Принцесса и кухарка

Зия Мурадов
 
            (рассказ) моей маме.

       Принцесса  подошла ко мне со слезами на глазах, готовая разрыдаться:
-Что она хочет от меня ! Пусть перестанет ! Что я ей плохого сделала ?!

       Сначала о принцессе. Она, основное  действующее лицо моего рассказа. Есть еще персонаж, о котором узнаете по мере прочтения.    И еще. Никакой рассказ не  может быть интересен  без отрицательного героя или героини. Будет и  отрицательный персонаж. Но обо всем по порядку .

      Я сначала   «принцессу»  хотел назвать  «гадким утенком». Но потом подумав и вспомнив какая она , принцесса, была и в детстве красивая , передумал.  Она будет принцессой.

      Принцесса приходила с мамой. Тоже красивой. В ней, у мамы, была какая то теплая красота. Мягкие черты лица. Красивая линия губ. Миндалевидные глаза. Жгучие, черные волосы, которые передались и доченьке-принцессе.
С принцессой  я  общался  больше , чем с мамой. Принцесса рассказывала о школе,  друзьях,  фильмах, книгах. Мы с ней шутили, смеялись.  Девочки ее возраста бывают намного интереснее , чем мальчики. Разговорчивее, общительнее, даже умнее. Потом в какой то момент останавливаются в развитии и начинают уступать мальчикам.  Она же только приближалась  к этой  разделяющей черте.  С ней было интересно.   Дочка переняла все красивые черты лица матери, добавив немного  нежности еще и  по возрасту.  Огромные , черные глаза так и блестели и были наполнены детским озорством.

      Они, мама и дочка, всегда на полпути к музыкальной школе останавливались  у нас в ресторане  , усаживались поудобнее у барной стойки, я принцессе делал или фруктовый ,или молочный коктейль, мы с мамой перекидывались парой незначительных  фраз относительно ее. Не знаю почему, но в музыкальную школу на  Баилово,  они всегда ходили пешком, с обязательной остановкой у нас.  Пока я там работал. Вечно в одном и том же месте работать не получается и не хочется. Я поменял работу после семи лет отработанных по полной программе, без выходных и почти без отпусков.  А последние два-три года , до ухода с той работы, мама с дочкой уже не приходили. Не знаю почему. Может дочка  закончила учебу в музыкальной школе.
Я уже работал в кафе.  Барменом, менеджером, закупщиком . Отдавался работе полностью. Набирал работников, увольнял, воспитывал, наказывал.  В основном, ребята были  очень  хорошие. Честные , порядочные, умные, образованные. Сейчас , таких днем с огнем не найдешь. Зарплаты были невысокие. Но как то всем хватало. Бывали и неудачные кадры. Не везло с поварами.  Остро встал вопрос после ухода уже третьего . Работа поваров была не очень сложной. Им  приходилось делать самые обычные сэндвичи.  Для профессиональных  поваров  это было как то не интересно. И они уходили в рестораны. Иногда даже на меньшую зарплату, лишь бы было интереснее.   Последний уходящий повар посоветовал больше не брать профессионалов, а использовать  девушку, которая мыла посуду.  Тем более , она все время помогала поварам, и почти наизусть знала все рецепты. Обещал, что доучит ее и она прекрасно справится с работой.
 
     Теперь, я должен рассказать про кухарку ,  о том , как она появилась у нас на работе. Ее привел водитель хозяина, порекомендовал, попросил взять на работу, мыть посуду. Ну, если сказать, что у нас , и не только у нас, многие водители больше работают по трудоустройству знакомых, это  будет не новостью ни для кого. Как говорится, ближе к телу.  По моему к его телу она когда то была намного ближе, чем водитель к хозяйскому.  Если выразиться помягче, то у них когда то были близкие отношения. И он оплатил ей трудоустройством.  Отвязался.
Иногда так везет.
 
