Тайны пещер киево-печерской лавры ч. 6

Владимир Бровко
                ч.6

                Неожиданный финал….
      В революционные 1920-30-е годы несмотря на всю силу гонений на православную церковь большевики в одном вопросе проявили непростительную непоследовательность - между словом и делом.  Ибо если исследовать сохранившиеся в архивах документы, то далеко не все «святые мощи» уничтожались, многим повезло, они в целях антирелигиозной пропаганды среди населения передавались в музеи.
     Правовая сторона вскрытия мощей в СССР основывается на Декретах Совнаркома РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных общинах» (20 января 1918 г.) и «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (23 января 1918 г.) которые объявили всё церковное имущество, включая храмы и различные святыни, находящиеся в их стенах, «народным достоянием», и сразу же были заявлены тоталитарные притязания новой власти.
   «Порядок учёта, хранения и хозяйственного распоряжения зданиями или предметами, предназначенными специально для богослужебных целей, определяется постановлениями местной и центральной государственной власти». Религиозные общества получали его в бесплатное пользование «по особым постановлениям местной или центральной государственной власти».
     Уже 22 октября 1918 г. произошло первое в советской России вскрытие мощей: потревоженными оказались останки преподобного Александра Свирского в Александро-Свирском монастыре.
     14 февраля 1919 г. Народный комиссариат юстиции специальным постановлением объявил «антирелигиозную войну» мощам святых.
     После этого по всей стране развернулась массовая кампания, усилившаяся после издания Народным комиссариатом юстиции, с согласия Совета народных комиссаров, циркуляра «О ликвидации мощей» (25 августа 1920 г.).
    Наркомюст потребовал от местных властей изъять все без исключения мощи из собственности Церкви, передать их в музеи или уничтожить.
    С этого времени начинается настоящее истребление мощей русских святых; последнее по времени вскрытие мощей произошло в январе 1930 г. (мощи св. княгини Анны Кашинской в Кашине).
     Некоторые из изъятых реликвий Церковь смогла вернуть себе во второй половине 1940-х, в годы некоторого потепления в её взаимоотношениях с советским государством. Это я о том, что в 1943 г. И. Сталину понадобилась своя «ручная» РПЦ МП и органы НКВД  во главе с  полковником Карповым  быстро все организовали!!!
  При этом и речи не было об отмене декретов 1918 г. или распоряжений Наркомюста от 1919 и 1920 гг., более того, правительство не издало ни единого правового акта, которым было бы регламентировано возвращение святынь.
   Таким образом, возвращение мощей было обставлено исключительно как жест благоволения со стороны И. В. Сталина. Непосредственно передачей мощей занимались сотрудники Совет по делам Русской Православной церкви при Совете министров СССР, созданного в 1943 г. и возглавлявшегося полковником (с июля 1945 г. – генерал-майором) госбезопасности Г. Г. Карповым.
      Прежде чем вести речь о частичном восстановлении Церкви в СССР во второй половине 1940-х, отметим одно принципиально важное обстоятельство.
    Возвращение мощей Православной церкви, равно как и открытие приходов и монастырей, началось во время II мировой войны на территориях, оккупированных Германией, то есть в Украине и Беларуси.
     В частности, верующим была передана Киево-Печерская Лавра с множеством мощей в знаменитых пещерах, при помощи оккупационных властей церковь получила из местного музея мощи преподобной Евфросинии Полоцкой.
    И уже вслед за этим политику уступок Церкви стало развивать советское правительство. Характерно, что в сентябре 1947 г., по запросу Совета по делам Русской Православной церкви, уполномоченный Совета по Украине П. Ходченко прислал в Москву перечень всех мощей, находившихся в украинских церквях и монастырях, возобновлённых во время оккупации.
     И германская оккупационная власть, и советские власти стремились снискать поддержку и симпатии местного населения.
Что же касается возвращений мощей, происходивших в советском политическом пространстве, то самая первая известная нам инициатива исходила «снизу», и не от священнослужителей, а от мирян, а именно от православных христиан г. Ферганы.
Община верующих в 1944 г. и епископ Кирилл Поспелов в 1945 г. начали череду ходатайств о возвращении мощей святых, то есть фактически о ревизии государственной политики 1920-х годов.    
     Не позднее 1945 г. к этому процессу подключилась Патриархия, и патриарх Алексий I стал регулярно направлять в Совет по делам Русской православной церкви при СМ СССР соответствующие письма, подкреплённые ходатайствами епархиальных архиереев, священников, приходских общин.
       Как явствует из документов Совета по делам религий, государство возвращало Церкви мощи святых в течение 1946 – 1947 гг., последний известный случай имел место в феврале 1948 г.
1944 г. – первая попытка верующих вернуть мощи святого из запасников музея (речь шла о мощах святителя Митрофана Воронежского).
1946 г., март – Церкви возвращены мощи святителя Тихона Задонского (Орёл).
1946 г., апрель – В составе архитектурного комплекса Троице-Сергиевой Лавры возвращены мощи преподобного Сергия Радонежского (Московская область).
1946 г. - Возвращены мощи святителя Феодосия Черниговского (Чернигов).
1946 г. - Возвращены мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия (Москва; в 1947 г. перевезены в Вильнюс, в православный Свято-Духовский мужской монастырь)[11].
1947 г., июнь – Совет министров СССР принимает решение о возвращении мощей святителя Алексия Московского.
1947 г., июнь - Возвращены мощи святителя Иоанна Тобольского (Тобольск)[12].
1947 г., октябрь - Возвращены мощи святителя Алексия Московского (Москва).
1948 г., февраль - Возвращены мощи благоверной княгини Анны Кашинской (Кашин)[13].
    В послевоенное время Церкви были также возвращены мощи младенца-мученика Гавриила Белостокского (дату возвращения установит не удалось). Из публикуемого документа видно, что мощи Гавриила Белостокского в сентябре 1948 г. находились в запасниках Музея истории религии в Ленинграде.
         Негласная ревизия государственной политики 1920-30-х годов проходила не без споров и сопротивления партийных и советских работников. 26 июля 1946 г. председатель Совета Г. Г. Карпов в инструктивном письме к уполномоченным Совета  объявил, что «никакого массового возвращения мощей не может иметь места, уполномоченным не следует проявлять инициативу в части розыска мощей в музеях и других организациях».
     Поскольку патриарх всё же настаивал на возвращении мощей, Карпов обратился в Совет министров, и получил от К. Е. Ворошилова следующий столь же забавный, сколь и зловещий ответ: «Надо сказать патриарху, не глядя в глаза – пора РПЦ уж отказаться от этого, отжило уже, это мистицизм».
     Карпов продолжал сопротивляться возвращению мощей, о чём можно узнать из его письма В. М. Молотову от 21 мая 1947 г:
    «Относясь к передаче «мощей» отрицательно, поскольку это способствовало бы оживлению религиозного фанатизма и паломничества, а также увеличению доходов духовенства, Совет под благовидным предлогом оттягивал передачу «мощей» церквам». Он даже предлагал Совету министров принять решение об уничтожении всех мощей, о возвращении которых не было возбуждено ходатайств.
Патриарх, вероятно, знал, что в деле возвращения мощей Церкви, так же как и в случае иных уступок государства, важным фактором было личное благоволение И. В. Сталина. Например, после возвращения мощей Сергия Радонежского (произошло это на Пасху 1946 года), 29 апреля 1946 г., патриарх Алексий I писал Г.Г. Карпову:
«Вы поймёте, что если кто, то именно я, более чем кто либо, знаю, с каким добрым участием Вы отнеслись к моей просьбе о Лавре и как поспешили получить от Иосифа Виссарионовича разрешение на предоставление нам Троицкой Лавры с ея великой исторической святыней, мощами Преподобного Сергия».
   Если мощи преподобного Сергия, считавшиеся музейным экспонатом, с 1946 г. вновь оказались внутри литургического пространства Церкви, то останки другого знаменитейшего русского подвижника, преподобного Серафима Саровского, возвращены не были.
    Осенью 1946 г. настоятель прихода в Темникове священник Иоанн Лентовский и группа верующих подала прошение о возвращении мощей преподобного Серафима на имя епископа Пензенского и Саранского Михаила Постникова. При посредничестве уполномоченного Совета, прошение верующих в ноябре 1946 г. легло на стол Каропову. Как мы знаем теперь, никакого дальнейшего развития это дело в 1940-е годы не получило.
         Большевистское поругание русских святых происходило с невероятной шумихой и напротив, возвращение мощей было как бы «спрятано» от общества, становилось достоянием только постоянных прихожан кафедрального или монастырского собора.

