Сам по себе

Валентина Телухова
Как только в интернете не шутят по поводу необычно холодного лета в наших краях.

- А чем отличается нынче лето от зимы?

- А тем, что мы зимой ходили в застегнутых куртках, а теперь ходим в расстегнутых.

Какой-то шутник в "Одноклассниках" разместил на своей страничке карикатуру: мужчина в валенках и полушубке спрашивает:

- Эй, июль, ты не забыл, что ты – летний месяц?

Нет. Не забыл. И однажды именно вечером в пятницу тучи разбежались, небо стало ясным, солнце припекло. Конечно, теперь ему ничего не мешало! И сразу все вспомнили, что уже середина лета, а на природу так никто и не выезжал.

Собрались вместе две семьи. Договорились поехать на симпатичное озеро в тридцати километрах от города. И окрестности его были красивы. И было оно безопасным для купания детей. В двух семьях их было трое. Старшей Танюшке было пятнадцать лет, а младшей - Маше уже семь. Никита был тринадцатилетним подростком.

Девочки умели плавать, а Никитка воды боялся. Плескался всегда у берега и плавал по земле руками. Такой был новый способ. Когда на руках он передвигался в воде вдоль берега, то ногами бил по воде. Со стороны казалось, что мальчик и в самом деле плывет. Если отец брал его на глубину, чтобы мальчик победил свой страх перед водой, Никита бледнел. После многих попыток мальчика оставили в покое. Не самое нужное умение в жизни. Многие не умеют плавать и прекрасно обходятся без этого.

На озеро приехали на двух машинах ранним утром. Выбрали место для стоянки автомобилей на красивой поляне, ровной и травянистой. Место было не совсем чистым, но все к тому были готовы и быстро собрали мусор в большие мешки. Место для костра тоже было готовым, но огромный слой золы мешал развести огонь. 
Никита достал лопату из машины, собрал золу в пакет и рассыпал её в перелеске, который был совсем рядом. Пусть служит удобрением для деревьев. Стойки для костра и перекладину привезли с собой. С собой привезли и дрова для костра, чтобы не губить зря деревья. Отец сходил на Зею - большую и полноводную реку, которая текла рядом, и принес топляк и занялся его разделкой. Мамы захлопотали у костра. Из машины вынули раздвижной столик и легкие стулья. Походный лагерь обустроили на славу. На шелковистой траве разложили надувные матрасы.

- А можно я тут с вами побуду? - услышала мама Лена звонкий мальчишеский голос.

Она оглянулась. На поляне в сторонке стоял мальчик лет десяти. Он был без обуви. Майка тоже отсутствовала у него совсем. Странные огромные, по виду отцовские или старшего брата трусы едва держались на мальчишеском теле на слабой вытянутой резинке. Видно было, что в таком виде ребенок ходит все лето. Даже в такое холодное лето он покрылся бронзовым загаром. Его жилистое, мускулистое тело было даже покрыто каким-то беловатым налетом.

- Да ты почему босиком? Вдруг на стекло наступишь?

- А я летом ноги не мою. У меня подошвы твердеют. Уже наступал на стекло и даже не порезался нисколько.

Лена была шокирована такими речами, но виду не подала.

- А ты с кем здесь купаешься?

- Ни с кем. Я - сам по себе.

- А мама тебя отпускает?

- У меня мама всех отпускает. И меня, и Олю. Оля уже большая, она со мной не водится. Ей со мной не интересно. Она с мальчиками дружит и по всем ночам домой не возвращается. А мама её не ищет. И я, если не буду дома ночевать, никто и не заметит. Вот мне семья какая досталась. Зачем я у такой мамы родился? У тебя много детей?

- Нет. Только одна. Девочка.

- А ты бы хотела, чтобы я у тебя родился?

Мальчик стоял перед молодой женщиной и смотрел на неё своими светлыми голубыми глазами как-то особенно доверчиво.

- Я бы не отказалась, - серьезно сказала женщина и вдруг привлекла мальчика к себе особенным, оберегающим материнским жестом и погладила его по голове. Он замер от её прикосновений, а потом улыбнулся так радостно, что мир вокруг повеселел.

