Знакомство с Иваном Леонтьевичем Шумиловым

Николай Крыж
       
    Моё знакомство с Иваном Леонтьевичем Шумиловым.
   Я уже двадцать четыре года проживаю на  Алтайской земле, где жил и работал Иван Леонтьевич Шумилов. Его книга «В тылу врага» стоит у меня перед глазами, я её читал ещё в детстве, но вот имя автора мне не совсем  было знакомо, крутится в голове: Шумилов, Шумилов, библиотека имени Ивана Шумилова. Кто такой Иван Шумилов? Мне стыдно, как жителю  Алтайского края, не знать кто такой Шумилов. Захожу в библиотеку и прошу дать почитать всё, что есть в библиотеке - произведения этого автора. Мне дают книгу «В тылу врага». Просматриваю  содержание: Рассказы –  «Деревня Ивановка», «Петушок».   
         В следующий раз прихожу в библиотеку и спрашиваю роман  И.Л. Шумилова  «Жажда». Работница библиотеки – абонементного отдела, поспешила  по залам, через некоторое время приносит  и подаёт мне ветхую книжицу, читаю на жесткой корочке, от времени превратившейся в нечто лёгкое, рыхлое - роман «Жажда» и говорит: «Один – единственный экземпляр. Очень прошу, чтобы никуда не дели!»
- Да что вы!  Прочитаю, верну в целости и сохранности, - обещаю я.
- Я на вас надеюсь. – Успокаивается  работница библиотеки.
- А почему только один экземпляр? – задаю я вопрос собеседнице, - неужели некому переиздать его собрания сочинений. Конечно,  я понимаю – всё упирается в деньги! А наша власть очень бедная. У государства на издание книг нет денег. «А как правительство хочет воспитывать патриотов?» -  думаю про себя я.
         Расписавшись за книгу в карточке, я забираю книжку, аккуратно кладу в свою сумочку и ухожу.
       Прочитав роман « Жажда», пытаясь найти в интернете всё о Иване Леонтьевиче Шумилове, а так же тексты произведений, нахожу только биографические данные.
         При следующей поездке в Павловск, вновь захожу в библиотеку имени Ивана Шумилова, спрашиваю: «Какие есть ещё произведения автора: проза, стихи?». Работница абонементного отдела снова выходит  в поиске,  когда возвращается, то просит меня пройти в читальный зал, чтобы я там получил  нужную мне книгу.
      В читальном зале я получаю книгу  Ивана Шумилова  «Переулок встреч», изданную в 2010 году в районном посёлке Павловске в книгоиздательстве Иванова.
       «Мал золотник, да дорог». – Хочется сказать пословицей о творчестве И. Л. Шумилова, на его рассказах можно изучать жизнь в Алтайских деревеньках с 20-х годов до второй половины 20 века.  Не мешало бы и в школах на уроках истории или литературы использовать его произведения. В истории нашего Отечества много тёмных пятен, особенно в период с Февральской революции  до 70-х годов прошлого века.
        Я думаю, что Шумилов со своими произведениями должен войти в духовный мир каждого гражданина, как  в повседневное обращение с красотой.
        Хочу поговорить о рассказе Ивана Леонтьевича Шумилова «Ивановский соловей», впервые напечатанном в газете Павловского района Алтайского края «Новая жизнь» в номерах от 1, 4, 6 мая 1982 года, потом в журнале «Алтай»,  №1 2010 года и в книге «Переулок встреч», изданной в книгоиздательстве Иванова, Павловск, 2010 год.
         «Ивановский соловей» - главный герой рассказа – певец  русских народных песен Илья Барсуков, который едет в родную «богоспасаемую деревню Ивановку, где он родился и откуда давно–давно отправился в большую жизнь».
    По дороге домой в поезде главный герой вспоминает свою жизнь в деревне, своё детство, как  они жили, как он починяет материн валенок, как ходил со своими сверстниками  по деревне славить на Рождество Христово, как пришла к нему слава песенника в родной деревне Ивановке.
         Как умело, со знанием дела, Иван Леонтьевич описывает приготовления к зашиванию валенка  маленького Илюшки. Как  красочно описывается жизненный быт Алтайского села, как реалистично показывается исторический временной отрезок конца двадцатых годов прошлого века. Зачитываю: «Мальчик достал из сундука горстку льна, отделил от неё чуточку и принялся сучить дратву на собственном голом колене …  Илюшка ссучил дратву, нашёл варник и хорошо проварил её, а потом в кончики дратвы вплёл свиную щетину».
