Встреча с профессором Лейпцигского университета

Иван Краснов 2
   
Продолжение   заметок   «Встречи  в  пути».

Весной  1967  года   я  был на  сборах   идеологических  работников   Группы  войск  в  Потсдаме. Эти  сборы   запомнились  мне   интересными   встречами  офицеров   с  руководящим  составом  Германской  Демократической  республики,  руководством   нашей   группы  войск.   Я находился    под  впечатлением  выступления  секретаря  ЦК СЕПГ,  правящей  партии  ГДР   по  экономике.   
Это  был  довольно-таки  интересный  мужчина  лет  сорока  пяти, он закончил  в   Москве  Высшую  партийную  школу  при  ЦК КПСС,  женился   на  русской  девушке.  Как  он  рассказал,    у него  была   смешанная     семья. Когда  они   смотрели  футбол  между  командами  СССР  и  ГДР,   то  одна половина  семьи  болела  за  советскую  команду,    другая - за  немецкую.

Секретарь  ЦК  партии   свободно   говорил  на  русском  языке,   грамотно  и  эмоционально.  Он  критиковал  нашу  страну  за  то,  что у нас  не  разрешалось  иметь даже  мелкую   частную   собственность;  все сферы  экономической  деятельности  были  в  руках  государства. В  Германской  Демократической   республике  разрешалась  частная  торговля,    работали  частные  рестораны,  кафе,   ателье,     жены  советских    офицеров   и   старшин    предпочитали  в  сложных  случаях  обращаться    к  немецким  платным врачам.  Наши   офицеры  нередко  заходили в кафе  выпить  так  любимое  немцами   пиво  и  закусить  сосисками.   Частная    сфера  обслуживания  в  Восточной  Германии    успешно  конкурировала  с  государственной.            

Перед   идеологическими  работниками  группы  войск  в  Потсдаме  выступил   и  посол Советского   Союза в ГДР П. Абросимов.  Он  довольно  глубоко  обрисовал  международную  обстановку:  положение  дел  в  Европе  было  очень  сложным,  холодная  война шла   полным ходом.      Агрессивный  блок НАТО   и в  первую  очередь  США    довольно  часто  совершали  агрессивные  выпады   против  наших  войск.

На  территории  ГДР  в  группе  войск  дислоцировались  закаленные  в  боях  с  немецкими  агрессорами  в  Великую  отечественную  войну   гвардейские  армии  и  дивизии.  Так ,  я  служил  в   8-й  гвардейской   общевойсковой  армии,  бывшей  в  годы  войны  62-й    гвардейской, защищавшей  Сталинград;   командовал  этой  армией   прославленный    генерал  Чуйков  В.И.   Это  за  него  на  приеме   командующих  фронтов и  армий  в  честь  великой  победы    И.В. Сталин   дважды   провозгласил тост. Эти прославленные  дивизии  и  армии  стояли  на  передовом  рубеже  социалистического  лагеря  в  Восточной  Германии.  О  героическом  пути    соединений   и  частей     знали  не  только  наши    военнослужащие,  но  и  наши  противники  из  блока  НАТО.
Интересный  случай   произошел  в Доме  офицеров   Потсдама  во  время сборов   идеологических  работников  Группы  войск.  В один  из  дней,  когда  у  офицеров  был   обеденный  перерыв,  часть  участников  сборов после обеда  в     фойе   обсуждали  выступление  Главнокомандующего  ГСВГ.

В это   время    к  офицерам  подбежала  плачущая   немецкая    девушка    и  чём-то  умоляюще  просила    ей  помочь.  Среди  офицеров  нашелся офицер, который  хорошо   знал немецкий язык.   Девушка  хотела   обратиться  к   Главнокоманующему  за помощью    в  её  беде.    Дело в том, что её  жениха,  советского   старшину-контрактника,  музыканта  группового   оркестра отправят   из  ГДР  в  Союз,  а она  беременна,  они ждут  ребенка.   
Мы  знали,  в  группе  войск  был  установлен  порядок - за  связь  с  немецкими  женщинами,   военнослужащих  в  срочном  порядке  отправляли в  Союз.  Офицеры  управления  помогли  немецкой  девушке  встретиться  с  советским  военноначальником,   и он   помог  оставить  её   жениха   в  группе  войск.

О  всем  услышанном на  сборах  я  размышлял, строил  план  своих  выступлений  перед   военными  и  служащими  гарнизона,  подходя  к  поезду   Берлин-Лейпциг.Поднявшись в  вагон,я  постучался в свое купе и открыл  дверь.