- Что же, ты я вижу, парень очень хороший, поэтому располагайся с нами на поляне. Никто тебя здесь не обидит. Это вот сестра моя - тетя Настя. Это моя дочь и ее дети. Народ хороший. Ты - парень видный. Только вот одет ты странно. Давай вот как поступим: у нас есть шортики черненькие. Мы в запас взяли на всякий случай. Шорты - одежда демократичная. И для девочек, и для мальчиков они примерно одинаковы. На вот, примеряй. Не стесняйся, беги в лесок, переоденься и покажись мне. А то ты свои штанишки того и гляди потеряешь.

- Я их руками держу, кода в озере плаваю.

- Как можно плавать и трусы одновременно руками держать? Не представляю.

- Я одной рукой держу, а другой - гребу. И у меня получается.

- Не сомневаюсь. Но мне за тебя спокойнее будет, если обновка тебе подойдет.
А звать-то тебя как?

- По всякому зовут. Юрасик - по фамилии. Юрченко у меня фамилия. И в школе Марина Николаевна меня так зовет. Я в деревне живу, вон, видите, с этого бугра крыши видны.

Мальчик махнул рукой в сторону. И в самом деле под косогором виднелись крыши одноэтажных деревенских домиков.

- А на самом деле меня Славой зовут. Но мало кто так меня зовет. Мама зовет змеёнышем, потому что я водку не даю ей пить. И разбиваю бутылки. А она потом гонится за мной. Меня в детдом хотели забрать, но я там не хочу жить. Лучше дома буду. Я умею жить сам по себе. В школе кормят меня. Я еще и хлеб в карманы припрятываю. Ольга меня тоже кормит. Хоть супчик плохонький, но обязательно сварит.
Мама у меня хорошая. Работает на зерновом дворе. Только вот отец нас бросил, а она - страдает. От любви.

- Любовь - сила созидательная, - сказала Лена, - не должна она человека губить. Хоть и безответная. Сейчас что не жить? Работай, зарабатывай, да живи по-человечески. Верю, что у тебя мама хорошая, но только бесхарактерная. У неё такой подарок есть - сынок.

- Она меня не нянчила. Меня бабушка вырастила. Да вот не стало бабушки, мама и забрала. А я вырасту, маму вылечу, и она станет красавицей. А папа как увидит её, так и расплачется от горя, что такую красавицу бросил.

- Ладно, иди, добрая душа, примеряй шорты.

Слава вышел из кустов с гордым видом.

- Посмотри на себя в зеркало машины.

- Нищтяк! Классно!

- А у меня есть ножницы, садись на пластиковый стул, я накрою тебя полотенцем и сделаю тебе самую модную стрижку на свете. Я это умею. Курсы недавно закончила домашнего парикмахера.

Лена сделала Юрасику такую прическу, что его было просто не узнать! Как будто волшебник прикоснулся к мальчику. И чуб у него лежал аккуратно, и виски были ровно подстрижены, и маленькая волна волос на затылке делала его прическу особенно модной и оригинальной. Только белый кант не загоревшей под шапкой волос кожи немножко портил общую картину красоты.

- Сравняется, - сказал мальчик, когда Лена дала ему маленькое зеркальце, чтобы он мог полюбоваться новой стрижкой.

- Теперь - прошу к столу, у нас уже суп в котле на костре сварился и шашлыки на сетке готовы.

Слава не стал отказываться, он уселся на предложенное место и очень аккуратно и неторопливо стал угощаться всем, что предложила ему молодая женщина.

Во всем облике мальчика было столько чистоты и доверчивости, что сердце невольно устремлялось к нему. Обогреть, накормить, защитить. Мало он получал добра в этой жизни, а сам не утратил ни доброты, ни приветливости. Он сразу стал своим в их компании. Играл с Дашей очень хорошо. Метался за потерянным воланом, когда в пинг-понг стали играть Таня с Никитой. Смешно, по привычке, каждую минуту подтягивал одной рукой шорты, дотягивая их прямо до плеч. И это вызывало у всех улыбку.

