Этапы перестройки 2. Первые сомнения

Юрий Бахарев
               

 Декабрь 1986 – май 1987

Этапы перестройки 1  http://www.proza.ru/2016/07/14/799

Первые мысли, что начатая Перестройка приводит к явно непредсказуемым последствиям, породили во мне  события в Казахстане в декабре 1986 года, когда в процессе массовых беспорядков пролилась первая кровь

По  БИ-БИ-СИ услышал о разгоне армией мирной демонстрации  студентов в Алма-Ате и других городах Казахстана,   и, сопровождающих событие, жертвах.  Подумал, что это происки местной номенклатуры, которой не нравится Перестройка.

«Если это действительно так», - думал я, то справедливы намеки в поддерживающих Перестройку СМИ,  что реакционная часть Политбюро, опираясь на коррумпированную номенклатуру в республиках и областях, хочет избавиться от Горбачёва, затеявшего Перестройку».

Сейчас, по прошествии многих лет, понимаю, что эти намёки были очередным симулякром. В начале всех событий стояло твердое решение Горбачёва убирать из политбюро всех людей Брежневской эпохи. По его настоянию в ноябре 1986 года Кунаев подал в ПБ записку с просьбой по состоянию здоровья уйти на пенсию.

 При обсуждении с ним кандидатуры на  пост Первого секретаря  Назарбаева,  Кунаев категорически высказался «против», сказав, что   в  республике,   подготовленных  людей  нет,  и  на  пост  первого секретаря ЦК надо искать «человека со стороны». Предложенная кандидатура Колбина его удовлетворила.

11 декабря 1986 г.,  без участия Кунаева, состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, утвердившее  решение об уходе его на пенсию. 12 декабря на Пленуме ЦК КП Казахстана, продолжавшемся всего лишь 18 минут, Кунаев был отстранён с поста Первого секретаря. А в середине декабря, Пленум избрал на пост Первого секретаря Колбина.

Вдохновлённые призывами Горбачёва к демократизации всех сторон общественной жизни, и возмущаясь назначению Колбина, без проведения демократических процедур, на демонстрацию вышли студенты Алма-атинских вузов. Ни какого противодействия перестройке в студенческих выступлениях в Казахстане не было.

Возмущались выдвижением неизвестного в Казахстане человека, и, сразу,  на высший в республике пост, каким, несомненно, в те годы, была должность Первого секретаря.

Вот как развивались дальнейшие события в описании первого заместителя председателя КГБ СССР Филиппа Бобкова:

«Утром 16 декабря студенты стали стекаться к площади перед зданием ЦК компартии Казахстана. Все лозунги и плакаты призывали к отставке Колбина, требовали избрать вместо него казаха или хотя бы казахстанца, при этом назывались конкретные кандидаты, в числе них были и русские и представители других национальностей, для которых Казахстан являлся родиной.

Студенты несли плакаты  «Требуем самоопределения!», «Каждому народу — свой лидер!», «Не быть 37-му!».
Перед собравшимися людьми  выступило несколько руководителей республики, пытаясь уговорить их разойтись, но всё было безрезультатно.

 В целях недопущения беспорядков к площади приказали подтянуть внутренние войска, а само здание ЦК охраняли курсанты пограничного училища. У солдат не было огнестрельного оружия.

Уговоры не увенчались успехом, зато дали результат призывы подстрекателей. Собравшиеся на площади с громкими криками бросились на штурм здания ЦК, пытаясь опрокинуть шеренги солдат, милиции и пограничников. Завязалась драка. В ход пошли колья, арматура, камни, солдаты вынуждены были применить ремни и дубинки.

Появились раненые с обеих сторон. Был зверски убит дружинник — работник местного телевидения. Я видел потом кадры видеозаписи, и меня поразила жестокость возбуждённой толпы. Во время описываемых событий погибло три человека.

Это дружинник Савицкий и шестнадцатилетний русский мальчик, заколотый ножом в автобусе довольно далеко от площади: он что-то дерзкое сказал кондуктору и стоявший рядом вонзил ему нож в сердце. Третий погибший — казах, раненный в драке на площади и скончавшийся через три дня».

