Спор, уходящий в глубь веков
Итак, наступил Новый 2012год. Семья, сидящая за праздничным новогодним
столом, выпила, закусила и даже спокойно поговорила за прошедший и наступающий год. Убрав посуду, женщины стали накрывать стол для чая, а мужчины уселись перед телевизором, слушая чаще, пустую и бездарную «музычку». Почему «музычку», потому, что на музыку она никак не вытягивала.
Как это обычно бывает, разговор зашёл о высоких материях. Высокими в этот раз оказалась классическая музыка. Один из мужчин, а было нас трое, объявил великого немецкого композитора Баха родоначальником классической музыки.
Я, не надеясь, на свою стареющую память, подключился к разговору, только с общеизвестными фактами. Мой главный оппонент, мужчина приблизительно моего возраста, знакомый с историей, экономикой и политикой. Но в искусстве он не столь удачен.
- Ежели, я не ослышался,- спросил я, - вы утверждаете, что вся музыка пошла от Баха?
- Конечно!
- Простите, а от какого Баха?
- Как от какого? Иоганна Себастьяна.
- А, каких Бахов вы знаете ещё?
- ?
- Так вот, чтоб вы знали, род Бахов был очень большой, - сообщил я, - Среди них были трубачи, флейтисты, органисты, скрипачи и другие музыканты.
- Итак, позвольте уточнить,- продолжал я,- неужели с Баха началась классическая музыка , а ранее её не было?
- Не было,- ответили мне.
- Ну, а как же музыка эпохи Возрождения? Её разве не было?
- Не было. Ты бы ещё вспомнил музыку Древней Греции и Древнего Рима.
- Её то и вспоминать не надо. Тогда ни школы, ни композиторов еще не было, но греки умели петь и играть на струнных инструментах.
Ну, а если говорить о эпохе Возрождения, я должен вас глубоко разочаровать. Именно в эту эпоху блистал своим творчеством великий нидерландец - композитор Жоскен Депре. Именно им сформировалось понятие классического искусства. И было это в XV веке.
Пойдем дальше. Разве не было Палестрины, непревзойденного мастера полифонии, о котором было сказано, что «всестороннее совершенство хоровой музыки позволяет сравнить его с великим художником итальянского Возрождения Рафаэлем».
Ну, хорошо, о первых двух вы могли не знать и не слышать, но о Вивальди, великом Антонио Вивальди не знать и не слышать невозможно ,если вы интересуетесь хорошей музыкой. Сейчас его мелодии звучат на мобильных пелефонах современной молодежи. А он, между прочим, творил еще до Баха.
Многие великие музыканты 15,16,17 и 18 веков из разных стран Европы творили оперы, симфонии, концерты и многое другое, будучи известны всем в свое время.
Поэтому, заявить, что вся музыка, пусть даже только немецкая, началась с Баха, по меньшей мере, дилетантство. Возражайте, если можете!
Воцарилось молчание, и спор на этом завершился.
Нас пригласили пить чай.
Этот спор разбередил мне душу и вспомнилось многое из того, что было в прошлой жизни, в Советском Союзе. А было не так уж и мало!
И всё это «не так уж и мало» всегда было связано с искусством, а последнее приходило к нам через книги, фонотеку, театр, филармонию и музеи.
Вернемся к И.С. Баху. Впервые я услышал Баха в восьмом или девятом классе. Я шел по главной улице г. Донецка и возле Центральной библиотеки по радио зазвучала «Токката и фуга ре минор». Это было впервые, когда я услышал орган. Музыка совершенно необыкновенная! В ней ощущалось что-то грандиозное и возвышенное, далеко уходящее в космос и опять возвращающееся на Землю. Ноги сами внесли меня в библиотеку. Хотелось немедленно узнать всё, что можно о Бахе. Читая, я узнал, что любимым инструментом композитора был орган и в свое время ему не было равного в импровизациях на этом инструменте.
А, вот, когда в Донецкой филармонии появился орган, я по – настоящему узнал великого Баха.
Вся семья Баха была музыкальной. Все три сына его ещё при жизни отца стали известными композиторами. И все же, несмотря на то, что Бах был великим немецким композитором 18-го века, при жизни он признания так и не получил. Его считали устаревшим «фугенмахером». Его фуги штудировали, как упражнения, но в концертах для широкой публики его никто не играл. Да, и смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. Вскоре о нём забыли, и это забытье продлилось 79 лет.
