Место преступления. Лас-Вегас

Юрий Язовских
Американский сериал "Место преступления: Лас-Вегас" (2000-2015, выходил 15 сезонов) отличается от большинства детективных сериалов и художественных фильмов этой тематики своими главными героями – это не детективы и полицейские, а "криминалисты", сотрудники криминалистической лаборатории Лас-Вегаса. Эти люди ищут и документируют улики, с помощью которых очередной кино-преступник сядет на скамью подсудимых.

В реальности, криминалисты - бойцы невидимого фронта, которые лишь помогают полицейским, расследующим преступления, но в этом сериале им дали главные роли и предоставили возможность не просто участвовать в расследованиях, а вести их. Руководитель криминалистической лаборатории, словно комиссар полиции, а его работники как следователи, которые не только вовсю допрашивают подозреваемых и обвиняемых (даже в отсутствии штатных полицейских), но и бегают за ними по всему городу. Это, конечно же, весьма вольная трактовка работы работника криминалистической лаборатории, но на восприятии сериала такой подход не отразился.

"Место преступления: Лас-Вегас" приятно смотреть, хотя это не шедевр, как "Доктор Хаус" и не революционный продукт, меняющий наше представление о телевидении. Достаточно того, что это качественный многосерийный фильм, который подойдет весьма широкой аудитории: и молодежи, и даже пенсионерам (к примеру, моя мама с удовольствием его смотрит). Очень удачно подобраны герои-криминалисты, их помощники - полицейские тоже не сильно раздражают, да и дела, которые расследуют герои, зачастую весьма занимательны. Кроме того, само место действия - Лас-Вегас – имеет особую притягательность для тех телезрителей, которые там никогда не были и вряд ли побывают (таких людей много и в самих США, а у нас – тем более).

Сериал в первые годы имел высокие рейтинги, и от него отпочковались два сериала-клона: "Место преступления: Майами" и "Место преступления: Нью-Йорк". Казалось бы, Майами и Нью-Йорк – места ничем не хуже, чем Лас-Вегас, но эти телепродукты мне не понравились – исключительно из-за главных героев, которые не тянут по сравнению с лас-вегасовскими.

Первые девять сезонов сериал держал на себе Уильям Петерсен, который играл руководителя лаборатории Гилберта Гриссома. Отнюдь не сразу я узнал в нем того актера, который исполнял роль детектива в давнем культовом фильме Майкла Манна "Охотник на людей" (1986), в котором впервые появляется персонаж Ганнибала Лектора.

В том фильме Петерсен мне запомнился, но на большом экране я его больше не встречал – его кинокарьера так и не сложилась. А на телевидении он стал настоящей звездой именно благодаря "Месту преступления". Все остальные актеры сериала подобраны так, чтобы каждый из них был интересен какой-либо части аудитории (к примеру, чернокожим; мужчинам, обожающим блондинок и т.п.), но у всех у них главная задача - удачно обрамлять Петерсена.

Сериал в чистом виде производственный, но, в сущности, все герои просто живут на работе, а их коллектив – это настоящая семья. Гриссом  - глава семьи, героиня Мардж Хелгенбергер – жена (супруги ведь не обязательно должны спать вместе?), полицейский в исполнении Пола Гилфойла – брат, главный патологоанатом – дядя, а подчиненные – дочери и сыновья. Ах, да – есть еще любовница главы семьи... 

Когда Петерсен ушел из проекта во время 9-го сезона, мне подумалось, что "Место преступления: Лас-Вегас" потеряет значительную долю своей привлекательности. Петерсена заменил Фишберн (знаменитый Морфеус из "Матрицы"), который при всей своей звездности все-таки герой совсем другого плана, чем Петерсен. Носорог не может заменить коалу, но и с "носорогом" сериал остался на плаву. Все просто: за предыдущие сезоны зритель по-настоящему привык ко всем второстепенным персонажам, которые с уходом Петерсена вышли на передний план борьбы с преступностью.

Телезрители, подсевшие на этот сериал, сами стали членами семьи дружного коллектива криминалистов Лас-Вегаса. И когда через два сезона на замену Фишберну прибыл крашеный под седину Тед Дэнсон (а Мардж Хелгенбергер заменила чуть более молодая Элизабет Шу), сериал не стал хуже (хотя Шу временами раздражает своими улыбочками), и продержался еще несколько сезонов. Но всему, рано или поздно, приходит конец. И сериал закрыли. Конь захромал – пришлось пристрелить. Таковы жестокие законы телебизнеса.