Так пролилась первая «перестроечная» кровь, непосредственно связанная с разбуженным «новым мышлением» национализмом   и своеобразным руководством  СМИ со стороны заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС Яковлева.

Но сколько крови от разбуженного национализма ещё прольётся, в то время, мне было даже трудно представить. Тем более, даже подумать, что начнутся не просто кровавые столкновения, а настоящая война, между русскими и украинскими националистами на юго-востоке Украины.
В январе  1987 года состоялся  очередной пленума ЦК КПСС с докладом Горбачева «О перестройке и кадровой политике партии»

Вечером после службы, взялся читать доклад. Прочитав «Вступление» и часть 1 «Перестройка – вынужденная необходимость», до слов, что « к 2000 году каждая семья будет иметь отдельную квартиру», я взял карандаш и стал внимательно прорабатывать доклад Горбачёва, подчеркивая фрагменты, которые казались мне отличающимися от былой риторики.

Изрядно почёркал текст. Был очевиден резко критичный подход к реалиям советской жизни. А некоторые, подчёркнутые мной  фрагменты, про  политическое заигрывание с массовой раздачей наград, званий, премий про празднование многочисленных юбилеев,  совсем недавно считались бы крамольными.

Обратил внимание на резкое углубление  критики « советского наследства». Результаты деятельности всех предшествующих властей подверглись обсуждению и беспощадному осуждению.

Проглядывала мысль, что за годы  советской власти сформировалась особая система, которая, ослабив экономические рычаги  управления народным хозяйством,  препятствует социально-экономическому развитию страны.  Было придумано название зловредной системе - механизм торможения. Прозрачно намекалось, что  он  укрылся в недрах косного управленческого аппарата. Отсюда следовало, что для слома механизма торможения необходимо проведение  политической реформы.
Главным движителем политической реформы, заключающейся в  углублении социалистического демократизма и всемерное развитие самоуправления народных масс, предполагалась реформа  существующей  в стране избирательной процедуры.
Речь шла об организации выборов, как в советские, так и партийные  органы различных уровней, на альтернативной основе.

Одним из итогов Январского 1987 г. пленума ЦК КПСС  было решении выбирать руководителей предприятий голосованием трудового коллектива.  Одним из первых провели эксперимент на заводе «РАФ», где  впервые состоялись выборы директора трудовым коллективом. Из 15 кандидатов директором был избран Виктор Боссерт.
Порадовался, что набралось целых 15 кандидатов, но подумал, что из этой новации не выйдет ничего толкового.

 Мне, человеку военному, это было ясно при изучении   документов Пленума. Тогда я  сразу  подчеркнул соответствующий  фрагмент, поставив  возле него восклицательный и вопросительный знак.

Но, по большому счёту, мне показалось, что в докладе Горбачёва всё по делу. Те критические слова, которые сказал Горбачёв с трибуны, большинство людей моего круга, говорили, не таясь, в частных беседах.

Меня несколько  насторожил  постоянный упор на необходимость развивать кооперативную и частную трудовую деятельность. Я хорошо помнил слова В.И. Ленина о том, что мелкотоварное производство «рождает капитализм и буржуазию постоянно, ежедневно, ежечасно, стихийно и в массовом масштабе».

А, зная, что эти идеи Горбачева уже претворены в ряде принятых  в 1986 году законах(1), опасался, что предсказания В.И. Ленина могут стать печальной реальностью, в самое ближайшее время. Но я всё же надеялся, что верховная власть достаточно разумна, и  предпримет необходимые меру, не допускающие подобного развития событий.

 Именно с этих (1) указов начался развал экономики СССР.
 Цены на государственную продукцию в Советском Союзе были ниже рыночных, ликвидация монополии внешней торговли привела к тому, что начался доселе невиданный экспортный бум. Например,  поставки тканей за рубеж выросли более чем в 3 раза. Хлопчатобумажных - почти в 4 раза,  Льняных - в 7 раз.

