Я пришёл сам-друг!

Дарья Михаиловна Майская
Рецензии.
..................
Написать рецензию: Это рецензия на рассказ Василия Ивановича Храмцова-
"Раззудись, плечо". http://www.proza.ru/2016/07/10/765
*
 
***
 Мне довелось пожить несколько лет в Воронежской области.
Что за прекрасные, удивительные места! Какие люди!
Какая у них удивительная, красивая, напевная речь!
Например: сам-друг! Кольцов, Никитин - мои земляки,
поэтому их речь - наша речь.

Вот бабушка что-то рассказывает о женщине, поднимавшей
в одиночку детей. С большим чувством, с нажимом, с коротким
жестом, она говорит о ней: "сама-третья!"

Это значит,что двое детей и она третья - троих прокормить надо!

"Сам-друг" - коса ПЕРВАЯ работница, а он другой, второй значит,
а не друг косе! Вдвоём пришли работать! (Вот так и говорилось:
"Сама-четвертА", "Сам пят", " Сам шёст"...это о тех, кто семью поднимал.
Говорили так о кормильце, если, например, пятеро у него на иждивении,
то он "сам-ШЁСТ"!)

И коса по-нашенски(не по-нашему) обязательно - Вострая! Это было литературно!
Шустрая в деле и словах молодая девушка или женщина - вострушка!

Дома разговаривали родители, а я слышала: рядками косить и ВСВАЛ!
Рядками легче косить. А всвал - из двух скошенных рядов один валок
получается - сваливают.Прокашивать под скошенным рядком обязательно
надо, для чистоты. Но это на открытой местности, а у Вас, где кочки и кусты,
всвал не покосишь...

Отбивать косу... Как же я уважаю Николая!!! У него чутьё и руки
редкой ценности! Великого мастера, наделённого умением от Бога!

Много у нас было выдающихся косарей!
А запомнилась мне уже очень пожилая женщина.

Однажды в наш дом постучали в окно: кто есть дома? Выходите!
Надо в лес идти гатку (гать выстилать) делать, чтобы коровы могли по ней
на пастбище проходить.

- Родители на работе, - отвечаю я.

- Сама иди. Будешь хворост и скошенную траву носить.

Я мигом собралась! Интересно было - как это гатку гатить,
кто будет ещё это делать. А уж их разговоров наслушаюсь!

Много человек пошли. Были несколько мужчин, очень пожилых
женщин, несколько подростков.

Мне даже жалко было, что так быстро эту гатку устроили.
Мужчины топорами нарубили хвороста, женщины накосили травы,
а подростки всё это перетаскивали и складывали рядом с топью,
гатили  которую два старика. Они сноровисто укладывали хворост
строго концами вдоль от начала к концу гати.

Если складывать неровно, хоть чуть поперёк, хворост будет ломаться
и место перехода станет ещё более опасным. Травой забивали сначала трясину,
а потом и перемежали хворост.

Когда всё было сделано, остановились передохнуть перед дорогой,
которая была не близка, да с подъёмом на очень длинную крутую гору.

Одна женщина говорила, что коса у неё неудобная, измучилась с ней.
Тётка Парашка (все её так называли - и стар, и мал) взяла у неё косу,
чуть отошла, согнулась почти вдвое и стала косить...

Трава в этом месте была очень короткая, сантиметров шесть-семь.
А коса лежавшая почти плашмя, "брила" траву! Такой чистоты, красоты
и необычности работы я уже никогда в жизни потом не видела!

Тётка Парашка молча вернула косу и всем всё стало понятно.

Но не все отбивали косы, приходили за этим к мастерам! И не
считалось это зазорным: коса - очень важный инструмент, тут
не до амбиций, тут не подвела бы!

У нас напротив жил ледащенький мужичонка. Воровливый,
пустозвон. А мастер непревзойдённый!

Всё делал, чинил, косы отбивал, топоры плотницкие наводил,
пилам развод делал!

Однажды, мне было лет двенадцать, мыла я ведро эмалированное.
Очень старательно мыла. А на дне эмаль износилась и кусочек,
длинный и тонкий, загнался мне под ноготь!

Боль нестерпимая! Дело к вечеру. Что делать? Да и нашу
медицину представляли работники такого уровня, что и
мысль не возникла обратиться к ним за помощью.

И пошла я к соседу... Его все ПетуркОм звали.
А я всех соседей по именам-отчествам величала, не могла иначе.

- Пётр Ильич! Посмотрите у меня палец.

-Что там у тебя случилось?

Когда он увидел мой ноготь, лицо его сразу стало серьёзным, сосредоточенным.
А глаза приобрели какую-то невероятную остроту и сосредоточенность.

Он разглядывал палец, чуть поворачивая его, долго. Потом велел мне
подождать его. Вышел он с опасной бритвой в руках.

- Ты только пальцем не дёрни, - предупредил меня. А я так доверяла
ему, до сих пор этому удивляюсь! Врачам и теперь не доверяю,
как ему тогда.

Я смотрела, как осторожно, ювелирно он работал. Надрезал над
стружкой эмали с одного и другого края точно по длине и ширине
и стружка, освободившись, приподнялась. Он неуловимым
движением извлёк её, полилась кровь. Я и на секундочку не испытала
боли.

Ранку он обработал йодом или зелёнкой - не помню, чем, мастерски перевязал.

Очень скоро я обо всём этом забыла, а ноготь вырос ровным и гладким...

Прошли годы. Как-то, будучи взрослой, я приехала домой дня на два.

На крылечке сидел Пётр Ильич. Я пошла поздороваться с ним,
поговорить. И я завела разговор о его мастерстве.
И сказал он мне грустно и печально даже:

- Так иногда помогу кому чем-ни-чем... но без настроения, вяло...
Выпить стало нельзя...  А раньше-то. ээээх!
Принесут замок починить, калоши заклеить, велосипед исправить
или будильник... да что перечислять! Всё на свете мог! И бегом,
бегом! - Щас выпью! Щас выпью! Настроение - ажно взлететь впору!

Гитары, балалайки чинил, настраивал! А на мандолине один я играл,
больше никто.

- Помню, Пётр Ильич, знаю. А в сенокос к вам паломничество от
косарей было!

- Ещё бы! У меня для этого всё имелось! У отца твоего наковальня
была! Эх, хорошо отбивать на ней! Сколько раз я пытался стащить её, как бы она мне пригодилась (я улыбнулась своим мыслям: тебе всё было необходимо,
тащил всё подряд!), но не смог унести! Просил я кузнеца отдать её мне,
когда решили наши умники, что три кузни для колхоза много и эту разобрали,
так он твоему отцу отдал, он свой вам.

- Да не свой, - говорю я, - Дяди Лёнина бабушка привечала моего отца-сиротку,
с тех пор у них дружба такая была, что все думали - они близкие родственники.

Девчонкой бегала я с мальчишками смотреть, как косари косили овсы!
Вот это зрелище, доложу я Вам!

Косарей десять-пятнадцать идут друг за другом! Жара, пот, а
они совершенно сосредоточены! Ни одного взгляда в сторону:
на мгновение расслабился или потерял ритм - срежешь пятку
впереди идущему... Вот он - рой! ВЖИК! ВЖИК!
Я очень внимательная была и впитывала картину этого волшебного зрелища, которое
ни мне, ни моим детям уже за всю жизнь увидеть не придётся!