И Аз воздам. Предисловие

Томас Твин
                Что возбуждает ум сильней? Что манит так неодолимо?
                Дела давно минувших дней от сотворения до Рима.




                И АЗ ВОЗДАМ



                Нередко пастырь правит бал в покоях Клио. Ему вольготно там:
                он знает ход вещей,
                их тайный смысл и тайные стремленья,
                и света первый день, и светопреставленье.
                Он знает многое — ему порукой Бог,
                но здравым смыслом пастырь пренебрег. 



                * * * * * * * * * * * * * * * * *




        Исследуй глубины Божии не по человеческим теориям,
               
        а по Его Собственным словам
               
        .     Чарльз Кигслей


ИЩИТЕ, ДА ОБРЯЩЕТЕ


            Эта книга – о воздаянии, о том, во что так или иначе верит огромное множество людей. Квинтэссенция опыта или всеобщее заблуждение, предмет веры или разума? Размышляя над этим, нельзя обойтись без свидетельств, а самые авторитетные из них, конечно же, библейские.

            В сокровищнице культуры Библия по праву занимает одно из самых почетных мест. Многие поколения обращались к этому неиссякаемому источнику мудрости и всякий раз получали новые ответы на вечные вопросы. Ученые-талмудисты, последователи Каббалы, иеговисты, христианские теологи – все они настойчиво искали глубинные смыслы Откровения.

            Наша задача куда скромней. Смыслы смыслами, а факты фактами. Хотелось бы сперва восстановить те давние события, из коих выросла идея воздаяния. Иными словами, - добраться до истоков ветхозаветных сказаний, истоков не официальных, а вполне реальных. (Слава Богу, Библия предоставляет для этого богатейший материал) Потом, в случае удачи, деидеологизированные исторические реконструкции можно использовать для ответа на поставленный в начале вопрос.

            Читатель вправе усомниться: стоит ли ворошить былое, давным-давно объявленное догмой. Ужель не братоубийствовал Каин, не плыл ковчег, не буйствовал Халдей? Не вознамерились ли мы расшатывать устои, освященные традицией, а зачастую – и внебиблейскими источниками?

            Нет, наша цель в другом. Она, по сути, противоположна и тотальному отрицанию, и ярой апологетике. Крайности недопустимы, когда имеешь дело с таким исполином, который держит на своих плечах немалую часть мировой культуры. И все же следует признать, что многие неясные места и постулаты этого грандиозного произведения до сих пор не получили исчерпывающего объяснения. В особенности это касается роли сверхъестественного.

                Откуда появилось Зло, коль создан мир из Ничего и Созидатель мира благ?
                Почему Человек – творение, образ и подобие Божие - упорно преступает Закон (извращает пути своя)?
                Несет ли он за это ответственность, ежели пути его предопределены (даже волосы на голове все сочтены)?
                Существует ли справедливость на этом или том свете?

           Подобные вопросы Вседержитель оставляет без ответа (вспомним хотя бы отчаянную мольбу Иова, Ездры, Даниила), поэтому пытливые умы вынуждены решать их самостоятельно. Что удается прояснить, обычно преподносят как Промысел Божий, а остальное торжественно объявляют заповеданной тайной, ибо сакральное не терпит пустоты. И первое, и второе по сути - дерзость и гордыня: авторам, якобы, ведом и Высший Промысел, и Высший же Запрет! В отличие от них мы не станем «надмеваться» и разгадывать замыслы Всевышнего, а ограничимся исследованием текстов – проследим, как поступают действующие лица, и вскроем их роли и цели. Не станем и множить тайны, преувеличивая значение пропусков, купюр и умолчаний: они могли быть обусловлены самыми разными (в том числе и сугубо земными) причинами.

                Не всякую лакуну следует автоматически зачислять в разряд Великих Тайн. То, что пропущено в одном
                сюжете, нередко появляется в другом или, к примеру, в апокрифах. Далеко не все изложено в Библии
                прямо, многое дано иносказательно, многое читается меж строк и рассчитано на некоторое усилие. И в
                целом, и в деталях Слово Божие обращено к человеку, его разуму и чувству. Даже те откровения, которые
                «запечатаны» до «отдаленных времен», кто-то когда-то распечатает и «уразумеет»*. Да и зачем создателям
                Книги (кто бы они ни были) возвещать людям то, что никем и никогда не будет понято?

