19-я Школа К2 «Мотаем на ус» гостеприимно распахивает двери и приглашает освоить азы или усовершенствовать основы.
ПРИГЛАШАЮТСЯ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ.
***
Настоящая школа будет посвящена отработке навыка анализа художественного произведения.
Курсантам Школы предоставляется шанс разобрать литературное произведение – именно разобрать по всем правилам и косточкам. Не просто отметиться как наивный читатель («Ой, как клево автор меня улыбнул\ растрогал), а внятно сформулировать \аргументировать свое мнение.
Благодарим автора Случайный гость за рассказ, который он отдал на препарирование, и переходим к сути занятий.
Анализ разделим на 3 этапа.
ВНИМАНИЕ! Убедительная просьба – не валить все ваши впечатления в одну кучу (рецензию), а придерживаться графика.
График такой:
7.07 – 8.07 - УРОК 1 – ОЦЕНКА КОМПОЗИЦИИ РАССКАЗА
Вводные к Первому уроку читайте ниже.
Также в помощь вам будут статьи отсюда http://proza.ru/avtor/k2pedia&book=4#4
9.07 – 10.07 - УРОК 2 – ОЦЕНКА СЮЖЕТА И ГЕРОЕВ
Вводные ко Второму уроку читайте ниже
11.07 – 12.07 – УРОК 3 – ЧТО Я ЕЩЕ ХОЧУ ОТМЕТИТЬ В РАЗБИРАЕМОМ РАССКАЗЕ
Вводных не будет – подразумевается, что на этом занятии каждый курсант выскажет свое мнение по тем моментам, которые он считает важными. По каким именно и по какому плану – на усмотрение курсанта.
14.07 – Подведение итогов
Уважаемые курсанты! Убедительная просьба придерживаться графика.
Догадываюсь, что вы прочли рассказ, и у вас тут же зароилась сотня мыслей. Однако для блага всеобщего понимания давайте двигаться поступательно. Пусть каждая ваша рецензия относится только к одной (!) теме.
Распределите ваши мысли во времени и пространстве. А если вдруг такое случится, что вы, скажем, уедете на пару дней и не сможете вписаться в График, то можете заранее прислать ваши рецензии на почту konkurs-k2@mail.ru , а я опубликую их в нужные сроки.
Особо обращаюсь к торопыгам и фрондерам, которым легче умереть, чем соблюсти правила.
Рецензии не по теме (=не в те сроки) я буду сносить. А вот возобновлю ли их потом – ба-альшой вопрос.
Да, про тех, кто, возможно, не успеет к нам присоединиться. _П о т о м_ писать рецензию можно. В смысле, если вдруг 10.07 вам придет в голову отличная мысль по поводу оценки композиции, то милости просим.
Физически проведение уроков будет выглядеть так.
Рассказ-пособие опубликован здесь http://www.proza.ru/2016/07/07/205
7, 9 и 11 июля будут опубликованы топики с вводными к каждому уроку.
Топик к первому уроку смотрите здесь http://www.proza.ru/2016/07/07/202
Свои рецензии вы пишете под ними.
Большая просьба – не жмотитесь и пишите собственную рецензию. Так будет проще вести обсуждение по затронутому именно вами вопросу.
Писать рецензии и участвовать в обсуждении может любой желающий автор прозыру.
Автор рассказа Случайный гость готов к жесткому разбору. Пресекаться будут комментарии, не соответствующие правилам приличия.
Сам автор Случайный гость будет участвовать в обсуждении со страницы Автор Хочет Сказать.
РЕЗЮМЕ
Приглашаем вас поучаствовать в Школе литературного разбора, ЦЕЛИ которой:
1. Отработать навыки внятной формулировки своего мнения относительно прочитанного
2. Мотать на ус. Все мы, разбирая чужое произведение, держим в уме свои – те, которые написали, пишем и будем написывать.
Вот как-то так примерно.
УДАЧИ ВСЕМ !!
