Мужик, Медведь и Лиса

Михаил Супонин
                М.Супонин


                МЕДВЕДЬ, МУЖИК И ЛИСА

                по мотивам русских народных сказок
                пьеса для младших школьников в 2-х действиях



                ДЕЙСТВУЮЩИЕ  ЛИЦА
                МУЖИК
                МЕДВЕДЬ
                ЛИСА
               
               
                Не рой другому яму, сам в неё попадешь
                пословица










               
                ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
 
                КАРТИНА 1

ГОЛОС ВЕДУЩЕГО. Посадил как-то раз Мужик репу. Вот пошел он поглядеть как репа взошла…

         (Занавес открывается. Поле, невдалеке лес. На поле Мужик осматривает
          всходы. Справа кусты, в которых прячется Лиса. Слева – старый,
                покосившийся сруб колодца. Из леса выходит Медведь.)
         
МЕДВЕДЬ. Здорово, Терентий Кузьмич! Давненько мы с тобой не виделись!

МУЖИК. Здравствуй, Михайло Потапыч! Рад, что ты пришел!

                (Обнимаются, целуются.)

МЕДВЕДЬ. Я смотрю, Терентий Кузьмич, ты кафтан себе новый справил. Видно, не бедствуешь.

МУЖИК. Ничего, по работе и достаток. Да и у тебя, брат, обновка, штаны новые.

МЕДВЕДЬ. Я мёдом, сам знаешь, иной раз на базаре приторговываю, а куда грошики складывать? Вот и купил себе штаны красные с карманом.
 
МУЖИК. Не велик ли карман?

МЕДВЕДЬ. Как раз по мне.

ЛИСА. (в сторону) Дурак дураком, а грошики, стало быть, имеются…

МЕДВЕДЬ. Я что думаю: вот мы с тобой, Терентий Кузьмич, друзья, а встречаемся редко.

МУЖИК.  Верно, верно… А дела всё, дела! Вот проверяю – как репа взошла.

МЕДВЕДЬ. А я тебе горшочек мёду принёс, прими, не откажи.

МУЖИК. Спасибо, Медведюшко! А ты вот хлебца ржаного возьми. Знаю, уважаешь хлебушек.

МЕДВЕДЬ. Ужас как люблю! Прямо наслаждаюся! Как с мукой-то у тебя?

МУЖИК. Достаточно, кушай на здоровьице. Да погоди! Я тебя и молочком холодным козьим угощу. Я ведь козочку себе завёл.

              (Мужик достаёт из колодца на верёвке кувшинчик молока.)

МЕДВЕДЬ. Ой, гляди в колодец не упади!

МУЖИК. Не бойся, Михайлушко, тут глубины-то немного. А воды и вовсе
по колено. Но для прохлады подходяще. (подаёт Медведю кувшинчик).

МЕДВЕДЬ. Вот спасибо, Терентий Кузьмич! Вот ты молодец, Терентий Кузьмич! Хозяйственный мушщина! И корова у тебя есть, и поросёночек, и куры с утками! И вот козочка теперь.

ЛИСА. (в сторону) Зажиточный, однако, мужичонка.

МУЖИК. Да и ты не ленишься, пчёл вот содержишь.

МЕДВЕДЬ. Держу, как же без того. Ну, спасибо, друг мой любезный! Пошел я. А подарками твоими вкусными дома побалуюсь. Давай поцелуемся!

                (Обнимаются, целуются.)

МУЖИК. До свидания, товарищ мой задушевный! Заходи почаще!

МЕДВЕДЬ. Да и ты меня не забывай, друг сердечный! (уходит)

                (Из кустов, в нарядной телогрейке,  выходит Лиса.)

ЛИСА. Здорово, Мужик!

МУЖИК. Здравствуй, Лиса.

ЛИСА. Ты, никак, репу посеял?

МУЖИК. Её самую.

ЛИСА. Чай, вкусная репа-то?

МУЖИК. Ничего, приятная.

ЛИСА. Хватает тебе?

МУЖИК. Хватает.

                (Мужик идет по рядам, Лиса следует по пятам.)

ЛИСА. Слыхала, излишки на базаре продаешь.

МУЖИК. Случается.

ЛИСА. А с ботвой, когда вырастет, с вершками как ты поступаешь?

МУЖИК. Так ботва ни на что не годится. Выбрасываю.

ЛИСА. Гм… А ведь можно и с ботвы прибыток получить.

МУЖИК. Это как же?

ЛИСА. А давай Медведя обманем!

МУЖИК. (удивлённо) Зачем?

ЛИСА. Он глупый! Пообещай ему вершки отдать: дескать, оченно вкусные, а  тебе за это пускай он колоду мёду притащит. Мёд ты на базаре продашь, вот и барыш, а денежки пополам с тобой поделим. Люблю, чтоб всё по справедливости было.

МУЖИК. Ну, глупый не глупый, а хитрить я не стану.

ЛИСА. Это почему же?

МУЖИК. Мы с Медведем друзья.

ЛИСА. Так и что с того?

МУЖИК. Друзей не обманывают.

ЛИСА. Хы… А кабы не друзья?

МУЖИК. Всё равно не по совести. Нельзя жульничать.

ЛИСА. «Нельзя!»  Льзя! Денежки задарма получить, поди, неплохо бы!

