Из тюрьмы быстрее

Михаил Туллер
 
Михаил Туллер.     Из тюрьмы быстрее.

В армию меня призвали из Краматорска на Донбассе, где по комсомольской путевке я строил канал Северский Донец - Донбасс. В команду для отправки собрали шахтеров, строителей, выпускников школ и техникумов, по здоровью не годных к строевой службе.
Везли нас в теплушках военного времени с нарами в два яруса  очень долго. В Москву привезли только через 4 дня и определили в стройбат в Московском округе.
В дороге, на втором ярусе, рядом со мной расположился Виктор  Прохоров, года на три старше меня. Постепенно разговорились и он,  проникшись, почему  то  ко мне доверием,  сказал: Михаил! Я служить не буду! Я лучше в тюрьму пойду!
Оттуда я на свободу выйду через полтора года, а в армии 3 года  - хочешь, не хочешь, а отдай!
Оказалось, что он по « малолетке»  отсидел в детской колонии, и тюрьма его не пугала.
Главное, сказал он, -  не  попасть в дисциплинарный батальон (дисбат), пребывание в котором в срок службы не входит! И надо будет дослуживать.  Правда, после  дисбата  судимость не учитывается, но  - она уже есть, так что  хуже не будет!
Единственная проблема - это сотворить такое, чтобы суд дал не меньше 3 лет. Тогда сажают в гражданскую колонию, в которой возможно досрочное освобождение! В те времена, в колониях при выполнении плана засчитывали вместо одного -   два, а иногда и три дня. Это  обеспечивало  досрочное освобождение!  Мне  посоветовали, сказал он, -  как  наверняка  попасть в колонию!  Хочешь? Присоединяйся!
 Я, естественно, -  отказался.   
В Москве  в первое же наше  увольнение,  мы небольшой группой  поехали в Третьяковскую галерею. Присоединился к нам и Виктор.
Не буду говорить сейчас о наших впечатлениях  от  увиденного в галерее: оно у каждого было разное.  Виктору понравилось!  Видно было, что в музее он  впервые, и впечатление получил очень яркое и неожиданное для себя.
 А   через  несколько дней он исчез, -  ушел в самоволку.  И отсутствовал ровно столько дней, сколько требовалось, чтобы по закону ему  присудили  - 3 года.
 Что и произошло!
Через полтора года он прислал мне письмо, уже после освобождения  и посочувствовал, что мне ещё  осталось  так много служить?!
Мне же, после строительного техникума, работа в стройбате Московского округа  на должности прораба  послужила хорошим трамплином для освоения строительной специальности, которой я посвятил  свою  дальнейшую жизнь.