***
ВВОДНЫЕ К ПЕРВОМУ УРОКУ «ОЦЕНКА КОМПОЗИЦИИ»
Композиция - это построение произведения, объединяющее все его элементы в единое целое, это путь раскрытия содержания, способ системной организации элементов содержания.
Композиция должна соответствовать специфике произведения и издания, объему произведения, законам логики, определенному типу текста.
Правила построения композиции произведения:
- последовательность частей должна быть мотивирована;
- части должны быть соразмерными;
- приёмы композиции должны определяться содержанием и характером произведения.
В зависимости от соотношения сюжета и фабулы в конкретном произведении говорят о разных видах и приемах композиции сюжета.
Самым простым случаем является тот, когда события сюжета линейно располагаются в прямой хронологической последовательности без каких-либо изменений. Такую композицию называют еще ПРЯМОЙ или ФАБУЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ.
Более сложен прием, при котором о событии, случившемся раньше остальных, мы узнаем в самом конце произведения – этот прием называется УМОЛЧАНИЕМ.
Прием этот очень эффектен, поскольку позволяет держать читателя в неведении и напряжении до самого конца, а в конце поразить его неожиданностью сюжетного поворота. Благодаря этим свойствам прием умолчания почти всегда используется в произведениях детективного жанра.
Другим приемом нарушения хронологии или фабульной последовательности является так называемая РЕТРОСПЕКЦИЯ, когда по ходу развития сюжета автор делает отступления в прошлое, как правило, во время, предшествующее завязке и началу данного произведения.
Например, в «Отцах и детях» Тургенева по ходу сюжета мы сталкиваемся с двумя существенными ретроспекциями – предысториями жизни Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых. Начинать роман с их юности не входило в намерения Тургенева, потому что это загромождало бы композицию романа, а дать понятие о прошлом этих героев казалось автору необходимым – поэтому применен прием ретроспекции.
Фабульная последовательность может быть нарушена таким образом, что разновременные события даются вперемешку; повествование все время возвращается из момента совершающегося действия в разные предыдущие временные пласты, потом опять обращается к настоящему, чтобы тотчас же вернуться в прошлое. Такая композиция сюжета часто мотивирована воспоминаниями героев. Она называется СВОБОДНОЙ КОМПОЗИЦИЕЙ.
При анализе художественного текста следует рассмотреть мотивировку использования каждого приема с точки зрения композиции, которая должна быть поддержана содержанием и образной структурой текста.
Многие недостатки композиции объясняются нарушением требований основных законов логики.
К наиболее распространенным недостаткам композиции относятся:
- неправильное деление произведения на наиболее крупные структурные части;
- выход за пределы темы;
- неполное раскрытие темы;
- несоразмерность частей;
- перекрещивание и взаимопоглощение материала;
- повторения;
- бессистемное изложение;
- неправильные логические связи между частями;
- неправильная или нецелесообразная последовательность частей;
- неудачная разбивка текста на абзацы.
В оценки композиции следует идти за автором, пытаться восстановить его план, следить за развитием образов и мысли художественного произведения.
Необходимо помнить, что в художественной литературе следование поэтапному логическому плану вовсе не обязательно, иногда в нарушении логики развития сюжета надо видеть не композиционный недочет, а особый приём композиционного построения произведения, рассчитанный на повышение его эмоционального воздействия. Поэтому при оценке композиции художественного произведения требуется большая внимательность и осторожность. Надо постараться понять замысел автора и не нарушить его.
***
ВВОДНЫЕ КО ВТОРОМУ УРОКУ
ОЦЕНКА СЮЖЕТА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Сюжет - основное средство, воссоздающее движение событий. Оптимальным можно считать вариант, когда напряженность действия определяется не только неожиданными событиями и другими внешними приемами, но и внутренней сложностью, глубоким раскрытием человеческих взаимоотношений, значимостью поставленных проблем.
Необходимо понять взаимосвязь сюжета и образов героев, определить значимость ситуаций, созданных автором, для раскрытия характеров.