МУЖИК. Нет, Лиса Патрикеевна, и не уговаривай.

ЛИСА. Однако, глупый ты, Кузьмич, как я погляжу.

МУЖИК. Знаешь что, Лиса, ступай себе мимо!

ЛИСА. Мужлан неотесанный!

                (Мужик продолжает работать, а Лиса, несколько отойдя,
                останавливается. Среди травы высится стебель
                с шапочкой-зонтиком наверху.)

Вот растение подходящее! (гнет стебель) Сломаем трубочку, смастерим
дудочку. Попляшешь ты, Мужичок, под мою музычку!

                (Возвращается к Мужику.)

ЛИСА. Мужик, а Мужик!

МУЖИК. Чего тебе еще?

ЛИСА. Не хотела я тебя расстраивать, да правда дороже.

МУЖИК. Какая такая правда?

ЛИСА. А такая: вовсе и не друг тебе Медведь, только притворяется.

МУЖИК. Опять врешь, не верю тебе.

ЛИСА. Не надо, не верь. Да только есть у меня волшебная дудочка, так она всю правду как есть говорит.
То бишь, поёт.

МУЖИК. Откуда она всю правду знать может?

ЛИСА. Так говорю же тебе – волшебная!

МУЖИК. Ну и что же она вещает?

ЛИСА. А вот послушай.

                (Лиса дует в дудочку, раздаются сиплые звуки.)

МУЖИК. Не очень приятная музыка.

ЛИСА. А правда никому не нравится.

МУЖИК. Ладно, ты про Медведя толковала.

ЛИСА. Будет тебе и про Медведя. Только ты отвернись.

МУЖИК. Зачем?

ЛИСА. Затем. Правда-то, она глаза колет. Ослепнешь еще. Волшебство – вещь опасная!

МУЖИК. Хм… Ладно, будь по-твоему (отворачивается).

ЛИСА. Дудочка, дудочка, спой всю правду про хитрого Медведя. (поёт тонким голоском)               
                Ту-ру-ру-ру! До диез!
                Шел наш Мишка через лес.
                Что есть мочи голосил:
                Наш Кузьмич козла доил!
                Хорошо бы как-нибудь
                Мужика того надуть!
Ну, как тебе? Подходяще?

                (Мужик стоит молча, не оборачиваясь.)

Нравится?

МУЖИК. (мрачно) Что за додес?

ЛИСА. Это приговорка такая волшебная, тебе понимать ни к чему. Так как, по нраву тебе Медведева песнь?

                (Мужик молчит.)
   
ЛИСА. Вот и подумай теперь, а я пошла. Только сначала ты мне грошик должен уплатить. Чай, в новом кафтане несколько завалялось.

МУЖИК. Это за что же?

ЛИСА. За то, что я тебе всю правду про Медведя раскрыла. Правда-то – она дорогого стоит. Так что давай, не скрядничай!

               (Мужик даёт Лисе монету, Лиса прячет денежку за пазуху.)

МУЖИК. Прохиндейка ты, всё-таки, Лиса.

ЛИСА. Ты меня благодарить должон, а он еще и корит! Неблагодарный!
(спотыкается об колодец) Фу ты, пропасть! Чуть не упала! Вот тебе мой
совет: засыпь ты, Мужик, эту яму старую.

МУЖИК. То не яма, а колодец. Его мой дед еще копал, капусту выращивал, капусте-то вода потребна, вот и…

ЛИСА. Засыпь, говорю!

МУЖИК. Спасибо, кума, за совет, да как-нибудь своим умом проживу.

ЛИСА. (в сторону) А умишка-то на вершок. (Мужику) Ладно уж, Терентий Кузьмич, до свиданьица! (уходит)

МУЖИК. (утирает слезу) Эх, Михайло Потапыч, Михайло Потапыч!

               
                КАРТИНА 2

                (Лес, хозяйство Медведя. Улей, горшки, на верёвке
                сушится бельё. Медведь сидит, думает. Выходит Лиса.)

ЛИСА. Здорово, Михал Потапыч!

МЕДВЕДЬ. Здрвствуй, Лиса Патрикеевна!

ЛИСА. Об чем задумался?

МЕДВЕДЬ. Да вот мыслю: надо бы бересты надрать, а из той бересты
корзиночку сплести…

ЛИСА. И?

МЕДВЕДЬ. В ту корзиночку ягод набрать и Терентий Кузьмича угостить. Ему понравится.

ЛИСА. А-а… А я как раз мимо него шла. Он там репу проверяет.

МЕДВЕДЬ. Ага. Полезное растение.

ЛИСА. Верно. А знаешь, что самое в репе вкусное?

МЕДВЕДЬ. Чего?

ЛИСА. Вершки. До чего сладкие! Слаще мёда.

МЕДВЕДЬ. Слаще мёда? Не может быть!

ЛИСА. А вот может. Все, кроме тебя, знают.
               
МЕДВЕДЬ. Кабы попробовать…

ЛИСА. Вот и давай Мужика обманем!

МЕДВЕДЬ. Это для чего?

ЛИСА. Для выгоды. Посули ему за вершки колоду мёду! Вершки себе забери
а мне за совет деньжат подкинь.
   
МЕДВЕДЬ. Нет, Лиса Патрикеевна, я обманывать не стану.

ЛИСА. Так ведь выгодно!

