Тётя из рода Тарасенко

Петр Панасейко
   
         

                Открывая свой фотоальбом ,  я каждый раз внимательно вглядываюсь в лица своего прадедушки Тарасенко Саввы Григорьевича и прабабушки Марины Кононовны. Вырастили они  пятерых детей: четырёх дочерей и сына. Уходя на фронт, он, Иван Саввич, оставил дома двух своих несовершеннолетних детей: дочь Галю и сына Юлия. Увы! Увидеть их после войны ему не довелось: пал смертью храбрых на полях сражений. Не «повезло» дожить до сегодняшнего дня и Юрию Ивановичу, проживавшему в Одессе, у которого я гостил в сентябре 1989 года, будучи в городе по туристической путёвке. Когда  жил на Украине, то бывать в этом прекрасном приморском городе мне не приходилось, зато  Запорожье посещал много раз.  Там до сих пор живёт Галина Ивановна Лелюк (Тарасенко) – моя тётя.

             Родилась она восемьдесят восемь лет назад на Украине в Запорожской области, в селе Туркеновка Гуляйпольского района. Село потом переименовали в Новосёловку, а последние пятьдесят лет оно носит название Малиновка. В раннем детстве лишилась матери. Вскоре началась война, отец, как сказано выше, ушёл на фронт. Обратно  не вернулся. Сироту Галю забрали к себе на воспитание  дедушка Савва Григорьевич и бабушка Марина Кононовна. Жили они все в Ново-Златополе.

            До сих пор тётя Галя с особой теплотой и благодарностью вспоминает своего дедушку Савву за то, что он  занимался с ней в школьные годы, ибо считает не без основания, что только благодаря ему  она окончила школу с отличием, а после, в 1944 году,  очень легко поступила в транспортно-фельдшерскую школу города Запорожья, окончив её в 1947 году. Когда поступала -  шли ещё бои Великой Отечественной войны, закончила обучение - наступило тяжёлое послевоенное время. Трудно передать, что испытала несовершеннолетняя сирота в те годы.


           Когда тётя выходила замуж за Якова Лелюка, то, думаю, мало себе представляла, что  придётся поездить по «белу свету». Он - военный лётчик. До сих пор моей любимой  является песня «Обнимая небо». Слушаю её часто и вспоминаю дядю Яшу.
 
           Когда же  слышу в исполнении Яна Френкеля другую прекрасную песню, где есть такие слова:
                « Ну что тебе сказать про Сахалин?
                На острове нормальная погода.
                Прибой мою тельняшку просолил
                И я живу у самого восхода»,- то только улыбаюсь. Не такая уж она на острове  «нормальная». Но деваться было некуда: в армии приказы не обсуждают, их выполняют. Сейчас, открыв свой атлас, я смотрю на  Сахалинскую область, расположенную на одноимённом острове, и думаю: я бы, наверное, не выдержал там и месяца, а они прожили несколько лет. Как пели когда-то: «Вода, вода, кругом вода». Тихий океан, конечно, своими волнами остров не омывает, но от этого ни столько не становится менее страшно. Волны Охотского моря и Татарского пролива, а также трёх заливов всё равно «спать спокойно» не дают.

                Нашёл я на атласе и Кубинку, что в Московской области. Туда тоже их забросила «лётная» судьба.

                Когда дядя Яша вышел в отставку, семья поселилась в Запорожье. Это не просто так. Выбрали они этот чудесный город «за порогами» не совсем случайно:  оба родились Запорожской области ( он - в  селе Любимовка, если не ошибаюсь). Тётя Галя так и продолжала работать медиком, а дядя Яша, окончив техникум, пошёл работать на завод. Жили дружно, воспитали двух сыновей Сашу и Валеру. Вот только судьба у первого оказалась нерадостной. Говорят, «врагу не пожелаешь», когда родители хоронят своих детей. Тёте Гале пришлось это сделать. После похоронила и  мужа.
               