           Вот как описывается  в «Ивановском соловье» праздник весны - масленицу в сибирской деревне: «По деревне носятся санки, кошёвки, розвальни, и цветут в них девичьи полушалки. Снег не выдерживает бесчисленных ударов конских копыт, груза скользящих полозьев – становится буроватой кашицей. На дорогах пахнет неведомыми тёплыми краями, оттаявшими конскими «яблоками», мокрым снегом».
       «Многие мальчишки – верхами. Обучая стригунков, они клещами сидят на их мягких широких спинах, цепко держатся за поводья. Норовистые молодые кони  с подстриженными гривами и завязанными узлом хвостами – украшения праздника. Люди любуются ими…  Мужики обсуждают стать, походку, пробежку  стригунков. «Бабки-то у серого, смотри, какие прямые, чисто бегунец…» «А каряя сильна, ноги толстые, сама как печь, хорошая рабочая лошадь будет у Сеченовых…»
       Чем жил в те, послереволюционные годы российский народ, на чём воспитывался – радио, телевидения, музыкальных инструментов не было, да и все в основном жители сёл были безграмотными, могли писать и читать только единицы. Вот как даёт ответ в своём произведении Алтайский писатель Иван Леонтьевич Шумилов, вышедший из деревни, благодаря советской власти, пролитой крови в классовой борьбе, неимоверным усилиям ликбеза, так как  в России около 70% населения были безграмотными, а  в Сибири - более 80%  (не могли ни читать, ни писать),  и стал тем, кем он стал, пройдя горнило Великой Отечественной войны, закончив войну командиром партизанского отряда в Белоруссии.
         Иван Леонтьевич Шумилов  в «Ивановском соловье» даёт объяснение русской натуре, которую не могли понять многие  известные политики и психологи запада: «Илюшка работал и от хорошего настроения напевал: «Ты, моряк, красивый сам собою…».
         О пристрастии к песням главного героя автор  говорит нам «… пел с отцом и матерью, когда возвращались с лугов, с покоса. «Меж крутых бережков Волга-речка течёт» - начинал отец. Мать и сын подхватывали. Одну пропоют, другую начинают. И так едут с песней до самой деревни».
       Читая эти строчки «Ивановского соловья» я вспоминаю как в моей родной деревне, Канонерке, где я родился, совхозные доярки ездили в открытых грузовиках  на летние выпаса, уезжали за деревню с песней и возвращались с песней. 
         И вот в абзаце Шумилов прямо говорит: «Илюшка к тому же ещё и весёлый – любит песни петь  и знает их немало. Идёт он за водой с вёдрами – поёт, отправится с уздечкой за лошадью на луга или едет на ней верхом – поёт, чистит коровий пригон – что-нибудь тоже мурлычет, а бывает, и во весь голос затянет, не боится охрипнуть. В Барсуковых пошёл, а они известные на селе песельники, и отец , и Илюшкины дядья все голосистые, как осенние гуси на пруду…  Загуляют на праздник, ходят по улице из одного дома в другой дружной компанией, под локти взявшись,- и так поют, что деревня колется. И высыпают из домов люди, пялятся в окно, чтобы посмотреть на этот хор. А в дому Барсуковы как гаркнут песню – лампа тухнет. Илюшка сам видел». Вот она сила духа русского народа! Во времена Великой Отечественной войны бывало, что наши красноармейцы часто ходили в атаки на врага с песнями.  Песни поднимали боевой дух солдат нашей армии. Песни играли большую роль  в жизни нашего народа, помогали бороться с трудностями. 
         А вот как художник Шумилов  лаконично описывает в  рассказе летнюю алтайскую природу: «И кругом зелень – трава, кусты… Загадочно синеют дальние забоки. Ярко блестят болотца закатным пламенем. Звучно крякают вспугнутые утки».
          Как настоящий художник, Шумилов не смог обойти классовую вражду в селе.   Люди в селе Ивановке делились на безбожников, нехристей и верующих.          «У меня тятя… безбожник» - говорит Илюшка и себя относит к безбожникам. «Илюшка, где бы ни играл, нигде ничего не боится: ни водяных, ни леших, ни чертей, ни домовых. Отец внушил ему, что всякую мразь человек выдумал от страха. Илюшка отцу верит, ведь он у него самый справедливый человек в деревне, да, да, все так говорят».
       Желаю моим читателям найти этот рассказ И.Л. Шумилова и прочитать его. Читая этот рассказ, я от души поплакал и посмеялся. В общем, получил от этого рассказа большое удовольствие