МЕДВЕДЬ. Не буду обманывать. Терентий Кузьмич мне друг.

ЛИСА. Чего-о? Он тебе друг? О-хо-хо! А-ха-ха!

МЕДВЕДЬ. Почему смеешься?

ЛИСА. Друг! А ты знаешь чего Мужик про тебя говорил? Одни гадости!

МЕДВЕДЬ. Друг гадости говорить не может. Так что, кума, ври, да не завирайся.

ЛИСА. Это я-то вру?

МЕДВЕДЬ. Ты. Не верю тебе.

ЛИСА. Мне не веришь – не надо. А вот есть у меня волшебная дудочка, так
она всю правду сказывает (показывает дудочку).

МЕДВЕДЬ. Вот эта?

ЛИСА. Вот эта. Ей всё известно.

МЕДВЕДЬ. Откуда?

ЛИСА. Так говорят же тебе – волшебная! Что, боязно правду-то услыхать?
Боишься, что дудочка заиграет?

МЕДВЕДЬ. Ничего я не боюсь. Пусть играет.

ЛИСА. Ну, смотри, сам напросился. Только сначала отвернись.

МЕДВЕДЬ. Для чего?

ЛИСА. Меры безопасности. Правда-то – она глаза колет, с волшебством
не шутят. Так что, отвернись от греха. Без зрения останешься, а виноватой я окажусь.

МЕДВЕДЬ. Ну ладно, кума, играй (отворачивается).

ЛИСА. Дудочка, дудочка, спой всю правду про хитрого Мужика! 
(поёт тонким голоском )
                Ту-ру-ру-ру! Ля минор!
                Выходил Мужик на двор.
                Говорил таки слова:
                Толстопятый глуповат!
                Хорошо бы как-нибудь
                МедведЯ того надуть! 

МЕДВЕДЬ. Ох!!!

ЛИСА. Вот какая на самом деле у вас дружба.

МЕДВЕДЬ. (плачет) Горе-то какое! Зачем же ты так, Терентий Кузьмич!
Разве можно так про друга-то! (сквозь слёзы) А кто это Лиминор?

ЛИСА. Не кто, а что. Волшебная музыкальная приговорка. Тебе знать не обязательно.

МЕДВЕДЬ. Ой-ёй-ёй!
 
ЛИСА. Нечего тут сырость разводить! Надо отпор Мужику дать!

МЕДВЕДЬ. Бедный я бедный! Что же мне теперь делать-то!

ЛИСА. Сначала медком меня угости, за то, что правду тебе открыла.

МЕДВЕДЬ. (вытирает слёзы) Тебе как –  в горшочке или в плошке?

ЛИСА. В плошке сподручнее.

                (Медведь подаёт ей плошку.)

ЛИСА. (лакает мёд) Делай как я велела… Тц-тц! Сладкий медок! Поди к
Мужику и скажи: так мол, и так, давай, Мужик, совершим обмен. М-м-м! До
чего хорош! Ну и так далее. А будет тебе перечить, скажи: за это можно и в ухо!

                (Медведь хлюпает носом.)

Он про тебя такие обидные слова изрекал, а ты сидишь, убиваешься! Ох, наелась досыта… Теперь
грошик мне дай.

МЕДВЕДЬ. За что?

ЛИСА. За то, что правду про Мужика выявила. Правда-то, она даром не даётся.

                (Медведь вздыхает, даёт Лисе монету.)
МЕДВЕДЬ. Вот беда-то…

ЛИСА. Хватит нюни распускать. Пошли на поле! Вставай, вставай!

                (Лиса идет, Медведь покорно плетется за ней.)


                КАРТИНА 3

        ( На поле Мужик. К нему подходит Медведь. Лиса прячется кустах.)                                МЕДВЕДЬ. (отводит глаза) Эта, того самого… Здорово… Кузьмич...

МУЖИК. (в сторону) Уже здоровались…

МЕДВЕДЬ. Эта… Так, мол, и так (замолкает).
 
МУЖИК. Да эдак. Говори дело, зачем пришел?

МЕДВЕДЬ. За это можно и в ухо.

МУЖИК. Чего?!

МЕДВЕДЬ. Вот, решил тебя обмануть.

                (Лиса в сторону: «Тьфу! Совсем нехитрый!»)
 
МУЖИК. Чего?!

МЕДВЕДЬ. То есть, хотел я сказать, давай, Мужик, совершим обмен. Ну и
так далее.

МУЖИК. Чего так далее?

МЕДВЕДЬ. Ты мне вершки отдай, когда подрастут, а я тебе взамен мёду.

МУЖИК. Вершки тебе? А кукиш с маслом не желаешь?  Не дам!
МЕДВЕДЬ. Нет, кукиш мне не надо. Вершки желательно.

МУЖИК. Сказал – не дам! И давай, проваливай с моего поля, толстопятый!

МЕДВЕДЬ. Вот к чему такие обидные слова? За это можно и в ухо! То есть, уже говорил.

МУЖИК. А ты  зачем про козла пел? За это можно и в морду!
       
                (Лиса из кустов: «Наподдай, наподдай ему!»)

МЕДВЕДЬ. Чего-о? Вот как дам тебе больно!

МУЖИК. С ответом не задержимся!

                (Лиса из кустов: «Врежь, врежь ему!»)

