Концерт Вертинского
Весть о предстоящих концертах А. Вертинского мгновенно разлетелась по городу. Я был уже не тот, что в 1950 году, когда вопрошал родителей об этом великом артисте. И, когда мой институтский товарищ Игорь Лукьяненко, спросил меня:
- Ты знаешь что-нибудь о Вертинском?
Я ответил:
- Знаю.
- Ну, раз знаешь, то расскажи.
- Александр Николаевич Вертинский, - начал я, - яркий представитель «серебряного века».
- И это всё? Может, как-нибудь доступней и попроще. Мы ведь люди малограмотные и необразованные, «ниверситетов» не кончали и откуда нам знать, что такое « серебряный век»?
- Ну, и тёмный же ты человек, Лука. Ты что, литературу не учил?
- Почему не учил, учил. Но не было у нас такого века по литературе, понял?
Может и в самом деле не было, подумал я.
- Ну, да ладно, слушай. Это было время, когда творили такие поэты и писатели, как Блок, Ахматова, Мандельштам, Булгаков, Цветаева и др.
- Так бы и сказал.
- А, я и говорю. Родился Вертинский в Киеве. Петь никогда не учился. Приехал в Москву и, имея артистические задатки, прибился к театру миниатюр, в котором стал петь пародии собственного сочинения. Имел немалый успех. После революции в числе звёзд русской культуры Шаляпина, Куприна, Павловой, Бунина и др. эмигрировал заграницу. Гастролировал по всему миру - в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Шанхае, Харбине.
В 1943г, когда Советский Союз воевал с Германией и западные союзники гадали: выстоит ли наше государство или нет, Вертинский обратился с письмом к Советскому правительству. В письме он просил позволить вернуться ему на родину. Его просьбу удовлетворили и он вернулся. Обрати внимание, что это был не 1945, а 1943год.
А теперь вперёд и попытайся достать билет. Думаю, что это не просто будет сделать.
Мне о билетах заботиться не пришлось. Моя мама в числе первых приобрела два билета на концерт ( папа был в командировке) через свою подругу Ольгу Яковлевну, женщину, знающую о новостях одной из первых.
Ура! Наша мечта сбылась. Мы с мамой сидим в седьмом ряду донецкой филармонии и с лёгким волнением ожидаем начала концерта. Зал полон, аншлаг. Наконец-то, пошёл занавес. На сцену выходит аккомпаниатор Вертинского Михаил Бросс и вслед за ним высокий, в элегантном чёрном фраке и ярчайшей белой манишке Александр Николаевич
Вертинский. Немолодое лицо, сутуловатый, в профиль - это римский патриций. Волосы приглажены гладко, но какой -то… отрешенный.
Мгновенно окинув взглядом притихший зал, он тихо произнёс грассируя: « Чужие города», а затем тихо запел:
« Принесла случайная молва
Милые ненужные слова:
Летний сад, Фонтанка и Нева.
Вы слова залётные ку-да…»
« Ку-да » он произнёс с продыхом и мы, зачарованные его голосом, забыли про всё на свете. Мы были в другом мире, загадочном и сладостном, мире, созданном Вертинским. Словно какое-то таинство пошло от него в зал. То, что он делал трудно определить словом « запел». В его лице, глазах, в поворотах головы, в жестах его выразительных, пластичных рук создавалась какая-то магическая атмосфера мелодии, содержания, ритма и танца. В нём играло всё: и поворот головы, и руки, и глаза, и вся фигура. Его исполнение производило потрясающее и неизгладимое впечатление.
После каждой песни под обвал аплодисментов он кланялся. Кланялся как-то своеобразно – чуть небрежно и чуть свысока. Отгремели аплодисменты, он выдержал паузу и произнёс: « Прощальный ужин ».
« Сегодня полная луна,
Как пленная царевна,
Грустна, задумчива, бледна
И безнадёжно влюблена.
Сегодня наш последний день
В приморском ресторане,
Упала на террасу тень,
Зажглись огни в тумане.
Отлив лениво бьёт по дну
Узоры пенных кружев,
Мы пригласили тишину
На наш прощальный ужин…
Слушая его, я поражался, как неповторимо, своеобразно и изыскано звучали в его песнях отдельные слова и целые фразы. Всё было отточено и выверено. Какая прекрасная поэзия! «…луна, как пленная царевна…» или «…мы пригласили тишину…» До него я никогда не слышал, чтоб столь красиво и возвышенно звучала русская речь.
Я знаю, я совсем не тот,
Кто вам для счастья нужен
А он иной, но пусть он ждёт,
Пока мы кончим ужин.
Я знаю, даже кораблям
Необходима пристань,
Но не таким, как мы,
Не нам, бродягам и артистам.
И, конечно, же мы никогда не сталкивались с подобной манерой исполнения. Она была непохожа на всё то, что нам приходилось видеть и слышать ранее. Концерт продолжался, мы сидели очарованными и захваченными волшебным действием, воспринимая каждую песню, как маленький неповторимый спектакль. Всё происходящее казалось нам безупречным откровением и верхом виртуозности.
Часто вспоминая это необыкновенное выступление, я знаю, что мне необыкновенно повезло. Я видел и слушал Вертинского!!! Больше никогда подобного не будет. Со времени его концерта прошло более пятидесяти лет и такого второго, как он не появилось и, наверное, не будет никогда. А.Н.Вертинский – это явление единственное и неповторимое на все времена. Это гений, который в восприятии мира оказался универсалом, пронизывающим пространство и время своим искусством. Его гениальность объяла, казалось, необъятное – стих, сюжет, музыку, ритмы, жесты рук, движение глаз, динамику, взрывы эмоций. И это всё – целый театр одного актёра, гениального в своём исполнении. Как верно и точно сказала о нём его дочь Анастасия:
« Вертинский – это театр!
Вертинский – это эпоха!
Вертинский – это сама Россия!
Его поэзия, музыка, пение – это шедевр эпохи Русского Декаданса, последняя звезда на небосклоне Серебряного века России.»
С Игорем Лукьяненко я встретился на занятиях через два дня.
- Ну, был на концерте? – спросил я.
- Был.
- Что скажешь?
- Слов нет, я потрясен. А, что скажет шибко грамотный?
- Можно говорить много и долго, но я буду краток. Он – гений!
« Так редко поют красиво
В нашей земной глуши.
© Copyright:
Виктор Штода, 2016
Свидетельство о публикации №216071501603