Каково  же было  мое  удивление, когда  в  купе  я  увидел  одиноко  сидящую  симпатичную  блондинку с  короткой  стрижкой, широко  открытыми  голубыми  глазами ,   приветливой   улыбкой  и с  книгой  в  руках. Хочу  сразу  отметить, что  в  Германии  я   встречал  мало  красивых  женщин;  немецкие  мужчины  внешне гораздо   интереснее.   Может  быть, я  и  ошибаюсь.  Но  за  время  моего  пребывания  в  Германии  я  мало  встречал   красивых   женщин.  Поэтому    моя  соседка  по  купе    удивила  меня  своей  красотой.  Я  поздоровался  по-немецки  и  попросил  разрешения    сесть. Она  мне на  чистом  русском  языке  ответила: - Пожалуйста, садитесь. - Вы  русская? - Нет, я немка.  Я – профессор, преподаю  русский  язык  и   литературу   в  Лейпцигском  университете , зовут  меня Анна.  - Иван   Иванович - представился  я.

В    лице  Анны  я  увидел  черты,   которые  выдают  её  российские  корни.    Анна была  похожа на  одну  их  красивейших  артисток  Франции -  Марину  Влади;  ведь, у Марины  тоже были   российские  корни.   Я  сказал  Анне, что она похожа на Марину Влади. - Вы не  ошиблись,  Иван  Иванович, - ответила  на мой комплимент  Анна, - моя  бабушка  и  дедушка  выходцы  из  России, уехали  из  страны  в  1922  году,  так  что  я  имею  прямое  отношение  к  русскому народу.   

Между  нами  как-то сразу   возникли  доверительные    отношения.   Аня  вела  себя  довольно  непринужденно.  Чего  греха  таить,  женщины-педагоги, да  еще    ученые     носят   маску  некоторого  высокомерия  и  надменности.  Эту  маску  они  надевают на  себя  при  длительной  работе  с  молодежью  и не  снимают  даже    при  общении  и   с  другими  людьми.

Я  рассказал  Ане,  что  я  был  в  университете   Лейпцига   год  назад   на  кафедре экономики  современного   социализма,  хотел  поступить  в  заочную    аспирантуру.  Меня   убедил  в   этой  фантастической   идее  мой  бывший  научный  руководитель в аспирантуре  экономического факультета Ленинградского    университета   профессор  Пешехонов  В.И.   Об  этом  эпизоде  в   жизни  я  уже  писал  в  своей   повести  о   службе   в  группе    советских  войск. Очень  хорошо,  что я  скоро  понял  всю несбыточность  идеи  учиться  в  заочной    аспирантуре   Германии при  недостаточном знании  немецкого  языка. Моя  любовь  была  давно  отдана  литературе  и  истории,  я  успешно  впоследствии  осуществил  свою  мечту   в   Военно-политической  академии  им. В.И. Ленина;  закончив  адъюнктуру и  защитив   диссертацию,   я  получил  ученую  степень  кандидата  исторических  наук.

Постепенно  наш  разговор  перешел на  русскую   литературу.   Анна       показала   глубокие знания  русской и  советской   литературы.  Она   училась  в  аспирантуре  Ленинградского   университета   им. А.А  Жданова  на  филологическом  факультете  и  защитила   диссертацию   по   творчеству   Ф.М.  Достоевского.В  свою  очередь  я   рассказал, как  одно  время  так  увлекся    творчеством  Лиона Фейхтвагнера  после  прочтения  его   романа   « Братья  Лаутензак»,   что   за  короткое  время   перечитал  романы «Гойя», «Безобразная герцогиня», «Испанская баллада» и   другие   произведения    этого выдающегося  писателя.   

- А  каких   немецких   писателей   и  поэтов   Вы  еще  знаете,  и  кто  из них    вам    понравился  больше  всего? - Мне  очень    нравятся  произведения  Гете,  конечно,  в  первую  очередь «Фауст».   Эта  трагедия  давно  и  прочно  вошла в перечень лучших произведений  всего  мира.  Я  давно  интересовался   биографией  Гете,    слушая  знаменитую  арию  Мефистофеля  «Люди  гибнут за  метал,   люди  гибнут  за  метал» в  исполнении    Федора  Ивановича   Шаляпина.   Знаменитый  поэт  Германии  хорошо  вскрыл  всю  пагубность   алчности  людей до  денег.               