                Такая судьба её не сломила, она продолжает жить, приближаясь  к своему 90-летию, живёт  за себя, мужа и старшего сына. Её бабушка Марина была долгожительницей, перешагнув 90-летний рубеж. Мне очень хотелось бы, чтобы тётя последовала её примеру. Она не одинока: в городе живёт  младший сын (мой троюродный брат) Валера с женой Инной, сыном Денисом. Но, кажется мне, больше всего желание жить вызывает у тёти появление в  квартире правнучки Маргаритки, этого маленького чуда.
               
                Пишу эти строки, а память невольно переносит меня  во вторую половину 1960-х годов. Сижу я в гостях у тёти Гали, она приходит с работы и приносит очередной том А.С.Макаренко.  «Педагогическую поэму» я прочитал «залпом». Книг они покупали много. Ещё бы, семья интеллигентов. Может поэтому и сыновья  получили высшее образование, являясь начитанными людьми. Саша пошёл по стопам папы, став инженером, а Валера – мамы, став медицинским работником.
               
                Жили они тогда в хорошем месте, на улице Панфиловцев, недалеко от проспекта Ленина, ныне Соборного. К Днепру ездили по проспекту на трамвае. Купание в реке мне помнится до сих пор. Как и просмотр фильмов прямо во дворе дома. Смотреть их ещё лучше, чем в летнем кинотеатре, в котором мы тоже бывали.

                Однако лучше всего запомнилось мне посещение тёти, когда с района меня отправили в область на операцию. Учился я тогда в шестом классе. После операции мне предложили два варианта: остаться в больничной палате, или  ходить ежедневно в больницу на процедуры. Врача устраивали оба,  меня - только один: я страшно не любил больничные палаты. Этот вопрос врач решил передать на рассмотрение тёти Гали, коллеги по медицине. Можно представить, с каким нетерпением я ждал вечером её появления. Без лишних слов, она забрала меня к себе домой. Прошло столько лет, а я не могу забыть тот спасительный для меня  благородный её поступок.

              Об  Интернете тогда никто не слышал, по телевизору не всегда показывали интересное, тем более для нас, школьников.  Но я не скучал, оставаясь один в квартире: читал книги, слушал грампластинки. Сегодня, через десятилетия, доносится до меня голос Юрия Никулина: «А нам всё равно, а нам всё равно, хоть боимся мы волка и сову».

           После отъезда в августе 1971 года в Россию, мне довелось побывать на Украине в родных местах только однажды: в мае 1991 года. К огромному сожалению, застать дома тётю Галю и дядю Яшу, которые к тому времени проживали уже на улице Кремлёвской,  не удалось. Они находились на даче. Но переписка по почте  продолжалась до тех пор, пока в 2012 году у меня не появился ноутбук с Интернетом. Отныне связь с тётей поддерживается через Валеру. За что ему огромное спасибо. Не надо ждать как раньше неделями, пока наши письма ходят туда-сюда. Электронная почта надёжней почтовой и, как поётся в известной советской  песне, и «телефонной связи».

             Как прекрасно, что тётя Галя, как и моя мама (двоюродная её сестра), являющиеся внучками их бабушки Марины, дожили до этого «чуда техники». Даже не представляю, что об Интернете сказала бы сама моя прабабушка Марина? Но что-то сказала бы. Это - точно! Она была весьма разговорчивая.

16 июля 2016 г.

На фото: Лелюк Галина Ивановна

PS от 20 мая 2018 года:

      Печальную новость я получил сегодня по электронной почте из Запорожья от моего троюродного брата Лелюк Валеры. Вчера, 19 мая, в 15-00 часов, в возрасте 89-ти лет (до своего 90-летия - 16 июля - не дожила немножко) умерла его мама, а моя любимая тётя Галя. Пусть земля ей будет пухом! И Царство её Небесное!