Появились другие композиторы и музыканты, без которых мы не представляем свою жизнь. И вот один из них, новый гений музыки.
И все же Воланд был прав, когда утверждал, что рукописи не горят и не исчезают.
9 февраля. 1809года в Гамбурге, в известной еврейской семье родился первенец, которого назвали Якоб Людвиг Феликс Мендельсон. Пожалуй, за всю историю музыки ни у кого из гениальных композиторов не было такого счастливого и безоблачного детства. Семья банкира Мендельсона - Бартольди была состоятельной и занимала соответствующее положение в обществе.
Отец мечтал, что сын продолжит его дело, но судьба решила иначе.
Уже с первых лет у ребенка проявились удивительные музыкальные способности. Мать Леа, обратив внимание на одаренность своих детей Феликса и его сестры Фанни, стала первой их учительницей.
Со временем она поняла, что большего дать детям не может, и отдала их в руки известного пианиста и композитора Людвига Бергера.
Феликсу было 11 лет, когда он поступил в Берлинскую Певческую академию. Руководитель академии Карл Фридрих Цельтер становится его учителем и покровителем.
Мальчик рос чрезвычайно талантливым и уже в 13 лет работал почти во всех жанрах вокально-инструментальной музыки. О его одаренности в 1822 году Генрих Гейне говорил, как об удивительном «музыкальном чуде». А когда в1825г из-под его пера появился знаменитый «струнный» октет, его начинают сравнивать с Моцартом и Бетховеном.
Как-то бабушка одаренного внука наткнулась на давно забытые и залежавшиеся нотные листы. Взяв ноты, она пошла в музыкальную комнату, откуда звучала музыка. Протянув внуку свою находку, она сказала:
- Эти ноты покупал ещё твой дед. Посмотри, может они тебя заинтересуют.
Феликс, отложив работу, углубился в пожелтевшие листы. Чем больше он читал, тем больше перед ним открывалась не только гамма многоголосия, но и мощь, и красота баховского творения.
- Да это же настоящее сокровище! Здесь столько всего, что наберется на большой концерт!
- Фанни, - позвал он сестру, спустя час, - ты только посмотри, что у меня в руках. Это что-то необыкновенное!
Фани, молча, подсела к брату.
- А что это?
- Это « Страсти по Матфею» Иогана Себастьяна Баха. Потрясающая музыка! Здесь есть все: и речитативы, и арии, и хоралы, и хоры. Всего около 80-и номеров. Знаешь, все это писалось для исполнения на лютеранском богослужении, а мы будем исполнять это в концертах. Ух, какая большая и интересная работа мне предстоит!
И вот наступил этот день. В середине полудня 11 мая 1829 года десятки горожан потянулись к Берлинской Певческой академии. В музыкальной культуре Певческой академии намечалось историческое событие мирового масштаба. И оно состоялось .Впервые прозвучали в концертном исполнении « Страсти по Матфею» Иогана Себастьяна Баха. Дирижировал концертом двадцатилетний Феликс Мендельсон. И, несмотря на то, что в произведении были задействованы 2 оркестра, 2 хора и масса солистов, Мендельсон отлично со всем справился. Постановка, длящаяся около трех часов, прошла блестяще. Успех был настолько впечатляющим, что Певческая академия решила включить « Страсти по Матфею» в ежегодный цикл исполняемых произведений.
Так гениальный Мендельсон- Бартольди заново открыл миру великого немца .
Это стало импульсом для возрождения Баха в XIX веке.
Не избежал участи забвения и гениальный Мендельсон. Правда, это было уже после его смерти. Приложил к этому руку, любимый композитор Гитлера, Вагнер, называвший музыку Феликса Мендельсона слащавой и устаревшей. В фашистской Германии музыка Мендельсона, как и множество других прекрасных композиторов, была запрещена. Вызывает удивление, что в 1950-м году портрет Мендельсона был снят в Большом зале Московской консерватории. Музыку композитора негде было услышать, разве что в загсе - «Свадебный марш» во время бракосочетания, да и то не везде. На радио, в концертах и в записи на пластинках Мендельсона не было. Впервые Мендельсона я услышал лишь в восьмидесятых годах прошлого столетия. Это был Первый концерт для скрипки с оркестром.
© Copyright:
Виктор Штода, 2016
Свидетельство о публикации №216071501704