Сосны

Сергей Бушов
«Я толстею, - думала Лена, лёжа в постели и глядя в потолок. – Трудно оставаться в форме, когда вокруг на триста километров – ни души. Плюс три килограмма за два года. Не так уж и много, но со временем будет всё хуже и хуже».

Часы на тумбочке показывали одиннадцать часов одиннадцать минут, но вставать не хотелось. Не было стимула. Разве что желание выпить таблетку, чтобы прекратилась эта непрекращающаяся, пульсирующая головная боль.

Лена спустила ноги с кровати, нащупала тапочки. Встала и доковыляла до аптечки, которая представляла собой высокий шкаф со стеклянной дверцей, доверху забитый лекарствами. Нашарила спазмалгон и поплелась на кухню.

Кофеварка почуяла её присутствие и, повинуясь заложенной программе, пустила на стол струю шипящего напитка.

- Блин! – вскрикнула Лена, отпрыгивая. – Вот дура!

Последнее можно было отнести как к кофеварке, так и к самой Лене, которая забыла с вечера поставить на место стеклянную чашу. Она вытерла, как могла, лужу, потом потыкала кнопки, чтобы сварить кофе ещё. Наконец налила себе чашку и села за стол. Лена выдавила из блистера таблетку, отправила в рот. Попыталась запить, но кофе оказался слишком горячим.

- Да что же это такое? - пробормотала она, закусив обожжённую губу.

«Должно быть, меня сводит с ума шум из подвала, - подумала Лена. – Или это противное, долгое, тягучее одиночество». 

 Взгляд уткнулся в стену, где прямо на розовой штукатурке были неровно нарисованы цифры – семь, шесть и ноль. Лена встала, вытерла ноль рукавом и, взяв лежащий рядом кусок угля, написала единицу. Семьсот шестьдесят один день – это слишком много. Особенно здесь.

Она взяла чашку, вышла на крыльцо, вдохнула воздух. Спустилась по деревянным ступеням, поросшим мхом, в сад. Преимущество жизни в одиночестве – можно не думать о нарядах, а весь день проводить в грязной затасканной пижаме.

Лена запрокинула голову, глядя в небо. Их крохотный участок со всех сторон окружали сосны. Лохматые верхушки далеко в вышине качались от ветра. Это успокаивало. Лена подошла к краю участка. Одна из сосен росла внутри забора, пробравшись на их территорию когда-то очень давно в виде шишки. Лена мысленно звала сосну «Боб», поскольку могучий ствол казался воплощением мужского начала.

- Привет, - сказала она, приложив ладонь к шершавой коре.

- Привет, - ответил Боб.

- Ну, как твои дела? – спросила Лена.

- Отлично, - сказал Боб. – Погода просто превосходная.

- А у меня не очень, - Лена прислонилась к стволу спиной и закрыла глаза.

- Я почувствовал, - сказал Боб. – По запаху. От тебя пахнет слезами и депрессией.

- Скажи, - сказала Лена. – В чём смысл жизни? Зачем ты живёшь?

- Всё очень просто, - сказал Боб. – Мне нужно подставлять листочки солнцу и расти, пока это возможно. А живу я потому, что мне это нравится. Я получаю удовольствие от каждого мгновения.

- Ты всего лишь дерево, - сказала Лена. – Всё молчишь и молчишь. Зачем я с тобой разговариваю? Совсем с ума сошла.

Он вытерла навернувшиеся слёзы и зашагала к дому.

- Жалко, что ты меня не слышишь, - сказал Боб.

Лена вошла в гостиную и села напротив экрана. Сеанс должен был начаться через пару минут. Она могла хотя бы причесаться, но ей было наплевать.

Монитор включился, побежала рябь. Потом сквозь цифровые шумы пробилось изображение. Володя в скафандре без шлема, небритый, сидел по ту сторону экрана, словно бы совсем близко, но на самом деле их разделяло несколько парсек. И хотя световой барьер уже давно научились преодолевать, Лена знала, что её муж вернётся не меньше чем через год.

- Привет, - сказал он, улыбаясь. – Мы долетели. Ты… - Тут он осёкся, словно разглядев её. - С тобой всё в порядке?

- Да, - сказала Лена. – Привет. Прости. Тут довольно тоскливо. Ещё у меня постоянно болит голова. И этот шум…

Володя шевельнул губами, словно хотел что-то сказать, но остановился. Потом всё-таки заговорил:

- Может быть, тебе сходить к психологу? Я понимаю, что ты там совсем одна, и…

- Ты что, думаешь, что этот гул мне мерещится? – возмутилась Лена. – Между прочим, я читала в новостях, что многие его слышат в нашей области.