           Из документов Совета по делам религий известно также о мощах, хранившихся в запасниках Центрального антирелигиозного музея в Москве, в 1946 г. переименованного в Музей истории религии, и вскоре переведённого из Москвы в Ленинград. Директор музея В. В. Бонч-Бруевич направил 3 декабря 1947 г. Г. Г. Карпову два списка мощей, составленных 5 ноября 1947 г. В первом записаны мощи, отправленные в Ленинград вместе с прочими экспонатами. Во втором – мощи, ещё остававшихся в Москве.
    Из этих списков видно, что кроме мощей русских святых, в фондах Музея истории религии находились глава и кисть руки великомученицы Анастасии Римской Узорешительницы (IV в.).
     Тогда же в Совете были составлены “Сведения о “мощах”, находящихся в фондах музея истории религии, а также музеях, подведомственных комитету по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР”.
    8 сентября 1948 г. В. В. Бонч-Бруевич вновь сообщил Г. Г. Карпову о мощах, находившихся в фондах Музея истории религии. И вновь мы встречаем варварскую идею уничтожения святых мощей, ранее высказанную Карповым; Бонч-Бруевич пишет: «Надо решить вопрос, как быть со всеми этими предметами: нужно ли их нам хранить, или нужно просто предать сожжению в крематории?».
       Резкое охлаждение в отношении советского государства к Русской Православной церкви во второй половине 1948 г. остановило процесс возвращения мощей святых; все ещё не выполненные просьбы были «положены под сукно».
  Из документов Совета по делам религий известно, что к этому времени без ответа оставались официальные ходатайства патриарха и епархиальных архиереев о возвращении Церкви мощей святителей Никиты Новгородского, Митрофана Воронежского, Иоасафа Белгородского, Иннокентия Иркутского, Питирима Тамбовского, преподобного Серафима Саровского, князя Даниила Московского, праведных Иоанна и Лонгина Яренгских, Иакова Боровичского, Симеона Верхотурского, а также просьба священника о возвращении мощей пяти муромских святых, переданная в Совет через уполномоченного. 
           После смерти Сталина у иерархов Православной церкви теплились надежды на возобновление политики уступок со стороны государства. Действительно, обстоятельства, казалось бы, могли перемениться в середине 1950-х годов, когда, по определению современных исследователей, в СССР происходило «укрепление позиций Патриархии».
    После того, как борьба в высшем советском руководстве завершилась в июле 1957 г. победой Н. С. Хрущёва, возвращение к прежней внутренней политике стало невозможно.
  Русской Православной церкви предстояло вновь подвергнуться атаке со стороны государства.
    И всё-таки история возвращения мощей русских святых получила в 1950-е годы некоторое продолжение.
   Во времена «укрепления позиций Патриархии», иначе говоря, в 1953 – 1957 годах, с разрешения властей из разрушавшихся церквей и монастырей были перезахоронены останки иерархов и подвижников, почитавшихся в разное время верующими.
    Спустя полвека некоторые из них будут положенным образом канонизированы на соборах Русской Православной церкви.
  13 февраля 1957 г. патриарх Алексий I в письме к Г. Г. Карпову[50] просил о перенесении праха митрополита Московского Макария Невского в Троице-Сергиеву Лавру. Митрополит Макарий был погребён в Николо-Угрешском монастыре, которому в 1957 г. грозили уничтожением варварские перестройки.
   В том же письме было сказано: «Несколько лет назад из Вифании близ Лавры по тем же, что и приведённые ныне, основаниям, был, с разрешения Правительтва, перенесён в Лавру прах Митрополита Платона, в 1812 году похороненного в Вифанском монастыре. В середине прошлого года, как видно из прилагаемой выписки из Отчёта Архиепископа Воронежского, был перенесён с места погребения в середине 19 века прах Архиепископа Воронежского Антония».
   Итак, в первой половине 1950-х годов состоялось перезахоронение праха Московского митрополита Платона Левшина (1737 - 1812), первоначально погребённого в Вифанском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Из отчёта Воронежского архиепископа Иосифа Орехова известно, что в августе 1956 г. в Воронеже на городском кладбище был перезахоронен архиепископ Воронежский Антоний Смирницкий (1773 – 1846).
   Перезахоронение митрополита Макария, о котором ходатайствовал патриарх, состоялось 16 апреля 1957 г. Митрополит Макарий нашёл упокоение в подклете Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Далее, вплоть до «перестройки», объявленной М. С. Горбачёвым во второй половине 1980-х, вопрос о возвращении мощей святых ни разу не обсуждался на официальном уровне.
Благоговейное сохранение святых мощей – одно из древнейших установлений христианской Церкви. Возвращение мощей в стены возобновлённых храмов было предрешено самой историей, древностью традиции; конкретной причиной стали драматические события II мировой войны и изменение государственного курса сталинской администрации. Впрочем, возвращая Русской Православной церкви мощи некоторых святых, советское правительство не стремилось подвергнуть ревизии правовые основания антирелигиозной войны, развёрнутой большевиками сразу после прихода к власти. Как можно догадаться, советские руководители принимали во внимание обстоятельства, делавшие возвращение реликвии сравнительно безопасным для их всевластия. Во-первых, православные священнослужители в СССР были подконтрольны, открытых храмов по-прежнему было немного, так что в целом Церковь не обладала большой миссионерским потенциалом. Во-вторых, общество, уже воспринявшее новую светскую культурную парадигму, оставалось равнодушно к таким событиям внутрицерковной жизни, как возвращение святых мощей. Тем не мене, действия властей, предпринятые в 1940-е годы, объективно работали на сохранение и развитие традиционного православного благочестия.
