3. Один из шести миллионов обновлен 15. 07. 2016 г

Яаков Менакер
   
     Один из шести миллионов – обновлен 15.07. 2016 года.

     3. ЗАМУЖЕСТВО БЕЗ СВАДЬБЫ.

     Старшая моя сестра – Софья, окончив весной 1936 года семь классов неполно-средней школы, подалась в город Могилев-Подольский – пограничный на Днестре городок, что было в сорокапяти километрах от села Котюжаны. В нашем жилье стало свободнее.

     Теперь я занял место уехавшей сестры – на нарах из двух табуреток и деревянного стеллажа, выбросив два ослончика (стульчика) и доски, ранее служившие мне постелью. Младшая сестра –  Нина, как и ранее, спала с мамой.

     Как-то, приехав из города, Софья, уединившись с матерью, долго о чем-то говорили. Затем, когда сестра уехала, мама посвятила меня в содержание таинственного разговора с сестрой

     Речь шла о будущем замужестве Софьи. Я знал, что она общается с могилевской еврейской молодежью, но мне, подростку в мои тринадцать лет, в голову не приходила мысль о том, что это общение приведет мою шестнадцатилетнюю  сестру к скоропалительному  замужеству.

     После этого с каждым очередным приездом сестры, становилось понятным, что в связи с развивающимися у нее событиями возникнут проблемы, которые мать не в состоянии разрешить. Ведь мы были нищие, у Софьи даже не было мало-мальски приличной одежды, не говоря уже о предстоящих в связи с ее замужеством  расходах.

     Тем временем мама, раздумывая над проблемами, пришла к мысли, что если мы, казалось, забытые имеющимися у нас где-то родственниками, то нам ничего не остается делать, как напомнить им о себе.

     Получив разрешение, правление колхоза на временную передачу патронатских дел поварихе Домке, мама отправилась в Одессу. В этом городе жили взрослые – от первого брака– дети ее старшего брата Шмуля Бакмана, с которыми до выезда из Первомайска в Котюжаны существовала связь,  но затем прервалась.

     Брат с детьми от второго брака  еще в 1926 году эмигрировал в сказочную для нас Америку, но связи с ним восстановить не удавалось.

     В Одессе оказалось, что мамины племянники сами были в большой нужде, особенно бедствовал младший из них – Муня, и ничем не могли нам помочь. На обратном пути домой, проезжая Киев, мама, проведала своего младшего брата – Якова Бакмана.

     Здесь дела обстояли не лучше чем у одесских племянников. Вернулась она домой с мешком рванных в ступнях разных размеров чулок и носков. Отрезав от рваной, не изношенную верхнюю часть чулка или носка, и прошив его внизу по диагонали, мы получили более сотни пар по тому времени недостающих чулок и носков. Их хватило не только нам, но и патронатским детям.

     Свадьбы не было. После регистрации брака в городском загсе, собрались вечером в доме жениха его родственники и  друзья, поздравили молодоженов, поужинали и разошлись. Спустя два-три месяца мужа Софьи призвали в Красную армию, отправив его служить в войска Дальнего Востока.

     А еще через какое-то время, но уже в 1937 году,  Софья возвратилась в село Котюжаны, где в недалеком будущем ей предстояло стать матерью.