- Я просто думаю, что ты начиталась дурацких новостей.

- Да, я тут одна, - сказала Лена. – И не я в этом виновата.

- Слушай, - сказал Володя, пригладив волосы. Он всегда так делал, когда пытался себя успокоить. – Я не хочу ссориться. Ты же помнишь, как мы вместе радовались, что меня взяли в эту экспедицию. Мне казалось, что ты рада за меня.

Лена почувствовала себя идиоткой.

- Да, - сказала она. – Прости. Как у вас дела? Что, там правда есть жизнь?

- А ты не смотришь телевизор? – удивился Володя.  – Об этом только и говорят. Да, жизнь есть, но, похоже, только растительная. Мы так долго готовились вступать в контакт, но, похоже, не с кем. Соберём образцы – и домой.

- Это хорошо, - сказала Лена. – На самом деле… Я горжусь тобой. Просто мне тяжело. Я буду держаться. Прости.

- Всё нормально, - сказал Володя. – Я скоро вернусь. Хочешь – поживи пока у моей мамы.

- Нет, - Лена усмехнулась. – Лучше уж тут.

- Ладно, - сказал Володя. – Мне надо идти. Сейчас собираемся первый раз сами выйти на поверхность. Не грусти. Пока.

- Пока. А… Когда следующий сеанс?

- Давай завтра в это же время.

- Хорошо.

Экран резко потух, оставив её одну в пустой комнате.

Володя оторвался от монитора, вздохнул и направился к шлюзу.

- Как твоя жена? – спросила Саския, присоединяясь к нему.

- Я беспокоюсь за неё, - сказал Володя. – Что-то с ней происходит.

Они вошли в шлюз, где уже стоял, переминаясь на своих четырёх металлических лапах, РОРК.

- Тебе сказать откровенно, что я об этом думаю? – спросила Саския, надевая шлем. Володя мысленно удивился, как её копна курчавых волос поместилась внутри.

- Я могу предположить, - сказал он, надевая свой.

- Нельзя женщину оставлять так надолго, - произнёс голос Саскии уже в его наушниках. – Это противоестественно и, если хочешь, жестоко. Она либо свихнётся, либо найдёт тебе замену.

- Ну, - сказал Володя, - ты тут тоже без своего парня.

- Я – другое дело, - возразила Саския. – Я готовилась к этому несколько лет. И потом, я не одна. Тут ты и РОРК.

- Спасибо, что меня вспомнили, - сказал РОРК. – Выходим.

Шлюз раскрылся. Они спускались по трапу в буйство растительности. Всё вокруг было покрыто густой травой, а впереди простирался лес.

- Мы точно не на Земле? – спросил РОРК, покачивая впереди своими блестящими боками.

- Да уж, - сказала Саския. – Лететь почти два года, чтобы найти здесь обычный земной лес? Это странновато.

- Строго говоря, - сказал РОРК, - деревья не совсем земные, хотя и похожи на сосны. В инфракрасном диапазоне видны отличия.

- Какие? – спросил Володя.

- Вывожу на экраны.

Володя приблизился к РОРКу, посмотрел на картинку на его боку.

- Не понимаю, - сказал он. – что это?

- Какие-то слоистые структуры внутри ствола, - сказал РОРК, - уходящие глубоко в почву. Причём теплые.

- Тёплые? – переспросил Володя.

- На полтора градуса теплее окружающей среды, - уточнил РОРК.

- Любопытно, - сказал Володя.

Они углублялись в лес.

- Всё-таки поражает разнообразие видов, - заметила Саския. – РОРК, ты уже что-то собрал?

РОРК выпустил из брюха тоненький манипулятор.

- Вот сейчас собираюсь взять пару образцов, - сказал он. – Собственно, как я понимаю, это лучшее, что мы можем сделать – набрать чуть-чуть травы, сделать немного фоток и отправиться домой.

- Да, - согласился Володя. – Обидно всё-таки. Я так надеялся найти здесь цивилизацию. Конечно, ценность экспедиции и так очень высока – мы же впервые нашли планету, где есть жизнь, да и для человека здесь комфортные условия.

- Только не вздумайте снимать шлемы, - предупредил РОРК. – Мы пока ничего не знаем о местных микроорганизмах. Воздух очень похож на земной, разве что чуть меньше углекислого газа. Но это не гарантирует вас от возможного заражения.

- Не читай лекции об элементарных вещах, - сказала Саския.