Одно из важных требований художественности – убедительность мотивировок поступков. Без этого сюжет становится схематичным и надуманным. Автор свободно строит повествование, но он должен добиваться убедительности, чтобы читатель ему поверил, исходя из логики развития характеров. Как писал В. Г. Короленко, читатель должен узнать в новом взрослом человеке прежнего героя.
Сюжет – есть концепция действительности (Е.С. Добин)
Сюжеты возникают, бытуют, заимствуются, переводятся с языка одного вида искусства на другой (инсценировки, экранизации) — и тем самым отражают нормы поведения людей, свойственные тому или иному типу культуры. Но это — только первая сторона отношения жизнь — искусство: сюжеты не только отражают культурное состояние общества, — они его формируют: «Создавая сюжетные тексты, человек научился различать сюжеты в жизни и, таким образом, истолковывать себе эту жизнь» (с)
Сюжет – неотъемлемое качество художественного произведения; это цепочка событий, которые неизбежно присутствуют в данном типе произведений. События, в свою очередь, складываются из действий и поступков героев. Понятие поступка включает в себя и внешне ощутимые действия (пришел, сел, встретил, направился и т.п.), и внутренние намерения, раздумья, переживания, подчас выливающиеся во внутренние монологи, и всякого рода встречи, приобретающие форму диалога одного или нескольких персонажей.
Оценка сюжета весьма субъективна, однако и для нее существуют определенные критерии:
- значимость ситуация для раскрытия характеров героев;
- цельность сюжета;
- сложность, напряженность сюжета (возможность увлечь читателя);
- значимость поставленных проблем;
- оригинальность и самобытность сюжета.
Сюжетные элементы – это стадии развития литературного конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка). Выделение этих элементов возможно только в связи с конфликтом.
Типы сюжетов
Существуют сюжеты двух типов – динамические и адинамические.
Признаки динамического сюжета:
- развитие действия происходит напряженно и стремительно,
- в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателя,
- сюжетные элементы четко выражены, а развязка несет огромную содержательную нагрузку.
Признаки адинамического сюжета:
- развитие действия замедлено и не стремится к развязке,
- события сюжета не заключают в себе особого интереса (у читателя не появляется специфического напряженного ожидания: «А что случится дальше?»),
- элементы сюжета выражены нечетко или вовсе отсутствуют (конфликт при этом воплощается и движется не с помощью сюжетных, а с помощью иных композиционных средств),
- развязка либо вовсе отсутствует, либо является чисто формальной,
- в общей композиции произведения много внесюжетных элементов, которые перемещают на себя центр тяжести читательского внимания.
Примеры адинамических сюжетов - «Мертвые души» Гоголя, «Похождения бравого солдата Швейка» Гашека и т.п.
Есть достаточно простой способ проверки, с каким сюжетом имеешь дело: произведения с адинамическим сюжетом можно перечитывать с любого места, произведения с сюжетом динамическим - только от начала до конца.
Естественно, что при адинамическом сюжете анализ сюжетных элементов не требуется, а иногда и вовсе невозможен.
Еще про сюжет и композицию читайте здесь http://proza.ru/avtor/k2pedia&book=6#6
ОЦЕНКА ПЕРСОНАЖЕЙ
Основа успеха художественного произведения – это яркие, самобытные, запоминающиеся персонажи, через действия которых идет развитие сюжета, реализуется замысел произведения.
Не все образы-персонажи в одинаковой мере важны для раскрытия замысла. Отдельные проявления их характеров служат для передачи отношения автора к герою, для того, чтобы вызвать определенный настрой у читателя.
Для оценки образов персонажей необходимо ответить на вопросы:
Являются ли персонажи «живыми»= полнокровными литературными героями, которым хочется сопереживать? Или персонажи – картонные схемы?
Полностью ли раскрыт образ того или иного персонажа? (в зависимости от авторских целей)
Какова роль каждого персонажа в общей структуре произведения?
Еще про литературного героя читайте здесь http://proza.ru/avtor/k2pedia&book=8#8
© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2016
Свидетельство о публикации №216070700206