Спор, уходящий в глубь веков

Виктор Штода
         
               
Итак, наступил Новый 2012год. Семья, сидящая за праздничным новогодним
столом, выпила, закусила и даже спокойно поговорила за прошедший и наступающий год. Убрав посуду, женщины стали накрывать стол для чая, а мужчины уселись перед телевизором, слушая чаще, пустую и бездарную «музычку».  Почему «музычку», потому, что на музыку она никак  не вытягивала.
Как это обычно бывает, разговор зашёл о высоких материях. Высокими  в этот раз оказалась классическая музыка. Один из мужчин, а было нас трое,  объявил великого немецкого композитора Баха родоначальником классической музыки.
Я, не надеясь, на свою стареющую память, подключился к разговору, только с общеизвестными фактами.  Мой главный оппонент, мужчина приблизительно моего возраста,  знакомый  с историей, экономикой и политикой. Но в искусстве он  не столь  удачен.
              - Ежели,  я не ослышался,- спросил я, -  вы утверждаете, что вся музыка пошла от Баха?
              - Конечно!
              - Простите, а от какого Баха?
              - Как от какого? Иоганна Себастьяна.
              - А, каких  Бахов вы  знаете  ещё?
              - ?
              - Так вот, чтоб вы знали,  род Бахов был очень большой, - сообщил я, - Среди них были трубачи, флейтисты, органисты, скрипачи и другие музыканты.
              - Итак, позвольте уточнить,- продолжал я,- неужели с Баха началась классическая музыка , а ранее её не было?
              - Не было,- ответили мне.
              - Ну, а как же музыка эпохи Возрождения? Её разве не было?
              - Не было. Ты бы ещё вспомнил музыку  Древней Греции и Древнего Рима.
              - Её то и вспоминать не надо. Тогда ни школы, ни   композиторов еще не  было, но греки умели петь и играть на струнных инструментах.
Ну, а если говорить о эпохе  Возрождения, я  должен вас глубоко разочаровать. Именно в эту эпоху блистал своим творчеством  великий нидерландец -   композитор Жоскен  Депре. Именно им  сформировалось понятие классического искусства. И было это в XV веке.
Пойдем дальше. Разве не было Палестрины,  непревзойденного мастера полифонии, о котором было сказано, что «всестороннее совершенство  хоровой музыки  позволяет сравнить его с великим художником итальянского Возрождения Рафаэлем».
Ну, хорошо, о первых двух вы могли не знать и не слышать, но о Вивальди, великом Антонио Вивальди  не знать и не слышать невозможно ,если вы интересуетесь хорошей музыкой. Сейчас его мелодии звучат на мобильных пелефонах современной молодежи. А он, между прочим, творил еще до Баха.
Многие  великие музыканты 15,16,17 и 18 веков из разных стран Европы творили оперы, симфонии, концерты и многое другое, будучи известны всем в свое время.
Поэтому, заявить, что вся музыка,  пусть даже только немецкая, началась с Баха, по меньшей мере, дилетантство. Возражайте, если можете!
Воцарилось молчание, и спор  на этом завершился.
Нас пригласили пить чай.
      Этот спор разбередил мне душу и вспомнилось многое из того, что было в прошлой жизни, в Советском Союзе.  А было не так уж и мало!
И всё это «не так уж и мало» всегда было связано с искусством, а   последнее приходило  к нам через  книги, фонотеку, театр,  филармонию и  музеи.
Вернемся к  И.С. Баху. Впервые я услышал Баха в восьмом или девятом классе. Я шел по главной улице  г. Донецка  и возле Центральной библиотеки по радио зазвучала «Токката и фуга ре минор». Это было впервые, когда я услышал орган.  Музыка  совершенно необыкновенная! В ней ощущалось что-то грандиозное и  возвышенное, далеко уходящее в космос и опять возвращающееся на Землю.  Ноги сами  внесли меня в библиотеку. Хотелось немедленно узнать всё, что можно о Бахе. Читая, я  узнал, что любимым инструментом композитора  был орган  и в свое время ему не было равного в импровизациях на этом  инструменте.
      А,  вот, когда в Донецкой филармонии появился орган, я по – настоящему узнал великого Баха.
Вся семья Баха была музыкальной. Все три  сына его ещё при жизни отца стали известными композиторами. И все же,  несмотря на то, что Бах был великим немецким композитором 18-го века, при жизни он признания так и не получил. Его считали устаревшим «фугенмахером». Его фуги штудировали, как упражнения, но в концертах  для широкой публики его никто не играл. Да, и смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. Вскоре  о нём  забыли,  и это  забытье продлилось  79 лет.
Появились другие  композиторы и музыканты, без которых мы не представляем свою жизнь. И вот один из них, новый гений музыки.