МЕДВЕДЬ. Вот, получай! (бьет Мужика)

МУЖИК. А вот тебе сдача! (бьет Медведя)

                (Лиса: « Двинь, двинь ему!»)

МЕДВЕДЬ. Вот я тебе заеду! (бьет Мужика)

МУЖИК. А вот я тебя огрею! (Мужик хватает палку, лупит Медведя)

МЕДВЕДЬ. Ты чего, Терентий Кузьмич? Палкой мы не договаривались!

МУЖИК. Вот тебе, вот тебе, друг разлюбезный!

МЕДВЕДЬ. Ой-ёй-ёй! Больно палкой-то! (убегает в лес)

МУЖИК. (кричит вслед Медведю) Еще приходи! Будет добавка!

                (Выходит Лиса.)

ЛИСА. Нет, ну каков Медведь! Бессовестный! Пришел и дерётся!
А что это там в узелке у тебя лежит?

МУЖИК. (мрачно) Хлебушек.

ЛИСА. Может, мне отдашь? Ведь я за тебя переживала. Болела, можно сказать. В награду, как говорится.

МУЖИК. Бери.
 
ЛИСА. А еще грошик с тебя причитается.

МУЖИК. Это с какой бы радости?

ЛИСА. За то, что помогала тебе бой вести, подсказки нужные делала.

МУЖИК. (в сердцах) Да возьми, возьми! (даёт монету, поворачивается, уходит.)

ЛИСА. А-ха-ха! Обманула дурака на четыре кулака! И того, и другого. Хлебца, что ли, покушать? Нет, не хочется, мёдом чуть не объелась. На завтра оставлю. А щас лягу под кусток, на нос хвосток, посплю, все ж-таки умаялась (ложится, засыпает).

                (Затемнение.)


                КАРТИНА 4

Голос Ведущего. На следующий день…

                (Под кустом Лиса, зевает, потягивается.)

ЛИСА. Ну вот, и позавтракала, и выспалась. Вкусный у Мужика хлебушек,
даром что сам глуп. (смотрит в сторону) Никак, Медведь идёт. Куда это косолапый собрался?

                (Выходит Медведь.)

ЛИСА. Эй, Михал Потапыч, куда идешь?

МЕДВЕДЬ. К Терентий Кузьмичу.


ЛИСА. Зачем?
МЕДВЕДЬ. Надо, думаю, помириться. А то как-то неладно.

ЛИСА. А что у тебя в корзинке-то?

МЕДВЕДЬ. Так ягоды.

ЛИСА. Он тебя позорил, а ты ему ягоды?

МЕДВЕДЬ. Ну что ж… Поладим, заживём по-старому. Я ему медок,
он мне вершки сладкие. Побранились, и будя.

ЛИСА. Вершки сладкие? А ты попробуй.

МЕДВЕДЬ. Да неловко как-то. Мы с Терентий Кузьмичем еще и не замирились.

ЛИСА. Нет, ты попробуй, попробуй! (срывает листок, суёт в рот Медведю)

МЕДВЕДЬ. Ой, горько-то как! А говорила, Лиса Патрикеевна, – сладкие!

ЛИСА. Так я ж со слов твоего Кузьмича любимого. Откуда мне было знать. По всему выходит – обмануть он тебя хотел!

МЕДВЕДЬ. Так горечь во рту и стоит… Эх, Терентий Кузьмич! Разве можно так поступать? Что ж мне делать теперь?

ЛИСА. Отомсти ему! Накажи за обман!

МЕДВЕДЬ. Как?

ЛИСА. Вытопчи эти вершки горькие!

МЕДВЕДЬ. Нет, нельзя… Грех, он ведь сажал…

ЛИСА. (суёт Медведю еще порцию) А скормить тебе эти вершки гадкие не грех? Ну-ка отвернись!

МЕДВЕДЬ. Зачем?

ЛИСА. Послушай дудочку, что про тебя Мужик сказывал.

                (Медведь отворачивается)

ЛИСА. (поёт)         Ту-ру-ру-ру, ля минор,
                До чего Медведь хитёр!
                Надоел мне косолапый, 
                Вот прибью его лопатой!
                А возможно и доской,          
                Будет знать, такой-сякой!

МЕДВЕДЬ. Как же так, Кузьмич? Ой-ёй-ёй!
       
ЛИСА. А ты ему ягоды! Давай топчи, пошел, пошел! (подталкивает Медведя)

                (Медведь неуклюже топчется на посевах.)

МЕДВЕДЬ. Эх!
ЛИСА. Вон с того боку пропустил!

МЕДВЕДЬ. Вот обидно-то!

ЛИСА. С этого краю убери!

МЕДВЕДЬ. Вот печаль-то.

ЛИСА. Вон там кружок остался!

МЕДВЕДЬ. (топчет) Эх, Терентий Кузьмич, Терентий Кузьмич!

ЛИСА. Всё вытоптал, всё уничтожил?

МЕДВЕДЬ. Всё… (вытирает слезу)

ЛИСА. Вот и хорошо, вот и справедливо. А ягоды мне оставь за подсказку правильную.

МЕДВЕДЬ. (машет лапой) Бери!
 
ЛИСА. И еще грошик с тебя.

МЕДВЕДЬ. За что?

ЛИСА. Я ж тебе указывала где топтать. Без меня бы не управился.