Возвращённые мощи оставались видимым знаком присутствия святых в Церкви. Вкупе с тайным почитание мучеников советского времени, а также иерархов и подвижников минувших столетий, возвращение мощей сохранило в России саму идею прославления святых в качестве возможного и ожидаемого события.
Приложение 1
Рапорт Кирилла Поспелова, епископа Ташкентского и СреднеАзиатского, Алексию I Симанскому, патриарху Московскому и всея Руси
Его Святейшеству
Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси
Преосвященного Кирилла,
Епископа Ташкентского и СреднеАзиатского
Рапорт
В Ферганском Краеведческом Музее находятся мощи Святителя Митрофана Воронежского, эвакуированные из Воронежского Антирелигиозного Музея, и в настоящее время хранятся в амбаре в неподобающем виде, в запечатанном ящике, что для религиозного чувства верующих весьма нежелательно.
А поэтому прошу Ваше Святейшество войти с ходатайством перед кем следует, не найдут ли возможным временно перенести ящик со святыми мощами для хранения в храм, хотя бы и в запечатанном виде. Ходатайство об этом возбуждалось общиной верующих г. Ферганы пред Архиепископом Алексием ещё в прошлом 1944 г., но ответа не получено.
Смиренный Кирилл, епископ Ташкентский и СреднеАзиатский
19 сентября 45 г.
№ 417
г. Ташкент
Хранение документа: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Ед. хр. 613. Л. 6 (копия, заверенная протопресвитером Н. Колчицким, управляющим делами Московской Патриархии).
Приложение 2
   Письмо Алексия I Симанского, патриарха Московского и всея Руси, Г. Г. Карпову, председателю Совета по делам Русской Православной церкви при СМ СССР
Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви
Георгию Григорьевичу Карпову
  Сегодня, 14 октября 1947 года, в 5 часов утра из Успенского собора в Кремле Зам. Начальника Отдела сохранения Историч. ценностей и памятников Кремля Д. И. Михайловым и старш. научн. работником Н. В. Гордеевым мощи Митрополита Алексия по особому Акту были переданы Протопресвитеру Патриаршего Богоявленского Собора о. Николаю Колчицкому. В 5 ч. 40 м. утра рака со св. мощами прибыла в Патриарший Собор, где была встречена мною с причтом Собора и поставлена в алтаре Никольского придела. 
  Был совершён в алтаре перед св. мощами краткий молебен, после чего алтарь был заперт.
   Особое наблюдение было за тем, чтобы в Соборе в это время находились лишь служащие в Соборе лица.
17го октября ко всенощному бдению рака с мощами святителя Алексия будет установлена в главном приделе. Будет совершено торжественное всенощное бдение, а 18 октября – Литургия и молебен по случаю памяти в этот день святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена.
Чувствую отрадную потребность выразить Вам и в Вашем лице нашему Правительству самую глубокую благодарность за то внимание, какое было оказано моему ходатайству о передаче св. мощей святителя Алексия для чествования их – в наш соборный храм.
В летописях Русской Церкви это событие будет запечатлено как исторический факт огромной важности и как новое подтверждение того, с каким благоволением относится к нуждам нашей Церкви Глава нашего Правительства, наш великий Вождь И. В. Сталин.
+ Алексий Патриарх Московский и всея Руси
14 октября
1947.
Хранение документа: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. Ед. хр. 59. Лл. 52 – 53 об.
Приложение 3
Письмо В. В. Бонч-Бруевича, директора музея истории религии АН СССР, Г. Г. Карпову, председателю Совета по делам Русской Православной церкви при СМ СССР
8 сентября 1948
Глубокоуважаемый Георгий Григорьевич.
Я обещал Вам дать список всех “мощей”, которые находятся в Музее Истории Религии в Ленинграде, куда влились экспонаты Московского Музея Истории Религии.
Я недавно был в Ленинграде и там, на месте, был составлен следующий список:
               1) Серафима Саровского,
               2) Иосафа Белгородского,
               3) Александра Невского,
               4) ребро святого Альфонса,
               5) мумифицированный труп фальшивомонетчика и
               6) мелкие частицы “мощей” разных католических “святых”.
               7) “Умученный от жидов” останки отрока Михаила.
Надо решить вопрос, как быть со всеми этими предметами: нужно ли их нам хранить, или нужно просто предать сожжению в крематории?
Я был бы очень рад, если бы Вы мне дали бы по этому поводу добрый совет и, может быть, нашли бы нужным снестись с Советом Министров, чтобы так или иначе решить это дело.
Директор музея истории религии АН СССР
Влад. Бонч-Бруевич.
Хранение документа: ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Ед. хр. 605. Л. 28.
  Более подробно все эти события описаны в книге Семененко-Басин И. «Возвращение мощей святых Русской Православной церкви в 1940-х годах.»
   Вот так «по-тихому», «по-келейному» лично товарищ Алексий Патриарх Московский и всея Руси «сторговался» с власть имущими в СССР естественно во славу великого вождя И. Сталина и часть мощей была возвращена и над ними вновь возродился куль почитания» святых мощей, со всеми им присущими чудесами исцеления и т.д. и .т.п.
   Ну, а теперь давайте на трех примерах посмотрим, чему же ныне поклоняются в российских храмах верующие!
Жажда обогащения и желание усилить свое влияние на редеющие ряды религиозных фанатиков снова толкают духовенство на путь самого грубого и бесстыдного жульничества.
 Вот что произошло-недавно в гор. Орле.

