Господин посол и 200 женщин

Николай Челомбитько
 
                На Украине худо с дипломатами.
      После провозглашения независимости Украина испытывала и продолжает испытывать большие проблемы с дипломатическими кадрами.
      Все дипломаты-выходцы с Украины, которые получили образование в МГИМО или в Дипакадемии, работали в системе МИД СССР, а затем – в МИД России. Только некоторые согласились перейти в МИД Украины. Зато вновь испечённые  высокопоставленные начальники Независимой, не успев проштрафиться или провороваться, уже видели себя послами. Благое дело – престижная должность и языков знать не надо.
      Главным критерием для дипломатов ниже рангом было знание языков и хорошие связи. Первые послы постепенно уходят в небытие, а бывшие знатоки языков продвигаются по служебной лестнице, зачастую сохраняя свой невысокий профессиональный и культурный уровень. Ярким свидетельством этому – их примитивные дискуссии в Совете Безопасности во время кризиса на Украине.
    Особенно не повезло с послами Украины в Финляндии. Вначале был малокультурный и слабообразованный любитель выпить К. Масик, а затем  оскандалившийся на всех  переговорах во времена Майдана и опозорившийся на посту в.о. министра иностранных дел Украины А.Дещица.
    Мои финские друзья, с которыми я до настоящего времени поддерживаю контакты, отзываются о трёхлетнем пребывании советником и пятилетнем - в должности посла Украины  А.Дещицы, как пустой пробел.

                О существовании посла  мало кто знал.
      О существовании украинского посла и украинского посольства мало кто знал в Хельсинки. Зная характер финнов - спокойных и воспитанных людей, умеющих поддерживать и ценить контакты, надо быть запечатанным в свою скорлупу, чтобы не испытать и не перенять от них, настоящих европейцев, их  лучшие качества. Как оказалось, Дещица за 8 лет своего пребывания в этой благодатной стране так и остался  львовским хлопцем с «интеллектуальной» кричалкой: «кто не скачет, тот – москаль!», не доскакал и, скорее  всего, уже никогда не «доскачет» до уровня европейца.
       Символом современной украинской дипломатии  я бы посчитал посла Украины в Финляндии, бывшего первого заместителя председателя правительства Украины Константина Масика. Я его давно знал по комсомолу. У него тогда был позывной: «Масик хочет водочки». В послы его «разжаловали» не от хорошей жизни. Почти все украинские газеты печатали пространные разоблачения того, что первый вице-премьер создал Фонд Чернобыля, а затем присвоил деньги Фонда. Масик везде оправдывался, доказывая, что кроме облучения он от Чернобыля ничего не имеет.
 
                Советник  «по вопросам семьи посла»
        В Хельсинки Масик привёз с собой тем же рейсом самолёта шофёра, бухгалтера и помощника. Как мне сообщили из МИДа Украины, советник посольства «по вопросам семьи посла» не успел оформиться и прибудет позже. По прибытию Масика, во время нашей первой деловой встречи он попросил «график дипломатических приёмов» в посольствах других стран и поинтересовался, в каком состоянии сауна посольства. Мне пришлось его огорчить тем, что никакого «графика приёмов» не существует, а на ремонт сауны денег не было, и она не в лучшем состоянии.
    На следующий день я предложил Масику познакомиться с персоналом посольства. Вначале представил немногочисленных дипломатов, затем Масик рассказал свою биографию, предложил задавать вопросы. Один из дипломатов сообщил, что перед приездом Масика финские газеты много писали о том, что он присвоил средства Фонда Чернобыля. В приватных беседах финны тоже задают этот вопрос. Как он посоветует отвечать на подобные вопросы. Ответ Масика удивил всех своей неожиданностью и оригинальностью.
    - Я очень люблю свою жену и живу с ней уже много лет, - начал он,- но я перед ней нечестен. Я ей изменял. Когда я летел к вам в самолёте, я попытался посчитать, сколько раз я изменил жене. И насчитал, что у меня было 200 женщин. Я решил рассказать вам об этом, чтобы подчеркнуть, что только перед своей женой я нечестен. А в остальном – я честен, и никаких денег Чернобыля я не присваивал.   
    После совещания я попросил Масика больше нигде не приводить эти аргументы. Они, хотя и убедительны, но несколько портят имидж посла.  Я рассчитывал на понимание. Однако Масик искренне возмутился, обвинив меня в том, что я «поучаю его, как жить».
   
