Концерт Вертинского

Виктор Штода
               


Весть о предстоящих концертах А. Вертинского мгновенно разлетелась по городу. Я был уже не тот, что в 1950 году, когда вопрошал родителей об этом великом артисте. И, когда мой институтский товарищ Игорь Лукьяненко, спросил меня:
                - Ты знаешь что-нибудь  о Вертинском?
Я ответил:
                - Знаю.
                - Ну,  раз знаешь, то расскажи. 
                - Александр Николаевич Вертинский, - начал я, - яркий представитель  «серебряного века».
                - И это всё?  Может,  как-нибудь доступней и попроще.  Мы ведь люди малограмотные и необразованные,  «ниверситетов» не кончали  и откуда нам знать, что такое « серебряный век»?
                - Ну, и тёмный же ты человек, Лука. Ты что, литературу не учил?
                - Почему не учил, учил. Но не было у нас такого века по литературе, понял?
Может и в самом деле не было, подумал я.
                - Ну, да ладно, слушай. Это было время, когда творили такие поэты и писатели, как Блок, Ахматова, Мандельштам, Булгаков, Цветаева и др.
                - Так бы и сказал.
                - А, я и говорю. Родился Вертинский в Киеве. Петь   никогда не учился. Приехал в Москву  и, имея артистические задатки, прибился к театру миниатюр, в котором  стал петь  пародии собственного сочинения. Имел немалый  успех.  После революции в числе звёзд русской культуры Шаляпина, Куприна, Павловой, Бунина и др. эмигрировал заграницу. Гастролировал по всему миру - в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Шанхае, Харбине.
 В 1943г, когда Советский Союз  воевал с Германией и западные союзники гадали: выстоит ли  наше государство или нет, Вертинский обратился с  письмом к Советскому правительству. В письме он просил позволить  вернуться ему на родину. Его просьбу удовлетворили и он вернулся. Обрати внимание, что это был не 1945, а 1943год.
А теперь вперёд и  попытайся достать билет. Думаю, что это не просто будет сделать.
   Мне о билетах заботиться не пришлось.  Моя  мама в числе первых приобрела два билета на концерт  ( папа был в командировке)  через свою подругу Ольгу Яковлевну, женщину, знающую о новостях одной из первых.
   Ура! Наша мечта сбылась. Мы с мамой сидим в седьмом ряду донецкой филармонии и с лёгким волнением ожидаем начала концерта. Зал полон, аншлаг. Наконец-то, пошёл занавес. На сцену выходит аккомпаниатор Вертинского Михаил Бросс и вслед за ним высокий, в элегантном чёрном фраке и ярчайшей белой манишке Александр Николаевич
Вертинский. Немолодое лицо, сутуловатый,  в профиль - это римский патриций.  Волосы  приглажены гладко, но какой -то… отрешенный.
      Мгновенно окинув взглядом притихший зал, он тихо произнёс грассируя: « Чужие города», а  затем тихо запел:
          
                « Принесла случайная молва
                Милые ненужные слова:
                Летний сад, Фонтанка и Нева.
                Вы слова залётные ку-да…»

 « Ку-да » он произнёс с продыхом и мы, зачарованные его голосом,  забыли про  всё на свете. Мы были в другом мире, загадочном и сладостном, мире, созданном  Вертинским. Словно какое-то таинство пошло от него в зал. То, что он делал трудно определить словом « запел». В его лице, глазах, в поворотах головы, в жестах его выразительных, пластичных рук создавалась какая-то магическая атмосфера мелодии, содержания, ритма  и танца. В нём играло всё: и поворот головы, и руки, и глаза, и вся фигура. Его исполнение производило потрясающее и неизгладимое впечатление.
      После каждой песни под обвал аплодисментов он кланялся. Кланялся как-то своеобразно – чуть небрежно и чуть свысока. Отгремели аплодисменты, он выдержал паузу и произнёс: « Прощальный ужин ».
                « Сегодня полная луна,               
                Как пленная царевна,               
                Грустна, задумчива, бледна            
                И безнадёжно влюблена.            
               
               
                Сегодня наш последний день
                В приморском ресторане,
                Упала на террасу тень,
                Зажглись огни в тумане.
               
                Отлив лениво бьёт по дну               
                Узоры пенных  кружев,               
                Мы пригласили тишину               
                На наш прощальный ужин…         

Слушая его, я поражался, как неповторимо, своеобразно и изыскано звучали в его песнях отдельные слова и целые фразы. Всё было отточено и выверено. Какая прекрасная поэзия! «…луна, как пленная царевна…» или «…мы пригласили тишину…» До него я никогда не слышал, чтоб столь красиво и возвышенно звучала русская речь.
               
                Я знаю, я совсем не тот,
                Кто вам для счастья нужен
                А он иной, но пусть он ждёт,
                Пока мы кончим ужин.
               
               


                Я знаю, даже кораблям
                Необходима пристань,
                Но не таким, как мы,
                Не нам, бродягам и артистам.

И, конечно, же мы никогда не сталкивались с подобной манерой исполнения. Она была непохожа на всё то, что нам приходилось видеть и слышать ранее. Концерт продолжался, мы сидели очарованными  и захваченными волшебным действием, воспринимая каждую песню, как маленький неповторимый спектакль. Всё происходящее казалось нам безупречным откровением и верхом виртуозности.
Часто вспоминая это необыкновенное выступление, я знаю, что мне необыкновенно повезло. Я видел и слушал Вертинского!!! Больше  никогда подобного не будет. Со времени его концерта прошло более пятидесяти лет и такого второго, как он  не появилось и, наверное, не будет никогда. А.Н.Вертинский – это явление единственное и  неповторимое на все времена. Это гений, который в  восприятии мира оказался универсалом, пронизывающим пространство и время своим искусством. Его гениальность объяла, казалось, необъятное – стих, сюжет, музыку, ритмы, жесты рук, движение глаз, динамику, взрывы эмоций. И это всё – целый театр одного актёра, гениального в своём исполнении.  Как верно и точно сказала о нём его дочь Анастасия:
               
                « Вертинский – это театр!
                Вертинский – это эпоха!
                Вертинский – это сама Россия!

Его поэзия, музыка, пение – это шедевр эпохи Русского Декаданса, последняя звезда на небосклоне Серебряного века России.»
      С Игорем Лукьяненко я встретился на занятиях через два дня.
                - Ну,  был  на концерте? – спросил я.
                - Был.
                - Что скажешь?
                - Слов нет, я потрясен. А, что скажет шибко грамотный?
                - Можно говорить много и долго, но я буду краток. Он – гений!
                « Так редко поют красиво
                В нашей земной глуши.