Коротко о том, почему и зачем страдаем

Вячеслав Абрамов
КАК ЖЕЛАНИЯ ПОРОЖДАЮТ СТРАДАНИЯ
Как бы кто ни стремился ото всего отрешиться, а страдания останутся частью жизни.
Ведь движок жизни – это разные желания.
Каждый чувствует потребность в чём-то больше, в чём-то меньше. Если усугубляется проблема с реализацией какого-то особо ценностного для него желания, человек ощущает страдание, пустоту, вплоть до боли. Пища, нудя мудей, семья – это желания тела, природные инстинкты, присущие и животным. А вот деньги, почёт-признание, знания, стремление к власти, славе, положению в обществе, к знаниям в науке – это чисто человеческие желания.
Источник страдания – невозможность наполнения этих желаний, или обострившийся недостаток. Страдание может быть не только продолжительным или сиюминутным, но общим, коллективным.
Понятно, почему методы избавления от страданий – это весьма востребованная тема. Если бы была методика, позволяющая стать абсолютно счастливыми, избавившись от всех страданий, от самых малых и до всемирных, то наступила бы всеобщая нирвана.
Но не наступает, а получается так, что все пути и попытки избежать страданий заканчиваются неминуемым крахом.
Выходит, что нельзя жить без страданий? С уверенностью можно утверждать, что страдания играют какую-то роль в нашей жизни.
Разбираемся, какую.

ОСНОВА ЖИЗНИ – ЭТО СТРАДАНИЕ?
Что такое стимул? В самом первом и простом значении слова – это палка с острым концом, которой колют животное, чтобы оно шло в нужную сторону.
А не так ли пробуждают и направляют человека страдания?
Получая укол в одно из своих желаний, он пробуждается к действию, направленному на то, чтобы устранить страдание и его источник, или, по крайней мере, отдалиться от страдания, как-то его подсластить.
Выходит, что страдания выполняют весьма важную функцию. Жизнь без страданий вполне могла бы пойти вразнос. И даже получается, что страдания продвигают нас вперёд.
Страдание – это одна из основ ощущения исходя из единства и борьбы противоположностей, и тогда вторая основа – наслаждение. Если бы не было страдания и наслаждения, мы ничего не чувствовали бы.
Проблема лишь в том, каким образом мы достигаем наслаждений и как (и чем) погашаем страдания. Из этой общей проблемы плодятся все прочие проблемы человечества.
Страдая от голода, при получении еды я наслаждаюсь – выходит, что на основе страдания, которое создал во мне голод. Я насыщаюсь, страдание исчезает, а затем пропадает и аппетит, и наслаждение от еды. Таким образом, страдание даже важнее наслаждения!
Ведь оно необходимо для того, чтобы наслаждаться. И как только я насыщаюсь, наслаждение исчезает – и снова приходит страдание, и так во всём.
Человек, который перестаёт ощущать страдания, уже не чувствует никакого недостатка, и уже не имеет желаний, – в результате теряет интерес к жизни и входит в депрессию, увядает физически. Дальше – только смерть: когда перестаём желать вообще, то умираем.
Так приходим к выводу, что именно страдание лежит в основе жизни. Нет страдания – нет ощущений, не испытать наслаждений, и нет жизни. А в жизни всё измеряется по шкале от страдания до наслаждения.

РАСКРОЙ ИСТОЧНИК СТРАДАНИЙ
У страданий есть особая роль в нашей жизни – они нас развивают. За свою историю человечество прошло множество этапов эволюции, развития общества и всё это – никак не вопреки страданиям, а именно из-за них.
И в наше время уже изо дня в день раскрываются всё новые кризисные явления, личные и общие проблемы. Прежде не было таких проблем – и вдруг они затмили все остальные.
Страдания, нравится нам это или нет (по-видимому, нравится, потому что только этим путём следуем), нас продвигают и развивают. Но до какого предела?
Явно негативная сторона страданий в том, что некоторые из них на стороне зла, связаны с насилием и войнами. Этого никак не принять!
Правильная реакция на страдания – прежде всего, понять их цель. Иначе просто уподобляемся животным, которые выживают, избегая желающих их сожрать, но их везде снова настигает страдание. И большинство людей, якобы разумных, так же мечутся по жизни, а в итоге умирают, так и не достигнув ничего хорошего.
Страдание от бессмысленности жизни становится огромным, и это результат нашего развития. Пора раскрыть подлинный, первородный источник страданий и начать его исправлять.
Слово «страдание» происходит из древнего корня *(s)tre, приставочный корень с(со) означает «связь, единство». Основной корень связан с первообразным представлением «трение», «тереть». К этому же корню восходит много современных слов: терпеть, терпкий, терние, торить, стирка, стараться и страда (пора усердных полевых работ). Страдание, старание, сотрудничество – это родственные однокоренные слова, означающие сосредоточенный терпеливый труд. Плоды страданий – это очищение и согревание, чистота и тепло, возвращение к жизни после заразы, болезни.
Страда – это и время жатвы, что в Евангелии несёт особый смысл – как предоставленная возможность, как преддверие спасения.