                «Господина посла очень любят женщины»
     Я стал постепенно знакомить его с наиболее полезными для Украины связями – деловыми людьми, прессой, работниками МИДа Финляндии, коллегами из российского и других посольств. Одна из крупных Финских компаний предложила навестить их в конце дня с тем, чтобы завершить знакомство в сауне, которой они очень гордились. Провели по этажам современнейшего здания, спустились в сауну. На берегу бассейна был накрыт богатый стол. Когда сели за стол, Масик оказался в своей стихии и не скрывал отличного настроения. Я с трудом успевал переводить анекдоты.
     В разгар беседы финны спросили всё тот же вопрос о Чернобыле. Масик, не задумываясь, стал рассказывать историю про 200 женщин. Дослушав до конца, я ему сказал: «Костя, я же тебя просил, больше эту историю не рассказывать, тем более финнам». Разогретый сауной и спиртным бывший первый вице-премьер не мог смириться с моими возражениями. «Переводи!»- требовал он. Но я твёрдо ответил, что переводить не буду. Выручили финны. Один из них ответил на хорошем русском языке: «Николай, не надо переводить, мы всё поняли. Мы видим, что господина посла очень любят женщины».
    Господину послу очень понравилось посещение фирмы и он попросил до моего отъезда в Москву побольше организовать таких посещений. Однако, полагая, что основная задача посла – ходить на дипломатические приёмы, он допекал меня вопросом – когда же начнут приглашать его на приёмы. Но приёмов не было и не было. Тогда он стал организовывать, правда не совсем дипломатические, приёмы после работы в посольстве с участием той же компании, которую привёз с собой в самолёте. Вскоре во время посещения МИДа Финляндии мне по-дружески посоветовали, чтобы я намекнул послу о том, что его собутыльники разъезжаются за рулём хорошо выпивши – могут быть неприятности.
   
                «Прилип банным листом»
     …Прошло десять лет. По случаю 10-летия провозглашения независимости Украины финские друзья пригласили бывшего первого президента Украины Л.М.Кравчука и первого дипломата Украины в Финляндии Н.И.Челомбитько посетить с супругами Финляндию. Зная неравнодушие Кравчука к сауне, финны в обязательном порядке организовывали в каждом городке посещение сауны. Бывало по две сауны в день. Во время одного из таких посещений хозяин сауны предложил пиво. Однако, Леонид Макарович отказался,  отметив, что никогда не пьёт в сауне спиртного, поскольку это опасно для здоровья.    
     И рассказал историю о том, что когда он был президентом, ходил в баню с первым вице-премьером. Последний, побывав в парилке, выпивал стакан водки, залазил в бассейн и «ревел, как скотина». Я уточнил фамилию первого вице-премьера. Совпала с известным мне персонажем. Я тогда спросил, почему же, зная пристрастие вице-премьера к выпивке, президент поддержал его кандидатуру на должность посла, тем более с проблемами, связанными с Фондом Чернобыля. «Так пристал же, как банный лист. Пошли да пошли послом в Финляндию!» - ответил бывший президент.
      К кому прилип банным листом А.Дещица, чтобы назначили его и.о. министра иностранных дел – остаётся загадкой. Мне теперь только приходится сожалеть о том, что я когда-то, хотя и косвенно, прокладывал дорожку в Финляндию этим малообразованным и непрофессиональным  персонажам.