- Тогда я лучше расскажу анекдот, - сказал РОРК. – Отец приводит сына к дереву, которое растёт у дороги возле дома. И говорит ему: «Вот, сынок, когда мне было столько же, сколько тебе, я узнал, что каждый мужчина должен построить дом, воспитать сына и посадить дерево. И я закопал в землю шишку. И выросла за тридцать лет такая высокая сосна. Надеюсь, что и ты посадишь своё дерево». На следующее утро сын прибегает к отцу и говорит: «Папа, на улице гроза, и та сосна, про которую ты вчера рассказывал, упала и раздавила машину соседа». «Сосна? – говорит отец. – Какая сосна?»

- Смешно, - сказал Володя, огибая очередное дерево, похожее на сосну. – Слушайте. Мы идём уже минут десять, и меня не оставляет ощущение, что здесь что-то не так…

- Что именно? – спросила Саския. – На мой взгляд, лес как лес.

Володя остановился.

- Я понял, - прошептал он. - Вы не заметили? Вот этот ряд сосен, вдоль которого мы движемся. Он идеально прямой. Будто…

- Ты хочешь сказать, - изумилась Саския, - что его кто-то высаживал?

- Вот именно, - сказал Володя. – Конечно, другие объяснения возможны, но… Если бы я встретил такой ряд деревьев на Земле, я бы тут же подумал о лесниках.

- Надо сделать более детальную разведку, - сказала Саския.

Она расстегнула сумку на поясе и достала пачку дронов. Распечатав её, вытряхнула всех до одного. Они сверкнули на свету яркими плоскими пластинками и разлетелись.

- РОРК, - сказал Володя, – предлагаю запустить их в разных направлениях и охватить как можно больше территории.

- Что искать? – уточнил РОРК.

- Следы жизнедеятельности разумных существ. И вообще, всё необычное. 

- Хорошо, - сказал РОРК. – На всякий случай вывожу на экран картинки с четырёх дронов. Пока могу сказать, что анализ травы ничего особенного не дал. Виды не земные, но ничем принципиально не отличаются. Обычная углеродная форма жизни.

- А это что? – удивлённо спросила Саския, ткнув пальцем в экран.

РОРК увеличил изображение. Дрон снимал скалу, возвышающуюся над лесом. С краёв она была покрыта чем-то вроде лишайника, но сверху оставалась голой. И посреди этого серого пятна лежали останки человека.

- Ничего себе, - сказал Володя. - РОРК, далеко это?

- Километров пятьдесят, - ответил РОРК.

- Ты нас сможешь туда подбросить?

- Разумеется, - РОРК начал трансформацию, выпустив из спины штангу с огромными складными лопастями, а из боков – два сиденья с системой креплений.

Минут через десять они уже приземлились на вершину скалы. Володя отстегнулся первым, подбежал к телу. Оно истлело, оставив от себя только скелет и обрывки комбинезона, сделанного из материала, напоминающего резину.

- РОРК, - сказал Володя, - видишь эту вещицу у него в руке? Как думаешь, что это?

Скелет сжимал между пальцев пластиковый футлярчик с металлическим прямоугольником внутри.

- Учитывая, как эта планета похожа на Землю, - сказал РОРК, - и пользуясь ложными аналогиями, я бы предположил, что это некий носитель информации.

- И мне так кажется, - согласился Володя.

РОРК воспользовался манипулятором и, аккуратно схватив предмет, отправил его себе в брюхо.

- Как-то мне не по себе от всего этого, - сказала Саския. – Сплошные леса. Никаких следов жизни. И вдруг труп. Откуда?

- У меня тоже нехорошее предчувствие, - сказал Володя. - Я думаю, нам лучше вернуться. РОРК, ты командир, тебе решать.

- Возвращаемся, - сказал РОРК. – А по дороге я попытаюсь разобраться с этой штуковиной. Кстати, на ней следы органического материала, которые позволяют предположить, что покойный был очень близок к человеку по своей биологической природе. Я бы даже с некоторой степенью условности сказал, что это человек.

- Чертовщина какая-то, - сказал Володя, пристёгиваясь. – Поехали.

Они полетели над вершинами деревьев, которые колыхались внизу, словно волосы на гигантской голове.

- Я понял, - сказал РОРК. – На этой пластинке -  микроскопические отверстия. Двоичный код, прямо как на Земле. Осталось только декодировать, но и тут, кажется, сложностей не будет. Очень простой формат.

- И что там? – спросила Саския.