•Когда в январе 1919 г. было проведено вскрытие мощей Тихона Задонского (см. стр. 68 настоящего
 издания), комиссия обнаружила: череп, рассыпавшийся при прикосновении, картон и вату вместо туловища, ступни, голень, бедра, кисти рук — все из картона, ваты и тряпок, да еще дамский туфель.
    Подделка была столь явной, что не только верующие, некоторые священнослужители были поражены и возмущены таким мошенничеством. По свидетельству очевидца И. К. Гаврилова, один старый монах воскликнул: «Я всю жизнь верил в нетленное тело святителя Тихона, с трепетом поклонялся гробнице, а оказалось, что тела нет, а вместо тела гнилые кости, вата... Снимаю свой сан иеромонаха, отказываюсь от религии, а духовенство и других обманщиков проклинаю!».
      После вскрытия останки «святого» Тихона, т. е. вся эта труха, были помещены для обозрения сначала в Елецком, затем в Орловском музее.
       Во время Великой Отечественной войны церковники снова завладели «мощами» Тихона Задонского.
        И вот в 1947 г. в Орле вновь появились на свет божий «нетленные» мощи Тихона.
       Позвольте, скажет читатель, как могли истлевшие кости, картон, вата и тряпки превратиться в «нетленные мощи»?
      Не иначе как произошло чудо! Нетрудно догадаться, кто является автором этого чудесного «превращения». И потянулись к «нетленным» останкам Тихона Воронежского с поклонами старушки, а в карманы находчивого и предприимчивого духовенства потекли щедрые подаяния.
     Все так и шло, пока одна из районных газет «Орловская правда», 28 июля 1960 г. не выступила с разоблачениями махинаций духовенства Богоявленского собора, в Орле, с вновь появившимися мощами «святого» Тихона.
    И тогда, опасаясь, что, в случае если прихожане потребуют нового вскрытия, обнаружится, что мощи «святителя» находятся не в должном порядке, настоятель собора Н. Карасев решил устроить «смотр» мощам и с этой целью назначил комиссию в составе: отца Алексея (А. Беляева), отца Владимира (В. Отта)—бывшего инженера, в прошлом привлекавшегося за уголовно наказуемые дела, и... врача городской инфекционной больницы В. И. Турбина, который 25 лет назад постригся в монахи и принял имя «отец Никон».
     Основательно «потрудившись», комиссия летом 1959 г. составила «протокол вскрытия», в котором сказано:
   «Кости черепа целы все без утраты. В кисти левой руки отсутствует большой палец.
     Кости пястьев, фаланги целы. Имеются высохшие сухожилия, цела частично кожа пальцев и все ногти (?!)... Кости бедра целы полностью.
   Две большие берцовые кости целы. Две малые берцовые кости целы, одна пяточная кость цела. Имеются две лучевые кости. Имеется часть правой лопатки... часть левой ключицы... Первый, второй и третий шейные позвонки целы»1.
         Как же так? Ведь в 1919 г. мощи выглядели горсткой истлевших, рассыпавшихся в порошок костей и тряпок!
     Откуда же спустя 40 лет взялись все эти довольно хорошо сохранившиеся кости и косточки?      
      Может быть, здесь и впрямь произошло чудо?