Как-то, отдыхая  в  военном  санатории  Тульской  области,  я попросил  заведующую  библиотекой  дать  мне   что-нибудь  интересное  из  жизни  великих   писателей  и  поэтов  прошлого  века.   Валентина  Ивановна   (так  звали  заведующую)  принесла  мне  из  хранилища    небольшую  книгу    о  жизни  и творчестве   великого   И.Гете.  Я  прочел  или  вернее  « проглотил»  эту  книгу  буквально  за   несколько  часов.   Возможно, факты  из жизни  Гете,  которые  я  узнал из  этой книги,  будут  интересны  и  читателям.

Жена  Гете  увлекалась  спиртным  и  из-за  этой  болезни  она рано   умерла.  Сын   великого   поэта  тоже   пошел  не  в  отца, а в  мать,  и  рано  ушел  из  жизни. И.Гете  в  возрасте  около  семидесяти  лет  влюбился  в  молоденькую  девушку  из  знатной  семьи.  Мать  девушки  была  моложе   поэта.  Конечно,  в  гениального  поэта нельзя  было  не  влюбиться. Думается,  что  в  жизни  это  бывает  часто,  когда    в  гениального  поэта,  писателя,  артиста   в  возрасте  влюбляется    молоденькая  девушка.  Её  влечет  к    великой  личности    величие интеллекта,  величие     духа,  он  покоряет  её   своим  внутренним   светом. 
Гете   посватался  к  девушке,  и  его  сватом  был    великий  герцог  Веймарского  княжества,  у  которого   И.Гете  служил   председателем  правительства.   И  хотя   девушка  отвечала  на  чувства  поэта,  но из-за  решительного   отказа   матери  их  брак не  состоялся. При  последнем  свидании  и   объяснении,   получив  отказ    от   девушки,  Гете  предсказал  ей,  что  она никогда не  выйдет  замуж. Действительность  подтвердила  предсказания  поэта.  Эта  женщина  на  много   лет пережила  Гёте  и  умерла  в  конце  девятнадцатого  века,    но  она  так никогда     и не  вышла  замуж.   

Рассказав  Анне эту историю  из  жизни великого  писателя,  я  спросил  у неё,  почему  женщина,  отказавшая  гению,  уже  не   могла  выйти    замуж.  Этот  же  вопрос  адресую  и   моим  читателям.  Профессор   кафедры   русского  языка и  литературы  удивилась  моим   знаниям   немецкой  литературы  и  предложила  мне  поступить   в  аспирантуру  на   кафедру   русской  литературы  университета   Лейпцига,  и пообещала, что  она  будет    голосовать  за  мою  кандидатуру.

- Спасибо,  Аня,  но  мой  выбор  уже  сделан.  Я  буду  поступать  в  аспирантуру   на кафедру  истории  Военно-политической  академии  в  Москве.   Наш  разговор  о литературе продолжился,  и  мы   обсуждали    поэзию Гейне,  Шиллера,  Гервига.

Кстати, я  рассказал  Анне  эпизод  из    жизни  немецкого  поэта Георга Гервига, о котором  она не  знала. В  пятидесятые  года  девятнадцатого  века  Гервиг  дружил с  семьей  Александра  Герцена  и  влюбился  в  жену писателя.  Сложился  своеобразный семейный треугольник.    При  этом   Гервиг начал шантажировать  жену  А.И.Герцена.  Если она не  уйдет  от  мужа  к  нему,  он  покончит  жизнь  самоубийством.  Произошла  ссора русского писателя с немецким  поэтом.  Дело  дошло  до  того, что  поэт   дважды  вызывал  Герцена на  дуэль,  наш  революционный  демократ  по своим   убеждениями  и  взглядам  не  принял  вызова.  Все-таки  его жена  ушла к   Гервигу, но  очень  переживала  разрыв  с  мужем,  много  болела  и      вскоре умерла.   После  смерти  жены  А.И. Герцен  с  детьми  жил в  семье  своего  друга   Николая  Огарева.  И  там  тоже  сложился  семейный   треугольник  так  распространённый    в  девятнадцатом  веке  среди  русских  поэтов  и  писателей.

Аню  заинтересовал  мой  рассказ, и она  спросила  меня: - Иван  Иванович,  раз  Вы  сказали,  что  в  русском  обществе  были  такие  семейные   треугольники- жизнь втроем,  мне  бы  хотелось  узнать  и  другие  примеры  из  жизни  российских  писателей,  расскажите  мне, если Вы  знаете.
Что же,  желание   женщины,  тем более  профессора  кафедры  русской  литературы,  нельзя  было  игнорировать, и  я  спросил  Аню,  не    слышала  ли  она  историю  жизни   Н.А. Некрасова,   редактора  журнала   «Отечественные  записки»  Панаева  и  его  жены  Панаевой. Оказывается, она об этом ничего не знала, я  рассказал  ей  о  семейном  треугольнике    нашего  великого   русского  поэта.  Такая  же трагическая  история  произошла  и  с  великим  советским  поэтом  В.В.  Маяковским,  Лилей  Брик  и  её  мужем Осипом Брик. Знаменитый любовный  треугольник Ивана Бунина,  его  жены Веры и любовницы  писателя Галины,  моложе   писателя на  тридцать  лет.