                (Медведь даёт Лисе грошик, уходит.)

ЛИСА. Обманули дурака на четыре кулака! А-ха-ха! (смотрит в сторону)
Кто это там вышагивает? Ба, да это ж Мужик!

                (Мужик с узелком в руках проходит мимо куста.)

Эй, Мужик!

                (Мужик останавливается.)

МУЖИК. Чего тебе?

ЛИСА. Куда собрался?

МУЖИК. Не твоё дело. (поворачивается идти)

ЛИСА. А хочешь, я угадаю?

МУЖИК. Гм… Ну, угадай.

ЛИСА. К Медведю ты идешь, мириться.

МУЖИК. А хоть бы и так, твоё какое дело?

ЛИСА. Моё дело сторона. Да только на поле погляди.

МУЖИК. (смотрит на поле) Ох, беда! Всё потоптано! Кто же это учинил?!
 
ЛИСА. Отвернись и послушай дудочку. Узнаешь кто.

                (Мужик отворачивается.)

ЛИСА. (поёт)    
                Ту-ру-ру-ру, до диез,
                Мне в доверие он влез!            
                Мужику я отомщу,
                Его репу растопчу!
                Коль конец придёт вершкам,
                Не взрасти и корешкам!

Вот так-то, Терентий Кузьмич. Уж как я его упрашивала, как уговаривала: не надо, Медведюшко! Не надо, батюшка! Не топчи ты ростки! Нехорошо это! Грех! Да куда там…

МУЖИК. Ну, Медведь, я тебе этого так не спущу!

ЛИСА. Вот и правильно! Дай отповедь извергу!

МУЖИК. Как?

ЛИСА. А пойдем сейчас в лес, к злодею.

МУЖИК. И чего?

ЛИСА. Поквитайся с ним, сокруши его хозяйство. Только сначала отдай мне узелок свой с провизией. За то, что я тебе помощь оказываю.

МУЖИК. (машет рукой) Бери!

ЛИСА. Ну, пошли! (уходят)



                Д Е Й С Т В И Е  В Т О Р О Е

                КАРТИНА 5
 
               (Лес, хозяйство Медведя. Первой выглядывает Лиса.)

ЛИСА. (в сторону Мужику) Нету его. Не отставай, шибче иди!

                (Выходит Мужик.)

МУЖИК. Где же сам-то?

ЛИСА. Видать, в малинник ушел. Тебе какая разница.

МУЖИК. И чего теперь?

ЛИСА. Как чего? Проучи варвара!

                (Мужик пинает горшок.)

ЛИСА. И это всё? Он тебе целое поле вытоптал, а ты ему горшок пихнул! Неравноценное возмездие!

МУЖИК. Что ж еще-то?

ЛИСА. Вон рубаха его сушится – порви её!

МУЖИК. (пытается рвать) Крепко сшита, не поддаётся.

ЛИСА. Слабосильный! Давай ты с одного края тяни, а я с другого.

            (Тянут рубаху с двух концов – бельё с треском разрывается.)

МУЖИК. (горестно) Вот, рубаху изничтожили.
 
ЛИСА. Хорошо! Теперь другое его имущество повреди! Улей разбей!

МУЖИК. Да как-то рука не поднимается хозяйство рушить…

ЛИСА. Рука не поднимается! (достаёт дудочку) Послушай, что сиволапый про тебя пел! Отвернись!

                (Мужик отворачивается.)

ЛИСА. (поёт)            Ту-ру-ру, ля минор,
                На расправу буду скор!
                Гляньте вы на Мужика,
                На такого дурака!
                Вот получит тумаков,
                Станет кликать докторов!

МУЖИК. До чего ж обидно! (трясёт пчелиный домик)

ЛИСА. Крышку, крышку сорви! (пинает улей) Вот тебе, Медведище зловредный!

                (Из улья вылетают пчелы, набрасываются на Лису.)

ЛИСА. Ой, батюшки! Ой, матушки! (кидается прочь)

                (Из-за деревьев выглядывает Медведь, Мужик его не видит.)

МУЖИК. (чешет голову) Нет, всё ж-таки нехорошо хозяйство губить. (отходит от улья) А Медведь,
конечно, не прав.

МЕДВЕДЬ. (выходит) Не прав? А почто ж ты, Терентий Кузьмич, собирался меня лопатой убить?

МУЖИК. Как это? С чего ты взял?

МЕДВЕДЬ. Так дудочка волшебная спела.

МУЖИК. Так она и про тебя сообщение сделала!
 
                « Гляньте вы на Мужика,
                На такого дурака!
                Вот получит тумаков,
                Будет кликать докторов!»

МУЖИК. Твои слова?

МЕДВЕДЬ. Не говорил я такого! Мёдом клянусь! Это ты про меня всякое обидное сочинял!

МУЖИК. Так это получается ; она нас вокруг пальца обвела!

МЕДВЕДЬ. Вредить друг дружке подзуживала!

                (Пчелы возвращаются в улей.)

МУЖИК. (смотрит в сторону) Глянь, никак Лиса идёт. Укроемся!

                (Выходит Лиса.)

ЛИСА. Эй, Мужик, ты где?

