Гиря Дикуля

Георгий Зобач
Столетие тяжелой атлетики праздновали в Ленинграде, городе где Владислав Францевич Краевский организовал свой первый кружок любителей силовой атлетики в России. Ряд торжественных мероприятий в эти дни проходили в нашем городе. Это Кубок СССР по тяжелой атлетике, торжественное заседание в институте физической культуры им П.Ф. Лесгафта. И апофеозом было представление в Ленинградском государственном Цирке.

Одним из организаторов этого праздника был Леонид Ферт. У нас были очень хорошие отношения. Да и со всей старой гвардией у меня были теплые и чистые отношения. Они наверное чувствовали, что я относился к ним с особым уважением. Он пригласил меня выступить с гиревым номером. На репетициях я имел честь быть представленным директору Цирка Алексею Анатольевичу Сонину. Прекрасный и душевный человек. Мы около часа с ним болтали в его кабинете. Он долго смеялся слушая мой рассказ о поступлении в «Вагановское» училище. Ведь он был выпускником этого заведения. Если я припомню подробности, читатель сможет узнать об этом в следующем рассказе.

Три дня репетиций в цирке. Там я увидел Валентина Дикуля и его реквизиты. Его инвентарь хранился в железном, с облупленной краской шкафу. Шары для жонглирования примерно по 15 килограммов и гиря, сейчас очень «знаменитая». Я только могу предполагать, что ее вес был ненамного больше 60 килограммов. У нас в зале была «самопальная» гиря весом в 51 килограмм. Я ее жал по пять раз в четырех-пяти подходах. Мог бы и больше, но не ставил себе такой цели. Эта гиря была не очень удобной для меня. А гирю Валентина Дикуля я поднимал на грудь двумя руками т.к. дужка у нее была для моей маленькой ладошки толстой. И жал с читингом (при помощи небольшого посыла в начале ногами) на три раза. Навряд ли я мог осилить гирю весом за 70 килограммов. Хоть и выполнил в этом году на чемпионате Ленинграда по гиревому спорту мастерский норматив, став серебряным призером.

Мне заранее выдали билеты на это праздничное представление для моих родных и знакомых.
 
В первом акте выступали спортсмены и Валентин Дикуль со своей программой. Второе отделение уже шло, как рядовое цирковое представление.

Выступление Валентина Дикуля начиналось с жонглирования шаров, скатывающихся с установки вроде горки. Затем ассистенты выкатили гирю, поместили ее вдвоем на небольшой деревянный помост. Подойдя к гире, Дикуль вырвал ее с небольшой раскачки и пошел с ней на вытянутой вверх руке к барьеру. Опустив гирю на барьер, он ушел в центр.
 
Сразу вспоминается: «Кто поднимет эти штанги и гири?», в исполнении Юрия Беляева, циркового силача в фильме «Эта женщина в окне».

Ошибки бывают у всех и в этот раз шпрехшталмейстер допустил грубую ошибку. Это не рядовое представление, это праздник тяжелоатлетов. Все билеты пошли на приглашения участникам Кубка СССР, также были приглашены ветераны силовых видов спорта, спортсмены и функционеры разных спортклубов города.

После слов шпрехшталмейстера на арену сначала вышли двое хлопцев, весящих не менее ста килограммов. Они грамотно перенесли гирю обратно на помост и стали ее поднимать. Я смотрел это представление уже из-за кулис и не помню сколько раз кто поднял. Но потом стали выходить еще атлеты и под счет публики поднимать эту гирю. Одно могу сказать точно, что счет колебался от 10 до 15 раз под бурные аплодисменты очень грамотной публики. Дикуль же покинул арену уже после второго участника.

Потом, когда я смотрел это выступление по телевидению, то это импровизированное соревнование не показали. Но показали выступление наших замечательных ленинградских спортсменов: Михаила Куликова, поднимающего 200 килограммов, Виктора Абаева с силовым номером, ну и, конечно, меня. Как меня было им не показать, когда сам Председатель Спорткомитета Ленинграда Степан Васильевич Сбитнев был главой на этом торжественном представлении, а это мой тренер.

Хотите верьте, хотите нет, но дело было именно так.

P.S. поверьте мне, человеку, не раз сталкивающемуся с работниками цирка, труд их достоин огромного уважения. Но никаких чудес не бывает. Цирк есть цирк! Великолепные спортсмены, уходящие на закате спортивной карьеры на цирковую арену, также показывали хорошие результаты спортивной подготовки по два представления в день и по пять раз в неделю. Но, естественно, эти показатели намного уступали показанным результатам на соревнованиях.

zgg . su