-Аня,  может  достаточно Вам  этих  примеров,  тем  более,  что  жизнь  участников  этих  событий не  принесла  счастья   никому из них.   Меня  особенно  тронула  трагическая  жизнь  Александра  Ивановича  Герцена.  Его  роман  « Было  и  думы»  до  сих  пор  является    моей   настольной книгой.   
Аня  спросила  меня: - Какими   немецкими    поэтами  и  писателями увлекается    сегодня  советская   молодежь ?  - Наша   молодежь,  да и  не  только  молодежь,    увлекается    немецким  писателем   Эрих  Мария  Ремарк; зачитывается  его  романами   «Три  товарища»,  «Триумфальная  арка»,   «На  западном фронте  без  перемен»  и  другими   произведениями   этого  талантливого  автора.

Правда,  наше  политическое  руководство  призывало  наших  писателей,  поэтов,  журналистов   показывать  отрицательные   последствия  чтения   Ремарка,  так  как   произведения    Ремарка   формируют  у  молодежи  безволие,  безысходность ,  пессимизм.

На  сборах   комсомольских  работников  армии  и  флота ,  который  проходил  в  Ленинграде   в  1958  году,  говоря  о   роли  литературы  в  патриотическом  воспитании  молодежи,  большой  советский   политработник  армии    призывал  комсомольских  работников   показывать  всю  пагубность   увлечения  молодежи  немецким  писателем   Ремарком.
-А  у  нас  в  Германской  Демократической  Республике  вообще  не  издают  произведения  Эрих  Мария  Ремарк,  - ответила  мне  Аня.

Мы  еще  много   говорили    о  немецкой  и  советской  литературе,  но наш  поезд  уже  подходил  к   конечной  остановке,   и нам   нужно  было  выходить. Я  попросил  Аню   дать  мне номер её  телефон,  чтобы  можно было позвонить  ей.
- Иван  Иванович,- ответила  Аня,  - Вы интересный  человек,  и я бы  с  большим  желанием  встретилась  с  Вами.  Но   нам  этого   делать  нельзя  для  Вашей  же  пользы. О нашей  встрече  сразу  же  узнают  ваши  органы  и  Вас  через  двадцать  четыре  часа  отправят  в  Союз.  Поверьте,  мне  это  хорошо  известно.

Да  я  и  сам  хорошо   понимал  это. Мы  тепло  расстались  с   профессором  кафедры  русского  языка  и  литературы   университета  города  Лейпцига.  Но  эта  встреча  надолго  осталась  в  моей  памяти.  Интересно,  как  сложилась  судьба   моей  знакомой из  Лейпцигского   университета,  вспоминала  ли  она  когда-нибудь  о  встрече  с  советским    майором? А  может  быть,   и не  вспоминала.  Как знать,  ведь  таких  встреч   и  у неё  и  у  меня  было  достаточно  в  жизни.  Я бы  пожелал  и  через  много,  много  лет  моей  мимолетной  знакомой  только  радостных    событий  в  её  жизни.
В  заключение  своего  рассказа  мне  бы  хотелось   донести  главную  мысль,  особенно  для  молодого  читателя. Множество человеческих  судеб, страстных  любовных  историй  было загублено из-за     идеологических  разногласий  людей  даже   из социалистических стран, когда  молодые  люди,  испытывающие   первую  и  глубокую любовь, вынуждены были отказаться от неё только  потому, что они  были  гражданами   разных  стран.

Именно  об  этом   еще  в  советский  период  были  написаны  талантливые  произведения  наших  писателей.  Вспомните,какой  прекрасный  спектакль
   был  поставлен   в  Театре  Вахтангова  в Москве   с  игрой  двух  талантливых  актеров этого  театра  Юлией Борисовой  и  Михаилом  Ульяновым по пьесе  Леонида  Зорина   «Варшавская  мелодия».

И хорошо,  что  сегодня   идеология  не мешает  нашим  молодым  влюбленным  строить  свою  жизнь  независимо от   идеологических  взглядов.