                (Молчание)

А, Мужик? Я ж тебе велела улей разорить, Медведю отомстить, а ты что?
Да куда ж он пропал-то?  Домой, небось, убежал. А и ну его.  Всё ж-таки хорошо я двух вахлаков обхитрила! Что Мужик, что Медведь – оба глупые! Палочке поверили, а-ха-ха! А я и медок, и ягодки, и хлебушек – всё у них выманила! А главное – денежки!
(поёт)                Обманула Мужика,
                Обманула МедведЯ!
                До чего ж я хитрая,
                Оборотливая!

Стоп! Какая мне мысля-то в голову пришла! А-ха-ха!  Погодите, дурни, я у вас и последнее отниму! (удаляется)

                (Из укрытия выходят Мужик и Медведь.)

МЕДВЕДЬ. Сама призналася в плутовстве! Чего ж она задумала?

МУЖИК. Чего б не задумала, нельзя верить её словам, её наветам!

МЕДВЕДЬ. Ни единому выражению!
 
МУЖИК. Вот что, Михайлушко, не надо нам с ней связываться, тогда и горя нам не будет.


                КАРТИНА 6

       (У колодца сидит Лиса, поглядывает на лес. Появляется Мужик.)

ЛИСА. Куда, Мужик, направляешься?

МУЖИК. Куда надо, туда и направляюсь.

ЛИСА. Постой, погоди.

МУЖИК. Некогда мне с тобой лясы точить (хочет идти дальше).

ЛИСА. (достаёт платок, вытирает глаза) Бедная я бедная! Никто горю моему помочь не хочет! (рыдает) Все мимо проходя-а-ат! Бессердечные-е-е! Равнодушные-е-е!

МУЖИК. (после паузы) Что случилось, Лиса Патрикеевна?

                (Лиса рыдает еще громче.)

Что, говорю, приключилось? Ай заболела? Ай обидел кто?

ЛИСА. Кто меня обидит, тот и дня не проживёт.

МУЖИК. Что ж ты плачешь столь неутешно?

ЛИСА. Всё из-за тебя! А-а-а!

МУЖИК. Из-за меня?! Что ж я тебе сделал?

ЛИСА. Из-за колодца твоего. Говорили ведь – засыпь, засыпь! Так нет!

МУЖИК. Чем же он виноват?

ЛИСА. Наклонилась я, что б поглядеть в него, а грошики мои возьми да просыпься вниз!

МУЖИК. (смотрит) Что-то не видно.

ЛИСА. Очки надень. Под водой они.

МУЖИК. А ты б не наклонялась.

ЛИСА. (неожиданно злобно) А не твоего ума дело! Хочу наклоняюсь, хочу выпрямляюсь! Только теперь должон ты мне деньги вернуть и моральный вред возместить, раз колодец твой!

МУЖИК. Как же я это сделаю?

ЛИСА. Полезай вниз, денежки собери, и мне отдай.

МУЖИК. А назад каким манером?

ЛИСА. Вот верёвка, я тебя и вытащу.

МУЖИК. Может, сама слазишь?

ЛИСА. Я воды холодной боюся. И потом – твоё имущество, твой колодец, ты и полезай.

МУЖИК. Ну, ладно. Держи крепче!

             (Мужик берётся за край верёвки, спускается в колодец.
                Другой конец держит Лиса.)

ЛИСА. Не боись.

МУЖИК. (из колодца) Что-то не видно тут никаких денег.

ЛИСА. (в сторону) А их там и быть не может, вот они здесь, родимые! (хлопает себя по груди) А-ха-ха! (в колодец) Ты лучше, лучше ищи, гляди внимательней, не отлынивай.

МУЖИК. Осмотрел, всё осмотрел, каждый закоулочек.

ЛИСА. Ты руками, руками пошарь!

МУЖИК. Да уж всё обшарил, нет ничего. Давай меня вытаскивай.

ЛИСА. Эх ты, растяпа! Ну ладно, держись крепче.

                (Лиса делает вид, что тянет.)
 
МУЖИК. Что-то я не поднимаюся.

ЛИСА. Весу в тебе много, репы, знать, объелся.

МУЖИК. Ну ты, Патрикеевна, поднатужься!

ЛИСА. (крутит в воздухе концом верёвки) Я и так изо всех сил стараюся.

МУЖИК. Никакого продвижения.

ЛИСА. Я уж из сил выбилась!

МУЖИК. Что же делать теперь?

ЛИСА. Прямо и не знаю… Разве Медведя позвать? Он хоть и дурак, а силушки в нём много! Да только он, небось, еще от обиды не отошел.

МУЖИК. Пожалуй, позови, он отходчивый.

ЛИСА. И впрямь, кто старое помянет, тому глаз вон. Кликну его.
 
МУЖИК. Кликни, кликни, не век же мне тут сидеть.

ЛИСА. (в сторону леса) Эй, Михаил Потапович! А, Михаил Потапович!

МУЖИК. Ты громче, громче призывай!

ЛИСА. Да уж некуда громче-то. (кричит) Эй, Медведь! Оглох, что ли!

МЕДВЕДЬ. (издалека) Чего?

ЛИСА. Чяво, чяво! Ничяво! Иди сюда!

МЕДВЕДЬ. Зачем?

ЛИСА. Затем!

МЕДВЕДЬ. Зачем затем?

ЛИСА. Надо! Говорят тебе иди – значит, иди.

МЕДВЕДЬ. (выходит из леса) Что такое?