 Частный вывоз намного превосходил государственный!
  В  1987 году частыми лицами за рубеж было вывезено 500 000 цветных телевизоров, 200 000 стиральных машин.
Именно после указов о кооперации заработали свои первые миллионы, участники кооперативного движения, Абрамович, Гусинский, Хаит, Ходорковский.
  После этих указов начался массовый экспорт цветных металлов за границу, который  внутри страны собирали пункты сбора якобы «металлома». В ход пошли и станки остановившихся в результате кризиса неплатежей  заводов и фабрик, рельсы железных дорог, крышки канализационных люков и все, что только «плохо лежит».
Но в то время, когда я читал доклад Горбачева «О перестройке и кадровой политике партии» такие последствия перестроечных инициатив мне не могли даже в голову прийти. Тем более что весь текст доклада был густо нашпигован заверениями о верности социалистическим идеалам,  и призывами восстановить чистый и честный облик руководителя-коммуниста, облик, на который бросили определенную тень преступления ряда перерожденцев.

Отныне объявлялась борьба с пренебрежительным отношением к законам,  с очковтирательством, взяточничеством,  угодничеством и славословием. Пропагандировалась высокая идейность и сознательность, готовность подчинить личные интересы общественным, беззаветное служение народу.

Хотя внимательно прочитав принятое  13 января 1987 г.,  постановление СМ СССР «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран», можно было  сделать вывод, что этот документ является важным шагом, облегчавшим легализацию капитала, и разрушающим финансовую систему СССР.

 Этим постановлением объявлялась  относительная свобода внешнеэкономической деятельности, и изъятые из госпредприятий через кооперативы ресурсы направились  на экспорт  чтобы ввести  - ширпотреб, которого не хватало из-за разбалансированности денежного обращения безналичными рублями.

Именно таким способом «заработали» в 1986-87 годах свои стартовые капиталы, тогдашние руководители государственных предприятий,  нынешние долларовые миллиардеры:

Аликперов - первый заместителем генерального директора по Западной Сибири ПО "Башнефть" и генеральным директором ПО "Когалымнефтегаз".
Богданов - генеральный директор ПО «Сургутнефтегаз»; Евтушенков - главный инженер, а затем первый заместитель генерального директора НПО «Полимербыт»;

Лисин руководитель Карагандинского металлургического комбината; Михельсон - руководитель треста «Куйбышевтрубпроводстрой», Смоленский - управляющий 4-го строительно-монтажного управления Москвы;  Тимченко -  заместитель генерального директора государственного внешнеторгового объединения "Киришинефтехимэкспорт".

Но мы наивно верили, что советское высшее руководство предпримет необходимые меры, чтобы закрыть лазейки прямого разворовывания общенародного достояния.

Тогда мне и в голову не могло прийти, что в Политбюро сильно влияние тех, кто сознательно разваливает Советскую власть, создавая для этого соответствующую социальную базу. (2)

Существенным итогом Январского пленума ЦККПСС было решение о необходимости бороться с общим засильем догматического подхода в гуманитарных науках  и о том, что процессы Гласности должны распространяться и на дела минувших дней.

Тогда, читая доклад Горбачёва, я и подумать не мог, что эти, правильные по своей сути мысли, смогут быть использованы идеологическим отделом ЦККПСС, под руководством Яковлева для организации кампании, которую позже, С.Г. Кара-Мурза назовет «манипуляцией сознания», без успешного проведения которой невозможно было разрушить СССР.

Под влиянием  идей Пленума началась стихийная самоорганизация политически активной части общества, не включённой в официальные структуры. Как грибы начали расти разнообразные «неформальные» объединения – экологические, политические, религиозные и др.

Так, в Ленинграде был создан клуб межпрофессионального общения «Перестройка», в деятельности которого активно участвовали  неизвестные, на тот момент, Чубайс и  Кох. В Москве  - начал функционировать похожий  «Клуб социальных инициатив» во главе с Гайдаром. Тогда же возникло общество «Мемориал».