Рассказывал о грибных местах в окрестностях, показывал рукой, в какой стороне растет орешник, давал советы отцам семейств, как лучше выехать на трассу. Потом повел всех за собой, чтобы показать короткую дорогу к озеру. Почему-то повел на вершину сопки, с которой был спуск по отвалу в песчаном карьере прямо к озеру. Сам Юрасик шлепнулся на сыпучий песок и покатился с гиканьем под горку. Ему было все нипочем. Дети последовали его примеру. Взрослые с опаской начали спуск, но песчаная лавина подхватила всех.

Спуск заканчивался у кромки озера. Грузный и неуклюжий дядя Юра так разогнался, что проскочил берег озера и оказался в воде. Этим он всех развеселил.

На озере плавали на надувных матрасах. Купались мало. Вода была прогрета только в верхних слоях. Взбаламученная она стала прохладной. Но Юрасик не унывал. Он радовался купанию от всей мальчишеской души.

- Внимание! Ласточка! - прокричал мальчик на все озеро. Он встал на широком надувном матрасе, попытался продемонстрировать ласточку, но матрас почему-то сложился вдвое, и "ласточка" утратила свою стройность. Она превратилась в лягушку, которая с шумом плюхнулась в воду.

- Не получилось, - сказал мальчик, - ничего, бывает, с первого раза иногда ничего не получается, теперь подержите мне матрас.

Таня с Никитой матрас подержали. Акробат взобрался на него. Опять встал, но прокричал слово:

- Кульбит!

Он оттолкнулся ногами от матраса, хотел перекувыркнуться в воздухе и плюхнуться в воду, но что-то опять не получилось. Мальчик упал прямо на матрас и только голова его оказалась в воде. И сразу же к нему бросилась Лена.

- Не ушибся, все в порядке?

Она ошупывала голову ребенка. Плакала и целовала его в лоб.

- Ты за меня испугалась? - почему-то шёпотом спросил мальчик.

- Да. Очень сильно.

- За меня так еще никогда и никто не пугался. Я же тебе - чужой.

- Да свой ты мне, свой. Ты мне очень нравишься. Ты - хороший человек. И не делай так больше никогда. Не пугай меня больше.

Купание в озере продолжалось целый день. Купались, играли в мяч, опять купались, жарили шашлыки, угощались, дважды скатывались с обрыва на песчаном откосе, мыли с песком в озере свою посуду и везде рядом со взрослыми был пронырливый Юрасик. Он стал своим в компании. За один день.

Настал вечер. Собрали все вещи, сложили в машину. Печенье и конфеты оставили Юрасику в подарок.

Мальчик как-то потух. Опечалился и плечики его опустились.

А когда машина медленно поехала к трассе, он вдруг побежал за ней с громким плачем, успевая бежать вдоль полевой дороги, и все смотрел и смотрел на Лену, а она вдруг заплакала и закричала мужу, чтобы он остановился. Но он только прибавил газу.
   
Остановился он только на трассе.

Вышел из машины, открыл дверцу, подал руку жене.

- Отдышись. Остановился бы я, а что дальше? Ты бы его забрала? Усыновила? Мальчик и правда золотой. Но что с этим дальше делать? Подумала? Не рви себе сердце. Деревню знаем. Осенью в школу поможем собрать. Вот и все, что мы можем. Знаешь, их сколько таких в нашей стране? Всех не обогреешь!

- Я все понимаю, но как стерпеть?

- В стране нужно что-то менять, в жизни. Вот тогда и не станет таких сирот при живых родителях. Он - не пропадет. Ты видишь, сколько в нем света?

- Только в это и остается верить. Ладно. Поедем. Видишь, Танечка уже спит.
 
Машина мягко катилась по хорошей ухоженной трассе, а молодая женщина горячо молилась о том, чтобы бог уберег и Юрасика, и всех деток на всем белом свете. Спаси и сохрани!