гернгут, а соответственно общину — гернгутской братской общиной.

       Главная цель общины - изначально миссионерство среди язычников, где не было миссий других исповеданий.
 
       Сарептским колонистам было отведено 5870 десятин лучшей земли, выдана денежная ссуда в 48 748 рублей с долголетней рассрочкой и разрешено собственное управление...
 
       Колонисты на 30 лет освобождались от всяких податей и повинностей, кроме акцизных пошлин, от рекрутского набора, за ними сохранялось право свободного выезда за границу, с отдачей пятой части всего нажитого в казну в случае выезда навсегда. Также были гарантированы: свободное отправление веры; земли лучшего качества; собственное управление колонией и судопроизводство; свобода торговли и заведения фабрик и заводов; свобода винокурения; невозбранное пользование рыбными и звериными ловлями".
 
       Так немцы оказались в Сарепте в давние времена. К моменту прочтения этих слов в интернете я уже знала, что в Кёнигсфельд Община братьев переселилась из Гернгута  (нем. Herrnhut) и что её основал, а не просто ей покровительствовал, граф Николаус Людвиг фон Цинцендорф, именем которого названы школа, интернат и не только они в местечке Кёнигсфельд и его окрестностях.

        Вот так, дорогой мой друг, я и нашла внутреннюю связь настоящего с прошлым, соединяющим невидимыми нитями Волгоград (Сталинград) на Волге в России с Кёнигсфельдом в Шварцвальде в Германии. Эти строки являются ещё раз свидетельством того, как немцы оказались более двухсот лет назад в России. В данном случае речь идёт о религиозном течении Общине братьев, представителями которого были немцы, в частности, миссионеры. Но судьба такую же шутку сыграла и с моими прародителями, когда они тем же путём и в те же годы попали на территорию Кавказа и Оренбургских степей. У всех были свои на то причины, по которым они оставили свой родной край и переселились на плодородные земли России, но все они были жителями немецкого государства, по приглашению царицы Екатерины Второй приехавшими на территорию России, с которой потом на всю жизнь связали свою судьбу.
 
         Моя жизнь явилась винтиком в этом большом перемещении народов. В конце двадцатого столетия ветер судьбы занёс теперь уже меня с семьёй на территорию немецкого государства. Почему это произошло именно со мной? Найти ответ на этот вопрос, думаю, не в моей власти.


P.S.
Книгу "Кёнигсфельдское перерождение" можно приобрести, пройдя по ссылке:  https://ridero.ru/books/kyonigsfeldskoe_pererozhdenie/