В мае1987 года активисты националистического общества «Память» провели на Манежной площади в Москве митинг в поддержку перестройки, начатой в стране, и против её саботажников.


 В течение 1987 года руководители «перестройки» уже свернули лозунги первого этапа «перестройки»: «Эффективность и качество» (отказались от госприемки); «Ускорение» (произошло замедление роста ВВП); от «Борьбы с алкоголизмом» (началось увеличение производства водки).

Теперь основная надежда легла на «Гласность» и «Демократизацию».
Но вскоре, и выборность руководителей, как основной элемент демократизации, признана порочной.
Что, как мне кажется, было сразу  ясно  каждому здравомыслящему человеку.

Сейчас, читая мемуары «руководителей и прорабов перестройки» можно видеть, как они дружно открещиваются от своих панацей, или, как минимум, признают решения  ошибочными.

В мае состоялось совещание начальников кафедр училища по поводу недавно опубликованного  постановления  ЦК КПСС  "Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране".

 По риторике выступающего на совещании заместителя начальника училища по НУР, я не услышал ничего нового по сравнению с тем, что было в «застойные» годы:

«Специалист сегодняшнего дня должен обладать основательной марксистско-ленинской подготовкой, навыками управленческой организаторской и воспитательной работы и т.д.».

В соответствии с Основными направлениями перестройки высшего и среднего специального образования в стране с 1988 / 89 учебного года вводится новый перечень специальностей. Это напрямую коснется и нас.

 Рекомендуют всех вузовских специалистов раз в пять лет проводить через систему повышения квалификации работников высшей школы. В соответствии с этим потребовали от кафедр разработать свои предложения и график прохождения курсов повышения квалификации

 Подумал, что когда руководство страны не знает, что делать, то начинает реформирование образования.

Уже тогда я подумал, читая Горбачёва, что высшее руководство сомневается в том, что было за последние два года:

«Ситуация в обществе обострилась, ибо перестройка затронула глубинные пласты общества. Одни засомневались, а надо ли вообще затевать все это? Услышали мы и панические заявления... В самом начале перестройки мы сказали, что даем людям шанс. Теперь же по истечении двух лет, мы должны спросить - способны ли те, кому мы этот шанс дали, делать дело так, как нужно...»

Хотя  в мае 1987 года, в народном хозяйстве еще  появляются знаковые успехи: в газетах сообщили о полетном испытании  Як-141 — первого в мире сверхзвукового многоцелевого самолёта вертикального взлёта и посадки; отрапортовали о первом запуске советской сверхмощной ракеты-носителя «Энергия»; известили, что атомный ледокол «Сибирь» достиг Северного полюса.

Но, всё чаще, газеты сообщают о событиях неприятных, крушениях, катастрофах, националистических выступлениях:

6 мая – первая несанкционированная демонстрация неправительственной и некоммунистической организации – националистического общества «Память» в Москве.

16 мая.  Взрыв метана на шахте в Донецкой области. Погибло 36 человек.
22 мая. Авария на  магистральном газопроводе Уренгой–Ужгород. Потеряно 3,30 млн. куб. м газа.

Но самым вопиющим, мне показалось сообщение, прошедшее в СМИ в конце мая 1987 года, о том, что 19-летний пилот-любитель из ФРГ Матиас Руст посадил самолёт на Красной площади в Москве, преодолев все рубежи советской ПВО.

Тогда, я воспринимал это происшествие как очередное подтверждения безответственности и разгильдяйства, последствие пороков общества  эпохи застоя. Вполне родственное Чернобыльской катастрофе или гибели теплохода «Нахимов», как ярких примеров  проявления «человеческого фактора» в таких событиях.

Но всё было не так просто.
К маю 1987 года в Политбюро появились серьезные разногласия и среди тех, кто способствовал приходу Горбачёва на должность генерального Секретаря и ранее поддерживал его во всех начинаниях.

