Новороссийские кузнецы

Сергей Шило 4
    С.Шило

    Кузнецы были теми специалистами, которые могли из железа сделать: красивые решётки и ворота, рессоры на пассажирские фаэтоны, отковать оси на телеги ломовику, подковать лошадь . В 1908 году в Новороссийске было 15 лошадей для выезда и 133 для перевозки тяжестей [61]. Подавляющее большинство грузовых и пассажирских перевозок в городе в то время осуществлялось гужевым транспортом, поэтому работы кузнецам хватало.
    К началу ХХ века на Мефодиевском поселке было две кузницы. Содержали их мещане Михаил Кравченко и Василий Грузинский.
    Где находилась кузница Михаила Кравченко, установить не удалось, зато про Василия Грузинского, благодаря жалобам обывателей, остались интересные сведения.
    13 сентября 1904 года на очередном заседании городской Думы слушался доклад Управы «о назначении мест под кузницы во 2-м участке Мефодиевского поселка». К докладу были прочитаны заявления домовладельцев Мефодиевского поселка, в которых говорилось, «что между их жилыми домами и другими деревянными постройками на Нижне-Базарной улице (ныне Шаумяна) во дворе дома №26 Митрофана Стукалова находится деревянное здание, в котором помещается кузница Василия Грузинского.
 В кузнице, по словам заявителей, кипела работа. Это приносило беспокойство и представляло собой большую опасность в пожарном отношении. Заявители просили воспретить работу в кузне и вообще назначить определённое место для кузниц несколько вдали от жилых построек» [62].
    После прочтения доклада, Дума приняла обязательные постановления об устройстве кузниц в г. Новороссийске. В которых говорилось:
    1. На 1-м Мефодиевском отрезке разрешалось устройство не более 4-х кузниц на Сенной площади.
    2. На 2-м Мефодиевском отрезке - в местах отведённых для этого Управой (места не указывались).
    Устройство кузниц в других местах Мефодиевского посёлка воспрещалось. Виновные в нарушениях постановлений подвергались взысканиям по 29 ст. Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями [63].
    После этого последовало предписание Управы о переносе кузниц .
    А 27 октября 1904 года в газете «Кавказ №286», издававшейся в Тифлисе администрацией Наместника Кавказского, были опубликованы обязательные постановления «об устройстве безопасных в пожарном состоянии кузниц на Мефодиевском поселке».
    Обыватели могли узнать из газетной статьи, что к постановлениям добавлялся параграф, в котором говорилось: « устраивать кузни, вполне безопасные в пожарном отношении, разрешалось повсеместно, но каждый раз с разрешения городской Управы и по утвержденному ею проекту». Управа на основе обязательных постановлений прилагала все усилия для переноса кузниц из густонаселенных частей поселка в отдаленные районы.
    Перенос кузниц и устройство их на отдаленном от Мефодиевского базара месте не сулил кузнецам ничего хорошего, а только потерю в заработках. Не каждый возница решался на неисправной телеге или фаэтоне тащиться высоко в гору на Сенную площадь, предпочитая отремонтироваться, где - нибудь поближе.
    Поэтому кузнецы «31 мая 1905 года подали в Управу ходатайство о разрешении им построить, вместо старых деревянных, кузни фундаментальные каменные, безопасные в пожарном состоянии на плановых участках поселка» [64].
    В просьбе кузнецам было отказано, как и в отсрочке переноса кузниц. Какая дальнейшая судьба ждала Кравченко и Грузинского, к сожалению, установить не удалось.
    И хотя в новых условиях к расположению и оборудованию кузниц предъявлялись более жесткие требования, кузниц в городе меньше не стало. Извозчикам, ломовые и пассажирским частенько приходилось наведываться к кузнецам : подковать лошадь, сменить рессору или лопнувшую ось колеса, а то и поправить соскочивший обод, сделать новый шкворень.
 В " Списке арендаторов городских земель , под кузницы" за 1909 г
    числятся :
    Побойский Ицек
    Суббота Павел
    Столовицкий Лейба
    Столовичкий Яков
    Диденко Иван
    Скляренко Яков
    Чернобаев Кузьма
    Емельяненко Степан
    Скоба Василий
    Побойский Мендель
    Хмельницкий Николай
    Годзинский Валентий
    Панаиотов Иван
    Дворжак Василий

    Кузни этих кузнецов находились в разных местах города , возле кладбищ , на пустырях, возле поста погрничной стражи в большинстве своем располагаясь в уже хорошо обжитой и более развитой южной части города . Годовой оклад арендаторов колебался от 9р. 60 к. до 50 рублей.  Доход поступивший в казну за аренду земли под кузницы в 1909 году составил ;408 рублей 45 копеек со всех 15 кузниц .
 К началу 1920 года из 18 действовавших в городе кузниц, 15 находились в 1-й части города. Содержателями их были:
    1. Сталовицкий Яков
    2. Новикова Варвара
    3. Лобойский Ицек
    4. Вода Берко
    5. Шевченко Иван
    6. Пондейко Иван
    7. Лабойский Мендель
    8. Сталовицкий Лейба
    9. Прудков Иван
    10. Чернобаев Косьма
    11. Окороков Самуил
    12. Фесенко Семен
    13. Кравцов Данилка
    14.Колесников Митрофан
    15. Рыбинцев Владимир

   А 3 кузницы находились на Мефодиевском поселке. Их содержателями были :

    1. Мария Резанко
    2. Иванов
    3. Зеленко
    Арендная плата за места была разной. В 1-й части города - высокой и составляла в среднем около 200 рублей, на Мефодиевском поселке - всего 30-40 рублей. Срок аренды мест под эти кузницы истекал 1 января 1920 года, и новороссийская городская Управа постановила «отдать места прежним арендаторам при условии увеличения арендной платы в 10 раз, оговаривая, что если прежние арендаторы откажутся от уплаты, места сдать с торгов». Для кузнецов, содержателей кузниц и кузнечного промысла наступали тяжелые времена [65].
Изделия новороссийских кузнецов до сих пор служат людям. Красивые кованые ворота,балконы и козырьки и ныне украшают старые дворики города.

    С. Шило " История Мефодиевского поселка