- Небольшой видеоролик. Пока не совсем понимаю, как устроен контейнер звуковой дорожки. Но, пока долетим, надеюсь разобраться.

Опустившись возле корабля, они вошли в шлюз и стали ждать очистки.

- Ну как? – спросил Володя через пару минут, сняв шлем.

- Честно говоря, я немного шокирован содержимым, - сказал РОРК. – Сейчас выведу на большой монитор.

Саския и Володя расположились в креслах напротив экрана, который тут же включился и отобразил сочную, чистую картинку, на которой был изображён старик. Вполне земной, разве что лишённый волос да с непривычно широко расставленными глазами. Он говорил что-то на незнакомом языке, наполненном хрипящими и резкими звуками.

- А перевести можешь? – спросил Володя.

- Это не такая простая задача, как вы понимаете, - сказал РОРК.

Однако старик на экране встал и приблизился к предмету, напоминающему обычную школьную доску. Он взял нечто вроде фломастера и начал рисовать. Нарисовал круг, затем утыкал его колючками.

- Я поняла, - сказала Саския. – Это планета, а на ней деревья.

Старик изобразил тёмный кружок в центре планеты – видимо, ядро. Провёл чёрточки к деревьям. Затем нарисовал рядом с деревьями фигурку человечка. Добавил какие-то волны, идущие изнутри планеты к человеку. Повернулся к экрану и приложил руку ко лбу, сморщился.

- Что это он пытается показать? – спросила Саския.

- Кажется, - пробормотал Володя, – он хочет сказать, что у людей от всего этого головная боль.

Тут в комнате, где находился старик по ту сторону экрана, раздался сильный грохот. Саския и Володя уставились на монитор. Володя вскрикнул.

- О боже, - сказала Саския. – Что это было?

 

*  *  *

Лена полулежала на диване в гостиной и пыталась читать на планшете книгу. Рядом, на столике, стоял стакан с водой и пачка таблеток. Внезапно включился экран. Она вздрогнула. Володя, который вышел на связь, явно был чем-то взволнован.

- Милая, - сказал он. – Ты здесь? Хорошо. Слушай меня внимательно. Я пока ни в чём не уверен, но мне кажется… Нет, я не с того начал.

- Что случилось? – спросила Лена. – Вы что-то нашли?

- Да, - сказал Володя. – Но я не об этом. Мы уже передаём информацию на Землю, но пока мы всё объясним, а они проверят, уйдёт много времени. Ты можешь сейчас быстро собраться и уехать?

- Куда? К твоей маме?

- Нет. Куда-то, где нет растений. Не знаю. Какая-нибудь лысая скала. Или Сахара… Или Антарктида. Куда-нибудь.

- Что?! - Лена выпучила глаза. – Ты говоришь что-то странное.

- Да, я понимаю, - сказал Володя. – Но тут, на этой планете, кое-что произошло. И мне кажется, нечто подобное может произойти на Земле.

- Что произошло? – всё ещё не понимала Лена.

- Поверь мне, - сказал Володя. – Уезжай. Мы нашли тут запись. РОРКу удалось немного расшифровать, но язык сложный. Этот учёный говорит… Растения этой планеты… Похоже, что ими с какого-то момента управляло её ядро. Растения пытались обратиться к людям с посланием, а когда они ничего не поняли…

- Постой, - перебила Лена. – Ты что, бредишь? Это шутка такая?

- Ладно, - сказал Володя. – Смотри сама.

На экране отобразился пожилой мужчина со странным лицом, одетый в серый глухой комбинезон без застёжек. Он метался по комнате, которая качалась и трещала по швам. Внезапно потолок сорвало, и над помещением зависла огромная рука. Она была похожа на человеческую, только увеличенную раз в сто. Но состояла она из скрученных в тугую плеть стволов гигантских деревьев. Рука попыталась прихлопнуть старика, но тот увернулся от её пальцев и подскочил к камере. На этом запись заканчивалась.

- Ты поняла? – спросил Володя.

- Да, да! – ответила Лена. – Я еду.

На сумбурные сборы ушло минут пять. Она затащила в мобильчик огромный чемодан, сама села на переднее сиденье, закрыла крышку.

- В аэропорт, - приказала она.

Мобильчик тронулся. Он двигался по узкой лесной дороге, с обоих сторон которой возвышались сосны.  Мобиль был полностью автоматическим, и Лена никак не могла влиять на его движение. Разве что нажать кнопку «СТОП» на приборной панели, но это совсем не совпадало с её желаниями. Потому что мохнатые сосны по краям дороги шевелили своими кронами. И стоял полный штиль.



17.07.16