      Ключ к разгадке этого «чуда» дал житель Орла гражданин Василий Околович, прослуживший с 1942 по 1959 г. протоиереем в Орловском кафедральном соборе.
     «Я утверждаю, — сказал он,— что вся эта бутафория была сделана лишь в целях личного обогащения духовных лиц».
      Орловские «святые отцы» разоблачены и посрамлены. Но кто поручится, что в других местах не «оживут» останки «святых» угодников.
    Не секрет, что по воскресным и праздничным дням немалое количество богомольных старушек совершает паломничество в Троице-Сергиеву лавру, чтобы приложиться к мощам Сергия Радонежского, оставленным там в качестве музейного экспоната после их вскрытия в 1919 г.

      Духовенство по-прежнему стремится использовать «мощи» в качестве источника доходов и средства религиозного воздействия на массы.»
     А вот далее автор цитируемой мною книги «О мощах» хотя и пишет пламенно, но очень ошибся в своем прогнозе надеясь на сознательность советского человека!!!!!!

     «Но времена изменились. Все меньше и меньше становится людей, верящих в возможность вмешательства сверхъестественных сил о человеческие дела и покорно ждущих милости и чуда от бога и святых. Тьма тысячелетий рассеивается, побеждает разум, наука, труд. «Святым мощам» место лишь в музеях, рядом с первобытными орудиями труда и древнеегипетскими мумиями.»  и тут остается сказать, что увы все получилось, как раз наоборот….

