Н. А. Макаровец глава 1 детство часть 1-14 школьны

Дудко 3
Николай Макаровец, живя в Кролевце, учился в разное время – в трёх школах: № 1, № 2 и № 5.
На каждой из этих школ установлены мемориальные доски.
На снимке – доска, установленная на школе № 5.



НИКОЛАЙ  АЛЕКСАНДРОВИЧ  МАКАРОВЕЦ

ГЛАВА 1  ДЕТСТВО

ЧАСТЬ 1-14  ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ



На фотографии мемориальная доска, установленная на школе № 5.

В этой школе учились известные люди Украины.

Здесь учился в 1934-37 гг. выдающийся украинский писатель и переводчик Николай Лукаш.

 В 1953-64 годах учился Борис Иванович Черняхов - доктор философских наук, профессор, академик высшей школы.

 Учился в 1949-56 гг Макаровець Николай Александрович - доктор технических наук, профессор, академик Российской Академии ракетно-артиллерийских наук.

Знаменитый маршал авиации Иван Никитович Кожедуб в марте 1954 и 1959 годах встречался в школе с коллективом учителей и учащихся.


Спустя много лет Николай Александрович так вспоминает о школьных годах…


-  Отец, вернулся с фронта живым. Понятнее была послевоенная разруха и бедность. Бедность одна на всех.

 Мы все тогда жили примерно одинаково, что семья секретаря райкома, что семьи рабочих… Никто особо не выделялся…
Дети секретаря обкома партии и дети рабочих - все голодные.

 В школьных классах лишь 30% полных семей. А учились все здорово, понимая, что из этой нищеты, плена малых городов, не имеющих промышленности, можно вырваться, только получив высшее образование.

 В технические вузы конкурс 12 - 15 человек на место был нормой.
Мы страстно хотели учиться, понимая, что это единственный выход вырваться из плена жизненных неурядиц.

 Я навсегда сохранил память и верность Кролевецкой школе № 1, где был секретарем комсомольской организации, окончил школу с медалью и вот уже почти 50 лет бываю там ежегодно. Шефствую в память о моих родителях-учителях над одним из младших классов.

 В этой школе учились три Героя Советского Союза и я – Герой Российской Федерации. В нашу честь открыты мемориальные доски.


Да, учился Николай в эти скудные послевоенные годы не за страх, а за совесть, понимали, что это — самый верный способ вырваться из бедности и провинциального захолустья.

Ещё в юном возрасте Коля пытались записаться во взрослую библиотеку.

- Да, мне сначала отказали, а увидев настойчивость, библиотекари уступили: «Стихотворение выучишь - запишем».

Я отбарабанил его по  пионерски здорово и получил право читать взрослые книги.


Война отрицательно сказалась не только на экономике, но и на всей социальной жизни. Например, в 1945 году число учащихся в школах района было вдвое меньше, чем в 1940 году. Испытывался недостаток учителей, школьные здания почти не ремонтировались и плохо отапливались. Но патриоты-учителя делали все возможное и невозможное, чтобы сохранить школы, оказывали помощь нуждающимся детям, вместе со школьниками работали на колхозных полях и ремонтировали школы.

Дети стремились к учёбе, напитывались знаний, а город зализывал раны, нанесённые войной.

Коля рассказывает…

- В 1959 - м году отца опять призвали в армию, повысив в звании, - он занимался строительством оборонных объектов.

Тамара Юрьевна главным образом, была с ним, а я жил в Кролевце.

«Дядькой» при мне была двоюродная сестра Мария, а родными стали дом деда по линии приёмной мамы – Юрия Михайловича Суворова, дом мамы и школа.
С мамой, сёстрами и братом я сохранил тёплые отношения.

Брат Тамары Юрьевны – Саша и его жена Оля стали мне близкими людьми.

Жизнь рано научила меня самостоятельности. Живя в частном доме, нужно было уметь всё, что необходимо для ведения натурального хозяйства.

В школе был лидером. Учёба давалась легко.

Через всю жизнь я пронес благодарность талантливым педагогам – директору школы Михаилу Игнатьевичу Сереженко и клвссному руководителю Марии Ильиничне Грищенко.

Школе я всегда оставался верным, не пропускаю встреч выпускников с учителями.
Педагоги окружали меня всё моё детство, и уважение к учёбе, науке, можно сказать, отложилось на генном уровне.

Так что думаю, не случайно я стал заведующим кафедрой в университете и люблю работать с молодёжью.

С наступлением мирной жизни у меня появились постоянные обязанности: пасти корову, сажать и копать картошку, плести корзины из прутьев для продажи на рынке.

В этот период государство обложило налогом каждую яблоню, всю живность, начиная с коровы и поросёнка и кончая курицей, что не оставляло средств существования для семьи. Поэтому приход сборщика налогов всегда ожидался со страхом и тревогой.

В 1946 году я пошел учиться. Школа была размещена в доме помещика Грудзинского.
Помню, что не было одежды. Их маминой юбки мне были сшиты штаны. От зимнего холода меня спасала солдатская телогрейка, вместо портфеля – тряпочная сумка.
Каждая тетрадь, каждый карандаш были большой радостью и бесценным подарком.

Любимыми праздниками были Троица, Рождество и Новый год.

На Троицу стены в доме украшались ветками липы, пол покрывали листьями аира, а дети лакомились корнями этого растения.

Рождество отожествлялось с колядованием, когда в каждом доме взрослые запасались сахаром, семенами, пряниками, бубликами и щедро делились с ребятишками.

В канун Нового года в каждом доме занимались изготовлением елочных украшений из подручного материала. И ёлка с этими простенькими игрушками была бесценным символом праздника.

Вот такое детство было у меня и моего поколения. Оно научило нас противостоять неудачам и трудностям, подсознательно понимать, что только учёба, знания, помогут выйти из плена нищеты.


Итог закономерный — школа окончена с золотой медалью…
 И все дороги открыты — Москва, Киев, Ленинград… Но оказалось, - Тула.