ЛИСА. Да иди ж ты быстрее, увалень. Тащится, как не знаю кто.

МЕДВЕДЬ. Что случилось?

ЛИСА. Мужик по глупости своей в колодец упал.

МЕДВЕДЬ. Ах!!! Вот я всегда боялся!

МУЖИК. (из колодца) Что ж ты врёшь, Лиса! Сама ведь просила меня спуститься!

ЛИСА. (Медведю) Я в колодец деньги уронила, а Мужик за ними полез.

МУЖИК. Нету тут никаких денег!

ЛИСА. Там, они, там. (Медведю) Сам погляди.

                (Медведь смотрит в колодец.)

МЕДВЕДЬ. Что-то не видать. Терентий Кузьмича видно, а денег никак не узрею.

ЛИСА. А ты пониже, пониже склонись.

                (Медведь свешивается совсем низко, Лиса подт
алкивает
                его, и Медведь валится в колодец.)

МЕДВЕДЬ. (слышно из колодца) Ой, упал! Здорово, Терентий Кузьмич!

МУЖИК. Здорово, соседушко!

МЕДВЕДЬ. В колодце свиделись. Удивительно!
 
МУЖИК. Да уж, чуднО.

МЕДВЕДЬ. Эй, Лиса Патрикеевна, как же нам теперь быть?

ЛИСА. Не знаю, не знаю. Сами в колодец упали, сами и думайте.

МЕДВЕДЬ. Вот влипли…

МУЖИК. Надо что-то придумать.

ЛИСА. Что тут придумаешь. Значит, судьбинушка ваша такая горькая… Бедные вы, бедные, несчастливые!

МЕДВЕДЬ. Видно, придётся нам помереть в этом колодце (плачет).

                (Пауза.)

ЛИСА. Вообче-то, ежели покумекать, можно кое-что произвести для спасения.

МУЖИК, МЕДВЕДЬ. Что, что?!

ЛИСА. Есть у меня одна мысля.

МУЖИК, МЕДВЕДЬ. Какая, какая?!

ЛИСА. Только вы сначала должны мне заплатить. Мысля-то, она денег стоит.
Деньжата-то, чай, у вас не все перевелись?

                (Пауза. Слышно, как Мужик с Медведем о чем-то шепчутся.)

ЛИСА. Чего шушукаетесь? Или вам гроши несчастные дороже жизнЕй ваших? Так есть у вас деньги или нет?
Коли нет, так я пошла.

МУЖИК. Погоди, кума. Есть несколько…

МЕДВЕДЬ. (вздыхает) Маленько осталося.

ЛИСА. Вот и давайте их сюда.

МУЖИК. Как же нам их тебе передать?

МЕДВЕДЬ. Полезай к нам, мы тебе и отчислим.

ЛИСА. Вот дурак-то! (в колодец) Я вам верёвку спущу, а к концу привяжу платочек.

МЕДВЕДЬ. И что?

ЛИСА. Вот дурень-то! (в колодец)  Вы в тот платочек деньжата ссыпьте, назад к верёвке привяжете,
я и подниму.

МЕДВЕДЬ. Так заодно и нас подыми.

МУЖИК. Михайлушко, она и меня-то не смогла вытащить, а уж двоих и подавно.

МЕДВЕДЬ. А как же ты тогда, Патрикеевна, нас спасешь?

ЛИСА. Пойду отыщу лестницу, спущу вниз, вот вы и вылезете. Только  сначала произведите выплату. Как, согласные?

МУЖИК, МЕДВЕДЬ. Согласные, согласные!

ЛИСА. Ну, тогда держите! (спускает верёвку в колодец). Только что б всё до копеечки положили! А то передумаю! Не люблю обмана!

МУЖИК. Не волнуйся, матушка, всё отдадим!

МЕДВЕДЬ. До последнего центА!

МУЖИК. (Медведю) Какого еще центА?

                (Лиса прислушивается.)

МЕДВЕДЬ. Да тут на днях на базар один мушщина зашел, издалека видно, по-нашему плохо говорил,
а мёд ему понравился.

МУЖИК. И чего?

МЕДВЕДЬ. Буду покупить, говорит, весь твоя меда!

МУЖИК. А что за центЫ-то?

МЕДВЕДЬ. А-а! Это он так наши деньги называл. Аж целых пять центОв отвалил за колоду!

ЛИСА. Вы долго там еще будете болтать? Кладите деньги, а главное валюту! А то у меня уж терпение кончается!

МУЖИК. Всё, всё положили, матушка, подымай!

                (Лиса поднимает верёвку с узелком.)

МЕДВЕДЬ. Довольна твоя душенька? Тогда за лестницей отправляйся.

ЛИСА. Щас, разбежалася. Обманула я вас, глупых! Выманила у вас капитал, так вы мне больше и не надобны.

МЕДВЕДЬ. Как?! Мы ведь тогда пропадём!

ЛИСА. А и пропадите совсем, мне-то что. Тьфу на вас! (плюёт в колодец, уходит).

МУЖИК. Опять провела нас, злодейка.

МЕДВЕДЬ. (плачет) Видать, тут нам и придётся скончаться!

МУЖИК. Не плачь, Михайлушко, авось как-нибудь да спасёмся.