    И снова власть предержащие в России, а вслед за ними и «безгласный» российский народ вновь поклоняется куклам из воска и неизвестного происхождения костей, несет в РПЦ МП миллиардные потоки пожертвования в кассы церквей и монастырей и ждет ЧУДА!!!!
       Но вот ЧУДЕС не было и до 1917 года и не будет из и сейчас!
       Потому что фальшивые святые остаются фальшивыми в какие бы одежды их посмертные тела не обряжали и каких историй о их праведной жизни не выдумывали православные богословы.
 
            Вот три обещанных мною документа подтверждающие мой тезис о фальшивых святых!
 
                МОЩИ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО
                Протокол
            По постановлению Задонского уездного исполкома Советов Рабочих и Крестьянских депутатов от 27 ян¬варя 1919 г. председатель чрезвычкома 3. Шипулин в сопровождении тт. красноармейцев, представителей от уездного комитета РКП (большевиков) и представителей советских учреждений явились около 4 час. дня 28 января 1919 г. в зимнюю церковь задонского Богородицкого первоклассного монастыря, где находились мощи святителя Тихона, для установления нетленности мощей.
    В дверях церкви комиссия была встречена послушником Тимофеевым, которому было предложено пригласить архимандрита. Вошли в церковь, где было около 10 молящихся, исключительно старые монахини, и несколько монахов, стоящих при гробнице Тихона. Гробница была открыта.
     Председатель чрезвычкома предложил молящимся удалиться и выставил снаружи церкви караул. К этому времени собрались монашествующие во главе с архимандритом. Они были очень удивлены появлением комиссии и на предложение показать мощи стали ссылаться на то, что без разрешения воронежского архиерея не могут этого сделать.
      По словам монахов, мощи были освидетельствованы при открытии их в 1861 г. митрополитом Исидором (петербургским), воронежским архиепископом Иосифом, тамбовским епископом Феофаном и др. и была удостоверена их нетленность.
     По словам монашествующих, мощи с того времени оставались неприкосновенными; менялось на мощах только верхнее архиерейское облачение, а поэтому они ни в коем случае не могут их показать.
     После повторных отказов, монашествующих показать мощи председатель чрезвычкома категорически предложил открыть мощи, добавляя, что в противном случае мощи будут открыты самой комиссией.
    Монашествующие стали советоваться, кому по чину начать снимать дорогое облачение с Тихона.

    Гробовой иеромонах Иннокентий снял митру. Присутствующие увидели что-то наподобие головы; голова была забинтована.
    Распороли повязки — их было несколько рядов (около семи).
    Снявши последнюю повязку, увидели вату, слоем до одного вершка, положенную вокруг черепа и в пустотах его.
     Удалили вату. Оказался обыкновенный человеческий череп, буроватого цвета, отчасти уже выветрившийся (т. е. рассыпавшийся при прикосновении).
    Кожи, подкожной клетчатки, мускулов, волос головы, волос.бороды, усов совершенно не оказалось.
      После такой картины комиссия предложила открыть всего Тихона.
    Сняли дорогое верхнее облачение с довольно большими затруднениями, так как монашествующие все старались не показывать, как разоблачать его. Наконец была снята верхняя часть облачения.
                Взору присутствовавших представилось следующее.
         Тихон лежал в подряснике, перепоясанный старым кожаным монашеским поясом.
       По' заявлению монахов, в таком виде и одеждах Тихон и был найден при открытии мощей в 1861 г.
     По снятии пояса и подрясника присутствующие увидели одежду из ветхого материала.
     Затем было приступлено к выяснению того, что находится под одеждой.
      Начали с ног Тихона. Сняли сандалию (туфлю) с правой ноги, затем белый шелковый чулок, затем женский полуботинок (из материи), искусно пригнанный к ступне.
      Когда сняли полуботинок, вместо ступни оказался картон телесного цвета, сшитый белыми нитками.
        Внутри картона вместо мощей оказалась вата.
      Никакой ступни, даже костей ее, не оказалось.
    Затем приступили к осмотру голени и бедра (правой ноги). Голень и бедро оказались сделанными из картона телесного цвета, сшитого белыми нитками, слегка обложенного ватой. Внутри картона была вата.
В середине ваты находилась кость (берцовая), которую можно было рукой растереть в порошок. Эта кость состояла из нескольких частей.
Бедренная кость была упакована таким же образом. Шейка бедренной кости была обращена коленной чашечкой книзу (т. е. кость была перевернута).
     Вместо туловища оказалась горсть костей от таза, совершенно выветрившихся, несколько фунтов ваты и всевозможных тряпок, увязанных бинтовой материей.