                Не очень корректны и ссылки на какую-то особую, «нечеловеческую» логику Небес. Библия настойчиво
                разъясняет нам смысл Божьей Справедливости, и та кажется простой и понятной: убил скотину – заплати,
                убил человека – умри, прелюбодейку истреби, хулителя казни. … Не нарушай сам и не попускай другим,
                иначе Верховный Судия сурово покарает тебя. Сурово и неотвратимо.

           Возвращаясь к анонсированной теме справедливости и воздаяния, отметим, что она пронизывает многие ветхозаветные сюжеты и всякий раз их анализ вызывает некоторое недоумение.

                Для чего, допустим, Бог сажает в Раю два опасных дерева?
                Почему потомки Каина-убийцы успешно размножаются, а детей Сынов Божиих Он топит вместе с их
                растленными родителями?             
                Почему за грехи людей гибнут флора и фауна?
                Почему Вседержитель не наказывает Моисея за уничтожение священных скрижалей, а у Озы отнимает
                жизнь за одно прикосновение к ящику, в котором их везут?
                Отчего так страшно – смертью – карает Бог Надава и Авиуда (за «не тот» огонь в кадильнице) и
                сторонников Корея (за критику Моисея)?
                Почему Аарон не несет никакой ответственности за изготовление золотого тельца, а его соплеменники
                гибнут тысячами?**
                Зачем Бог велит Моисею сделать несоразмерно большой и тяжелый ковчег для Декалога, а остальные
                святыни тот полагает снаружи?
                И т. д. и т. п….

--------------------------------------------------------
        *«И отвечал он: "иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени. Многие очистятся,
             убелятся и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет
             сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» (Дан 12:9-10)
        **Зато левитов, поклонявшихся идолам, Всевышний «наказывает» тем, что ставит их стражами при храме!
--------------------------------------------------------


            Вот эти конкретные вопросы и стали отправным пунктом этого исследования о соотношении человеческого и сверхчеловеческого в библейском Житии. Пытаясь разобраться, я обращал внимание на редкие природные явления и на ловкие мистификации, поданные или воспринятые как чудо. В конечном итоге роль трансцендентального показалась мне сильно преувеличенной. Раз за разом страхи и страсти творили историю, не испрашивая позволения у "кураторов" из иных миров. Так вышло в Эдеме, так повторилось в Египте и продолжалось в Вавилоне…
               

============================================
                Ветхозаветные сюжеты –
это сакрализованные исторические свидетельства
            с измененными каузальными связями
============================================

       Чтобы убедиться в справедливости сказанного, достаточно изучить тексты ВЗ тщательно и, по-возможности, непредвзято. Правда, на практике одолеть или хотя бы ограничить собственную тенденциозность удается с трудом. (Видимо, по этой причине многие экзегеты смешивают буквальное и символическое прочтение, посильные эпизоды подробно объясняют, а сложные возводят в ранг неисповедимых или подыскивают для них «лучший» перевод, а то и попросту корректируют «неудобные» тексты)
      Чтобы избегать подобных вольностей и в меру сил сохранять объективность, будем в дальнейшем придерживаться трех принципов.

---------«БУКВАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ»:
предметом анализа и реконструкции станут только релевантные библейские события – те, что происходили в мире объективной реальности или ее подобия (НАЯВУ, а не во сне или в трансе). В Библии такой мир, безусловно, существует и занимает значительное место. Следы его заметны с первых же страниц – и в локализации Эдема, и в «экспроприации» ребра… Особенно уплотняется он в хрониках – так называемых Книгах Царств, которые пестрят именами, числами, географическими названиями, деталями болезней и подробностями битв*. Адепты Писания по сей день веруют в абсолютную достоверность необычайных ветхозаветных событий, происходивших там.

                Не в переносном, а в самом буквальном смысле, согласно традиции, творил Создатель Еву из ребра Адама,
                выносил приговор Каину и охлаждал раскаленную печь на поле Деир. Не в виртуальном, а реальном мире
                горел терновый куст на горе Хорив и проступали роковые слова на стене чертога царского.

Свидетели чудес оттого и трепетали, что наблюдали их в своем посЮстороннем бытии, среди обычных вещей, вопреки законам природы, здравому смыслу и повседневному опыту…. 
Вот этот как бы реальный мир мы и будем исследовать, принимая его БУКВАЛЬНО – таким, каким он предстает на страницах Ветхого Завета.