     Ей было тогда  около тридцати лет . Замужем не была. Девушкой тоже. Кое какие детали ее биографии начали потом выясняться, по ходу дела. Звали ее не так , как она представилась. В паспорте было написано другое имя, очень близкое по звучанию к слову «умница». Я буду ее называть кухаркой. Но может иногда «умницей». У нее была не очень то благополучная семья. Отец пил. Мама была психически неуравновешенной. Ее периодически лечили  в стационаре, иногда отпуская домой, где она устраивала родным несладкую жизнь.  Ее старшая сестра  вышла замуж обманом, переспав с будущим мужем, и якобы забеременев от него, хотя была беременна от предыдущей неудачной любовной  связи.  Полная каша в семье. Жили в одном из близлежащих поселков .  Наша кухарка говорила на ужасной смеси азербайджанского и русского языков, вставляя азербайджанские окончания  к русским словам. «Жарит эледим», «смешат элейирсен», «собственни ресептим».   Вот примерный словарный запас и способ передачи  мыслей. Глаза ее  бегали при виде любого мужчины, по ее мнению, способного с ней переспать. Но , не в моих правилах ковыряться в личной жизни работниц. То, что я узнал про нее, я узнал не благодаря  моему любопытству, а благодаря ее несдержанному языку. Абсолютно не задумываясь, она всё всем рассказывала, со всеми обсуждала свою неудачную жизнь и мелкие проблемы. А обсуждала не очень то хорошие темы, и  не только свои проблемы, но и клиентов. Как они одеты, кто с кем гуляет. Кто с кем сколько раз приходит. Кто с кем кому изменяет.  А все бы нипочем, если бы она все это делала в узком кухонном кругу. Иногда, она даже давала знать свое отношение кому то из клиентов, буквально в глаза обсуждая их. Была бы кухня в закрытом месте, то никаких проблем не было. А так, она была расположена в коридоре, прямо в проходе между двумя залами.
 
     Ну пока оставим и кухарку в покое. Временно.  На короткое время.
Дети очень быстро растут. Это особенно заметно, когда несколько лет подряд не видишь кого то из них. И вдруг перед тобой встает вполне сформировавшийся молодой человек и обращается к тебе как дядя, с указанием имени . «Дядя …, вы меня не помните?», притом с лучезарной улыбкой, сквозь которой чувствуется что то знакомое, но никак не берешь в толк. Кто это ? Кто то, кто тебя знает и очень хорошо относится. Что то знакомое, но ускользающее. Тогда он начинает рассказывать : «Помните, вы в баре работали, а мы приходили с родителями, они усаживались за стол, а мы за барную стойку, а вы с нами шутили, веселились. Нам всегда нравилось именно у вас посидеть, в баре. Помните…». И описывает ситуацию, и ты начинаешь вспоминать этого молодого человека, который несколько лет тому назад  был самым обычным мальчиком, сидевшем за барной стойкой,  в компании таких же веселых , беззаботных , шумных детей.  И ты улыбаешься, вспоминая и себя, и его, и обстановку веселья, начинаешь немного даже ностальгировать по этому поводу. Чувствуешь, что ты немного постарел. Ведь только быстрорастущие дети тебе и напоминают про возраст. Я еще не говорю про собственных детей.  Пока ты не женат и не имеешь детей, тебе кажется , что ты не стареешь. Как только появляются дети, включается счетчик, который  указывает на твой все растущий  возраст.
Одна из таких встреч случилось и с принцессой. Но я ее узнал сразу. Ее ангельское лицо почти не изменилось. Появилась резкость в линиях. Она стала определенно взрослой. И, немаловажная деталь: Она была одета в восточном стиле, почти с покрытой  головой. Я списал это на увлечение новой модой среди молодежи, на самовыражение. Мы поздоровались, улыбнулись друг другу. Когда она уходила, я еще передал ее маме привет. Она стала приходить почаще. Каждый раз повторялась одна и та же процедура, с передачей привета ее маме.
 
     В очередной раз, все пошло не так. Она подошла ко мне со слезами на глазах, готовая разрыдаться:

     -Что она хочет от меня ! Пусть перестанет ! Что я ей плохого сделала ?!
    
