Балино правило

Ольга Душевина
    
     Я открыла дверь нашей квартиры как обычно, расческой. Квартира у нас коммунальная, на четыре семьи. Поэтому замок настолько стерся, что его можно открыть любым плоским предметом. У меня это расческа, брат Вадька открывает дверь любой попавшейся под руку палкой, предварительно ее обкусав. Сосед дядя Валера – ногтем большого пальца. Все остальные пользуются ключами. Есть же правила! Хотя часто дверь вообще бывает не заперта. Нас, детей, в квартире живет много, мы шныряем туда-сюда «на дню по сотни раз», как говорит Баля. Поэтому проще ее вообще не закрывать. Часто так и делается. Дом у нас старый, «сталинских времен», и зимой открытая дверь не впускает холод, так как его нет в доме. Чугунные батареи шпарят "будь здоров".
     Я всегда ношу с собой расческу или прячу ее на лестнице. Чтобы не потерять ключи. Другие ребята держат их на веревочке на шее, и таких мальчишки дразнят коровами с колокольчиками. А я не хочу, чтобы меня дразнили еще и по этому поводу. Другие поводы они и так находят. Например, за розовые «бананы». В прошлое лето были модны такие хлопчатобумажные брюки. Мама отказалась мне их покупать. Сказала, что девочки должны ходить в юбках. Но я подозреваю, что не было лишних денег. Тогда я нашла кусок завалявшегося ситца, помахала им перед Балей, она отмахнулась от меня, как от назойливой мухи, споря с соседкой. Получив такое разрешение (я пользовалась таким способом не раз), я раскроила ткань и сшила две трубы-ноги. Пояс, это самое сложное, пришивала потом мама, не пропадать же материалу. Еще у нас во дворе были в моде дневники-анкеты. Там мы писали с девчонками разные вопросы, а потом друг у друга в анкетах на них отвечали. В моей, помимо прочих, был очень серьезный вопрос: что такое самостоятельность? Я мечтала, чтобы моя анкета попала в руки Алешки Петракова из соседнего подьезда. Тогда бы он увидел, какая я интересная, и обязательно влюбился бы в меня. Мечта моя сбылась наполовину. Анкета попала к нему в руки, но на вопрос о самостоятельности он написал: ты очень самостоятельная, сама шьешь себе розовые бананы. Я была разочарована. Во-первых, вопрос был вообще о самостоятельности или, в крайнем случае, о его самостоятельности, про свою я и так все знала. Во-вторых, бананы были оранжевые, а не розовые. В третьих, он не отобрал у меня анкету в честном бою, как того требовали правила, а воспользовался услугами моего младшего брата, который просто вынес ее из дома. А так неинтересно.

     Распахнув дверь, я пробежала через общий коридор, завернула направо, к нашей комнате, бросив взгляд налево, в сторону кухни: дома ли Баля? Баля это наша с Вадькой бабушка, мы ее вообще-то зовем бабулей, но сокращенно получается Баля, как имя. Хотя зовут ее Мария Петровна. Помню, наш сосед, Сашка Кабанов, долго этому удивлялся, так как думал, что Баля – это сокращенное Баба Валя.
     Баля была дома, хлопотала у нашего стола на кухне. Улыбнувшись и в точности зная наш будущий разговор, я влетела в нашу комнату и с порога закинула тяжелый школьный портфель в дальний угол. Им, как всегда, оказалась часть нашей 15-метровой комнаты, занятая моей кроватью. Вадька называет ее попадьевой, имея ввиду ее убранство. Три подушки лежат друг на друге, а четвертая сидит на них, поджав два уголка. И сверху тюль. Сейчас это просто тюль, а раньше это были длинные волосы прекрасной принцессы, которую все время спасает от всяких бед Вадька-милиционер.
     Портфель пролетел над горой подушек, слегка подпортив прическу тюлю.
- Баля, а есть поесть? – заорала я, радуясь привычной домашней обстановке.
- Суп молочный и винегрет, - Баля любит простую еду. А может, просто привыкла к ней. Всяких излишеств не было в ее послевоенной жизни, она часто рассказывала нам о ней.
- Что?
- Суп молочный и винегрет!
- Чего-чего?
- Ой, да отстань! Иди сюда и увидишь.
- Баль, а мама где?
- На работе, где ж ей быть?
- А ты? – я люблю приставать к Бале с дурацкими вопросами, потому что она всегда на них отвечает.
- А что я? Эйх, господи, я уже свое-то отработала.
- Где?
- На фильтрах, где же еще.
     Фильтрами моя бабуля называет станцию очистки воды. Один раз она взяла нас с собой туда, и, увидев кипящую яму воды, я потом долго переживала, когда она уходила туда «в ночную». Бабуля имеет 4 класса образования и с гордостью декламирует стихотворение на немецком: тынте фэдер унд папир… В конце срифмовано: пионир. Вобщем, про пионера, у которого есть бумага и ручка, или карандаш. И он, наверное, пишет сочинение. Я не люблю писать сочинения. Там надо высказывать свое мнение, а я стесняюсь. Поэтому бегаю в библиотеку, беру там критику на произведения, перефразирую мысли и получаю 4/5. За изложение 4, а за грамотность 5. Чтобы получить первую оценку 5, надо излагать свои мысли, а у меня хорошо получается только спорить с бабулей. Эти споры - наше любимое занятие, когда ничего другого не приходит на ум. Вадька еще любит Балю рассмешить, чтобы она «тряслась».
     Бабуля тянется к знаниям. Прячет в ящиках стола бумажки с трудными словами. Помню, как она учила меня: в слове «территория» двойная согласная повторяется в начале, а в «искусстве» - в конце. Вообще-то я имею врожденную грамотность да еще учусь на отлично, но бабулино правило помню лучше других.

