Плетень Ольга Ульяновна

Петр Панасейко
   
   

               Печальную новость  получил я сегодня со своей малой Родины: вчера, 15 июля 2016 года, в 22 часа 45 минут умерла Плетень Ольга Ульяновна, не «дотянув» неделю до своего 89-го дня рождения (24 июля).

            Когда я учился в Малиновской сельской школе Гуляйпольского района Запорожской области, она учила нас русскому языку и литературе. В последнем, перед моим отъездом, седьмом классе, Ольга Ульяновна работала  ещё и классным руководителем. Обучение в школе проходило на украинском языке. Преподавание русского языка ничем не отличалось от преподавания других предметов. В этом смысле она обычный учитель. «Необычным» стала она для меня первого сентября 1971 года, когда я продолжил своё обучение в восьмом классе уже в чисто русской школе и далеко за пределами самой Украины. Только тогда я окончательно понял, что значила для меня эта простая сельская учительница.

          Благодаря тем знаниям по русскому языку, который мне дала с четвёртого по седьмой классы Ольга Ульяновна, я с первого же дня «вписался» в новую школу. Такого понятия как «языковый барьер» для меня не существовало. И до самого того дня, когда  получил диплом о среднем образовании я с теплотой и благодарностью вспоминал эту свою сельскую учительницу. Мне было с кем её сравнивать. В девятой Тольяттинской школе, где я проучился всего лишь  полгода, русский язык преподавала точно такая же прекрасная учительница, как и она сама. Вот только, к сожалению, фамилии  не запомнил. Что же касается тридцать пятой школы, то фамилию учительницы русского языка я помню, но желания называть её у меня нет. На это есть свои причины. То есть, получается, что мои знания русского языка я получил именно от О.У. Плетень.

            Знания эти позволили мне не только успешно окончить среднюю российскую школу, но и поступить после армии и не менее успешно окончить юридический факультет Самарского (тогда Куйбышевского) государственного университета.

          В своём личном архиве я бережно храню пятьдесят одно письмо от Ольги Ульяновны. Это результат нашей с нею переписки . Увы, переписка эта прервалась ровно девять  лет назад, когда её к себе в Запорожье забрала дочь Нила. Проживать одной в сельском доме 80-летней женщине стало невозможно.

        В мае 1991 года при посещении своего родного села Малиновки, спустя ровно двадцать лет, я посетил  дом прекрасной семьи Плетень. Тогда жил ещё и её муж, наш директор школы Александр Григорьевич. Они приняли меня как самого родного, а ведь я был всего лишь одним из сотен учеников этой прекрасной пары учителей. По приезду домой я написал статью в районную Гуляйпольскую газету «Зоря комунiзму». Её опубликовали  первого сентября. Это- моя первая благодарность Ольге Ульяновне: статья написана  по-русски и без изменений напечатана в украинской газете. После  у меня продолжалась с ней переписка. С марта 2001-го по июль 2007 года она стала постоянной.

         Перечитываю я сегодня письма Ольги Ульяновна, написанные аккуратным почерком ( это на восьмом десятке жизни)  и думаю, как много она знала о селе, об односельчанах, о школе нашей, об учителях, учениках и выпускниках. Письма в основном грустные. И не от того, что «жизнь прожита». Я не могу без слёз читать, например, её строки из письма от 7 марта 2001 года: « Молодость хороша тем, что не знаешь,  какие испытания готовит тебе жизнь. Я была молода, счастлива, возле меня были дети, муж, мама. Зарплата была приличная, окружена заботой, вниманием. И вдруг всё это валится. И ты один. Есть дети, но жизнь пронеслась и по ним. Суровый закон капитализма («или всех  грызи, или лежи в грязи») затоптал многих».