 



        И  все  же  Воланд  был прав, когда утверждал, что рукописи не горят и не исчезают.
         9 февраля. 1809года в  Гамбурге, в известной еврейской семье родился первенец, которого назвали Якоб Людвиг Феликс Мендельсон.  Пожалуй, за всю историю музыки ни у кого из гениальных композиторов не было такого счастливого и  безоблачного детства. Семья банкира Мендельсона - Бартольди была состоятельной и занимала соответствующее положение в обществе.
Отец мечтал, что сын продолжит его дело, но судьба решила  иначе.
 Уже с первых  лет  у ребенка проявились удивительные музыкальные способности.  Мать   Леа, обратив  внимание на одаренность своих детей Феликса и его сестры Фанни,  стала первой   их учительницей.
Со временем она поняла, что большего дать детям не может, и  отдала их в руки известного пианиста и композитора Людвига Бергера.
Феликсу было 11 лет, когда он поступил в Берлинскую Певческую академию. Руководитель академии Карл Фридрих  Цельтер  становится его учителем и покровителем.
Мальчик рос  чрезвычайно талантливым  и уже в 13 лет работал почти во всех жанрах вокально-инструментальной музыки. О его одаренности в 1822 году Генрих Гейне говорил,  как об удивительном «музыкальном чуде». А когда в1825г из-под его пера появился знаменитый «струнный» октет,  его начинают сравнивать с  Моцартом  и  Бетховеном.
Как-то бабушка одаренного внука наткнулась на давно забытые и залежавшиеся нотные листы.  Взяв ноты, она пошла в музыкальную комнату, откуда звучала музыка.  Протянув  внуку свою находку, она сказала:
                - Эти ноты покупал ещё твой дед. Посмотри, может они тебя заинтересуют.
 Феликс, отложив работу, углубился в пожелтевшие листы. Чем больше он читал, тем больше перед ним открывалась не только гамма многоголосия, но и  мощь, и  красота  баховского  творения.
                -  Да это же  настоящее сокровище! Здесь столько всего, что наберется на большой концерт!
                -  Фанни, - позвал он сестру, спустя час, - ты только посмотри, что у меня в руках. Это что-то необыкновенное!
 Фани, молча, подсела к брату.
 
                - А что это?
                - Это  « Страсти по Матфею» Иогана  Себастьяна Баха. Потрясающая музыка! Здесь есть все:  и речитативы, и  арии, и хоралы, и хоры. Всего около 80-и номеров. Знаешь, все это писалось  для исполнения  на лютеранском богослужении, а мы будем исполнять  это в концертах. Ух, какая   большая  и интересная работа мне предстоит!
И вот наступил этот день. В середине полудня  11 мая 1829 года десятки горожан потянулись к Берлинской Певческой академии. В музыкальной культуре Певческой академии намечалось историческое событие мирового масштаба. И оно состоялось .Впервые прозвучали в концертном исполнении « Страсти по Матфею» Иогана Себастьяна Баха.  Дирижировал концертом двадцатилетний  Феликс Мендельсон. И, несмотря на то, что в произведении были задействованы 2 оркестра, 2 хора и масса солистов, Мендельсон отлично со всем  справился. Постановка, длящаяся около трех часов, прошла блестяще.  Успех был настолько впечатляющим, что Певческая академия решила включить « Страсти по Матфею» в ежегодный цикл  исполняемых произведений.
    Так гениальный Мендельсон- Бартольди заново открыл миру  великого немца .
 Это стало импульсом для возрождения Баха в XIX веке.
Не избежал участи забвения и гениальный Мендельсон. Правда, это было уже после его смерти. Приложил к этому руку, любимый  композитор Гитлера, Вагнер, называвший музыку Феликса Мендельсона слащавой  и устаревшей. В фашистской Германии музыка Мендельсона, как и множество других прекрасных  композиторов, была запрещена. Вызывает удивление, что в 1950-м году  портрет Мендельсона был снят в Большом зале Московской консерватории. Музыку композитора негде было услышать, разве что в загсе - «Свадебный марш» во время бракосочетания, да и то не везде.  На радио, в концертах и в записи на пластинках Мендельсона не было. Впервые Мендельсона я услышал лишь в восьмидесятых годах прошлого столетия. Это был Первый концерт для скрипки с оркестром.