     Тем временем я уселась за стол.
- Баль, хлеба дай!
Она отрезала кусок от белого «кирпича», бормоча под нос:
- Эйх, господи, вот ведь неделухи, возле куска хлеба помрут…
- Почему, Баль?
- Отрезать не сможете.
- Мы отломаем! – я совершенно не понимаю этот укор, так как самим на кухне нам ничего не дают делать. Тараканы! Надо сначала помыть, не трожь! – так говорит мама или бабушка, когда мы проявляем самостоятельность. Что же это такое, самостоятельность? Все-таки хороший вопрос я написала в анкете.
- Мое дело на кухне вот теперь, с вами… - продолжила бабушка незаконченную мысль.
- А у нас какое дело? – мне, как всегда, было интересно с ней поговорить.
- А ваше дело хорошо учиться, а потом жить правильно.
- Баля, а как это – жить правильно?
- Ну как-как, честно и порядочно. По правилам.
- Баль, а нам в школе другие правила дают: а плюс б квадрат равно …
- Вот и хорошо, - перебила меня Баля. – Сначала эти правила…
- А потом твое?
- А потом мое, - Баля вздохнула.
Вошла соседка, тетя Люда, и перебила наш разговор:
- Марь Петровна, дежурство сегодня вам сдаю.
- Сдавай, сдавай, только Валерке скажи, чтоб в туалете не курил, дети же…
- О! Это ты ему сама говори, ему хоть кол на голове теши! Кулек с дустом! – тетя Люда всегда выражалась еще более загадочно, чем бабуля, хотя была моложе моей мамы. Может, у нее тоже была трудная жизнь?

     ***

     Однажды я пришла из школы, а Бали не было. Как потом оказалось, мама ее срочно послала за помидорами по 14 копеек за килограмм, в овощном магазине напротив. Я ждала ее, маялась, уроки не делались и гулять не хотелось. Мне нужно было, чтобы она привычно хлопотала на кухне и спорила с соседкой. А потом просила достать ей со шкафа капли от давления. Они хранились там, чтобы не попадаться нам, детям, на глаза.
     Вдруг я увидела ее в окно. Она стояла на противоположной стороне улицы и смотрела на меня. Я помахала ей рукой. Не получив ответа, я надышала на окно и написала, учитывая, что она будет смотреть с другой стороны: йомод иди. На что я надеялась, ведь мы жили на 4 этаже сталинского дома и сувенирные машинки, которые мы бросали с чердака, разбивались так, что мы не могли найти от них детали… Высоко... Она все стояла и стояла, и смотрела … на дом. Я это поняла, она мне говорила, что с восхищением смотрит на дома старой постройки, удивляясь сложной архитектуре. А может, она думала, что он очень старый, и сроки его сочтены. Как и ее.

     ***

     Мне кажется, что человек, который уже недалек от своего последнего часа на этой земле, начинает замечать то, что никогда не интересовало его раньше. Когда он был занят жизнью, молодостью. Подходя все ближе к своей черте, он старается рассмотреть все получше, вдуматься поглубже, заметить, вникнуть… Чтобы взять это с собой. Все-таки, неизвестно, что там ждет, и будет хорошо, если будут рядом знакомые вещи. Пусть даже просто в памяти.
     Наверное, у Бали был тогда как раз такой день. Мне, помню, стало грустно от сознания будущей невосполнимой потери. С другой стороны, я знала, что не останусь одна. Со мной всегда будет Балино правило.

16.07.16г.