Жара! 7 июля 2016 года

Светлана Красавцева
   Не знаю, что хуже, а что лучше: жара, когда буквально плавятся мозги,  или мороз, да с ветерочком, выдувающим остатки тепла. Зимой кажется, что летом лучше. Но вот летом, когда столбик термометра в тени зашкаливает за +38 (а на солнце приближается к пятидесяти!), и раздеться больше, чем это прилично, ты не можешь, да и если бы даже разделся до гола, от изнуряющей жары было бы не избавиться. Особенно, если ты работаешь на улице.

   Моё торговое место теперь рядом с овощами, недалеко от входа в рынок. Плюс в том, что, войдя на рынок, все проходят мимо, и многие, покупая овощи, невольно бросают взгляд на яркое пятно, каким является мой небольшой столик с разложенными кроссвордами и газетками. Причём, на половине квадратного метра нужно умудриться разместить всё так, чтобы было и красиво, и видно. Но самое смешное, что даже тут меня умудряются не заметить! Даже мои знакомые! Крикнешь:

   - Кто забыл ещё купить программку на следующую неделю?!!

   И кто-нибудь да остановится:

   - Ой, и правда! Если бы вы не напомнили, прошла бы мимо!

   Иногда своих постоянных покупателей буквально за руку хватаю:

   - А вы "Спортивное обозрение" сегодня покупаете?

   Семидесятилетний  с "гаком" "спортсмен" как бы просыпается:

   - Фу ты! Я же за ним шёл! И чуть не прошёл мимо!

   Небольшой плюсик моего места ещё в том, что до десяти часов там тень. Зато после десяти - настоящее пекло!  И тогда я оставляю столик на солнце, а сама с раскладной табуреточкой перемещаюсь через дорогу, в тень от здания (она там до полудня). Но когда подходят покупатели, приходится выходить на солнцепёк. Пока рассмотрят, пока купят (если купят!) - солнышко всё равно успевает "пройтись" по открытым частям тела. И вот результат: нос облазит, открытые плечи немного обгорели (побаливают даже!).

   А вообще, заметила, что когда жара, после одиннадцати часов уже на рынке делать нечего. Люди стараются сделать покупки пораньше. Стою, конечно, до двенадцати - до пол-первого, но это время крайне непродуктивно! Продажи за час-полтора единичные! Да сейчас всё усугубилось ещё и тем, что цену на самую популярную газету "ХХ1 век", выходящую ежедневно, кроме воскресенья,  подняли на два рубля! Для сравнения, "Жизнь Луганска" на двадцати четырёх страницах, стоит восемь рублей. И столько же теперь "большой" "ХХ!век" на шестнадцати страницах! А маленький восьмистраничный - пять рублей! Да там же обычно читать нечего! Иногда просто стыдно бывает продавать...

   Наверное, ни с кем из продавцов не здоровается такое количество людей, как со мной! Со мной ведь подружился целый район города, пока я торговала возле "Народного" (полтора года всё же!). И ОЧЕНЬ многие высказываются:

   - Ой, как жалко, что вас оттуда убрали! И кому вы помешали?!! А сейчас и газету негде купить!

   - А может, вы бы вернулись на старое место?!! Было так хорошо: идешь за хлебом, а тут и кроссвордик у вас можно купить, и газетку!

   - Да я бы вернулась, если бы магазин разрешил. Мне тоже там неплохо было. - Говорю я. - Но им ведь команду дали: запретить торговлю возле супермаркета...

   Не буду же я всем объяснять, что мне еще очень "помогла" редактор одной из газет... Так "удачно" поговорила с управляющей (чтобы меня оставили!!!), что меня быстренько "с вещами на выход"!

   Некоторые даже предлагают собирать подписи и ехать в  управление с просьбой меня вернуть.  Я пожимаю плечами:

   - Если разрешат, я вернусь. Мне там неплохо было.