--------- «ПРЕЗУМПЦИЯ ПРАВДЫ»:
будем учитывать каждое утверждение, каждую деталь, которые не противоречат другим свидетельствам ВЗ (более многочисленным и весомым).
Постараемся факты не выбирать и не пропускать, а мнения авторитетов уважать, но проверять. Время от времени придется спорить даже с главным авторитетом – устоявшимся мнением, если оно слишком отклонится от первоисточника. Иначе и быть не может: первое слово в споре принадлежит очевидцам. Но и они могут напутать, рассказать правду, но не всю правду и не только правду, поэтому ко всем свидетельствам будем относиться с осторожностью.

---------Наш третий (и последний) принцип можно, пожалуй, назвать ДОГМАТОМ О ДОГМАХ. Суть принципа состоит в том, что догма нерушима, то есть в тексте, пропитанном догмами, любое отклонение – нонсенс, и его следует рассматривать с лупой в руках, отделяя сами события от их трактовки, предположения - от свидетельств, ангажированных свидетелей - от нейтральных и т.п.

                Не может милосердный мучить кого-то, праведный не богохульствует, а честный не подличает. Таков их
                склад. В условиях чрезвычайных они, конечно, могут преступить черту, но только после тяжелой,
                мучительной борьбы с самим собой. Иначе говоря, - даже в безвыходной ситуации они не
                мучат из любопытства, не возводят хулу без трепета, не лгут без угрызений совести. 
               
Суммируя все вышесказанное, повторим еще раз, что в данной работе исследуются сюжеты Ветхого Завета и все перипетии воспринимаются не символически, а БУКВАЛЬНО. Другими словами, события, действующие лица, контекст и детали имеют смысл сами по себе, то есть являются означаемыми, а не знаками чего-то иного.
Эти хрестоматийные библейские тексты, предположительно, являются сакрализованными историческими свидетельствами с измененными каузальными связями. Прошлое отразилось там адекватно, но неполно, что исказило всю картину. Однако недостающие факты можно почерпнуть из внебиблейских источников и затем, путем рассуждения и сопоставления, восстановить утраченное.
Восстановлению (исторической реконструкции) подлежит только часть Писания. Пророческие видения и вещие сны рассматриваться нами не будут, поскольку они, безусловно, требуют иного подхода. Мы же займемся делами земными.

--------------------------------------------------------
        *«Был один человек из Рамафаим - Цофима, с горы Ефремовой, имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия,
            сына Тоху, сына Цуфа, - Ефрафянин; у него были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана; у
            Феннаны были дети, у Анны же не было детей. И ходил этот человек из города своего в положенные дни
            поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом; там [были Илий и] два сына его, Офни и
            Финеес, священниками Господа» (1 Цар 1:1-3)      
          «И встал Самуил и пошел из Галгала в Гиву Вениаминову; а Саул пересчитал людей, бывших с ним,
            до шестисот человек. Саул с сыном своим Ионафаном и людьми, находившимися при них, засели
            в Гиве Вениаминовой;
            Филистимляне же стояли станом в Михмасе. И вышли из стана Филистимского три отряда для
            опустошения земли: один направился по дороге к Офре, в округ Суаль, другой отряд направился по
            дороге Вефоронской, а третий направился по дороге к границе долины Цевоим, к пустыне. Кузнецов не
            было во всей земле Израильской; ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья.
            И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои
            топоры, и свои кирки, когда сделается щербина на острие у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров,
            или нужно рожон поправить. Поэтому во время войны не было ни меча, ни копья у всего народа, бывшего с
            Саулом и Ионафаном, а [только] нашлись они у Саула и Ионафана, сына его» (1 Цар 13:15-22)
--------------------------------------------------------


Опираясь на канон, апокрифы, мифы и хроники, попробуем уловить в древних письменах Реальное, методично отделяя от него Легендарное.

                Пускай владеет душами Иное,
                Но у земного есть свои права.
                Не подотчетен Богу шум прибоя
                И без Него опять растет трава.

Вот и поделим все, как Он желал, - Богу богово, а Человеку человеческое. Тогда прояснится и главное: кто, кому и за что воздает.



(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см.на сайте tomastwin.wix.com/history)