   Костей позвоночника, грудной клетки (ребер) и внутренностей, конечно, не было.
   Руки были так же сделаны, как и ноги.
   Вместо кисти — перчатка, в которую вложен картон, остальное пространство набито ватой. Кисть левой руки была также составлена, но в ней было несколько перстяных костей.
    Ни плеча, ни подплечья совершенно не было.
    После этого все составные элементы мощей: кости, вата, тряпки, ризы, картон и т. п.— были тщательно собраны, два раза сфотографированы в присутствии указанных в начале сего протокола лиц.
    Затем была вскрыта нижняя часть гробницы (раки), в которой оказались сверху стружки в свеже- отделанном ящике.
В присутствии всех подписавшихся гробница была закрыта, опечатана печатью управления милиции и был выставлен караул.
          Протокол нам прочитан и признан правильным, в чем и подписуемся.
         Собственноручно подписали (следуют многочисленные подписи).

   
                ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Протокол вскрытия
(11 апреля 1919 г.)
                Присутствуют: президиум и все члены Сергиевского исполкома, делегат Наркомата Юстиции т. Галкин М. В., представитель губисполкома т. Семенов М., представитель Наркомата Здравоохранения т. Ловягин, представители организации коммунистов Сергиевского района тт. Кезакевич, Родин, Золотов, члены технической комиссии по вскрытию мощей тт. Шатагин, Цимбаревич, представители волостей Ро-гачевской, Софринской, Хотьковской и др., врачи — доктор медицины т. Гвоздинский Ю. А. и доктор П. П. Попов, представители Красной Армии, верующие, члены профессиональных союзов и пр. и пр.
         От духовенства: наместник Сергиевской лавры архимандрит Кронид, настоятель Вифанского монастыря иеромонах Порфирий, настоятель Гефсиманского монастыря и Черниговского иеродиакон Сергий Большаков, из киновии иеромонах Ионафан, благочинный лавры Иона, казначей лавры архимандрит Досифей, архимандрит Аполлос, много монахов лавры,
           В 20 ч. 50 м. председатель Сергиевского исполкома т. Ванханен предлагает духовенству приступить к вскрытию.
         Иеромонах Иона приступает к вскрытию. Снимает покровы — зеленый, голубой, черный, тёмно-синий, малый покров, черный бархатный — с головы, в ногах черная лента — пояс с кистями.
       Все это кладется им в ноги на раке.
      Покрывала все шитые золотом, серебром с крестами. Видны контуры, напоми¬нающие человеческое тело, накрест перевитое на высоте. груди и у колен узкой синей лентой.
      Иеромонах Иона вынимает вместе с игуменом Ананием фигуру.
       С головы снимают черный мешок, вышитый крестами, снимают покров.
       Разматывают желтую ленту, которая обнаружена под этим покровом.
      Фигура в голубом, голова в черном.
       С головы снимают шапочку, с шеи — бинт фиолетовый, затем голубой.
       Разрывает иеромонах Иона швы у ног, распарывает ножницами парчовый голубой мешок. Вынул сбоку вату, распарывает швы, фигура становится плоской, толщиной… полость гробницы, закрытая парчой.
   На поверхности две белые перчатки, изображающие скрещенные руки.
     Архиепископу Тихону было предложено снять парчу и открыть мощи, от чего он отказался, пригласив для этого архимандрита, который за мощами ухаживал и наблюдал.
    Когда архимандрит снял верхнюю парчу, то в изголовье гробницы оказался череп, обтянутый белой материей.
     По снятии белой материи оказался темный, выветренный, без нижней челюсти череп, рассыпавшийся от прикосновения рук, прислоненный к тряпкам, изображавшим туловище; далее, когда расстегнули и сняли ризу, оказалась черная материя, обшитая розовой шелковой лентой до самых ног.
    Была размотана лента и снята материя, после чего внутри, на месте груди, оказалось около пятнадцати штук воздушиц, т. е. платков для покрытия церковных сосудов, и куски белой ваты.
 
     Когда все упомянутое было снято, то обнаружилась вторая обмотка, красной шелковой лентой поверх старых монашеских ряс, совсем гнилых.
      Когда это было размотано, то обнаружены были разные куски тряпок и ваты и одна литографическая совсем новая карточка с изображением Тихона Задонского и Митрофана Воронежского.

     Место рук сверху обмотано позолоченной лентой старой материи, внутри же — разных сортов вата и тряпки.
       В левой руке вместо среднего пальца оказалась кость, обвернутая ватой и тряпкой.
       Остальная часть кисти и руки состояла из тряпок и ваты.
        Ноги оказались около 2-х четвертей длины, обутые в белые башмачки и шелковые чулки.
        Бедра и голени состояли, как и руки, из тряпок и ваты.
        В ступне оказалось две кости полусгнившие, остальная ступня — тряпки и вата.
       При вскрытии тряпок, изображавших живот, изнутри поднялась пыль от гнилых тряпок в виде плесени.
      Все находимые кости передавались в руки врачей, которые делали свое заключение, прилагаемое при сем отдельно. На фигуре был найден поверх ризы один серебряный позолоченный крест на серебряной цепочке.
(«Революция и церковь» № 2. 1919 г, стр. 14—17.)

ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ ЕФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ

Протокол вскрытия и освидетельствования мощей Ефросинии комиссией, выделенной согласно постановлению Полоцкого уездисполкома, утвержденному губисполко- мом, состоявшегося 13 мая 1922 г. в гор. Полоцке в Спасо-Ефросиньевском монастыре.

Присутствовали: от уездисполкома т. Хомя¬ков, от укома т. Лейман, от Союза Молодежи т. Пискунов, от женотдела т. Барановская, от уездздрава доктор Ленский, ученый-археолог Дейнис, представители рабочих организаций; представители красноармейских частей и представители духовенства — священник Николай Пестман, игумен Серафим, священники Черепнин, Покровский, игуменья Елена, казначей общины Ксунина Лариса, монахини, представители верующих, городского населения и крестьян.

В 14 час. коллективно, в присутствии вышеперечисленных и членов комиссии уездисполкома т. Ткачева, начальника и военкома 43 полоцких ком. курсов т. Фабрициуса, военкома 41-го полка т. Дмитриева, представителя губотдела юстиции т. Шефкуна, члена губисполкома т. Григорьева, представителя губполит- управления т. Секса, врачей: Ленского, Христенсена, Лундберга, ученого-археолога Дейниса, игуменьи и монахинь монастыря, последние приступили к освобождению мощей от облачения.

    По наружному виду в гробу лежит нечто имеющее форму человека.
    По снятии застежек и схимы, изготовленной в 1910 г., обнажается другая одежда — мантия.
    Фигура лежит в голубом шелковом ваточнике, видны сложенные накрест руки, в красных ватных перчатках. Ноги обуты в красные шелковые туфли.
    Голова завернута — сначала ватный чехол розово-полосатого шелка, затем парчовый колпак и красно шелковый чехол.
  Под снятой одеждой находится хитон, шелковый, лилового цвета. Вся фигура обложена — по заявлению монахинь, во избежание тряски при перевозке — парчовыми скуфьями и разными частями церковных одежд. По снятии шелковой сорочки найдена записка современного происхождения, подписанная иереем Клавдием.
   Кроме того, найдены четки (янтарные), по заявлению монахинь, привезенные с мощами из Иерусалима. -
 Из-под сорочки обнажается костяк, завернутый в шелковые лоскуты.
Череп без волос вплотную приложен к туловищу, но с ним не связан. Грудная клетка изломана, кое-где на остатках ребер сохранились заплесневевшие и мумифицировавшиеся части мышечной ткани и кожи.
  Часть ребер провалилась внутрь и под-перта каким-то материалом, по развертыванию оказавшимся частями парчовых облачений. На реплику одного из присутствующих
«Развязывайте скорее» монахиня Неонила заявляет:
Мощи св. Ефросинии «Не торопитесь, вас больше Полоцкой после вскрытия ждали», другая заявляет.
«Тут ничего нет, одне косточки». Священник Пестман, оттиснутый присутствующими в сторону, настаивает на своем праве быть впереди и удовлетворяется.

Заключение врачебно-научной экспертизы

  Доктор Христенсен устанавливает, что череп отделен от туловища вследствие разрушения связочного аппарата; разрушение связочного аппарата — от тления.
    В середине череп пустой.
Лицевая сторона черепа замазана какой-то мастикой давнего происхождения в области глаз, век и верхней челюсти, по предположению врачей — с целью туалета, дабы сгладить неприятное впечатление и придать форму лицу.
Больше мастики нигде не замечается.
   На грудной клетке местами покрытая плесенью незначительно высохшая кожа.
   На суставах сухожилия мумифицировались и связывают некоторые суставы. По мнению врачебной экспертизы, все кости принадлежат одному трупу; волос нигде нет.
 Зубы имеются лишь только в верхней челюсти.
        Труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий.
     Давность мумифицированного трупа установить невозможно, но науке известно, что при благоприятных почвенных условиях трупы сохраняются от 10 до 1000 лет, постепенно подвергаясь разрушению. С указанным мнением согласны и вполне солидарны врачи Лянсберг, Калашников и Ленский.
    Ученый-археолог Дейнис считает, что труп плохо сохранился, так как он видел и более хорошо сохранившиеся мумии, египетского происхождения. Возможно, что последние более сохранились вследствие искусственной мумификации, тогда как этот труп подвергался мумификации почвенной.

    Крест, одетый на костях, недавнего происхождения; в разные моменты произведены фотографические снимки фотографами Бермантом и Соловейчиком.
(«Революция и церковь» № 1—2, 1924 г., стр. 94—95.)

     Вот такие они упрямые факты! Которые ну никак не могут опровергать в РПЦ МП и «спасаются» только одним- тотальным замалчиванием фактов массовой фальсификации МОЩЕЙ.
     А вот если вам уважаемый читатель факты не важны, то как говорится вот ВАМ БОГ, а вот порог…
   Идите тогда, к вышеназванным «Божьим угодникам»!  Молитесь, просите ЧУДА и, что там вам еще надо, а время нас с вами рассудит окончательно….