   Обстановка на рынке, конечно, совсем другая, чем на моём прежнем месте. Там я стояла одна и большинство бабушек-дедушек пользовались мною, как "свободными ушами" или в качестве жилетки для слёз. Но и одаривали меня всем, чем могли: в благодарность, что выслушала, посочувствовала. Угощали то печеньем - пряниками - конфетами, то зеленью, то фруктами-овощами в зависимости от сезона: это и огурцы, и кабачки, и помидоры, и яблоки, и вишня, и абрикосы. Здесь такой близости к народу нет, но по старой памяти кто-то ещё останавливается поболтать. Вот сегодня женщина, покупая газету, поинтересовалась:

   - А можно возле вас сумки оставить? А то майонез забыла купить. Не хочу с сумками тащиться! Тяжело!

   Ещё бы не тяжело! Две огромные и, по виду, неподъёмные сумки, в которых виднеются пакеты с сахаром, вермишель, рис, яйца... Когда-то вот с подобными сумками увидел меня незнакомый мужчина и "выдал":

   - Да-а!!! Был бы у женщины хвост, она бы ещё и на него пару сумок повесила!

   Женщина вернулась с майонезом.

   - Фу-у, отдохнуть перед решающим рывком в тенёчке!

   Но человек она общительный, захотелось поболтать:

   - Знаете, у меня растут две внучки-погодки четырёх и пяти лет. Какие же они разные! Как будто от других родителей! Старшей, если что надо: будет требовать: "Купи!" И никакие отговорки, что дорого или что нет денег, на неё не действуют! А вот младшенькая, Владочка, совсем другая!

   Это, видимо, бабушкина любимица, потому что при воспоминании о ней, она прямо вся засветилась!

    - Представляете, недавно говорит: "Бабушка, купи нам один "чупа-чупс" на двоих. Я пососу половину, а потом Лене дам". Я купила. Бежит моя Владочка: "Ой, бабушка, что я наделала! Не удержалась и всю конфету съела... А давай мы Леночке булочку маслом намажем и сахарком посыплем. Вот будет ей как конфетка! Только и мне половинку такого хлебушка, ладно?!!

   Вспомнив эту сценку, бабушка весело смеётся.

   - А ещё недавно пошли на рынок Владочке юбочку купить. Я смотрю - двести пятьдесят рублей! Говорю продавцу: "Что же это детские вещи так дорого?!!" А тут Влада меня за руку дергает: "Пошли, бабушка, отсюда! Не буду я такую доёгую юбку носить!" А Лена бы не посмотрела на цену! Ей, если что понравится - вынь да положь!

   С усилием подняв сумки, моя собеседница пошла на выход.

   А вообще самые актуальные темы сейчас - пенсии и обстановка вокруг республик. Моя знакомая по "Народному" рассказывает, как она ездила пенсию переоформлять:

   - Представляешь, в Станице нас на жаре нацики держали в очереди больше четырёх часов! Две "скорые" приезжали: увезли деда с палочкой, который сознание потерял и женщину, ещё не очень старую, наверное, только недавно на пенсию вышла - тоже приступ какой-то с сердцем, еле откачали! Ты бы видела: там и старых совсем везут пенсии оформлять... Вот кого жалко!  А в самой Станице прямо в очереди в банкомат двое умерли!

   - А ты-то всё оформила? - Спрашиваю.

   Таня махнула рукой:

   - А-а, я или невезучая такая! Оформить-то оформила, а деньги на карту не перечислили! Не знаю, в чём дело!

   Татьяна уходит. А я начинаю собираться. Что зря стоять на жаре? И так прихожу домой "варёная", тем более, что теперь и домой стараюсь ходить пешком после того, как льгот на проезд у меня не стало. И жалко десять рублей тратить на дорогу... Доходы-то мизерные! Вот сегодня, например, если бы не кроссворды, то заработок на газетах у меня был бы... аж целых девять (!!!) рублей! Стыдно сказать, но продала всего шесть газет из двадцати пяти... И как завтра менеджеру нашему об этом сказать?!! Подняли цену на газеты - и чего добились?!!