МЕДВЕДЬ. А и правда, Терентий Кузьмич, чего мы печалимся? Видно, я и впрямь глупый. Да ведь мы с
тобой из этого колодца в два счёта выберемся!

МУЖИК. Это как же?

МЕДВЕДЬ. А видишь какие у меня когти острые да крепкие?

МУЖИК. Крепче не бывает.

МЕДВЕДЬ. Вот ;  ты меня сзади обхвати, а я когти свои в брёвна воткну, да как кошка наверх поднимуся.

МУЖИК. Ай да Михайлушко! Ай да Михаил Потапович!

МЕДВЕДЬ. Ну, держись за меня! Поехали!

         (Через краткое время Медведь и Мужик выбираются из колодца.)

МУЖИК. Молодец ты, Медведюшко! Ловко придумал!

МЕДВЕДЬ. Это потому, что ты сказал «авось спасёмся». Это ты молодец!

МУЖИК. (смотрит в сторону) Глянь, Лиса возвращается!

МЕДВЕДЬ. И впрямь!

МУЖИК. Давай спрячемся (прячутся).

                (Выходит Лиса.)

ЛИСА. Да куда ж я её положила? Где-то тут она лежит, моя дудочка. Чай, еще пригодится, дураков-то на мой век хватит. (в сторону колодца) Эй, в колодце! Удобственно сидится?

                (Мужик и Медведь шепчутся.)
 
ЛИСА. Штаны не промочили?

                (Мужик и Медведь выходят из кустов.)

МУЖИК. Спасибо, Лиса Патрикеевна, уже обсохли.

ЛИСА. Ай!!! Как это вы… вознеслися?!

МУЖИК. Мир не без добрых людей. Шел мимо человек да и спас нас, верёвкой вытащил.

МЕДВЕДЬ. Ага, многосильный такой мушщина.

МУЖИК. А мы его рубликом золотым одарили.

МЕДВЕДЬ. В знак благодарения.

ЛИСА. Как?! Значит вы меня обманули? Не все деньги в тряпицу ссыпали? Ах вы бессовестные! Бесстыжие! Бесчестные!

МУЖИК. Мы тебе, Лиса Патрикеевна, всё до копеечки отдали.

ЛИСА. Откуда ж у вас рубль золотой? Говорите правду!

МЕДВЕДЬ. Да вот мы топтались, топтались, только вдруг чую я под лапой что-то твёрдое. Пощупал – нечто железное. Тогда мы с Терентий Кузьмичем поднатужились да и вытащили из ила. Глянули, а там…

ЛИСА. Что, что там?!

МУЖИК. Сундук такой небольшой, железный. И в нём…

ЛИСА. Да что ж в нём, говорите, не мучайте меня!

МУЖИК. Полным-полно золотых рублей.

МЕДВЕДЬ. Ага. Клад называется.

ЛИСА. (падает в обморок) Ах!!!

МЕДВЕДЬ. Ишь, как её снесло от этого известия.

МУЖИК. Ничего, сейчас очухается.

ЛИСА. (поднимается) И где этот клад? Куда дели? Правду говорите, не люблю обмана!

МЕДВЕДЬ. Так когда тот мушщина меня вытаскивал, я по нечаянности  сундучок и выронил. Придётся в другой раз спущаться.

ЛИСА. Эх ты, дубина неуклюжая! (подходит к колодцу, смотрит) Одни потёмки. Ничего не вижу.

МУЖИК. Глаза к темноте привыкнут, тогда и увидишь.

ЛИСА. (наклоняется ниже) Не видно вашего сундучка.

МЕДВЕДЬ. Ты пониже, пониже, кума, склонись.

ЛИСА. (наклоняется ниже) Не могу высмотреть.

МУЖИК. Добавь наклон, он тебе и явится.

                (Лиса наклоняется еще ниже и падает в колодец.)

ЛИСА. Ой, упала! Ой, батюшки! Ой-ёй-ёй! Однако, где сундук-то? Нету тут никакого сундука. Эй вы там, наверху, куда клад спрятали?

МУЖИК. Да не было, Лиса Патрикеевна, никакого клада.

МЕДВЕДЬ. Это мы так пошутили.

ЛИСА. Ах вы, бессовестные! Рожи ваши бесстыжие! Шутники позорные!
Ну-ка, вытаскивайте меня живёхонько!

МУЖИК. Не серчай, Патрикеевна, только нам недосуг. Мне вот репу пересеивать, за семенами идти… Додиес!

МЕДВЕДЬ. А мне улей починять. Лиминор!

                (Расходятся в разные стороны.)

ЛИСА. Мужичок добренький! Медведюшко сердечный! Вытащите меня, несчастливую, из колодца, я вам все грошики возверну! Клянуся!

                (Пауза.)

Ушли, проклятые! Ну, ничего, авось чего-нибудь да придумаю… Эй, в зале! Слышите меня?

                (Дети отвечают.)

Вытащите меня, я вам конфеток куплю! Пряников сладких! Киндерсюрпризов! 
               

                (Дети отвечают.)

Ну, погодите! Вот вылезу, получите вы тумаков! Надаю вам затрещин! Чего?
Как вылезу? Да уж найдётся какой-нибудь дурачок, меня вытащит! Вы меня еще вспомните!


                К О Н Е Ц

                Супонин Михаил Александрович   syponinma@inbox.ru