        А с какой теплотой в письмах эта бывшая учительница отзывалась о моих одноклассниках? Вот только один пример. Строки из её письма ко мне от 10 марта 2001 года: « Все ребята вашего класса для меня самые близкие, самые родные. Нет ни одного непутёвого. Ваня Бацай помогает мне белой глиной, живёт в Пологах. А Юра Яценко какой милый парень? А Серёжа Золотько? Ему уж точно цены нет. Вася Северин тоже отличный.  А какие у нас  чудесные девчата? Да, хорошая Валя Белая, а не повезло в жизни! А Надя Ткачун? Умница!  Двойникова Наташа живёт в Покровке, Азанова Галя- в Запорожье. Витя Беляк живёт где-то у вас в России… . Разлетелись, как птицы, кто куда».

     Однако узнавал я из писем не только о своих одноклассниках. Помню, как мой ныне покойный брат Федя долго "отходил", узнав печальную новость сначала о своём однокласснике Вите Кучере, погибшем в автоаварии, а затем об однокласснице Оле Коротун, умершей от неизлечимой болезни. С ней брат сидел за одной партой в первом классе.

         А когда моя мама узнала из письма  от 26 июля 2002 года о том, что бывший председатель колхоза Рекотов  16 июля того же года застрелился, то уже она долго "отходила", ибо очень хорошо знала покойного, состояла в его правлении. А когда  собралась выходить из колхоза, то только вмешательство председателя в ход общего собрания переломило ситуацию: родителей отпустили из колхоза. Вот такая тогда колхозная демократия существовала в стране.

        Ни для кого не секрет, что переход в бывших союзных республиках от социализма к капитализму прежде всего ударил по молодёжи. Вот что мне писала Ольга Ульяновна в письме от 26 ноября 2002 года: « Всё-таки молодёжь раньше была не та. Они были более воспитаны, им присуще чувство уважения к старикам, чувство совести. Эти качества отсутствуют у большинства современной молодёжи. Я работала после пенсии года три назад, приходилось временно подменять учителей, ушедших на больничный. И увидела совершенно других учеников. Сейчас , проходя мимо меня, они делают вид, что не замечают».

          Какой теплотой отдавали её строки в письмах, касающиеся  родного Гуляйпольского педагогического училища, с которого и началась её педагогическая деятельность! К моему стыду, я даже не знал, что  в нашем районном центре было педучилище,  думал, все они  находятся в Запорожье. Поэтому и читал  её письмо, где о нём говорилось, «затаив дыхание». Училище основано  ещё в 1930-е годы, а прекратило своё существование в 1960-е годы. Не потому ли я о нём ничего и не знал? Со слов Ольги Ульяновны, «это была кузница кадров, откуда выходили учителя начальных классов. Там был прекрасный коллектив педагогов, добрых, знающих своё дело». «Мы с благодарностью вспоминаем, - пишет она, - своих наставников». А это, как мне кажется, самая лучшая награда для любого педагога. Сейчас и я с благодарностью вспоминаю своих Малиновских учителей, в первую очередь, разумеется, Александра Григорьевича и Ольгу Ульяновну Плетень.

            В одном из писем я как-то не удержался и напрямую спросил об её отношении к Нестору Ивановичу Махно. Как-никак наше село находится в девятнадцати километрах от легендарного Гуляйполя. И нисколько не удивился, что её мнение полностью совпало с моим: делать героя из того, на чьей совести множество загубленных жизней не совсем правильно.

           Ушла из жизни Ольга Ульяновна, но её дело продолжает учительница начальных классов Малиновской средней школы Надежда Андревна Северин, она же её бывшая ученица и моя одноклассница Надя Ткачун. Работают  учителями и другие ученицы Ольги Ульяновны: Сур Т.Ф., Продан Л.В, Ярощук Л.В. Работает директором школы  Елена Николаевна Алферова.

        Поэтому, не сомневаюсь, память о ней сохранится в родной  школе. Уйдут они на заслуженный отдых, придут на их место уже их ученицы. Я очень надеюсь, что любой ученик всегда ответит на вопрос: «Кто такая Ольга Ульяновна Плетень?». И никогда больше не повторится та некрасивая картина со школьной жизни, которую  описала мне в письме сама учительница, когда ученики её просто «не заметили».

16.07.2016 г.