Руководитель Секретариата Политбюро Лигачев не соглашался с мнением Горбачева по взаимодействию со СМИ.  Председатель Совета министров  Рыжков – по отношению к Госплану.

«...До 1987 г., - пишет Н.И. Рыжков, - я Горбачёву верил... Но лётом 1987 г... у нас с Горбачёвым появились первые серьёзные разногласия стратегического плана. Он предлагал в 1988 г. сделать то, что Гайдар осуществил 2 января 1992 г.»


Министр обороны  Соколов не соглашался с Горбачёвым по вопросу вывода войск из Центральной Европы и односторонним уступкам США в вопросах разоружения. (3)

 Имеются свидетельства из ближнего круга Генсека, что Горбачев опасался отстранения его от власти сподвижниками, и действовал на опережение.

Разбирательство происшествия с посадкой самолёта на Красной площади стоило должности  не только прямым виновникам.
«Под Руста» было смещено не только руководство Войск ПВО во главе с маршалом авиации Колдуновым, но и министр обороны маршал Соколов со всеми своими заместителями, начальник Генерального штаба и два его первых заместителя.

Сняты  главнокомандующий и начальник штаба ОВС Варшавского Договора, все командующие группами войск (в Германии, Польше, Чехословакии и Венгрии), все командующие флотами и все командующие округами.

После чистки военных кадров  М.С. Горбачёв заявил в своём окружении: «Теперь умолкнут кликуши насчёт того, что военные в оппозиции к Горбачёву, что они вот-вот скинут его, что он на них всё время только и оглядывается». (4)


В ряде округов командующие заменялись неоднократно. Волна Горбачёвской чистки достигла, по меньшей мере, уровня командования дивизиями …» (5).
Этим данным не противоречат и другие источники. (4), (6).


Существуют утверждения, что полёт Руста не был для Горбачёва неожиданностью.
 «Нет никаких сомнений, что полёт Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И что, самое важное, - проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза» (6).

Генерал - майор С. Мельников в беседе с А. Карауловым сообщил: «Я разговаривал с Крючковым в доверительной обстановке, и Крючков сказал, что он «лично готовил эту операцию по указанию Горбачёва» (7).

Поскольку В.А. Крючков вплоть до своей смерти не опроверг это свидетельство, а М.С. Горбачёв молчит до сих пор, оно заслуживает доверия. (8)


Примечания:
(1) «Закон об индивидуальной трудовой деятельности» от 19.11. 1986, легализовавший частников и разрешивший создание кооперативов в нескольких видах производства и услуг.
"Закон о потребительской кооперации" от 25 .12.1986 года,
разрешивший  организацию кооперативов при предприятиях.
«Постановление о создании смешанных обществ с участием иностранного капитала» от 25 декабря 1986 года, позволившее вывозить товар и валюту заграницу.
(2) «"Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми». ( М.С.Горбачев)
 «Советский тоталитарный режим можно было разрушить только через гласность и тоталитарную дисциплину партии, прикрываясь при этом интересами совершенствования социализма». (А.Н. Яковлев)
 «Я был убеждённым коммунистом, но  в конце 70–х, начали появляться сомнения. Большие сомнения».  «Открыто мы говорили одно, в узком кругу – другое». ( Э.А. Шеварднадзе)
«У меня не то, что принципов, у меня убеждений никогда не было. Да, я был 48 лет членом партии, но никогда - убеждённым коммунистом» (А.Черняев, помощник Горбачёва)
 (3) В политбюро ЦК КПСС. 8 мая 1987г.  «О военной доктрине стран ОВД» .
 (4) Черняев. Шесть лет с Горбачёвым. С. 160.
(5) Гриневский О.А. Перелом. С. 560.
 (6) Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. Кн. 1. С. 358.
(7) Кириченко Е. «Ну что, сбивать будем?» Кто стоял за полётом Матиаса Руста // Труд. 2007. №90. 26 мая.
(8) Синицын Е.И. Андропов вблизи. С. 414.
Продолжение: http://www.proza.ru/2016/07/18/72