     Мне пришлось выяснять в чем дело.  Оказалось, что  наша кухарка на протяжении долгого времени втихаря издевалась над принцессой. Ну вы знаете, как могут женщины  делать это! Тут словечко, там намек, «ненароком» брошенная фраза, вроде бы не относящаяся к ней. И довела принцессу до истерики. А принцесса молчала из за меня. Не хотела довести до скандала из уважения ко мне. Но всему есть предел ! Даже дойдя до последнего, принцесса решила все таки обратиться ко мне. Наша «умница» буквально измывалась над ее манерой одеваться, разговаривать. Ее парень тоже был объектом насмешек, подруги тоже не были забыты.
 
      Вы можете себе представить мое состояние, и все то, что я кухарке высказал. Возмущению не было предела, так же как и словам, выражениям, которые я использовал.  Запретил что ни будь про кого ни будь говорить вообще, предупредил, что это последний раз слышу подобное, рассказал о том, что я ее , принцессу, знаю с детства, что она буквально росла на моих глазах, что она мне почти как дочь, что я знаю ее маму, что мы в хороших отношениях. Если коротко…испугал, предупредил, наказал, «отомстил».  И отпустил на свое рабочее место с последним предупреждением.

      Зло было наказано. Принцесса немного пришла в себя, поблагодарила, еще раз извинилась, что вовлекла меня в  этот разговор, что по другому уже не могла, спасибо еще раз, и все такое. К концу разговора , я как всегда передал привет ее матери и услышал в ответ:

     -Вы извините, я вам не говорила, как то не получалось, я не хотела вас  тревожить…вы знаете, моя мама уже год как умерла.
     -Как?! Почему?! Что случилось?!- Моя первая реакция.
     -Она болела. Долго. Вы знаете, она была наверно лучшей мамой на свете.  Конечно, все считают свою маму самой лучшей. Я не в том смысле. Она знала про свою болезнь. Мама  знала, что ей недолго осталось жить. Я узнала об этом потом, после ее смерти.  Она меня конечно баловала, но и спуску не давала, водила по всем курсам, по английскому языку, компьютерным. Благодаря ей , у меня сегодня есть работа, знания, и я могу содержать саму себя. Вы еще раз извините, что раньше не сказала. Спасибо еще раз.

     Мысли так и вертелись в голове, вперемежку с разными чувствами. Негодование сменялось жалостью, жалость  грустью, грусть  переходила в восхищение, восхищение сменилось  уважением и  почтением к уже умершей маме принцессы, которой я после ее смерти посылал столько приветов. Я был в замешательстве. Долго не знал, как реагировать на эту новость. До меня наконец то дошло, откуда у нее был этот восточный прикид, с элементами религиозной одежды. Скорее всего принцесса увлеклась религией  именно после смерти мамы.

      Я стал вспоминать маму принцессы...

      Невысокая, как и дочь, мама  была скроена идеально для своего роста. Пропорции были идеальны для молодой женщины. Ничего лишнего. Еще в ней чувствовалась какая то недосказанность, не договоренность. Она , как будто хранила в себе какую то тайну, мудрость, которую я не постигал. Она знала что то такое, о которой я не имел никакого представления. Что то спрятанное за семью печатями, глубоко затаенное. Чувствовалось , что  внешнее спокойствие покрывает какую то внутреннюю то ли  силу, то ли борьбу . Она предпочитала больше молчать, чем говорить.  Но то, как она относилась к дочке, могло быть примером для любого родителя. Спокойное, доброе, терпеливое. Наверно ,так должны относиться все к своим детям, с пониманием  возрастных недостатков. Капризы полудетские, точно такие же темы, интересы. Она просто смотрела на свою дочь и любовалась ею.  Чувствовалось , что она у нее единственная любовь. Никакого мужчины рядом с ними никогда не было. Они всегда так и приходили, мама с дочерью.

     Я не нашел , что ей сказать, как ее утешить. Тем более, и скорее всего она сама уже успокоилась. Как то свыклась с потерей. Страшно привыкнуть к такому. Но чему человек только не привыкает?!

     Но одно я знал точно.

     Знал бы где она похоронена, наверно пошел бы туда, навестил бы ее, положил бы цветы  на ее могилу ,в  знак глубочайшего  уважения не напрасно прожитой, короткой, но великой жизни.
 
     Жизни самой лучшей мамы на свете.

Зия Ф.М.
Баку. 27.12.2014.