В ЧЁМ НИКТО НЕ ХОЧЕТ СЕБЕ ПРИЗНАВАТЬСЯ
А в чём же на самом деле заключается цель жизни? Разве только в бегстве за наслаждением, потом от страданий? Как белка в колесе, и так было всегда и происходит сейчас. Какой в этом смысл?
Мы радуемся, рожая детей, а они вырастают и уходят из дома. А если не уходят, с ними идёт локальная война.
Мы столько учимся, чтобы получить профессию, а потом всю жизнь работаем, забывая о духовном развитии, и остаёмся ни с чем.
Человек ищет какой-то компенсации своим непрерывным страданиям. И даже наслаждения стали всего лишь способами бегства от страданий.
Очевидно, что цель жизни совсем не в этом. Так почему мы живём, ради какой цели?
Прежде люди о таком вообще не задумывались. Страданий было не меньше, но не возникало вопроса, зачем жить. Сегодня же этот вопрос мучает даже детей, которым непонятно, зачем учиться, жить как живут их родители.
Люди ищут острых ощущений, рискуют, чаще всего от того, что просто не знают, чем ещё занять себя, какие еще «наркотики» принять, чтобы не чувствовать страдание. Но страдание всё равно приходит.
Страх страдания удерживает нас в жизни, ведь мы боимся смерти и вкладываем много времени и сил в то, чтобы как-то отдалить её от себя. Хотя в конечном итоге соглашаемся с неизбежностью и покорно отдаемся течению, пока не умираем.
И для большинства самое большое страдание в том, что не чувствуешь себя хозяином своей жизни – от всего зависишь. Но сейчас никто не хочет признаваться в этом. Как и в том, что он не знает, зачем живет, какая в этом польза.
Поэтому молодые люди не хотят жениться, рожать детей, получать профессию, а тянутся к одурманивающим занятиям, и самое плохое – к наркотикам. Зачем тогда гнаться за чем-то пустым и нестабильным, не проще сразу принять таблетку? Такой подход убивает человека.

КОРОТКО, КОРОТКО… А ПОЙМУТ ЛИ ЛЮДИ?!
Итак, мы дошли до того, что всё, чего человечество добилось, они добилось благодаря страданиям. Можно конечно сказать, что всё наоборот: вопреки страданиям. Но всё же страдания – они впереди, если бы их не было, не от чего было бы убегать, и нечего было бы преодолевать.
А раз всё развитие шло за счёт страданий, то надо не поносить их, а ценить. И не подавлять их и всячески глушить, а правильно использовать.
Правильное управление страданиями и их наполнение в каждое мгновение – это двигатель правильного развития.
Главная и непреходящая цель – выяснить источник страданий, их функцию и научиться их правильно использовать во благо. Мы же научились использовать страдание только в упокой.
Источник страданий – это основа всего творения. Страдания созданы светом, высшей силой, которая желает наполнить творение наслаждением, а потому ведёт и развивает его.
Но мы способны развиваться только посредством страданий, которые в конце концов приводят нас к вопросу о смысле жизни.
Решая для себя этот вопрос, человек должен подняться над телесными наслаждениями: пищей, сексом, семьей, деньгами, почётом, знаниями и понять, что существует совершенное и вечное наполнение. Тот самый свет, который создал страдания, теперь их наполнит.
Неважно от чего мы страдаем, любое страдание – это недостаток наполнения. Поэтому такое распространение получили наркотики. Ведь желаний стало так много: человек хочет и того, и другого, и третьего, - а возможностей нет, и часто – сил нет. А приняв наркотик, он уже ничего не хочет, ему удаётся обмануть, заглушить страдание. Но наркотики просто искажают восприятие и отключают разум через возбуждение рецепторов в мозгу.
Тогда как высший свет, наполняя желание, увеличивает его, и заставляет хотеть всё больше и больше, чтобы достичь совершенного и вечного наполнения. Понятно, что у высшего света «даже мысли нет» предлагать какое-то материальное наполнение, высший свет для нас – это Дух.
Нельзя и не получится отменить страдания, но можно исправить себя так, чтобы страдание и свет работали вместе. Если просто наполнить страдания каким-нибудь эрзацем или иллюзией, только чтобы погасить, то раз за разом, в череде разочарований можно потерять все желания и интерес к жизни.
Ведь хорошие родители заботятся о том, чтобы у детей были сильные и правильно направленные желания, стимулируя их наказаниями и подарками. Все ведь знают: если перед едой разжечь свой аппетит, то еда принесёт наслаждение. То есть правильное использование страдания – когда пользу, когда приносит наслаждение.
Правильно использованное страдание поднимает нас вверх, и там вместо земной смерти мы находим вечную жизнь.
Можно только зыбко надеяться, что люди наконец-то поймут, какие возможности им открываются.